Вход Peгиcтрaция
Путеводитель Форум Блог Новости Виза в Индию   Реклaма Контакты
Северная Индия Южная Индия  

История Индии › Индийское подворье в Астрахани

Moony м
Карма 4677
Ответить
3.12.2006 15:45
- Эй, Акбар! Ты слышал, что твоего соседа собираются судить? Говорят, он занимался продажей фальшивых камней и ростовщичеством.

- Послушай, Шишир, сколько дней ты здесь? Пятнадцать? Еще через пятнадцать дней я посмотрю на тебя… Кто в чужой карман глядит, тот что заработает? Твой брат тебе брат, я брат, друг мой братом тебе будет – но на шее сидеть не позволим. Нет золота – нет ума…

- Да… Что правда, то правда. Ладно, пойду в лавку – кажется, опять русские пришли.


Индийская улица (ныне улица Советская) в Астрахани всегда завораживала местных жителей своей способностью погружать их в иной, незнакомый, мир. Наполненный ароматом благовоний, пряностей, сладостей, шелками, золотом, драгоценными камнями… Торговцы-индусы в национальной одежде, вспыльчивые и гомонящие, их жены-татарки, наряженные в дорогие сари, позвякивающие браслетами, и так похожие на индианок… Были здесь и армяне, и персы, но индийцы, создавшие свой микромир, свою маленькую Вселенную на чужбине, манили сильнее остальных. Пройтись среди рядов с экзотическими фруктами, гирляндами ярких цветов, дорогой утварью, расписанной вручную затейливыми узорами; заглянуть в глаза женщин, преобразившихся после того, как они стали окрашивать их сурьмой; послушать рассказы татарок о шаловливых детях и о непривычных языческих обрядах мужа-индуса, который каждые утро и вечер совершает служение своему заморскому божеству – вот, что тянуло сюда не только купцов, желающих поскорее перепродать в несколько раз дороже диковинный товар, но и простой люд.

И сегодня, идя по тротуару одной из старейших улиц города, невольно окунаешься в мысли о ее прошлом. Не смотря на то, что приметы XVII века почти стерлись с ее «лица», она еще способна передать дух полузабытых дней. Сегодняшнее индийское торговое подворье представляет собой жилой дом с многочисленными пристройками, которые полностью деформировали первоначальный облик здания. Внутренние веранды с окнами в виде арок, выходящими во двор, как было принято на Востоке, сейчас выглядят иначе: балконное пространство исчезло, а само арочное отверстие превратилось в застекленное окно современного типа. Нижние арки, которые также имели вход внутрь и, по предположению, служили хорошим местом для складов, замурованы и представляют собой квартиры первого этажа. Двор был намного шире, что на сегодняшний день не сохранено из-за ближайших построек. Но, как и в прежние времена, соседство с армянским торговым подворьем налицо. В отличие от того же армянского подворья и персидского, где, типичные для восточных построек, широкие въезды существуют и поныне, в индийском они разрушены.

Васькин Н. в своей книге «Заселение Астраханского края», ссылаясь на Ключаревскую летопись, пишет: «В 1625 году персияне, армяне и индийцы построили… гостиные дворы: армянские, персидские и индийские каменные по обряду азиатскому, неподалеку от Спасского монастыря». Однако Даркевич В. в книге «Астрахань – ворота на Восток» приводит следующую информацию, также ссылаясь на Ключаревскую летопись: «В 1649 году местные власти обустроили индийский гостиный двор с деревянными избами, лавками да складами». В Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике (АГОИАМЗ) придерживаются версии, что первый индийский торговый дом был построен в 1649 году и был деревянным.

Известно, что во время восстания Степана Разина в 1671 – 1672 гг. лавки индийских торговцев были разорены. От смерти их спасли коренные жители – татары. В 1673 году подворье было перестроено и стало каменным. Таким оно простояло более века, а в 1809 году вновь было реконструировано. В 40-е годы XIX века индусы постепенно ликвидировали свою деятельность, а торговый дом продали персидскому купцу Усейнову.

За время пребывания индийцев в Астрахани они успели пополнить государственную казну в несколько раз. Не всегда, однако, держась буквы закона: известно дело против купцов из Индии, до сих пор хранящееся в Астраханском Государственном архиве: «Дело по обвинению индийских купцов Диарамова М., Мултанеева А. и других в продаже фальшивых камней Денибекову Р.» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 2, дело № 32), которое велось в течение 22 лет (с 4 декабря 1767 года по 25 октября 1789 год), и насчитывающее 450 листов. Нередко дела, дошедшие до суда, в конце концов, решались мирным путем и закрывались, как, например, было с «Делом о взыскании денег с индийца Лагирамова в пользу армянина Зурабова» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 1, том 2, дело № 4214) (1777 год): истец и ответчик «… поговоря меж собою полюбовно и не входя более в суд, помирились». Известны дела, в которых в качестве потерпевших выступали индийцы: «Дело о взыскании 1558 рублей по векселю индийским купцом Мултанеевым с наместника калмыцкого Абильева» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 1, том 2, дело № 4423) (1777 год), «Дело о взыскании 50 рублей по векселю индийцем Т.Ражирамовым с татарина Ш.Исаева» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 1, том 2, дело № 4424) (1777 год), «Челобитная индийского купца Макиталиева о вексельной претензии к астраханскому купцу» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 1, том 2, дело № 4491) (1777 год) и др. В «Деле о незаконном взыскании денег азиато-армянским судом с индийского купца Менградова» (фонд 394 «Астраханская губернская канцелярия», опись 1, том 2, дело № 4433) (20 августа 1777 г. – 17 января 1778 г.) описана следующая история: «В прошлом 1760 году в бытность мою в Персии в городе Пашане случился быть индийский купец Парван,» - пишет в своем доношении армянин Михайлов. Купец этот просил Михайлова занять 400 рублей на закупку товара, за что обещал «по купечному обыкновению без оплаты не оставить». Михайлов деньги нашел, Парвану отдал, а тот, получив их и потратив на товар, вскоре забыл о договоре. Умирая, Парван завещал свое имущество индийскому купцу Кишнадасу Менградову. Михайлов стал требовать уплаты долга с Кишнадаса, довел дело до суда. Но суд определил взыскание Михайлова незаконным.

Успеху в торговле во многом способствовала сплоченность индусов, их врожденная изворотливость и коммерческая жилка. В их руках было сосредоточено более половины торговых точек. Многие занимались ростовщичеством. Польский историк Ян Полоцкий, побывавший в Астрахани в 1797 году писал: «Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана. У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все, что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства. ...Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным. ...Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию». Стоит оговориться, что не всем индусам удавалось вывезти пепел на родину – в большинстве случаев его предавали земле на восточной окраине Кулаковского бугра. Кремирование было разрешено с 1683 года.

Научный сотрудник АГОИАМЗ Сливка Юлия Ивановна организовала выставку «Россия-Восток: торговля и дипломатия», в которой представлены и экспонаты, связанные с пребыванием индийских купцов в Астрахани, и ксерокопия первого договора с Индией о беспошлинной торговле астраханского купца Семена Маленького (1696 год). Имеется фотография астролябии – предмета, который до XVII века служил определителем широты и долготы в астрономии. Она была изготовлена в 994 году и куплена у индийцев астраханским купцом. Сейчас этот предмет находится в Музее Востока в Москве. На выставке можно увидеть национальную одежду Индии: сари, представленное схематично и не отражающее в полной мере богатство красок женских одеяний, и дхоти с куртой. В застекленных витринах находятся шаль ручной работы из Кашмира, сундук, служивший тарой для перевозки товаров, восточные шелка и чаши XVIII века. На стене висят изображения божеств: Лакшми и Ганеша.

Юлия Ивановна рассказывает посетителям выставки о прибытии индусов в Астрахань в 1616 году. О том, что им были снижены пошлины, предоставлялись ссуды из царской казны. О том, что никто не мог вмешиваться в их личную, и - тем более - духовную жизнь. "Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было" – указывал астраханским властям Петр I в 1720 году. Приезжая в Астрахань холостыми, индусы как приверженцы семейной жизни брали в жены местных жительниц – татарок, в силу того, что мусульманская вера была ближе индусам, нежели православие. Дети, рожденные в таком союзе, получили название агрыжанских татар. С течением времени индийцев в городе становилось все меньше: подворье было продано, а торговля сошла на нет.

В сегодняшней Астрахани индусов практически не осталось. Как говорит один из представителей этой страны, директор крупного магазина в центре города, Маллик Тушар Канти, их немногим более пяти человек. Диаспорой они не связаны и поддерживают только дружеские отношения. В большинстве случаев, как и в прежние времена, с Россией их связывает чисто коммерческий интерес.

Выражаем благодарность за помощь в создании статьи заведующей филиалом музея-заповедника «Астраханский Кремль» Галине Георгиевне Карнауховой и научному сотруднику АГОИАМЗ, кандидату исторических наук Юлии Ивановне Сливка.

Авторы статьи по Индии:Олеся Гашкова, Екатерина Пешакова
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать.
Гималайская академия йоги
Случайные топики