"Бенарес старше, чем история, старше, чем традиция, старше даже чем легенда,
и выглядит дважды старше, чем история, традиция, и легенда, вместе взятые."
Марк Твен
Варанаси, Бенарес, Каши...
Считается, что это первый город на Земле, построенный ещё богами. Согласно индуистским эпосам, с этого места началось сотворение вселенной. Позже боги жили в Варанаси вместе с людьми, потом Они ушли в Гималаи. Согласно археологическим данным, это старейший город из числа непрерывно населённых.
В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит уже быть на пути к просветлению. Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
Варанаси - центр учености и столица царства Каши, то есть «сияющий», что определяет значение Варанаси как «светлого города», места духовного прозрения. Согласно древнему преданию, Варанаси был «создан» богом Шивой, об этом повествуется в Махабхарате.
Город расположен на трёх холмах западного берега Ганги. Эти холмы считаются тремя остриями трезубца Шивы. На другом берегу нет строений, потому что индусы считают его «миром», куда Шива переправляет души умерших.
Город построен между впадающей в Гангу небольшой речкой Варуна на севере и почти всегда сухого ручья Аси на юге, отсюда и происходит его название. А возможно оно происходит от слова «варана», что значит «лесной слон» (мамонт), или от сочетания «вара-нас», что означает «наш круг (крепость)».
А когда-то Варанаси имел ещё одно имя – Анандавана, что означает "лес блаженства", потому что на месте нынешних построек и пыльных улиц были леса, заполненные ашрамами.
Ещё одно название Варанаси - Махасмасана (Большое Кладбище), потому что именно здесь любой индус мечтает завершить свою нынешнюю инкарнацию, чтобы наверняка попасть в рай Шивы.
Странствующие буддисты, желающие приобрести заслуги и возродиться в раю Шивы, должны сначала помазать маслом Джиотир-Лингам в Золотом храме, затем искупаться на пяти самых больших гхатах: в месте впадения речки Аси (Асисангам), Дасашвамедха, Маникарника, Панчганга и, наконец, в месте слияния Варуны и Ганги (Варунасангам). Только тогда они могут совершить «большой обход» города и пройти расстояние Панчкос (пять «кос») примерно пятнадцать километров, начиная от Маникарники.
С Варанаси связано много легенд.
Одна из них рассказывает о появления гата Маникарника.
Маникарника – является самым священным гхатом города Варанаси.
Когда-то давно бог Вишну вырыл на этом месте колодец с помощью своего волшебного оружия чакры в форме колеса. А потом заполнил его своим потом.
Шива был в восторге от этого зрелища. Он наклонился над краем колодца, что бы полюбоваться творением Вишну и нечаянно уронил туда одну из своих серег. С тех пор гхат носит название Маникарника - «Украшение для уха».
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.
Когда Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, они обосновались в его небесном доме на горе Кайлас. Но однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами. И тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет.
Другая легенда повествует о появлении небесной реки Ганги на земле.
Когда-то Вишну ногтем большого пальца левой ноги пробил оболочку вселенной, и оттуда потекли духовные воды причинного океана и омыли стопы бога Вишну, так появилась Ганга.
Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела мощь от Брахмы и Вишну. Она выполняла суровую аскезу и тем самым заслужила силу очищения вселенной. Поэтому Вишну назвал её Гангой и дал ей пост главенствующего божества новой небесной реки. Небожители и мудрецы воспевали её славу. Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от выпитого Амрита – божественного нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на земле.
Ганга от природы прохладная и спокойная, возгордилась от похвалы богов. Она забылась и стала танцевать высокими волнами. Несколько капель воды упали на Шиву, который находился в своём доме на горе Кайлас. Шива рассердился и проклял Гангу быть рождённой на земле. Осознав свою ошибку, Ганга молила Шиву о прощении. Но Шива был непреклонен и лишь утешил её: "Мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна".
Спустя долгое время на земле в царской семье родился мальчик по имени Сагара. Он рос могучим юношей и приобрёл множество сверхъестественных сил и славился наравне с небожителями. Силой йоги он создал 60000 детей и сделал их правителями многочисленных районов своей земной империи.
Однажды Бог Индра решил подшутить над Сагарой и украл у него лошадь, предназначенную для жертвоприношения. Хитрый Индра не забрал этого коня себе, а привязал его к дереву перед мудрецом Капилой, который медитировал в подземном мире, а сам удалился.
Сагара взбесился, узнав о пропаже коня, и приказал 60000 сыновьям найти и привести его обратно. Когда на земле коня не обнаружили, то решили искать его в подземном мире. С усилием они стали рыть землю, и нашли туннель. В конце туннеля они увидели мудреца, сидящего в состоянии экстаза, а рядом они обнаружили привязанную к близлежащему дереву лошадь. Принцы вошли и стали проклинать мудреца. Капила выбрал одинокое место для медитации, однако из-за шума его медитация была нарушена. Он зло посмотрел и все 60000 принцев были прокляты и превращены в прах. В образе мудреца медитировал сам бог Вишну.
Долгое время Сагара был в неведении о судьбе принцев. Но когда узнал грустную новость, то сильно опечалился, его сердце было разбито.
Тогда он отправил своего внука к Капиле, что бы просить его вернуть коня для выполнения жертвоприношения и освободить от проклятия его дядей.
Капила выслушал принца и ответил, что только если божественная Ганга, небесная река, потечёт по земле и коснётся праха, их души вырвутся из низкого мира и будут прощены.
Сагара услышав от внука такие новости, удалился от власти и отправился в лес.
Прошло много лет, не один правитель сменился на троне. И только правнук Сагары по имени Бхагирата смог своими аскезами добиться милости богов. Ганга явилась Бхагирате и на его просьбу ответила: «Если я прыгну с небес на землю, то вся земля может быть смыта моим ударом и мой поток опять достигнет небес с помощью ветра. Только Шива может вынести мой удар, когда я падаю с небес на землю.»
Тогда долгими аскезами Бхагирата добился милости Шивы и тот спросил его: "Скажи мне, что ты хочешь иметь?". Бхагирата смиренно ответил: "Любезно позволь Ганге возродить моих предков, пусть она пройдёт по земле. Пусть Ганга течёт непересыхающим потоком до конца Мира. Пусть миллионы людей будут благословлены ей".
И Шива превратил тонкую форму Ганги в материальную. Воды Ганги хлынули на голову Шивы и спустились по его волосам в горы Гималаев, откуда река взяла своё начало.
Бхагирата сел в быструю колесницу, а поток Ганги последовал за ним.
Когда поток коснулся пепла предков Бхагирата, все их грехи были искуплены и ушедшие души отправились в высшие духовные миры.
|