Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › "...Ведь Это - НАШИ Горы..." Часть 2: Республика Северная Осетия - Алания

Карма 457
Ответить
28.06.2011
На дороге между Алагиром и Владикавказом, у селения Дзуарикау в 1963 году был сооружен памятник семи братьям Газдановым, уроженцам этого селения, отдавшим жизнь за Родину на различных фронтах Великой Отечественной войны. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый, услышав о мобилизации, не задумываясь ушел на фронт, и не один из них не вернулся домой. Последняя похоронка пришла уже из Берлина. Два брата погибли под Севастополем, один — под Новороссийском, один — в Белоруссии, ещё один — в Киеве, ещё один — под Москвой, и последний, Шамиль, погиб в канун Дня Победы — был смертельно ранен у стен Берлина.

"Война идет жестокая, но если бы Вы знали, какие люди воюют рядом со мной! — писал Дзарахмат из-под Новороссийска родителям. — Они пройдут сквозь любой огонь и победят врага, пусть даже он будет в десять раз сильнее, чем сейчас".

Семь раз приходили старейшины Дзуарикау к двору Газдановых с печальной вестью. По осетинским обычаям вся село надело траур, когда пришло извещение о гибели младшего из братьев. Последнюю похоронку отцу семерых сыновей так и не успели отдать. Увидев, что старейшины направляются к дому Газдановых, он умер держа маленькую внучку на руках.

Не вынесла смерти детей и мать. Она умерла, когда пришла третья похоронка. Сельчане рассказывают, как она каждое утро выходила на дорогу, по которой уходили ее сыновья. Она ждала писем, которые так редко доходили до маленького осетинского села в предгорьях Большого Кавказа. Днями она сидела и смотрела на солнце, вечерами на луну и разговаривала — и с солнцем и с луной... Просила — если вы обогреваете моих сыновей, помогите им, пожалуйста, вернуться домой. Вот так она не дожила и не узнала, что все семеро погибли...

Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Это семь братьев Газдановых. Стоит их седая мать Тассо. Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей...

У подножия всегда лежат свежие цветы - у осетинского народа крепкая память.
Карма 457
Ответить
28.06.2011
В годы Великой отечественной войны 1941—1945, на восточной окраине села Гизель, что недалеко от Владикавказа, проходила линия фронта. Село было захвачено 1 ноября 1942 года. Германские войска пробивались дальше к Орджоникидзе (ныне Владикавказ), но не смогли взять город.

9 ноября 1942 года на окраине Гизели сибиряк Пётр Барбашов закрыл амбразуру вражеской огневой точки своим телом, обеспечив успешное продвижение своей роты. За этот подвиг Петру Барбашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

У дороги на въезде в Гизель стоит памятник Барбашову. У памятника тоже лежат цветы...

Вообще в Осетии помнят войну, и помнят какой ценой нам досталась победа...
Карма 457
Ответить
28.06.2011
К сожалению, времени было мало - пришлось уехать.

Дорога в аэропорт проходит мимо мемориального кладбища. Фигура Задалески Нана снова напомнила о подвиге этой великой женщины.

В селении Задалеск находится святилище, можно утверждать, единственное в своём роде. Посвящено оно женщине, которая совершила подвиг во сто крат значительнее, чем знаменитая Жанна д' Арк. Если знаменитая француженка боролась за воссоединение Франции, то простая женщина аланка собрала и приютила детей, родители которых погибли во время нашествия на Северный Кавказ орд Тамерлана - жестокого среднеазиатского хромца. В 1894 году исследователь Махарбек Туганов записал в селении Задалеск, как он сообщал, "...со слов слепого народного сказителя Дзараха Саулати сказание, повествующее о Тимуровом погроме". Сказание это называлось „Задалески Нана - Мать Задалеска".

Аланы, принявшие участие в битве между ханом Золотой Орды Тохтамышем и Тимуром на стороне ордынцев и фактически защищавшие свои поселения на равнине, были жестоко истреблены. И не быть бы больше дигорскому народу, если бы не великий подвиг матери:

"...Но на счастье народа в этот страшный час

Уцелела с детьми одна из матерей.

Как отару овец, собирала сирот,

Днем и ночью она оберегала их

От лесного зверя и золотого врага.

Через поле и лес, через лес и поля

К хребтам дигорских гор направлялась она.

Перейдя перевал, над Задалеском, там,

В пещерах и норах, нашла им приют,

Искала коренья, собирала плоды

И кормила детей, и растила детей.

Возмужают они, расселятся вокруг,

И в урочный час свою общую мать -

Задалески Нана с почетом погребут.

Похоронят с почетом в пещере Морга,

В Морга-пещере, там, где Задалеск..."

Из поколения в поколение дигорцы передавали сказание о подвиге женщины-матери, а дом, в котором она жила, сделали священным дзуаром. По традиции все проезжающие мимо Задалеска молились и вспоминали добрым словом Задалески Нана.

М. Туганов слышал от старожилов предание, что Задалески Нана прожила до преклонных лет, а когда умерла, ее похоронили в отдельном склепе. Но место захоронения забылось, хотя многие указывали на поляну Морга. Поляна Морга - это обширные луга на северной окраине селения. Здесь находится пещера под огромным валуном. Жители уверяют, что пещера являлась первоначальным пристанищем Задалески Нана со спасенными детьми.

К сожалению, в начале 60-х годов XX в. дом-святилище практически разрушился, остались лишь стены. В 90-е годы дигорская интеллигенция решила восстановить мемориальное строение. Работы, которые возглавил профессор Амзор Хачиров, с участием энтузиастов завершились к 2000 году. В создании интерьеров принял активное участие инженер Т. Тамаев. В настоящее время на месте священного дома построен музейный комплекс, где собраны предметы старины. Центральным местом музея является комната-дом Задалески Нана, в которой люди постарались воссоздать обстановку прошлого.

Я туда, к сожалению, не доехал.

Но совершенно точно - в этой поездке я нашёл для себя не менее удивительное место, чем Гималаи... А главное - НАШЕ...

Карма 457
Ответить
30.06.2011
Благодарю Уважаемого Админа, за то, что закрыл параллельный топик (../blog/32_3259_0.html) - сам собирался это сделать, но не успел добавить следующий текст:

Итак.

Дабы избежать дальнейших недоразумений, и, тем более - HOLY WAR в комментах - уточняю научное значение термина "Древние Арии":

А́рии (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет предположить существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы.

ИМХО (хотя, конечно, многим оно многократно виднее) - существует непрерывная культурная и теологическая связь между носителями культуры, зародившейся в районах Аркаима-Синташты, и расселившихся по весьма обширным территориям, дав основу и славянским, и скандинавским, и иранским, и индийским, и буддистским религиям...

Совершенно неспроста ведический культ сомы перекликается с культом хаомы в древнеиранской (до-зороастрийской) религии, и это только начало длинного списка "странных" совпадений...

Мне казалось, что здесь найдётся гораздо больше людей, которые смогут адекватно среагировать на данные топики, и уж, тем более, воздержаться от неаргументированных и агрессивных комментов.

Practice What You Preach, уважаемые Просветлённые!

;-)
Карма 457
Ответить
30.06.2011
"...Главной отличительной особенностью осетинских верований является то, что в других религиях произошло разделение добра и зла (Ахура-Мазда и Ахриман, Бог и Дьявол), а в осетинском и добро и зло остались в единстве. Т.е. и добро и зло – в Боге, свойство Бога. Поэтому в осетинском не было понятия ада и рая. И рай и ад не в разных местах, а в одной плоскости.

По вере осетин – мы в Боге, вне Бога нет бытия. И молитва нужна не Богу, а самому человеку. И понятие греха и свобода выбора у осетин отличается от христианского и мусульманского. Если деяния человека христианство и ислам рассматривают как грех, то осетины утверждают, что Бог создал мир (в том числе и человека), таким, каким хотел, т.е. идеальным. И человеческие слабости предусмотрены Богом. Выбор – это отношение человека к тому, что происходит.

В осетинском есть понятие «карнæ» («карна») – задачи, которые ставятся перед человеком с момента рождения. Но есть еще понятие «ирисхъæ» («ирискха») – судьба, которая предназначена человеку.

Для того, чтобы понять свое предназначение, свои задачи, необходимо познать самого себя. Поэтому в отличие от христианства и ислама, где главное – догма, в осетинском главное – познание, самопознание..."

Из переписки с известным специалистом-филологом и этнологом из Северо-Осетинского Института Гуманитарных и Социальных Исследований

Разве не интересно? Ранняя форма того, что впоследствии стало зороастризмом, индуизмом и прочими...

И причём тут, скажите, "арийзм"? Только аргументированно.
Карма 846
Ответить
30.06.2011
Skipp3d


По вере осетин – мы в Боге, вне Бога нет бытия. И молитва нужна не Богу, а самому человеку. И понятие греха и свобода выбора у осетин отличается от христианского и мусульманского. Если деяния человека христианство и ислам рассматривают как грех, то осетины утверждают, что Бог создал мир (в том числе и человека), таким, каким хотел, т.е. идеальным. И человеческие слабости предусмотрены Богом. Выбор – это отношение человека к тому, что происходит.

понравилось
OlgaM ж
Карма 216
Ответить
30.06.2011
Skipp3d
зародившейся в районах Аркаима-Синташты

на сколько я знаю, это же только гипотеза, одна из многих, разве нет?
Карма 457
Ответить
30.06.2011
irinanik

Спасибо! И это далеко не единственные интересные факты:

"...если древние понятия зэды и дауаги есть не что иное, как символы материальных сил и энергий земли и космоса, то «убить их» может означать, убить в себе тягу к материальному, или иначе - освобождение от материальных привязанностей.

Напомню ещё одну версию расшифровки слова дауаг, которую нам предлагает В.И. Абаев. Слово дауджита он возводит к древнеиранскому tav – "сила", "быть сильным". «Убить дауагов» в таком случае может означать «убить силу», т.е. достичь расслабления. Такое значение этого понятия не только не противоречит первому, предложенному нами, но, скорее, дополняет наше понимание изучаемого вопроса. Дело в том, что восточные практики духовного совершенствования (медитации, например) предполагают, прежде всего, физическое расслабление и полное доверие к «Свету», и только через такую практику проявляется непривязанность к материальным ценностям. В осетинской духовной традиции это выражается краткой молитвой: «Хуыцау, фæдзæхсын дын мæхи» (Господи, доверяюсь Тебе). Ведь полное доверие к Богу предполагает внутреннее расслабление, отсутствие суетности и беспокойств, часто приводящих к ошибкам и низким поступкам. ..."

Из книги Макеева Д.Б. "Религиозное мировозрение в нартском эпосе".

Нашёл тут ещё один интересный факт:

"...Asians, especially Persians, knew the Scythians in Asia as Sakas. The Indo-Scythians had the name "Shaka" in South Asia, an extension on the name "Saka". Herodotus describes them as Scythians, called by a different name...

...Although the Shakas had a reputation as fierce and war-like, one of the greatest sages of peace, the Buddha, may have descended from this tribe: he had the title Shakyamuni which means "Shaka monk".

http://en.wikipedia.org/wiki/User:TeamZissou/sandbox/Scythians_in_myth ology

Вкратце смысл - есть научные предположения, что из рода Скифов-Саков (Шакья) был и Сидхартха Гаутама (Будда). На языке пали "Шакьямуни" означает "Мудрец из Саков (Скифов)".

Что ещё интересно - исследователи прослеживают прямую связь культа хаомы в до-зороастрийской древнеиранской религии (а также культа сомы в древней Индии) с обрядом приготовления специальным образом сваренного по "особому" рецепту пива, которое использовалось во время ритуальной трапезы-молитвы-песнопения-медитации во время праздников в осетинских святилищах.
Карма 457
Ответить
30.06.2011
OlgaM
на сколько я знаю, это же только гипотеза, одна из многих, разве нет?

Да, конечно. Очень сложно что-то говорить точно в таком временном масштабе. Есть некие общепринятые теории - типа Дарвиновской или "Большого Взрыва", к которым склоняется большинство учёных. Эта - одна из таких.
srexie м
Карма 27
Ответить
30.06.2011
красивые фотки красивых мест!:))
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге