Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › Последняя сказка востока (Индия)

Карма 214
1.12.2010
Ira07
а вид с него очень даже ничего.....

виды там те ещё

никакими фотографиями не передать красоты этих мест
Карма 214
1.12.2010
На обратном пути мы попали на ежевечернюю церемонию Ганга Аарти. Она проходит напротив центрального входа в ашрам Пармат Никетан.

Перед гхатом на постаменте стоит белая статуя Шивы. Сейчас статуя не такая большая как раньше. Месяцем раньше старую статую Шивы унесли воды Ганги во время наводнения. На месте старого изваяния поставили более миниатюрный вариант. Каждый вечер, в лучах закатного солнца, происходит красочная церемония поклонения Ганге. Во время церемонии люди поют гимны, прославляющие богов и богинь, зажигают ритуальные светильники, а завершается это завораживающее действо пусканием светильников по воде.

Забегая вперёд, скажу, что аарти в Ришикеше сильно отличается от аарти в Варанаси. Здесь оно какое-то особенно радостное, умиротворяющее и светлое.
Карма 149
1.12.2010
Jorjetta
тали
Jorjetta
доса

Вот вкуснятина)

Наверное голодный, пора пойти поесть))
Карма 214
1.12.2010
Следующий день был посвящён поездке к храму Шивы. Храм Нилакантха Махадев находится в горах. Храм расположен на высоте 1700 метров над уровнем моря. Это очень важный храм Шивы. Согласно древнейшим ведическим текстам, Шива олицетворяет Верховного Бога материального мира, он же его разрушает в конце времени существования вселенной либо потопом, либо пожаром.

Шива получил имя Нилакантха, когда выпил яд, произведенный из пахтания молочного океана. После того, как он его выпил, его горло посинело. Название Нилакантха происходит от слов «Нила» – синий и «Кантха» - горло.

Дорога к храму идёт вдоль горных ущелий. Машина нам обошлась в 700 рупий туда и обратно. Живописные пейзажи за окном стоят этих денег.

Сам храм невелик. Вокруг храма располагаются небольшие лавочки, в которых продаются подношения Шиве. Так же тут можно покушать или купить сувениры.

Чуть выше находится ещё один храм, в котором живёт старый отшельник.
Карма 214
1.12.2010
В последующие дни мы гуляли по Ришикешу и его пляжам.

Как-то на пляже, который находится недалеко от Рам Джулы, мы проводили время в приятном «ничегонеделании». Вдруг к нам подошёл чёрный бычок. Очень нежное создание. Он отказался от арахиса, но с радостью съел газету из-под орехов. А потом, как большая собака ластился и «просил» что бы его почесали. В ответ он облизывал наши руки и лицо. Больше часа мы дружили с этим милым созданием. Позднее, когда мы были в Варанаси, мы познакомились с девушкой Наташей. В разговоре мы упомянули этот забавный случай. На что она нам сказала «А знаете, что чёрный бык – это одно из воплощений Шивы?». И теперь мне приятно думать, что Шива оказал нам знак внимания, а может быть даже чуточку больше, чем просто внимание. На память у нас остались фотографии с «поцелуем Шивы».

Время пролетело незаметно, и настал день, когда пришлось собираться в дорогу.

На последок мы решили подняться на Сварг Нивас. Он менее «популярен», чем Шри Траянбакшвар, но виды с него открываются потрясающие. Больше часа мы просидели в храме, любуясь красотами Ришикеша.

Потом была прощальная прогулка по берегам Ганги и переезд в Харидвар.

Харидвар нам удалось увидеть только краешком глаза. Ну да ничего, будет повод вернуться в следующий раз.
Карма 214
1.12.2010
Варанаси.

Поезд наш сильно опоздал и приехал только вечером. И наше первое свидание с городом Шивы откладывалось. С вокзала мы сразу поехали в отель. Синх Гестхаус мы выбрали ещё в Москве, опираясь на отзывы форумчан. И не прогадали. Приятная зелёная территория напоминает оазис.

Вечером мы познакомились с Наташей и Игорем. Они только начали своё путешествие и после Варанаси собирались на месяц поехать в Ришикеш, а потом лететь на Андаманы. Наташа живёт в Ирландии, а Игорь уже 17 лет живёт и работает в Лондоне. Первый вечер в Варанаи прошёл в тёплой атмосфере.

А утро началось с дружеской беседы с хозяином нашего геста. Смешной дядька и хитрый. Если смотрели фильм «Люди в чёрном-2», то наверняка помните персонажа, который из-под полы продавал оружие и ему частенько отстреливали голову, на месте дырки быстро вырастала новая голова. Так вот товарищ Синх очень сильно смахивал на того пройдоху внешне. Он рассказал нам, что раньше торговал шёлком и накопил на отель. Что шёлковый бизнес никуда не исчез и он готов показать нам свою фабрику, а заодно впарить что-нибудь из выпускаемой продукции. Мы согласились. Когда ещё представится случай посмотреть, как ткут натуральные тряпочки.

Идти пришлось не долго. Сначала нам показали, как кроят сари. За тем нас провели в тёмную комнатку, где стояли ткацкие станки. А уж потом нас привели в магазин. Что греха таить, ткани у них очень красивые. Перед нами разложили прекрасные шёлковые покрывала, шали и материю на сари. Глаза разбегались от обилия расцветок и узоров. Покупать мы ничего не стали, но дали обещание, что если надумаем обрядиться в шелка, то непременно вернёмся.

Выйдя из лавки, мы встретили Игоря. Оказалось, что они с Наташей повздорили. Игорь поменял свои планы и стал нашим попутчиком на остаток путешествия.
Карма 214
1.12.2010
Наше знакомство с городом началось с прогулки по гхатам. Наш гест находился ближе всего к Джайн гхату, от него мы и начали своё путешествие.

Олег и Игорь накануне уже гуляли по городу, по этому им была отведена роль наших проводников.

На гхатах нас постоянно атаковали местные аборигены с заученной фразой «Привет. Как тебя зовут? Давай фото и тен рупий». Иногда текст сокращался или видоизменялся, и только тен рупий неизменно присутствовали в любой из произносимых фраз.

Милая чумазая девочка очень настойчиво хотела попасть в кадр. После исполнения её желания, она конечно же сказала заветные слова. И когда мы, шутя, сказали, что сфотографируем её сейчас, а тен рупий занесём потом (ну правда не было мелочи), она с серьёзным видом ответила, что фотография сейчас, а деньги потом - не круто. Какой милый ребёнок.

Первой нашей остановкой стал Харишчандра гхат. На нём горело несколько погребальных костров. Говорят, что в соответствии с пожеланием покойного здесь был развеян прах Джорджа Хариссона, одного из Beatles.

В отличие от других гхатов, наверху здесь только дрова, заботливо уложенные в поленницы. Название гхат получил от мифологического короля Хариш Чандра (царя Солнечной династии), который в целях самоуничижения, подтверждения правдолюбия и милосердия, исполнял здесь работы по кремации. За его упорство боги наградили его, восстановили на троне, причислили к лику святых и вернули к жизни умершего сына. В 1740 году Нараяна Диксит, местный гуру восстановил этот гхат, и с тех пор это один из двух кремационных гатов в Варанаси (второй - Маникарника). Здесь имеются святилища, они посвящены разным божествам. В одном из таких святилищ мы устроили привал. Сверху видно весь гхат и церемонию кремации.

Передышка была не долгой. Немного отдохнув, мы отправились дальше.

То ли в силу наводнений, то ли ещё по каким то причинам, но берега Ганги на многих гхатах сильно занесены илом и глиной. По этому можно наблюдать картину, как мужчины вручную из брансбойтов смывают этот налёт. Рядом играют дети, в воде от жары спасаются чёрные буйволы, по соседству с ними «прачки» стирают бельё, жизнь идёт своим чередом.

На одном из гхатов мы увидели почтенного бабу. Он занимался нанесением краски на лоб. Колоритность картине придавал рисунок нарисованный на стене, сзади бабы. На нём был изображён Ганди, идущий куда-то в одной набедренной повязке. Услышав щелчки фотоаппарата, баба оживился и потребовал не много не мало 100 рупий за свой портрет.

Время давно перевалило за полдень, солнышко припекало и очень хотелось пить.

Мы решили поискать какой-нибудь ресторан, где можно утолить жажду. Таким рестораном оказался «Дельфин», он находится в гостинице с одноимённым названием и расположен на крыше одного из зданий Мана Мандир гхата. Цены в ресторане достаточно высоки, но с него открывается не только красивый вид на реку и сам Варанаси, но и на обсерваторию, расположенную на крыше соседнего дворца.

В 1585 году амберский раджа Саваи Мана Синх построил здесь этот дворец и гхату дали его имя. А в период с 1710 по 1737 год под руководством министра-астролога на крыше дворца была построена обсерватория. Она содержит 4 основных астрономических инструмента, и претерпела 2 реконструкции в 1850 и 1912 под патронажем королей Джайпура.

После передышки мы решили пойти в отель. Обратно возвращались по узким улочкам старого города. На мой взгляд, именно они передают атмосферу Варанаси. По крайней мере, я полюбила Варанаси именно за эти улицы. В них какая то особая непередаваемая атмосфера. В последующие дни мы не раз гуляли по этим узким переулкам, в которых очень просто заблудиться. На первый взгляд они похожи друг на друга, но каждая имеет свой колорит.

Здесь в маленьких мрачных комнатушках живут простые бенаресцы, здесь масса всевозможных магазинчиков, кондитерских, музыкальных «салонов», маленьких храмов, едален, гладилен, интернет-кафе... Глаза разбегаются от разнообразия. И здесь ты окунаешься в реальную жизнь простых людей. Ты улыбаешься им, произносишь простое слово «намасте» и в ответ получаешь такие искренние приветствия и радость. Да, здесь грязно и местами пахнет совсем не розами. Здесь не в каждый закоулок заглядывают солнечные лучи. Но здесь всё настоящее, не приукрашенное для глаз заезжих туристов. Варанаси вообще, как и вся Индия искрений. И не зря его называют городом света. Этот свет внутри людей, его просто нужно разглядеть.
Карма 214
1.12.2010
продолжение...
Карма 214
1.12.2010
Утро следующего дня началось ещё до рассвета. Прогулку на лодке мы заказали в отеле. Примерно в половине шестого за нами пришёл лодочник и проводил до отправной точки.

Непривычно пустынные переулки, пара поворотов и мы у реки. Мы загрузились в лодку, и наше путешествие началось. С воды, в предрассветные часы гхаты выглядели несколько иначе, чем накануне. Некоторые из них пустынны, а некоторые заполнены людьми, совершающими омовения.

На Ганге можно наблюдать ежедневную пуджу. Этот ежедневный обряд включает в себя омовение на восходе (или закате) дня и чтение священных писаний. Сопровождается пуджа зажжением свечи, установленной в маленькой бамбуковой плошке вместе с цветами, которую опускают в реку.

Удивляет, что люди, приходящие для утренних процедур, совсем не обращают внимания на фотографирующих их туристов. Видимо, помыслы их полностью заняты молитвой.

По мере освещения набережных утренним солнцем, краски меняются и всё преображается. Серые сумерки отступают и здания окрашиваются в золотистый цвет. Город проснулся и начинает жить привычной жизнью.

Мы проплыли от Джайн гхата до Маникарники.

Вот информация о некоторых гхатах, которой я запаслась ещё до поездки. Здесь нет хронологии посещения гхатов, но есть (как мне кажется) интересная информация.

Кедар гхат.

Этот гат весьма популярен у жителей Бенгалии и Южной Индии. Ниже находится Гаури кунд (искусственный водоем), вода из которого обладает лечебными свойствами. Этот водоём связан с женой Шивы Парвати, также известной под именем Гаури. Считается, что Гаури жила в Гималаях рядом с водоемом и занималась там йогой. Возле него Шива объяснился ей в любви, после чего они вскоре поженились. Так же этот кунд связан с легендой возникновения любимого божества Индии – Ганеши. Считается, что именно около этого источника в Гималаях он приобрел свою слоновоголовость.

Храм Шивы Кедарнатх был построен одним из махараджей империи Виджаянагар, знаменитого тем, что в погребальном костре вместе с ним сожгли 3000 жен и наложниц. Храм Кедара и его гат становятся центром активности во время периода дождей священного месяца Сравана (июль-август).

Виджая Нагарам гхат.

Раз в месяц женщины приходят сюда, чтобы помолиться о семье, детях, здоровье, загадать желание на мужей и детей. Для усиления молитв они спускают на воду тарелочки с ноготками и лепестками лотоса, пропитанными маслом и поджигают их.

Гхат назван в честь существовашего ранее в Южной Индии царства Виджаянагар. Правитель этого королевства основал фонд для строительства гата в 1890 году. Расположенный рядом храм посвящен Нилакантха (Шиве). А наверху находится ашрам Свами Карапатри.

Лали гхат.

Этот гат был построен раджой Варанаси в 1778 году. Наверху находится несколько храмов, посвященных различным богам и богиням, таким как Киратешвара и Махалакшми.

Харишчандра гхат.

Как я уже писала ранее, это один из двух кремационных гхатов.

Здесь имеются святилища, они посвящены божествам Харешчандрешвара, Рохитешвара, Ади Маникарникешвара и Вриддха Кедара. Стоимость сожжения на костре из дерева составляет 3000 рупий, немыслимая сумма для большинства индусов. Цена значительно выше, если используются дрова сандалового дерева. Прежде чем возложить умершего на костер, его сначала омывают в водах Ганги, потом сжигают, а останки снова опускают в реку. То есть процедура выглядит так «вода-огонь-вода». Таким образом, стихии воды и огня очищают карму человека от всех накопленных грехов. В качестве альтернативы существует электрический крематорий, который обходится в 300 рупий. Чтобы уменьшить загрязнение воды и справиться с большим количеством трупов, нуждающихся в кремации, правительство штата Уттар Прадеш в 1986-87 годах построило этот крематорий с современным способом сжигания. Однако он не очень востребован, даже нищими. Естественное уничтожение тела на костре предпочтительнее, по этому на эту процедуру верующие индусы копят деньги всю жизнь. Есть исключения: детей, беременных и прокаженных, умерших от укуса змеи, а также садху не кремируют на костре. Им привязывают камень на шею и бросают в воду.

Карнатка гхат.

Этот гхат был построен правительством штата Карнатака в 1910 году. Здесь есть святилище Руру "Собаки" Бхайравы (Бхайрава - особо разрушительный и ужасающий аспект Шивы).

Прачина Хануман гхат.

Построен в 1825 и имеет отношение к святому Валлабха, положившему философское начало почитания Кришны. Здесь празднуют его день рождения в апреле-мае. Святилище содержит 5 Шива-лингамов: Рамешвара (в честь Рамы), Лакшманешвара и Бхаратешвара (в честь двух его братьев), Ситешвара (в честь его жены) и Ханумадишвара (в честь божественной обезьяны Ханумана).

Хануман гхат.

Этот гхат ранее назывался Рамешварам гхат, так как считалось что его построил сам Рама. В настоящее время он находится внутри храма, в котором в разное время жили аскеты. Район рядом населяют выходцы из Южной Индии.

Маханирвани гхат.

Назван в честь Маханирвани, секты Святого Змея. Здесь рядом расположены 4 небольших святилища, посвященных Шиве. Их возвел непальский махараджа. В 7-м веке здесь жил известный философ Ачарья Капил Муни. Рядом находится дом матери-Терезы.

Ниранжани гхат.

Также принадлежит секте Святого змея, которая основала здесь в 1897 году святилище Ниранжани Акхара. Здесь имеется 4 святилища, включающие отпечаток ноги Ниранжани Махарадж Дурга Гаури Шанкар и образы Ганги.

Чета Синх гхат.

Это место было ареной жестокой схватки между войсками Уоррена Гастингса и Чет Сингха в 1781 году. И сам форт и гхат был отвоеван у британцев во второй половине 19 века махараджей Прабху Нараян Сингхом. Гхат имеет 3 храма постройки 18 века, посвященных Шиве.

Панчкота гхат.

Дворцовое здание и одноименный гат были построены королем из Бенгалии во второй половине 19 века. Внутри дворца расположено 2 святилища.

Нишад гхат

Здесь можно увидеть многочисленных лодочников с их плавсредствами и сетями. Гхат обладает храмом Нишадрадж, который на самом деле был построен на пожертвования лодочников совсем недавно.

Джайн гхат.

Джайны осуществляют омовения и проводят религиозные обряды на южной стороне гата, а северную оккупировали семьи лодочников, придавая ему совершенно другое звучание. У гата есть 2 джайнских храма.

Вакчараджа гхат.

Был построен торговцем по имени Вакчараджа во второй половине 18 века. Считается, что 7 учитель-тиртханкар Супаршванатха родился поблизости. Сегодня здесь живет большинство джайнов. Идущая вверх к улицам лестница имеет три небольших святилища, посвященных Шиве, Ганеше и великолепной Ганге, оседлавшей крокодила. Время от времени здесь проводят культурные мероприятия.

Манасаровара гхат

Этот небольшой гхат назван так в честь одноименного священного озера в Тибете (близ Ганготри), у подножия горы Кайлас, гималайского жилища Шивы. Наверху гата, действительно, имеется небольшой пруд. А построен этот гат был раджой Ман Сингхом из Джайпура в 1585 году, и был перестроен в 1805. Рядом находятся святилища, посвященные Раме и Лакшману.

Нарада гхат.

Был сооружен Даттатрея Свами, главой монастыря, в 1788 году. Этот гат посвящен Саге Нарада, божественному музыканту и мудрецу. Здешнее святилище содержит изображения 4 божеств: Нарадешвара, Атришвара, Васукишвара и Даттатреяшвара.

Раджа гхат.

До 1887 года это была очень известная пристань. Со строительством моста (с 1 января 1887 года), его значение, как переправы, было утеряно. В старой литературе этот гхат неоднократно упоминается за свои заслуги.

Панда гхат.

Назван так в честь известного борца Бабуа Панде. Рядом находится святилище Сомешвара (Шивы). По соседству находится еще одна святыня – Прабха Тиртха.

Здесь обычно сушится белье. Простыни прямо выложены квадратами на откосах. Считается, что на солнце из белья испаряются злые силы.

Диджпатья гхат.

Он расположен почти на самом берегу реки, сами сходы узкие и крутые, но широкие. Дворец представляет собой изысканную архитектуру Севера Индии и нынче известен как как «Ашрам Каши». Он был построен в 1830 году бенгальским раджой Диджпатья.

Каусаттхи гхат.

Название 'causatthi' происходит от слова 'chausatha', означающего 64. Это указывает на число йогиней, прислужниц грозной богини Кали. Храм Чаусаттхи Деви расположен неподалеку. Храм был восстановлен в 1670 году королем Удайпура. Сегодня в храме представлено только 60 йогинь, четыре из них находятся в других местах. Этот гхат привлекает толпы паломников во время полнолуния в период марта-апреля. Другим важным событием, отмечаемым здесь, является яркий праздник Холи. Большой песчаный дворец возвышается над этим гхатом, он был построен в 1807 году. Сейчас его используют для религиозных церемоний, а иногда и для проведения музыкальных концертов.

Ситала гхат.

Он называется так из-за находящегося рядом храмом Богини болезней (ситала). В марте-июле и сентябре-октябре здесь празднуется «8 день» в честь богини Ситала Астхами. Сюда также приходят на поклонение молодожены и члены их семей. Они совершают здесь последовательные ритуалы после выхода из храма.

Дасашвамедх гхат.

В переводе «место принесения в жертву 10 коней». Иногда его еще называют Мэйн-гхатом. В соответствии с мифом, посвященным Дивадаси (царю ариев), Брахма осуществил жертвоприношение именно на этом месте. Шива и Парвати ожидали, когда у царя лопнет терпение, и он покинет город Каши, позволив им вернуться туда. Однако сложная серия жертв помогла царю Девадаси закрепиться в городе надолго. На вершине лестницы находится несколько святилищ: Сулатанкешвара, Брахмешвара, Варахешвара, богинь Ганга и Банди Деви. Все они включены в обязательное посещение для паломников. Здесь самое популярное, доступное и святое место для утреннего омовения с целью избавления от грехов. Здесь под большими бамбуковыми зонтиками сидят местные массажисты в ожидании клиентов.

Раджендра Прасад гхат.

Почти до конца 19 века каменная статуя лошади украшала этот гхат, в доказательство жертвоприношения. В связи с этим гат имел и другое имя "Гхода" ("Лошадиный"). Считается, что это изображение лошади переместили в храм Санкатмочана. Согласно легендам, служанки Бхара Шива Нагас купались здесь. В настоящее время здесь ежедневно проводятся разнообразные культурные мероприятия проходящие на специально построенной для этих целей сцене. Узнать это место можно по двум водонапорным башням, окрашенным в нежно-розовый цвет, с расположенными внизу огромными изображениями божеств.

Маникарника гхат

Является самым священным гхатом города Варанаси. Когда-то давно бог Вишну вырыл на этом месте колодец с помощью своего волшебного оружия чакры в форме колеса. А потом заполнил его своим потом. Шива был в восторге от этого зрелища. Он наклонился над краем колодца, что бы полюбоваться творением Вишну и нечаянно уронил туда одну из своих серег. С тех пор гхат носит название Маникарника - «Украшение для уха».

Именно здесь проходит наибольшее число кремаций.

Во время нашего пребывания у этого гхата мы наблюдали грустную картину.

Двое усопших «ждали» своей очереди для ритуала кремации. Домы убирали останки догоревшего кострища и ссыпали останки в общую кучу золы. У воды в поисках еды сновали собаки. Одна из них выловила в реке недогоревший череп с частью позвоночника и начала жадно вгрызаться в находку. Другая собака захотела получить часть добычи «удачливой» соперницы, завязалась драка. В это время в водах, грязных от гор мусора и пепла, нырял человек с большим блюдом в руках. Он погружался в воду с головой и собирал со дня реки глину. Потом тщательно промывал её. Лодочники объяснили нам, что таким образом он ищет мелкие предметы (серёжки, браслеты или другие украшения, которые могли быть на умерших).

Постояв около Маникарники примерно 10 минут, мы отправились в обратный путь.
Карма 214
1.12.2010
ещё фотографии с утренней прогулки.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики