Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Отчеты о поездках › МакЛеод Гандж (Дхарамсала, Индия) свежие впечатления

Карма 51
Ответить
7.09.2012
Продолжаю делиться своими свежими впечатлениями от поездки по Химачалу.

Начало – здесь.

Итак МакЛеод Гандж. Это прекрасное поселение находится совсем недалеко от Дхарамсалы – всего десять километров. Само название "Дхарамсала" переводится, как "приют". И действительно это место стало настоящим приютом для большого количества тибетцев бежавших сюда вместе с Далай ламой от оккупации Китая. В Дхарамсале находится большая автобусная станция, и сюда идут автобусы подчас из очень отдаленных городов, например, с Кейлонга – это около семиста километров, может более. До МакЛеод Ганджа постоянно ездят местные маршрутные автобусы, подчас могут подбросить на шаред джипе (стоимость та же – по 20 рупий с носа). НО в вечернее время (где то около девяти) их движение прекращается и добраться можно только на такси, а они уже справедливо хотят все двести рупий. Так что лучше не загуливать до поздна.

Мак Клеод находится чуть выше Дхарамсалы на высоте 1770 метров. Здесь находятся самые главные достопримечательности. Резиденция Далай Ламы. Тибетские монастыри. Индиустские мандиры, водопад, озеро. Но обо всем по порядку.

Надо сказать, что МакЛеод Гандж на мой взгляд – самое комфортное место из всех, что я пока видел в Химачале. И с точки зрения природы, и атмосферы, и с точки зрения стоимости, и с точки зрения развитости инфраструктуры. Здесь без проблем можно найти достаточно дешевое жилье и многие из них уже приспособлены на долгое проживание (есть кухня, газовый баллон, плита, посуда и все удобства). И очевидно, что многие из иностранцев этой возможностью пользуются. Причем в отличии от Ришикеша, где йогапипл слоняется от того, что не знает чем бы еще заняться кроме йоги, очевидно, что здесь такой тенденции не наблюдалось.

Заняться тут на самом деле есть чем. Кроме вышеобозначенной йоги, курсов хинди, индийской кухни, массажа и прочих обыденных для индийских туристических мест курсов, благодаря наличию огромного количества тибетцев, здесь можно полечиться у тибетских врачей или сходить к тибетскому астрологу, ну и конечно курсы випасаны (буддийская медитация) и возможность погрузиться в тибетский буддизм с головой.

Кстати, о врачах, так случилось, что обратились ко мне выслать некоторое количество лекарств оттуда в Россию, потому как местный доктор продает лекарства только на два месяца, а курс подчас - полгода. Продавать больше за один раз или высылать по почте сам – не хочет. Вот такие тибетские приколы. В итоге отправил в Россию матушку, скрестив пальцы, потому как пропустит наша таможня эти таблетки или нет - было не известно. Но все прошло удачно, так что если нужны тибетские лекарства – их отсюда запросто можно выслать по почте.

Кстати почта здесь прямо в центре города, упаковывают тут же за углом, быстро, аккуратно и добросовестно.

Вообще надо отдать тибетцам должное. За весь мой опыт общения с ними в самых разных местах Индии ни разу не видел малейшего намека на недоброжелательность, неуважение или агрессивность. Места свои они стараются держать в чистоте. В этом смысле МакКлеод интересен еще тем, что это уже на Сарнаткх или Бодх Гая где живут в основном монахи, а все таки приют. И здесь по большей части живут "простые" люди, которые если попристальнее приглядеться, оказываются совсем "непростыми". Вообще чертами лица, темпераментом тибетцы очень напоминают сложившиеся благодаря фильмам и книгам образы индейцев. Видно, что суровый горный климат Гималаев закалил их и к превратностям судьбы и жизни им не привыкать. В тоже время, они вполне комфортно адаптировались под новые условия. Многие одеваются в европейскую одежду, разговаривают на хинди, кто то по английски.

Ну и конечно МакЛеод полон тибетский диковин.

Особо интересна тибетская кухня (хотя много где в меню она пишется, как китайская, но у меня есть подозрение, что скорее всего большинство блюд готовят и там и там).

Самое распространенное блюдо – это момо. Готовят его в вегетарианском формате (получается аналог наших вареников), либо в мясном (по сути - наши пельмени). Также их могут поджарить тогда они называются бхаклеб.

Начинки делают самые разные. В отличии от того же Варанаси, где момо тоже можно найти, здесь на начинку не скупятся и делают ее вкусно и качественно. В основном это капуста, но бывают и другие варианты. Особенно мне пришлись по вкусу момо с картошкой и сыром. С ягодами и фруктами момо не делают, а наверное зря. Тем более что в Химачальских лесах и грибы и ягоды имеют место быть.

На втором месте идет тукхпа – это суп с макаронами. Опять же, что вегетарианский, что мясной варианты возможны. Вообще тибетский буддизм в этом смысле очень забавная религия, которая обещает не причинять вреда всем живым существам и в то же время не брезгует мясной продукцией, по той причине, что вроде как в убийстве животного они сами участия особо не принимают. Но не буду развивать эту тему.

Далее чоумин – это обжаренные овощи с лапшой, которые могут быть поданы в чистом виде или в супе.

Ну и конечно нельзя не упомянуть знаменитый масляный тибетский чай и пресный хлеб.

Из особых деликатесов кроме всего прочего тут можно попробовать настоящий ячий сыр, т.е. сыр сделанный из молока Яка.

Кроме традиционных блюд тибетцы стали делать разного рода печные изделья для иностранцев – причем весьма недурственно.

Основное же тибетское место здесь – это храмовый комплекс в котором находится музей посвященный теме китайского беспредела и того, почему тибетцам пришлось покинуть свои родные края. Множество плакатов повествует о ПанченЛаме, еще ребенком похищенным китайцами и насильно удерживаемого ими.

Здесь же два храма. Калачакра и Цзуглакханг. Нам вообще очень повезло, потому что мы попали прямо на церемонию начала создания калачакра мандалы. Вообще калачакра – это очень существенное для тибетского буддизма понятие. "Кала" – переводится, как время, "чакра" – это колесо или диск. Так образом получается, что калачакра – это колесо времени. Это образ объединяющий одновременно прошлое, настоящее и будущее и связующий их в единое целое. Кроме этого – это по сути мандала, что в свою очередь является образом объединяющим микро и макро космосы - воедино, олицетворяющий единство и взаимо-дополняемость всех существ, демонического и ангельского плана.

Вообще если кому интересно на ютубе есть замечательный документальный фильм посвященный Калачакре, что это и как это происходит.

В зале стоит статуя Калачакры – раздвоенное божество с массой рук и знаков силы в них.

Процесс рисования мандалы начинается с обозначения базовых линий. После прочтения необходимых мантр, ритуального обхода, специально предназначенные нити опускаются в жидкий мел, растягиваются и прижимаются к поверхности, на которой в течение последующих нескольких дней будет цветным песком создана мандала.

Также мы неоднократно наблюдали процесс буддийских дискуссий. Происходит он в разных форматах.

Например, один на один. Монахи делятся на пары. Один садится на пол – он ответствующий, второй встает перед ним с четками в руках – он вопрошающий. С характерным шагом вперед и резким хлопком в ладоши в сторону первого монаха, вопрошающий задает свои каверзные вопросы. Один за другим. Сначала неуверенно, но чем дальше, тем больше входит в раж, движения его становятся более напористы, вопросы сыпятся один за другим, он как бы хочет "добить" второго монаха. Все это происходит на тибетском и поэтому ничегошеньки не понятно, но действо – захватывающее.

Видели мы и другой вариант. После совместной молитвы и вкушания тибетского чая с хлебом (нас кстати тоже угостили, что было очень приятно). Монахи сажают в центре одного - отвечающего, к нему выходит сначала один монах, потом другой, затем третий, пока не наберется группа из пяти человек. И начинают мучать беднягу философскими вопросами о карме, дхарме и просветлении. Остальные же в это время слушают и поддакивают.

Среди этой группы находятся особо опытные и напористые – они выходят на передний план и сходу начинают рубить уже видимо давно заготовленные каверзные вопросы, видимо что то вроде "есть ли жизнь на Марсе", сотоварищи тем временем, стараются помочь как могут, особенно забавно наблюдать, как они пытаются хлопнуть в ладоши все вместе. Видимо, чтобы оглушить беднягу, который и так похоже весь перегружен сыплющимся на него философскими проблемами. Очень забавно, что вокруг сидящие неожиданно тоже эпизодически начинают вступать в спор и тогда битва перетекает и в их сторону тоже. Вообще все это очень напоминает такой словесный махач, философскую баталию за правду матку, Будду и его сотоварищей. Что при этом все приятно, не смотря на то, что некоторые монахи впадают в раж, всё происходит с шуткой, радостно и весело. Явно никто не переходит на личности, не рассказывает что то вроде: "да мой Будда, твоего Будду ..." и т.д. Видно, что дискуссия у них конструктивная и несет в первую очередь образовательный характер. Как я понимаю, благодаря таким дискуссиям монахи закрепляют и делают более ясными полученные знания. Вообще мне кажется, дискуссионной формы очень не хватает нашей школе, где авторитет системы и учителя не оставляет ученику свободы собственного слова, мнения и в конечном счете – творчества.

Что же можно сказать о самих храмах. Они не большие, чистые, светлые. Стоят огромные статуи Аволокитешваре и Падмасамбхаве – о нем я еще отдельно подробно напишу в отчете по Ревалсару.

Удивительно то, что в качестве светильников используются электрические лампочки (не знаю может быть из соображений безопасности), а в качестве прасада божеству преподносятся пачки с печением и деньги. Когда я решил поставить перед статуей Будды несколько индийских благовоний, местный служитель сказал, что это дескать не правильно и больше одной ставить нельзя. Почему ? Не понятно.

Вместе с чистотой в тоже время очень сильно чувствуется пустота этого места. В отличии от большинства индуистских храмов (если не считать фейк мандиры), которые наполнены той или иной атмосферой и вибрацией, здесь очень красиво (повсюду изображения божеств и различных Будд), но – пусто. И казалось бы может быть оно так и должно быть, ведь основная концепция Буддизма – это достижение "великой пустоты". Но будучи в МахаБодхи в Сарнаткхе и в храмах и пещере Будды в БодхГае, скажу, что те места - наполнены. И наполнены очень мощно и позитивно. Но в пустоте тоже есть своя прелесть и своя красота.

Вокруг храмов, как это принято у буддистов стоят барабаны с мантрами, считается, что вращая каждый барабан ты как бы произносишь мантру. Вращать надо по часовой стрелке, о чем специально написано. Все дело в том, что движение по часовой стрелки – созидательно, против – разрушительно. Так что решайте сами следовать инструкции или нет.

Вообще у тибетцев в этом смысле много способов таких быстро и эффективно молиться, не прилагая много усилий. Например, по всему городу висят разноцветные флажки, так вот, когда ветер дует в них, считается, что они читают за тебя молитву. Особенно в этом смысле забавны устройства, которые собой представляют молитвенные барабаны с чашечками, чтобы вращал их ветер. В многих тибетских местах можно встретить такие.

Но джапу (практика чтения мантр с перебиранием четок) тем не менее у них никто не отнимал и практикуют они ее, как я понимаю ничуть не меньше, чем те же кришнаиты.

В центре города стоит красивый храм, внутри которого, можно покрутить большой молитвенный барабан, но если присмотреться со стороны внутрь на другие внутренние помещения, обнаруживается строительная свалка. Вот такой вот прикол.

Но раз уж речь пошла о четках и так далее, надо сказать, что шопинг здесь не просто уместен, а дело замечательнейшее. Кроме того, что здесь в полный рост продаются тибетские товары: натуральные благовония, поющие чаши и другие музыкальные инструменты, дунчен(большие железные трубы), например, тибетская одежда, буддийская атрибутика, изделия из натуральных камней, кости и шерсти, также здесь замечательный выбор трекинговых вещей: рюкзаков, спальников, теплых курток, штанов, трекинговых ботинок и прочая прочая. Причем по волшебно дешевым по сравнению с Россией ценам.



Природа здесь тоже не может не радовать. Утром просыпаешься от настоящего симфонического оркестра в котором сливаются крик петухов, журчанье воды, пение цикад и огромного количества самых разных птиц. Все это еще смешивается со сладким запахом хвои и видом на прекрасные горы. И только встав с постели и позавтракав уже хочется идти и обозревать окрестности. И обозревать здесь есть, что, но об этом я уже напишу в следующий раз и так пост получился особо длинный.

Немного видео снятые с балкона в разное время.





По всем вопросам обращайтесь

eliseev.vladimir@pashuputi.in

http://vk.com/happymedium

Продолжение следует ...

С уважением
Карма 51
Ответить
7.09.2012
Хари Ом
sky48 ж
Карма 39
Ответить
7.09.2012
хочу в Драмсалу, там так хорошо)
Карма 406
Ответить
7.09.2012
HappyMedium
В Дхарамсале находится большая автобусная станция, и сюда идут автобусы подчас из очень отдаленных городов, например, с Кейлонга – это около семиста километров, может более.

В два раза меньше расстояние Это же так легко проверить...
Карма 109
Ответить
7.09.2012
HappyMedium
Продолжение следует ...


Отлично! Ждем продолжения!
Drolma ж
Карма 1419
Ответить
7.09.2012
mifolog
Это же так легко проверить...

320 км
Карма 51
Ответить
7.09.2012
Вообще мы добирались до Дхарамсалы перекладным автобусом через Манали из Удайпура - город, что рядом с Трилокнатхом. Дорога была такой длинной и утомительной, что мне показалось, что мы проехали всю тысячу километров =)
Drolma ж
Карма 1419
Ответить
7.09.2012
HappyMedium
Дорога была такой длинной и утомительной, что мне показалось, что мы проехали всю тысячу километров =)

Бывает ). В горах дороги вообще измеряются не километрами, а часами ).
Карма 51
Ответить
7.09.2012
Это точно, особенно если водитель вдруг надумает менять колесо, или того круче автобус (а весь багаж упакован на крыше) по середине дороге, да еще и ночью =)
Карма 1608
Ответить
7.09.2012
It's India,man
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге