Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Вся Индия › Центры Випассаны

Карма 4
Ответить
11.09.2015
Да. Dhamma Cakka
Карма 1
Ответить
11.09.2015
Коллеги :)

Как считаете, попасть в дхарамсале на 10 дневный курс без записи возможно?

На сайте все расписано уже до зимы, открытых к регистрации курсов на сайте нет. заполняются как только появляются...
Карма 1
Ответить
11.09.2015
elenasem

Огромное спасибо за отчеты! Вы просто стержень! 4 випассаны!
Карма 340
Ответить
11.09.2015
andreyguzairov
попасть в дхарамсале на 10 дневный курс без записи возможно?


Да, возможно. Я служила в этом центре. В день регистрации приходили люди. Если не все из зарегистрировавшихся приходили, то брали желающих.
Карма 340
Ответить
14.09.2015
В центре Dhamma Sikhara я не просто проходила курс, а служила с 1 по 11 мая 2014 года. Мысль о том, чтобы не просто пройти курс, а помогать пройти его другим пришла ко мне, когда я разговорилась со служительницами после зимнего курса в Мумбае.

Центр Dhamma Sikhara расположен в сосновом лесу в гористой местности в поселке Дхарамкот, несколькими километрами выше Маклеодганджа. На территории располагаются много разных отдельных корпусов: столовая, медитационный зал, общежития для студентов и служащих, туалеты. Так как центр расположен на склоне, очень много лестниц, по которым постоянно надо подниматься и спускаться.

В целом могу сказать, что этот центр имел самые суровые условия из всех, где я бывала. Туалеты и души на улице, комнаты очень маленькие. В мае было холодно, все время около +15, солнце пробивалось и грело изредка. Я спала под тремя одеялами и всегда ходила в легком пуховике. Центр проводит курсы только в теплое время года где-то с середины апреля по середину октября. На зиму консервируется. После зимы центр требует много усилий, чтобы его привести в порядок или хотя бы вымыть. Но у служащих на курсе на это не хватает времени и сил. А других служащих просто чтобы помыть окна, стены, полы тоже не очень много желающих. Поэтому центр выглядит довольно печально.

На моем курсе было четыре служащих девушки: индианка Свати, испанка Марибель, словачка Ивана и я. У нас была отдельная комната на четверых с ванной. Только Свати бывала и служила в этом центре раньше, а все остальные служили в первый раз, поэтому она была назначена менеджером среди служащих женщин. Среди служащих мужчин были два русских парня и два индийца. Служащим разного пола не разрешается говорить друг с другом, но мы не строго следовали этому правилу. По-хорошему до службы допускаются только те, студенты, которые прошли не меньше трех курсов, но обычно берут всех, кто прошел хотя бы один курс. Мне очень повезло с компаньонками по службе, потому что, хотя нас предупреждали на инструктаже, что случаются конфликты в команде, у нас было всё очень хорошо, и все всегда готовы были поддержать друг друга.

Студентам обычно плохо понятно, в чем состоит работа служащих. Кажется, что курс сам собой идет гладко и только твой собственный внутренний процесс занимает внимание. Более того, иногда их воспринимают как надзирателей. Но за этой кажущейся простотой или строгостью, оказывается, стоит напряженная работа учителя и служащих. У нас был план-график зон ответственности по сменам и дням, работы было с 4 утра и до 10 вечера.

Во-первых, самый очевидный для студентов процесс – звонить в колокольчик, созывая студентов на медитацию. При этом нужно пройтись по всем корпусам и проверить, чтобы все пришли. В зале стоит другой дежурный с планом рассадки, на которых отмечены номера подушек и комнат. Если кого-то нет в зале, то нужно бежать и искать его, привести в зал. Во-вторых, во время медитации служащие и медитируют и не медитируют одновременно, потому что надо наблюдать за медитацией студентов и быть постоянно на чеку, если кто-то вышел во время групповой медитации, за ним нужно выйти, уточнить, что случилось, и попросить вернуться в зал. Будучи студентом, я даже представить себе не могла, что оказывается не проходит практически ни одной групповой медитации, чтобы кто-нибудь не вскочил и не выбежал из зала. В-третьих, раздача еды в столовой. Готовили не служащие, а постоянные повара, но нам надо было обслужить всех студентов, чтобы никто не остался голодным. В-четвертых, нужно помогать студентам во всех вопросах. Кому-то не хватало одеяла, подушки, нитки с иголкой, лекарства и т.п. В-пятых, два раза надо было вымыть все туалеты и душевые в женской половине центра. Список можно продолжать ещё долго, но факт в том, что работы было всегда предостаточно.

Были и внештатные ситуации, когда на третий или четвертый день одна студентка завопила на весь центр, увидев в своей комнате большого паука. По этому случаю пришел мужчина из кухни с полотенцем, и проблема была решена. К другой девушке в ванную забрался скорпион, и наша Свати проворно решила проблему с помощью веника и совка. Я так и не смогла побороть ужас от этих существ, поэтому всегда просила её разобраться со скорпионами. Студентки-индианки больше всего боялись обезьян, которые приходили из леса в наш центр целой стаей с семьями. Иностранцы обычно недооценивают опасность обезьян, думая "ути-пути, какая милая обезьянка". Но от них всегда лучше держаться подальше, никогда не смотреть в глаза, закрывать все двери на засов, потому что они очень проворные и наглые, если заберутся внутрь, всё порушат, а также могут напасть на человека. К счастью, никаких особых инцидентов с обезьянами, кроме украденных шарфиков и визгов испуга, не случалось.

Особенно сложно было в первые три дня, то есть нулевой день регистрации, потом первый день курса, когда студенты совершенно не знают, куда и зачем им идти, а потом второй день, когда студенты ещё не привыкли, что расписание каждый день одинаковое. В эти дни вообще было некогда присесть или душ принять. Потом с третьего дня становится намного легче, и в середине дня можно даже время найти, чтобы книжку почитать или в столовой с другими служителями поболтать.

Студентов-женщин на курсе было 48, при этом русских было 7, ещё были израильтянки, японка, испанка, чешка, кореянка, американки и прочие англоязычные. По-английски из русских говорили не все, поэтому мое присутствие на курсе им сильно упрощало быт. Ко мне они бежали, если у них случались проблемы. Например, одна женщина была глуховата и переживала, что она будет мешать другим, если будет что-то делать слишком громко. У другой девочки случилось сильное отравление, и она сильно переживала, что из-за этого ей придётся покинуть курс. Другие просто могли не понять, куда им сейчас идти. Также я переводила для них вопросы и комментарии учительницы.

В девять вечера после того, как все студенты зададут свои вопросы, была специальная метта-сессия для служащих, где мы мысленно просили прощения у всех кого мы вольно или невольно обидели в этот день на служении, а также прощали всех, кто обидел нас. После этого мы обсуждали с учительницей, что произошло в текущий день, какие сложности или проблемы мы замечали у студентов, обсуждали, у кого получается или не получается медитировать. Надо сказать, что наш курс шел весьма хорошо и гладко. Из 48 женщин ушла на третий день только одна израильская девушка. Но то, что она не совсем понимала, зачем ей это всё, было видно ещё на регистрации. Она сама очень плохо говорила по-английски, за неё отвечала подруга, которая, по-видимому, её и привела. Одна американка хотела уйти ещё в первый день и так решительно заявила мне, что уже упаковала все вещи. Но я вправе была лишь направить её к учительнице, а та так широко и искренне улыбнулась ей и ответила, что распаковать вещи займет всего пять минут. В итоге эта женщина успешно осталась до конца курса.

Про учительницу нужно сказать отдельно. Я такого удивительного человека раньше никогда не встречала. От неё действительно исходит благость, любовь и метта. Я всегда думала, что vipassana teacher – это только Гоенка, а все остальные это assistant teachers. Но оказалось, что у учителей тоже есть свои грейды и особо одаренных assistant teacher продвигают до teacher. Мне подумалось, что всё-таки Гоенка выстроил превосходную систему, где даже succession planning предусмотрен, чтобы дело его жизни могло жить и после его смерти.

Наша Meena Tank была одной из немногих женщин, достигших уровня teacher. По сути она всю свою жизнь посвятила випассане, никогда не быв замужем. Ведь учителя ничего не получают за свою службу, они ведут курсы в свободное от основной деятельности время и лишь получают жилье и еду на время курса за счет пожертвований студентов. Сейчас я понимаю, что хотя, кажется, что по сравнению с аудиоинструкциями Гоенки, роль учителя невелика, но именно он является живым представителем этой техники, и поэтому от его личности зависит её восприятие. Наша учительниц на все вопросы студентов отвечала, учитывая их особенности и контекст, давая комментарии от себя и всегда вдохновляя и давая метту на дальнейшее продолжение практики. Мне это со стороны служащих было очень хорошо заметно. В то время, как, например, учитель на мужской стороне на все вопросы отвечал что-то вроде «слушайте инструкции Гоенки внимательней, там всё объясняется». Конечно, такие пояснения могут если не отвратить, то ослабить интерес студентов к випассане.

Ещё оказалось правдой, что медитация у служащих становится лучше и глубже. И это несмотря на то, что ты полдня бегаешь и суетишься по разным вопросам и не соблюдаешь обет молчания. Хотя очень хорошо, что служащих также попросили сдать компьютеры и мобильные телефоны, без этого трудно было бы сохранять концентрацию на текущем моменте и помощи студентов. Ну и десять дней спокойствия и тишины никогда не лишние. В итоге, я научилась быстрее успокаиваться и сохранять концентрацию внимания в медитации. Ну и, конечно, вдохновляет наблюдение зала, когда день за днём все входят в процесс, и медитация у студентов становится всё глубже. Если в первые дни все приходили на 5-10 минут позже, и надо было всех искать, то в последние – все приходили уже на 5 минут раньше и медитация всегда начиналась вовремя.

К сожалению, так как билеты я купила за полгода, когда ещё не было известно расписание курсов, я должна была уехать утром девятого дня. Поэтому я не застала всей радости десятого дня, когда можно было бы обсудить все радости и печали курса со студентами. Когда я уезжала, учительница сказала мне так тепло и добро, что мы ещё увидимся, и может быть, даже в России. Я ехала в такси в аэропорт, и на глазах наворачивались слезы и грусти и счастья одновременно. И я поняла, что в служении действительно есть свой особый результат, особое чувство. Как сказала Свати, каждое служение дало ей такие позитивные изменения в жизни, сравниться с которыми может разве что первый курс випассаны.

Кстати говоря, со Свати я продолжила общение. Она оказалась знатоком самых лучших мест для девичьего шоппинга в Дели, с ней Дели раскрылся для меня совсем с другой стороны. Оказалось, что во время курса она плакала в подушку из-за того, что рассталась со своим бойфрендом, но после курса всё нормализовалось, и они наконец-то женятся. Причем познакомились они именно в этом центре Dhamma Sikhara, когда оба служили на курсе. Она пригласила меня на свою свадьбу, но мне казалось, что из-за кризиса я не смогу приехать в Индию в апреле 2015. Вместо этого я пригласила её в свадебное путешествие в Москву, потому что курс рупии сравнялся с рублём, у Трансаэро были супертарифы. И она с мужем действительно приехала! Я была очень рада, показать им Москву, Питер, свозить по Золотому Кольцу. Более того, оказалось, что Свати – это лучшая подруга кузины Nayni-Oksana. Какого было моё удивление прочитать отчёт, о том как мы вместе ужинали в Дарбарсе в блоге на этом сайте.

В общем, мир тесен. А випассана сближает.
Перед моим отъездом
Перед моим отъездом
Паванджи - администратор центра
Паванджи - администратор центра
Карма 340
Ответить
2.01.2016
Моя традиционная новогодняя випассана в этот раз проходила в центре Дхамма Салила в Дехрадуне с 24 декабря 2016 по 1 января 2016. Уттаркханд, конечно, не самое уютное место для поездок в декабре, но в этот раз мне хотелось пройти не просто обычный десятидневный курс, а Сатипаттану Сутту, которая проводится лишь несколько раз в году.

Сатипаттана Сутта - это восьмидневный курс, который проводится для старых студентов, которые прошли не меньше трёх десятидневных. Расписание и техника медитации в нём остаётся прежней, но вечером показывают другие лекции, где Гоенка подробно комментирует содержание Сатипаттаны Сутты, на которой основывается техника випассаны. Кому нужно, есть возможность прослушать лекции в переводе на свой язык через наушники. Ещё нам выдали книжки, где давался текст Махасатипаттаны Сутты на языке пали в транслите с переводом на английский. Кроме того, углубление медитации происходит быстрее, так как на этом курсе присутствуют только старые студенты, которые серьёзно относятся к практике, и нет брожения умов новых студентов на галёрке. Поэтому технику випассаны после анапаны дают уже в средине третьего дня, а не четвёртого, как на обычном курсе. Обет молчания снимается в 10 часов утра восьмого дня, и курс заканчивается около 16 часов восьмого дня. Таким образом, в итоге дней чистой практики випассаны остаётся почти столько же, сколько и в обычном курсе. Курс у нас получился камерный – было всего 10 женщин и 19 мужчин и ещё по одному служащему на женщин и мужчин. Естественно, никто не ушел раньше.

В целом центр Дхамма Салила мне понравился. Видно, что центр небедный, живёт и развивается. Он расположен в весьма живописной долине среди гор, вокруг зелено, территория ухоженная. Территория традиционно небольшая, но неплохо ухоженная. Центр рассчитан на 35 женщин и, наверное, около 60 мужчин. Большая часть комнат рассчитаны на двух, но некоторые на четырёх. Но мы, конечно, жили по одному, так как студентов было мало. Есть комнаты с ванной, а есть и без. Отдельный блок с тремя душевыми кабинами и четырьмя туалетами расположен прямо в корпусе. Был отдельный общий кран с горячей водой без ограничений по времени и количеству. Услуг прачечной почему-то не предоставлялось, хотя в оргписьме было написано, что будут. Выстиранные вручную вещи на верёвке высыхали примерно за сутки. Повара, конечно, профессиональные, каждый день территорию убирала уборщица. В общем, всё было скромно, но продумано и чисто.

Кормили вкусно, разнообразно, лишь пара блюд повторились за всё время курса. Еды всегда было достаточно. На завтрак всегда давали фрукты: бананы, папайю, мандарины, яблоки, сушеные финики. Из блюд, поха, кхичри и даже идли с кокосовым чатни (моя любовь!) однажды давали. На обед было стандартно: рис, чапати, дал, сабзи, какое-нибудь карри и суп по-индийски, то есть тот, который пьют из стаканов – но, естественно, каждый день разные блюда. Три раза даже десерт давали: суджи, морковную халву и кхир. Лимонную воду в пять часов давали горячую, что было актуально. Всегда в доступе был чан с горячей имбирной водой. Жаль, у меня термоса не было, чтобы с собой набирать.

Погода все дни была солнечная, днем было около +17, но был просто ужасно холодно по ночам – не больше +5. Все здания построены с расчетом сохранять прохладу в жаркую погоду. Хотя в окнах были стекла, но в каждом помещении было вентиляционное окно, не закрытое ничем. Поэтому и дхамма холл и комнаты хранили ночной холод почти весь день, а когда они более-менее прогревались на дневном солнце, уже смеркалось и всё по новой. Впрочем, я подготовилась. Я спала в спальнике и под двумя одеялами. Каждое утро у меня начиналось с раздумий в какой последовательности мне сегодня для разнообразия надеть друг на друга все свои вещи. Сначала колготки, потом теомолосины, потом шерстяные рейтузы, сверху штаны; на ногах трое шерстяных носков; сначала майку, потом термофутболку, потом свитер с горлом, потом ещё один свитер, потом ветровку, сверху легкий пуховик; голову я заматывала в два слоя пашминой и сверху надевала капюшон. При этом в дхамма холле я всё равно, как и все, сидела, завернувшись в одеяло. Только так я чувствовала себя в тепле. У китаянки, сидевшей впереди меня, были шерстяные перчатки – как я ей завидовала! По утрам у меня всё равно замерзал нос, пока я не стала и его кутать в пашмину. Впрочем, я не зря так куталась – я не простудилась и даже насморк не заработала.

Во время курса у нас два дня гостила стая противных лангуров, они топали по крышам дхамма холла и жилых комнат, катались на проводах, ломали ветки, кричали и гадили где не попадя. Однажды забредала пастись корова, а в последний день у дхамма холла встречал глупенький щенок, который требовал, чтобы с ним немедленно поиграли, а не шли медитировать. А в остальном идиллия: птички, белочки, пчёлки.

Добраться в Дехрадун не проблема. Из Дели туда каждый день ходят поезда, автобусы и даже летают самолёты. Но для меня это была задача, потому что мой рейс из Москвы прилетал в Дели 24 декабря в 9 утра, а уже к 5 вечера мне надо было быть в центре. То есть на все утренние поезда или ночные автобусы я не успевала по умолчанию. Поэтому за 3500 рупий я купила билет на самолёт SpiceJet в 15:10, в 16:00 он уже должен быть Дехрадуне. Как раз я успевала бы спокойно сделать пересадку, даже если Air India из Москвы опоздает, что она регулярно делает. Однако за две недели до поездки я получила письмо, что мой рейс отменён и меня перевели на рейс в 11:25, на который я успевала бы только чудом, даже если бы из Москвы прилетела ровно в 8:55. Ведь не меньше часа нужно заложить на то, чтобы выйти из самолёта, пройти паспортный контроль, забрать багаж; потом нужно переместиться в доместик терминал, зарегистрироваться на рейс, пройти досмотр – в общем, вероятность стремиться к нулю, зная индийскую пунктуальность. Поэтому билет SpiceJet я сдала, получила сразу возврат 1400 рупий, надеюсь вернуть и остальные деньги, так как это авиакомпания отменила рейс, но пока в ответ на мои претензии пока молчание.

Я стала разрабатывать альтернативный план, который, в общем-то, мог быть только один – ехать на машине. К счастью, моя подруга Свати, помогла мне с этим. Она обратилась к своему отцу, который организовал мне машину с очень ответственным водителем-сикхом, который встретил меня прямо у выхода из аэропорта и отвез прямо в центр. Air India, конечно же, опоздала на час, я вышла из аэропорта только в 11 утра. Дорога 270 км заняла 8 часов с остановкой на обед минут на сорок. Не то чтобы дорога была сложная, но, по сути, почти на всё протяженности это однополосная дорога, которая идёт сплошь через населённые пункты. В центр я приехала, конечно, не к 17, а к 19, но это всё равно было ок. Стоила эта поездка 3800 рупий. Обратно в Дели я возвращалась уже без спешки и без приключений удобным сидячим поездом, который уходит в 17:00 часов и прибывает в Дели в 22:45 всего за 600 рупий плюс 80 рупий за машину из центра до вокзала.

В целом, я осталась очень довольна курсом, несмотря на все организационные треволнения из-за дороги и холода. Медитация получилась действительно очень глубокой и из-за самой структуры курса и из-за того, что надо было преодолевать неудобные условия. Всё-таки мой опыт показывает, что когда всё слишком комфортно, как, например в Dhamma Pattana, это всё больше походит на дом отдыха, а не на медитационный центр, и поэтому результаты соответствующие. Курс заканчивался 1 января, и что меня очень повеселило, это то, что во время метта-сессии Гоенка желал всем счастья в наступающем году. Они специально так запись подобрали?
Карма 667
Ответить
2.01.2016
elenasem, спасибо, что отписались!
Карма 340
Ответить
9.01.2018
Центр Dhamma Thali в Джайпуре в является вторым по размеру в Индии после самого главного центра в Игатпури. Одновременно центр вмещает около двухсот человек. Он расположен в очень живописном месте, со всех сторон окруженным лесистыми горами, но совсем недалеко от города. На такси от аэропорта ехать минут 40, стоит около 600 рупий.

Территория очень большая, несколько длинных дорожек для гуляний и променад с клумбой по центру, по периметру расставлены лавочки. На территории аж пять залов для медитаций и ещё пагода с индивидуальными кельями. Мужская и женская территория разделена забором и залы для медитаций также разные. Проживание в небольших домиках-комнатах на двоих, с отдельной ванной. Из небольших неудобств - это то, что горячая вода только с 6 до 8 утра, хотя опыт показал, что она бывала и в 11 утра тоже. Зато вещи отданные в прачечную до 8 утра, можно было получить выстиранными и выглаженными к 5 вечера того же дня. Еда была достаточно обильна и разнообразна: каждое утро давали бананы или папайю, кашу пшеничную или кукурузную, поху или дхоклы или даже идли; на обед дал, чавал, сабзи, райта, салат; ещё первый раз я видела, чтобы новичкам в пять вечера давали даже кхичри, а не только воздушный рис.

На территории расставлены кулеры с фильтрованной водой, из которых можно было налить себе также горячу воду. Зимой хорошо иметь с собой термос. Погода была ясная и солнечная. Но ночью, конечно, было холодно, как и бывает в декабре на севере. Так что днем в футболке и шлепках на босу ногу, а вечером в свитере, шерстяных носках и пуховике. По утру изо рта шел пар. Но что хорошо, в медитационном зале были одеяла, в которые было завернуться. Центр развивается, постоянно идет строительство новых домиков или других хозяйственных построек, реновация и украшение старого.



Очень тихо, шума города не слышно вообще. Радует слух и глаз многочисленные птицы, которые щебечут, курлыкают, кричат, галдят каждый на свой лад. Голуби, попугаи, воробьи и ещё множество разнообразных птичек, названий которых я не знаю, постоянно менялись сменами обклевывая созревшие стручки на акации. Но самое удивительное - это дикие павлины, которые постоянно сновали по территории. Для меня было чудом узнать, что они, оказываются, умеют летать, причем очень высоко и стаей садились на верхушки деревьев или сновали по крышам домиков. Я-то думала, что они как курицы, могут только на забор запрыгнуть. Также бегали типичные для северной Индии белко-бурундууки. Ну и лангуры постоянно приходили целыми стаями. В целом они не доставляли много хлопот, хотя следы грязных лапок на стенах в моей комнате говорили о том, что не стоит зевать и держат дверь открытой. Как я потом поняла, знаменитый обезьяний храм Galta Ji расположен совсем надалеко за горой, поэтому лангуры приходили прикормленные, хотя и не отказывали себе в удовольствии пощипать зеленую листву.

Карма 0
Ответить
25.05.2018
Diffuzor

Здравствуйте, уже не знаю к кому обратиться , у меня сын (19 лет) 15.05 из Непала поехал на Випассану в какой центр я не знаю. Уже 12 дней прошло, от него ни весточки. Сколько дней могут россияне находится в таких центрах? Если что- нибудь знаете ответьте пожал.Спасибо
Карма 1251
Ответить
26.05.2018
katy2280

Курс обычно длится 10 дней. Т.е нужно отсчитать 10 дней от начала курса, а не от от'езда. Если начался 15-ого, то и выйдут они, скорее всего, сегодня 26-ого.

В Непале не очень хорошо с мобильной связью, поэтому если у сына нет местной симки, то об'явится когда доберется до вайфая. Еще пару тройку дней можно не паниковать.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики