Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Религия и эзотерика › Современный буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии

Карма 1427
21.11.2010
ВОСЕМЬ СТРОФ, УПРАЖНЯЮЩИХ УМ



СТРОФА ВОСЬМАЯ


May all this remain undefiled

By the stains of the eight mundane concerns;

And may I, recognizing all things as illusion,

Devoid of clinging, be released from bondage.

*

Если бы все это осталось назамутненным,

Незапятнанным Восемью Земными Беспокойствами;

Если б я мог постичь иллюзорную природу всех явлений,

Чтоб избавиться от зависимости, и быть свободным от пут.


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Далай-Лама в комментариях к Строфе Восьмой перечисляет Восемь Земных Беспокойств:

- испытывать душевный подъем, когда тебя хвалят;

- расстраиваться, когда тебя оскорбляют или недооценивают;

- испытывать счастье, когда переживаешь успех;

- впадать в депрессию, когда переживаешь поражение;

- радоваться, приобретая богатство;

- падать духом, когда становишься бедным;

- испытывать довольство, когда к тебе приходит слава;

- огорчаться, когда тебя не признают.

Намджонг-ла, намечая маршрут медитации в своих заметках, предлагает подумать над тем, сколько на самом деле времени и жизненной энергии мы тратим на эти Восемь Земных Беспокойств. Когда придет смерть, - говорит он, - то единственное, что будет иметь значение, - это добрые, мудрые и осознанные поступки, которые мы совершили за свою жизни. Но мы так поглощены Восемью Земными Беспокойствами, что ни до чего остального у нас просто руки не доходят.

В одной из буддийских молитв (The Graded Path to Enlightenment) есть такие слова:

This life is as impermanent as a water bubble;

Remember how quickly it decays and death comes.

After death, just like a shadow follows the body,

The results of black and white karma follow.

*

Эта жизнь мимолетна, как пузырь на воде;

Не успеешь опомниться, как начнется распад, и смерть придет.

Словно тень, следующая за телом, после смерти

Наша черная карма и наша белая карма следуют за нами.

И снова – Шантидева c его «лодкой человеческого тела»:

Now that you have attained the precious boat of a human rebirth,

Use it to liberate yourself from the ocean of suffering.

Such a boat will not easy be found again.

This is no time for sleep, you fool.

*

Человеческое тело подобно лодке,

в которой мы можем пересечь великий океан страданий.

Такую лодку нелегко будет найти снова,

так что нет времени спать, глупец!

------------------------

Бодхичитта переводится как «пробужденное сознание». Иногда переводят менее буквально, – «открытое сердце». Думаю, можно описать бодхичитту как орган, которым мы испытываем сострадание. Ну, вроде как глаза, которыми мы видим, или уши, которыми - слышим. Бодхичитту иногда сравнивают с родничком, с мягким темечком младенца, - до того, как затвердевают кости черепа. У нас у всех есть бодхичитта, но она заросла и покрыта скорлупой, - твердой, как скорлупа кокосового ореха. Родничок бодхичитты бьется под непрозрачным, непроницаемым, непробиваемым панцирем. От жизни к жизни этот панцирь становится только крепче.

Есть два вида бодхичитты: относительная и абсолютная. Относительная бодхичитта – это альтруистическое стремление достичь просветления, для того чтоб быть способным помочь всем чувствующим существам во всех мирах Самсары. Относительная бодхичитта есть сострадание. В семи первых строфах и в двух первых строках Строфы Восьмой говорится именно о ней; эти строфы и строки направлены на развитие относительной бодхичитты.

Абсолютная бодхичитта – это мудрость, познавшая Пустоту и постигшая истинную природу реальности.

Две последние строки Строфы Восьмой направлены на развитие абсолютной бодхичитты:

Если б я мог постичь иллюзорную природу всех явлений,

Чтоб избавиться от зависимости, и быть свободным от пут.

Медитация на две последние строки Строфы Восьмой является медитацией на Пустоту.

Из записей Намджонга-ла: «Пустота не есть ничто. Явления и предметы нашего мира, конечно, существуют, - однако же природа их существования подобна иллюзии; и то, каким образом окружающая нас действительность является либо представляется нашему сознанию, отнюдь не соответствует тому, каким образом эти явления и предметы существуют на самом деле».

Говорят, будто Будда, достигнув просветления, получил способность видеть истинную суть явлений и вещей. Зрение Будды категорически отличается от нашего, ограниченного и замутненного земного зрения, - наше скорее подобно слепоте.

Как бы это представить?..

Глядя на лицо своего собеседника, Будда одновременно будет видеть все лица этого человека в одном его лице, – от младенческого до детского до юношеского до зрелого до старческого. Все выражения этих лиц. Он будет видеть это лицо одновременно прекрасным и уродливым. Юным и старым. Счастливым – и искаженным болью. Смеющимся - и плачущим. Улыбающимся - и задумчивым.

Кроме того, он будет одновременно видеть лица всех тех существ, которыми этот человек когда-либо был – во всех своих прошлых жизнях. И, возможно, лица тех существ, которыми он будет – в будущих.

Лица счастливых богов,

и лица адских созданий;

лица людей,

и животных;

лица голодных духов,

и демонические лица ревнивых богов.

А еще он будет видеть лицо будды, которое спрятано под наслоениями всех прочих лиц. И – Пустоту, которой все эти лица являются.

Чтобы постичь Пустоту, нам надо научиться состраданию. Чтоб научиться состраданию, нам надо постичь Пустоту. Это не замкнутый круг. Это – разомкнутый круг: любая произвольно взятая точка на его окружности является открытой дверью.

Медитация на Пустоту помогает во всей полноте оценить подобную иллюзии природу окружающей нас реальности. Эта реальность настолько волшебна и чудесна, что мы можем позволить себе не обманываться видениями и призраками, не принимать фантомы за действительно существующие объекты, и не гнаться за отражениями, упуская из поля зрения то, отражениями чего эти отражения являются.

ВОСЕМЬ СТРОФ, УПРАЖНЯЮЩИХ УМ

СТРОФА ВОСЬМАЯ (еще раз)

Если бы все это осталось назамутненным,

Незапятнанным Восемью Земными Беспокойствами;

Если б я мог постичь иллюзорную природу всех явлений,

Чтоб избавиться от зависимости, и быть свободным от пут.

---------------------------

Вот, собственно, и все.

Конечно, завтра можно было бы начать сначала: вернуться к строфе первой и написать на нее новый комментарий, и снова пройти весь круг Восьми Строф от начала до конца. А потом – еще раз. И еще. Ведь медитация на Восемь Строф, Упражняющих Ум продолжается всегда; каждый день и каждую минуту, - если мы об этом помним, конечно.

ВОСЕМЬ СТРОФ, УПРАЖНЯЮЩИХ УМ

Хочу достичь высшей цели

Для блага всех чувствующих существ,

Которые дороже даже, чем исполняющий желания драгоценный камень.

Если бы я мог всегда помнить об этом.

Если б я всегда мог ставить себя ниже всех прочих,

С кем бы ни пришлось мне столкнуться.

Если б из самых глубин своего сердца

Я мог ставить других, - всех до одного, - выше себя.

Что бы я ни делал, если б я мог следить за своим сознанием,

И как только в нем возникнут иллюзии,

Несущие опасность мне или окружающим,

Если б я мог немедленно остановить и разрушить эти иллюзии.

Когда я вижу отталкивающих в своем несчастьи созданий,

Изнемогающих под гнетом страданий и бедствий,

Если бы я мог дорожить своей встречей с ними,

Словно случайно найденным драгоценным сокровищем.

Когда другие из зависти

Несправедливо оскорбляют меня, клевещут и гнушаются мною,

Если бы я мог сознательно принять поражение,

Отдав им победу.

Когда тот, кому я помог,

И на кого возлагал большие надежды,

Отплатит злом за мое добро,

Если б я мог видеть его лишь как своего драгоценного Учителя.

Если бы я просто мог дать радость и счастье

Всем моим матерям во всех мирах Самсары.

Если бы я мог тихо взять на себя

Все страдания и боль моих матерей.

Если бы все это осталось назамутненным,

Незапятнанным Восемью Земными Беспокойствами;

Если б я мог постичь иллюзорную природу всех явлений,

Чтоб избавиться от зависимости, и быть свободным от пут.

Спасибо, [info]vetka_twi
21.11.2010
vasta180460

Тонглен - таки терапевтическая практика от скупости и алчности ))

Daddy

Общаться с бирманскими монахами посчастливилось в Дарамсале. Паломников из Тая наблюдала в Лумбини.
Карма 300
22.11.2010
Enizma


Общаться с бирманскими монахами посчастливилось в Дарамсале.

До Бирмы я так и не добрался...

А был опыт посещения Бирмы?
22.11.2010
Daddy
был опыт посещения Бирмы?

Нет. Но бирманских монахов не забуду. Они произвели впечатление открытых, умиротворенных, доброжелательных людей. Несмотря на невероятный акцент, взаимопонимание возникло сразу. Мы были друзьями и попутчиками.

Моя подруга, снявшая документальный фильм о Бирме, отзывается обо всём народе как о святых.
Карма 300
22.11.2010
Enizma
Моя подруга, снявшая документальный фильм о Бирме, отзывается обо всём народе как о святых.

Можно ссылку на фильм?
Карма 525
22.11.2010
Enizma
Но бирманских монахов не забуду.

Да, видимо , в Бирме с религией все как-то неплохо налажено))

Мне вот в Пенанге бирманский храм больше всего понравился - и красивый (но они все там красивые), и атмосфера какая-то уж очень умиротворенная (прям шанти-шанти), и монахи там сидели народ благословяли - тоже очень милые. Очень там душевно. Рекомендую посетить всем, кто буудет в Джорджтауне. Адрес конечно не помню, но он напротив вата, где лежащий Будда (Reclining Buddha), его там еще иногда спящим называют и все знают, где он находится.
Карма 149
22.11.2010
vasta180460
Глядя на лицо своего собеседника, Будда одновременно будет видеть все лица этого человека в одном его лице, – от младенческого до детского до юношеского до зрелого до старческого. Все выражения этих лиц. Он будет видеть это лицо одновременно прекрасным и уродливым. Юным и старым. Счастливым – и искаженным болью. Смеющимся - и плачущим. Улыбающимся - и задумчивым.

Кроме того, он будет одновременно видеть лица всех тех существ, которыми этот человек когда-либо был – во всех своих прошлых жизнях. И, возможно, лица тех существ, которыми он будет – в будущих.

Лица счастливых богов,

и лица адских созданий;

лица людей,

и животных;

лица голодных духов,

и демонические лица ревнивых богов.

А еще он будет видеть лицо будды, которое спрятано под наслоениями всех прочих лиц. И – Пустоту, которой все эти лица являются.

Чтобы постичь Пустоту, нам надо научиться состраданию. Чтоб научиться состраданию, нам надо постичь Пустоту. Это не замкнутый круг. Это – разомкнутый круг: любая произвольно взятая точка на его окружности является открытой дверью.

Медитация на Пустоту помогает во всей полноте оценить подобную иллюзии природу окружающей нас реальности. Эта реальность настолько волшебна и чудесна, что мы можем позволить себе не обманываться видениями и призраками, не принимать фантомы за действительно существующие объекты, и не гнаться за отражениями, упуская из поля зрения то, отражениями чего эти отражения являются.

Замечательная иллюстрация для постижения Пустоты и Сострадания на практике! )))

Спасибо!
22.11.2010
Daddy
Можно ссылку на фильм?

Спрошу. Но она не каждый день в сетях, может отозваться через неделю-две..
Карма 149
22.11.2010
Enizma
Хотя под определение "презренная лень" подходит чуть ли не любая прагматическая, мирская активность...

Опять же всё зависит как на это посмотреть... У меня тоже одно время были ощущения, что буддизм несколько отстранен от какой-либо политической, социальной борьбы или движения или активности. Меня разрывали противоречия: ну как же так? то есть либо активист/ка, либо буддист/ка. Постепенно я примирила эти два аспекта и поняла, что одно другому не мешает, а даже наоборот взаимообогащает. Причем помогла мне в этом одна пожилая феминистка. Когда наше возмущение против сутильных проявлений патриархата, ранее нами незамечаемых, начинало обретать чрезмерно эмоционалную окраску, она нам говорила: "девочки, терпение, нужно культивировать революционное терпение". У меня как будто лампочка зажглась: "Эврика! Это же и есть буддизм: делать то, что нужно в данный момент, без страха и не ожидая результата". То есть с одной стороны, стараться иметь как можно более осознанную идею на перспективу, но не зацикливаться на её воплощении во что бы то ни стало прямо сейчас. И вместо того, чтобы навязывать или что-то доказывать кому-то, стараться просто объяснить себя.

Рита Гросс, кстати, в своей книге "Буддизм после патриархата" очень гармонично сплавляет буддизм и феминизм. Есть глава, которая так и называется "Буддизм - это феминизм". И действительно, буддизм располагает прекрасными инструментами для трансформации, применимыми в любой социальной сфере, где необходим диалог. Если в традиционно буддистских странах по каким-либо причинам мирская активность действительно считалась безмысленной тратой времени и энергии с точки зрения важности личной трансформации, то сейчас с распространием буддизма на Запад он становится настоящим союзником в трансформации общества.

Aspirina
3. Лень презренная. Она так называется, потому что святые её презирают. Заключается в том, чтобы тратить огромные усилия на то, что не заключает в себе истинной сути, например, во что бы ни стало победить наших врагов, помогать нашим друзьям, копить богатства и т.д., то есть заниматься тем, что мотивировано нашими привязанностями. Резульатами этих действий будут страдания. Если нами руководит эта лень, значит мы привязаны к причине страдания.

Опять же всё зависит от мотивации, одно дело тратить время в какой-либо активной социальной деятельности, чтобы что-то доказать самому себе ( а часто кому-то) и совсем другое - действительно вложить что-то от себя для счастья других.
23.11.2010
poisoned

Спасибо!))

Aspirina
Когда наше возмущение против сутильных проявлений патриархата, ранее нами незамечаемых, начинало обретать чрезмерно эмоциональную окраску, она нам говорила: "девочки, терпение, нужно культивировать революционное терпение"

Имеешь в виду современный испанский патриархат?! Или патриархат прошлого?

Aspirina
"Эврика! Это же и есть буддизм: делать то, что нужно в данный момент, без страха и не ожидая результата". То есть с одной стороны, стараться иметь как можно более осознанную идею на перспективу, но не зацикливаться на её воплощении во что бы то ни стало

what i think...

Это карма йога: непривязанность к плодам действия. Бескорыстный труд в ашрамах для многих в Индии является главной духовной практикой или садханой. Карма йога служит очищению ума и только. Увлечение внешними целями, будь то равноправие полов или очистка Ганги, разрушает садхану. Начинается то, что я назвала прагматизмом, - работа без осознанности, мотивированная надеждой на результат и страхом перед неудачей.

Aspirina
буддизм располагает прекрасными инструментами для трансформации, применимыми в любой социальной сфере, где необходим диалог.

Инструмент хорош в руках Мастера.

ИМХО, феминизм и традиционный буддизм не запихнуть в один человеческий котелок) В мой, по крайней мере)

Феминизм культивирует *антибуддийские добродетели*: отождествление с гендером и телом, воинственность, гордость и гнев...Гнев, пробуждающий гнев и распространяемый гневом. Дурга, Кали и другие яростные богини могли бы стать во главе этого движения

Мб это и есть дхарма для женщин?) Буддизм.матриархата со своими Архатшами, канонами, добродетелями и благородными истинами.

Aspirina
в традиционно буддистских странах по каким-либо причинам мирская активность действительно считалась бессмысленной тратой времени и энергии

Сам же Будда и показал пример, отвергнув трон..
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге