Вход Peгиcтрaция
Путеводитель Форум Блог Новости Виза в Индию   Реклама

Статьи о Непале › Горы, буддизм, индуизм.

Almazoff м
Карма 6
19 фев 2015 08:29
 
Королевство Непал изменило своим традициям и стало демократической республикой в конце декабря 2007 года. Но при этом не изменило традициям гостеприимства. Государство в самом сердце Гималайского региона привлекает ежегодно более полумиллиона туристов со всего мира. Пляжей там, разумеется, нет, и огромных рынков для любителей шоппинга тоже, тем не менее, туда едут.

Гималаи, как много в этом слове! Или мало? Что мы знаем об этом регионе? Самая высокая горная система мира на стыке Центральной и Южной Азии, где-то в центре Евразии. Где-то там загадочный Тибет и самая высокая вершина мира, гора Эверест. Если говорить об этимологии слова, то с хинди оно переводится как «обитель снегов». И это верно. В Гималаях расположены 10 из 14 самых высоких вершин мира, высотой выше 8000 метров. С другой стороны корень слова «алайя» переводится как «хранилище», и хранит этот горный регион не только запасы пресной воды. Проживающие в регионе буддисты используют слово «алайа-виджняна», что переводится как «сознание-хранилище». И если не вдаваться в подробности, то «алайа» это хранилище всех древних знаний, истории и богатой культуры. Ну и снега, конечно.

Я всегда хотел попасть в Гималаи и Тибет. В первую очередь из-за расположенных там восьмитысячников. Мечта любого альпиниста, в том числе из команды алматинского ЦСКА, в которой я длительное время занимался, взойти на Эверест или, по крайней мере, оказаться у его подножия. Со стороны Тибета у подножия я бывал дважды. Со стороны Непала еще предстоит, и надеюсь, удастся попасть на вершину. Казахстанцы уже много раз совершали восхождения на самую высокую вершину планеты. Самой массовой и успешной была экспедиция 1997 года, под руководством заслуженного тренера СССР Ерванда Ильинского. Тогда на вершину поднялось 10 человек, в том числе и Людмила Савина, которая стала первой женщиной из Казахстана на вершинах выше 8000 метров. Мне же предстоит взойти на Эверест в рамках популярной международной альпинистской программы «7 вершин», которая подразумевает восхождения на самые высокие вершины семи континентов планеты.

Эверест можно увидеть в хорошую погоду из окна пролетающего над Гималаями самолета. Воздушный коридор из Средней в Юго-Восточную Азию проложен как раз над этим регионом. А так же если лететь из столицы Тибета города Лхасы в столицу Непала Катманду.

В Непал можно попасть как по земле, так и по воздуху. Для казахстанцев самый простой вариант долететь до индийского Дели компанией AisAstana и далее до Катманду. Рейсы Дели-Катманду выполняются многими авиакомпаниями в течение дня. Также можно воспользоваться услугами AirArabia и лететь из Астаны, Алматы и Чимкента через Шарджу. Непальская виза получается по прилету, без каких-либо сложностей, сроком минимум на 15 дней, за 20 долларов. Также можно пересечь индийско-непальскую границе в районе нескольких довольно далеко отстоящих друг от друга населенных пунктов. Но такой переход границы для «экстрималов», которые комфортно чувствуют себя в "Incredible India". С другой стороны Непал своим «хаосом» не очень отличается от соседней Индии, так что предварительный опыт не помешает.

Самый популярный пограничный переход Санаули (Индия) – Белахия (Непал) представляет собой длинную базарную улицу, разделенную пограничной заставой. В Суноли (так произносится это название) можно доехать из индийского Варанаси (самого древнего и до сих пор населенного из ныне существующих на Земле городов) на автобусе (отправление в 18.00, приходит затемно утром). Если приехать на этом автобусе, то придется в потемках искать границу, легче всего пристроится к группе индусов, которые знают, как пройти по задворкам. Рикшу лучше не брать, идти очень близко. Пользуясь незнанием и растерянностью туристов, извозчик берет за свою работу втридорога. И придется ждать, пока проснется пограничник. Пункт миграционного контроля представляет собой малозаметную среди базарной белиберды будку. Стоимость непальской визы нужно заранее приготовить в долларах и без сдачи, а также иметь пару фотографий три на четыре. Граница пересекается пешком. И уже от автостанции можно на автобусе или маршрутке начать свое передвижение по стране.

Со стороны Тибета тоже можно попасть в Непал, по так называемой «дороге Дружбы», но тут много минусов. Во-первых, попасть в Тибет довольно непросто, нужны специальные разрешения (пермиты) для посещения Тибетского автономного региона Китая. А во-вторых, дорогу регулярно размывает паводками и заваливает оползнями. Последний оползень перекрыл дорогу с непальской стороны в июле 2014-го и до сих пор не расчищен. Также в планах Китая построить железную дорогу Лхаса-Катманду и постепенно этот план реализовывается. На территории Тибета строительство идет полным ходом, а вот строительству в Непале сильно препятствует Индия, исходя из политических мотивов. Но когда дорогу закончат, и не только непальский участок, а еще и киргизско-китайский кусочек Нарын-Кашгар, то теоретически казахстанцам можно будет попадать в Непал таким путем. Тем более что между Алматы и Катманду не такое уж и большое расстояние. 1900км, меньше чем от Алматы до Атырау.

Я побывал в Непале дважды, и в первый раз я пересекал границу по земле именно на участке Санаули – Белахия. Главной целью моего путешествия два года назад было посещение буддийских мест Индии и Непала. В первую очередь мест связанных с жизнью Будду Шакьямуни. Непал можно считать родиной буддизма, потому что исторический царевич Сидхартха родился на территории современного Непала, в приграничном городе Лумбини. Конечно, 2500 лет назад никакого королевства и уж тем более демократической республики Непал не было. И от королевства Шакья остались только археологические раскопки. Но до сих пор место рождения Будды привлекает десятки тысяч паломников со всего мира. Вокруг храма на месте рождения построено несколько десятков храмов и монастырей различных буддийских школ. Туристы и паломники могут остановиться как в монастырях, так и в гостиницах вокруг. Лумбини находится в 20 км от пограничного пункта. Большинство мест связанных с жизнью Будды все же находятся на территории Северной Индии.

Не менее самого храмового комплекса впечатляет поездка от границы до Лумбини по проселочным дорогам, по обе стороны которых стоят крестьянские домишки, напоминающие жилища дядюшки Тыквы из «Чиполлино». Во многих деревушках нет электричества. Наделы под сельскохозяйственные культуры небольшие – местность часто заболоченна. Определенно, Непал беден, даже очень. Но в нем нет той кричащей нищеты, что поражает в считающейся более благополучной Индии. Проявляется сдерживающее влияние гор и буддистской религии. Поэтому бесконечные «Намасте!» - приветствие, с которым, наряду с улыбкой, обращаются к случайным иностранцам встречные непальцы, не выглядит чем-то искусственным. Люди чрезвычайно приветливы и их улыбки подтверждают, что по-своему они счастливы. Непал входит в Топ-40 беднейших стран мира. С другой стороны не нужно идеализировать непальцев. Если отвлечься от упаковки, то внутри вы увидите обычных людей, которые могут быть духовными, тупыми, добрыми, жадными, умными, ревнивыми, щедрыми и пр. И смысла в их жизни в лучшем случае столько же, сколько и в жизни среднестатистического европейца. То есть очень мало.

20 процентов населения Непала исповедуют буддизм. В основном это жители горных районов – шерпы, гурунги, тибетцы. Остальные 80 процентов населения в основном индуисты. Индуистами исторически были и правители Непала, короля повсеместно признавали инкарнацией верховного бога Вишну. Но последняя королевская династия Шах прекратила свое существование 1-го июня 2001 года, когда наследный принц Дипендра на традиционном обеде, посвящённом встрече всей королевской семьи, расстрелял всех присутствующих, а потом застрелился сам. При этом погиб король Бирендра и почти все члены фамилии. Дипендра формально пробыл королём ещё три дня, находясь в коматозном состоянии, а потом на трон вступил его дядя Гьянендра . Расстрел королевской семьи не то, что привел непальское общество в шок – этого просто не могло случиться в многовековой горной монархии. Первая версия о самопроизвольном разряжении автомата не выдержала никакой критики, народ ее просто не понял и, собравшись возле королевского дворца, потребовал сатисфакции. Выживший в бойне наследный принц Гьянендра, волей обстоятельств ставший королем, выдал другое объяснение достойное трагедии Шекспира: его брат, тоже наследный принц, обиделся на королеву-мать, неодобрившую его выбор невесты, и разрядил в нее автомат, заодно уложив и других попавших под руку членов благородного семейства, включая правящего монарха Бирендру. Дипендра был с 1990 года в любовной связи с Девиани Рана, с которой он познакомился во время учебы в Лондоне. Традиционно, род непальских аристократов Рана до 1951 года давал потомственных премьер-министров страны и являлся конкурентом королевского рода на власть в Непале, и королевская семья была категорически против этой женитьбы. Но большинство непальцев не без оснований считает, что истинный виновник трагедии как раз таки дядя Гьянендра, разом расчистивший путь к престолу. Истина до сих пор бродит где-то рядом.

На фоне гражданской войны, длившейся с 1996 года по 2006-й, и восстания маоистов эти события с королевской семьей привели к дальнейшей нестабильности. Но в 2007 долгожданные договоренности противоборствующих сторон были достигнуты, королевская власть упразднена, и Непал был провозглашен федеративной демократической республикой. Поток туристов за годы трудностей значительно снизился, но к чести всех участников конфликтов туристов никто не обижал. На подконтрольных той или иной стороне территориях с туристов брали причитающиеся 10 долларов и выписывали квитанцию, тем самым страхуя от последующих поборов. Упомянутый выше Ерванд Ильинский выделял на нужды революции не более пяти долларов с участника экспедиции. Маоисты вынуждены были идти на уступки.

От Лумбини до столицы Катманду всего 180 км, но преодолеть это расстояние быстро не получится. Узкие горные дороги, зачастую вызывающие страх у пассажиров своими обрывами, резкими поворотами и лихими водителями, а также невероятный трафик на подъеме от предгорий в долину Катманду. Население Катманду в 80-х годах прошлого века было не более 200 тысяч человек. А в наши дни, в связи с массовым переселением жителей страны из бедных в экономически более развитые регионы, численность населения города и пригородов превышает 1,2 миллиона. Хаос на дорогах, невероятная загазованность и горы вокруг (этим очень напоминает Алматы). И огромное количество памятников старины! Вся долина Катманду, включая города Катманду, Лалитпур и Бахактапур включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если не разбираться в тонкостях буддизма и индуизма, то внешне большинство памятников Катманду похожи. Но понять разницу между принадлежностью памятников к той или иной религии можно по окружающей атмосфере. В индуистских храмах все жестко. Если ты не индуист ты не попадешь в храм Шивы или Кали, да и во все другие храмы остальных индуистских божеств. Нередки жертвоприношения, животных. На берегу реки Багмати протекающей в городе на территории храмового индуисткого комплекса Пашупатинатх посвященного богу Шиве каждый день проводятся кремации умерших. Несгоревшие останки скидываются в реку, которая продолжает свое неспешное течение по городу. Пашупатинатх является одним из самых важных и почитаемых мест связанных с культом Шивы (Пашупати, царя животных, или иначе господина живых существ), и не только в Непале, но и во всем мире. Здесь же можно столкнуться с так называемым «эстрадным индуизмом». На территории комплекса возле маленьких часовен посвященных Шиве всегда можно встретить садху, изначально странствующих йогинов-отшельников, которые в толпе туристов и паломников отшельниками вряд ли выглядят. При этом основным родом их занятий является фотографирование за деньги с туристами и курение марихуаны. При желании турист может приобрести ее тут же после фотосессии. И странствующими их тоже не назовешь, потому что приходят они сюда каждый день как на работу. Настоящих подвижников среди этих садху мало, но в целом это самые приветливые люди на территории индуистских храмов.

В свою очередь атмосфера буддийских храмов и памятников диаметрально противоположная. Больше пространства наполненного радостью, больше света, больше улыбок вокруг. Главными объектами поклонения в Катманду являются две древние Ступы, Боднатх и Сваямбунатх, символизирующие собой в первую очередь ум Будды, а также всю Вселенную. Это куполообразные сооружения, которые паломники традиционно обходят по часовой стрелке, повторяя чаще всего самую известную буддийскую мантру «Ом Мани Пеме Хунг» и делая в уме пожелания о счастье всех живых существ.

Ступа Боднатх одно из самых больших буддийских сооружений в мире. Вокруг нее расположено большое количество храмов и монастырей различных буддийских школ. Боднатх по праву считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в шестом веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники и великие учителя буддизма. Гуру Падмасамбхава, учитель из Северной Индии, который первым принес буддизм в Страну Снегов (Тибет), почитается как в Тибете так и в Непале как второй Будда. По одной из версий ступу Боднатх построила мать Гуру Падмасамбхавы. Ступа высотой 40 метров и 100 метров в диаметре. От ее вершины в разные стороны развешены молитвенные флаги «лунгта», развевающиеся на ветру, а по периметру более сотни молитвенных барабанов, которые крутят паломники, обходя вокруг ступы. И на самом верху нарисованы глаза изначального Ади-Будды, один из главных символов Непала.

Ступа Сваямбунатх расположена на высоком холме в восточной части Катманду, она намного меньше по размеру чем ступа Боднатх, но не менее почитаемая. Седьмой Далай-лама говорил, что эта ступа - источник счастья всего мира. Сваямбху значит "самовозникший". В Непале очень много всего «самовозникшего». Согласно преданиям настоящий комплекс был построен вокруг небольшой хрустальной Ступы, спонтанно возникшей на вершине этого холма, вокруг цветка лотоса, испускавшего свет. На месте долины Катманду в былые времена было озеро (и геологические исследования это подтверждают), посредине которого находился остров, который теперь холм. Хрустальная Ступа находилась на этом острове, когда Бодхисатва мудрости Манджушри увидел её по пути из Китая в Непал. Манджушри был так восхищён этой ступой, что подумал, как же сделать так, чтобы паломники могли посещать её. Он разсек своим мечом соседнюю гору и за четыре дня вода вышла из долины, образовав озеро Мадара в районе Чобар на Юго-Востоке Катманду. Чтобы подняться к ступе, надо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. При подъеме стоит быть внимательным не только из-за крутых ступенек. В роще на склонах холма обитает большое количество диких обезьян, которые хоть и не опасны, но могут вырвать из рук фотоаппарат или еду у зазевавшегося восходителя. Из-за обилия обезьян холм Сваямбху часто называют храмом Обезьян.

Большинство туристов не делают разницы между буддизмом и индуизмом. Но при этом считают, что хорошо разбираются в вопросе. Один турист спросил у местного буддийского Ламы: "А правда ли, что индуизм и буддизм это одно и то же и что различаются только терминология и "методы достижения нирваны"?" На это пожилой Лама минут тридцать терпеливо, с примерами объяснял, что это совершенно разные вещи. Мужчина все внимательно выслушал и в конце сказал своей жене: "Я же тебе говорил, что это одно и то же". И во многом тому виной экскурсоводы-непрофессионалы, которые в кипу с недостаточным знанием английского, порой несут такую вальпургическую чушь, что неподготовленному туристу очень легко запутаться. А различия между буддизмом и индуизмом на самом деле огромны.

Основная торговая и ночная жизнь Катманду проходит в районе Тамель. Он чем-то напоминает Мэйн Базар в Нью-Дели. Большое количество дорогих и бюджетных отелей, ночных клубов, ресторанов. Несмотря на то, что Непал трудно отнести к гастрономически развитым странам мира. Своей кухни там не изобрели, и все сводится в основном к индийским и тибетским заимствованиям. Самое популярное блюдо – дал бат. Это вареный рис, чечевичная подливка дал и небольшое количество адски острых тушеных овощей. Все без исключения непальцы едят это хотя бы раз в день.

Большинство иностранных туристов останавливаются именно в Тамеле. Многие европейцы остаются жить в Непале. И порой ведут себя странно. Иногда одеваются как садху. Иногда стоят на улице и играют на дудочке за деньги. Такому исполнителю, возможно, что-то и накидают в шапку просто из-за самого аттракциона, но особенного уважения от непальцев в такой ситуации не стоит ожидать, как бы хорошо ты ни играл. Для непальцев европеец это всегда "биг босс", так сложилось исторически, несколько столетий из Европы в Азию текли деньги и технические новинки. И любое "обазиатчиванье" со стороны европейца всегда комично, точно так же, как и попытки жителей Азии походить под "белых мистеров". Мы интересны друг другу, мы можем дополнять друг друга, взаимно учиться, но мы смотрим на мир сквозь разные очки и видим разное кино. Но, так или иначе, любого гостя Непала искренне поприветствуют «Намасте!», что в широком смысле означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе!»
Тибетская женщина
Тибетская женщина
Ступа Боднатх
Ступа Боднатх
Обезьяний Храм
Обезьяний Храм
Подношение света
Подношение света
Танцы Лам
Танцы Лам
Лумбини
Лумбини
Гималайская академия йоги
~ Случайные топики ~