Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Сознательное поведение: пять предписаний.

Карма 146
Ответить
13.12.2008
Чтобы расширить понимание и сострадание, наше действие должно находиться в гармонии с этими древними законами сознательного поведения. В лагерях камбоджийских беженцев я видел один из самых ярких примеров демонстрации этих законов; одни эти законы являют собой основу сознательной духовной жизни, и следование им и их утончение при любых обстоятельствах само является практикой, ведущей к освобождению всех живых существ. Я оказался в лагере вместе со своим другом и учителем Махагхошанандой, необыкновенным камбоджийским монахом, одним из немногих выживших, когда он открывал буддийский храм в бесплодном лагере беженцев-коммунистов «Красных кхмеров».

Здесь было пятьдесят тысяч деревенских жителей, которые стали коммунистами под дулами ружей, а теперь бежали, спасаясь от гибели, и оказались в лагерях на границе Таиланда. В этом лагере подпольное руководство лагерной организации «Красных кхмеров» угрожало смертью каждому, кто пойдёт в храм. И все же в день открытия на пыльной площади во время церемонии столпилось двадцать тысяч человек. Это были жалкие остатки семей – дядя с двумя племянницами, мать с единственным из трёх детей. Школы были сожжены, деревни разрушены; почти в каждой семье были убитые и угнанные. И меня интересовало, что Махагхошананда скажет людям, столь жестоко пострадавшим от войны.

Он начал свою службу традиционными песнопеньями, которыми деревенская жизнь была насыщена тысячу лет. Хотя последние восемь лет эти слова не произносились, а храмы были разрушены, они всё ещё оставались в сердцах этих людей, в чьей жизни оказалось так много печали и несправедливости, как нигде на земле. Затем Махагхошананда начал петь один из центральных стихов Будды; он пел сначала на пали, а затем на камбоджийском языке, продолжая снова и снова повторять нараспев слова:



«Ненависть никогда не прекращается ненавистью,

Она исцеляется одной лишь любовью –

Таков древний и вечный закон».





Когда он продолжал распевать эти стихи, тысячи людей пели их вместе с ним. Они пели и плакали. Это был поразительный момент; стало ясно, что выраженная в распеве истина даже более велика, чем их горести.

Каждая великая духовная традиция признаёт основные законы разумного и сознательного поведения человека и учит этим законам. Как бы они ни назывались, – добродетелями, правилами этики, моральным поведением или предписаниями, – они представляют собой нормы поведения такой жизни, которая не приносит вреда другим существам; они вносят в мир здравый смысл и свет. Каждый человек обладает способностью находить радость в добродетели, целостности и прямоте сердца. Когда мы проявляем заботу друг о друге, когда мы живём, не причиняя вреда другим существам, мы создаём свободу и счастье.

Буддийская практика требует принятия пяти основных предписаний в качестве минимальной преданности принципу непричинения вреда другим посредством речи и действий. Эти предписания регулярно повторяются, чтобы напоминать изучающим о приверженности им.

Предписания таковы:



Я беру на себя обет воздерживаться от убийства живых существ и от причинения им вреда;

Я беру на себя обет воздерживаться от воровства и присвоения того, что мне не принадлежит;

Я беру на себя обет воздерживаться от причинения вреда вследствие неправильного сексуального поведения;

Я беру на себя обет воздерживаться от лживой речи, от вредоносной речи, от сплетен и злословия;

Я беру на себя обет воздерживаться от злоупотребления опьяняющими веществами, такими как алкоголь или наркотики, которые бывают причиной беззаботности и утраты осознания.



Положительная сила добродетели огромна. Когда мы живём, не согласуя жизнь с этими предписаниями, говорят, что мы живём подобно диким зверям; без них вся прочая духовная практика оказывается подложной. Представьте себе, что вы пытаетесь сидеть и медитировать после дня лжи и воровства. Затем вообразите, насколько иным был бы этот мир, если бы каждый человек соблюдал хоть одно предписание – не убивать, не лгать или не воровать. Поистине мы создали бы новый мировой порядок.

Эти простые поучения являют собой совершенный способ воплотить в действие практику, расширить круг своего понимания и сострадания и распространить его на окружающий мир. Следовать этим предписаниям – значит воспитывать своё внимание и уважение. Чтобы избегать причинения вреда другим существам, требуются внимание и заботливость. Предписания явственно сигнализируют нам, когда мы оказываемся близки к тому, чтобы сбиться с пути, когда страхи и заблуждения опутывают нас до такой степени, что мы можем причинить вред кому-то другому. Буддийские монахи следуют не только пяти этим правилам, но также и нескольким сотням воспитательных предписаний; из этой практики возникают острая внимательность и уважение – в речи, во внешнем поведении, в действии.

Основные предписания не пассивны. Они могут активно выражаться сострадательным сердцем в нашей жизни. Отказ от убийства может перерасти в почитание жизни, в охранительную заботу обо всех живых существах, которые разделяют с нами жизнь. Отказ от воровства может стать разумной основой экологии, почтительного отношения к ограниченным ресурсам земли и активного поиска образа жизни и работы, дающего возможность поделиться своим благословением со всем миром. Из этого духа может прийти жизнь естественной и целительной простоты. Из отказа от лжи мы можем развить свой голос, выражающий сострадание, понимание и справедливость. Из невредящей сексуальности наши самые близкие отношения также могут выражать любовь, радость и нежность. Из отказа от злоупотребления опьяняющими веществами и отказа от невнимательности мы можем развить дух стремления жить самой пробуждённой и сознательной жизнью при всех обстоятельствах.

Сначала предписания – это практика. Потом они становятся необходимостью, а в конце – радостью. Когда наше сердце пробуждено, они самопроизвольно озаряют наш путь в этом мире. Это называется «сияющей добродетелью». Того, кто говорит правду, кто постоянно действует с состраданием ко всем существам, даже в великих затруднениях, – его окружает свет, который становится виден всем окружающим. Его аромат восходит к божествам, куда не доходят благовония. Известный психолог Виктор Фрэнкл так писал об этой силе:

«Те из нас, кто пережили концентрационные лагеря, могут весьма явственно припомнить мужчин и женщин, которые проходили через наши бараки, утешая нуждающихся в утешении и отдавая свой последний кусок хлеба. Их могло быть немного; но они являют собой свидетельство возможностей человеческого духа».

Внутри каждого из нас существует этот дух – иногда он скрыт, иногда более доступен. Этот свет, и это великодушие, и этот мир – наш величайший дар земле. Расширяя свою практику, мы становимся центром некоторого крута, подобно камню брошенному в пруд: он мягко опускается на дно, тогда как вызванная им рябь движется во все стороны и касается каждого берега. Как центр круга, мы становимся мирными внутри самих себя и приносим этот внутренний мир другим людям, какие бы жизненные перемены нас ни встречали. Судзуки-роси говорит: «Найти совершенное– спокойствие среди перемен – значит оказаться в нирване».

Джек Корнфилд, "Путь с сердцем".
Карма 171
Ответить
15.12.2008
Прошу пояснить смысл двух предписаний из пяти.

Natalika
Я беру на себя обет воздерживаться от причинения вреда вследствие неправильного сексуального поведения;
Здесь мне не понятно ничего. Особенно, какой может быть вред нанесен и кому?

Natalika
Я беру на себя обет воздерживаться от злоупотребления опьяняющими веществами, такими как алкоголь или наркотики
В данном предписании я вижу ключевое слово "злоупотребление". Абсолютно согласен с этим в отношении алкоголя. А вот, к наркотикам... Не знаю, но мне кажется, что их "доброупотребление" также недопустимо для буддиста.
Hikari ж
Карма 539
Ответить
15.12.2008
oldarrack
Natalika

Я беру на себя обет воздерживаться от причинения вреда вследствие неправильного сексуального поведения;

Здесь мне не понятно ничего. Особенно, какой может быть вред нанесен и кому?

вы серьезно? да сколько угодно! начиная от передачи другому человеку ЗППП, насилия, и заканчивая причинением боли постоянному партнеру при измене...
Карма 171
Ответить
15.12.2008
Hikari
ЗППП
Поискал в "яндексе"... Соглашусь, вред. Только тогда давайте внесем еще одно предприсание: "Я беру на себя обет не распространять вирусные и инфекционные заболевания воздушно-капельным путем".

Hikari
насилия
А может быть, кому-то нравится...

Hikari
заканчивая причинением боли постоянному партнеру при измене...
Ну-у-у, это уже далековато от существа вопроса, да и спорно. Ведь же иметь "постоянного партнера" - змеюку, это садомазохизм, правда?
Hikari ж
Карма 539
Ответить
15.12.2008
ну если так копаться, тогда странно почему у вас Все предписания не вызвали вопросы... при желании везде можно найти миллион НО (убийство: а если как помощь избавления от мучений; воровство: а если жизненная необходимость, семеро голодных по лавкам; лживая речь: а если ложь во спасение и тд и тп). но Суть от этого не меняется. а вы просто начали заниматься словоблудием, извините...
Карма 171
Ответить
15.12.2008
Hikari
а вы просто начали заниматься словоблудием
Я хоть и не брал на себя четвертый обет
Natalika
воздерживаться от лживой речи, от вредоносной речи, от сплетен и злословия
, но стараюсь его придерживаться, а Вы?
Hikari ж
Карма 539
Ответить
15.12.2008
Толковый словарь Ушакова

СЛОВОБЛУДИЕ. Пустые, бессодержательные разговоры, фразерство.


не вижу здесь ничего сильно обидного, многие из нас этим время от времени занимаются. я просто констатировала факт. если все ж вам показалось обидным, еще раз приношу свои извинения.

просто, мне кажется, вы прекрасно понимаете о чем идет речь в топике и специально ёрничаете*

* Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Ерничать

несов. неперех. 1. разг.-сниж. Насмехаться над кем-л., чем-л. 2. устар. Озорничать, повесничать, развратничать

(зд. значение 1)
Карма 171
Ответить
15.12.2008
Hikari
вы прекрасно понимаете о чем идет речь в топике
Не понимаю.

Из невредящей сексуальности наши самые близкие отношения также могут выражать любовь, радость и нежность.

И здесь не понимаю, что обошло слово "также". Что еще, кроме "также"? А если могут не выражать, тогда что?

И, вообще, почему эта заповедь в буддизме от г-на Корнфилда стоит на третьем месте?
Карма 168
Ответить
15.12.2008
]Hikari...

...лучше писать СВОИ мысли..для вас же и лучше.

Повторять чужое, пусть и очень умное...это чужое. понимаете?
Карма 171
Ответить
15.12.2008
animaida
Повторять чужое, пусть и очень умное...это чужое. понимаете?

Умница, animaida!
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге