Когда мы прибыли в Ченнай, там было пекло. Мне сразу поплохело от такого резкого перепада температуры. Чувствовала себя как рыба на суше. Я глотала воду и пряталась в тень, чтобы не схватить тепловой удар. На вокзале в ближайшей забегаловке я увидела мои любимые досы и уверенно порекомендовала их родителям. Было ням-ням. Удивительно, но после еды жизнь наладилась, и дикая жара стала переноситься легче. Потом мы сели в такси и поехали в сторону другого вокзала, откуда планировалось найти какой-нибудь транспорт в сторону Шивакаси. В этот момент позвонил Атмататтва, к которому мы как раз ехали, и сказал нам ехать не в Шивакаси, а в Тричи. Так что наш маршрут корректировался прямо по ходу дела.
Местный поезд в Тричи был через два часа; мы сдали вещи в камеру хранения и немножко побродили вокруг, зашли в кафе и ударили по капуччино с мороженным. Электричка до Тричи была на редкость удобная и чистая. Доехали без приключений.В Тричи мы прожили два дня. Успели искупаться в реке Кавери, сходить в храмы Ранганатхи, Акиландешвари и Рокфорт. Один только поход в храм Ранганатха занял почти целый день. Зато обошли мы его основательно, все посмотрели. По совету моей индийской подружки, которая нас водила, у главного алтаря Ранганатхи мы дали пожертвования по 50 рупий. За это нам позволили постоять перед Божеством достаточно долго, чтобы хорошо все рассмотреть. Вечером того же дня сходили в храм Джамбукешвара-Акиландешвари (храм Шивы и Парвати, другими словами). Этот храм тоже не маленький, и его обход занял несколько часов. На второй день мы съездили в небольшой храм Нарасимхи. Раньше этот храм находился в лесу, поэтому это божество называется лесной Нарасимха. Потом искупались на речке. И после речки сходили в храм Ганеши на горе, известный как Рокфорт. За два дня столько дел переделали, столько обошли, что у меня уже не было сил что-либо писать, хотя интернет был прямо в нашей гостинице. У родителей, конечно, масса впечатлений. Они обалдевали от южно-индийской архитектуры, прикидывали, каким же образом древние индусы таскали камни, обрабатывали их и воздвигали такие махины.
Причем, все строго соответствует определенному плану, все подчинено основной идее. Пышное разнообразие орнамента и фигур, украшающих крыши и стены, и в то же время четкая геометрия, никакого хаоса.Из Тричи мы с Атмататтвой приехали в Шивакаси на такси. Было уже темно, но нас все-таки сводили в два интересных вишнуитских храма традиции альваров. В одном из этих храмов проходила секретная свадебная церемония внука Кришны, которого звали Анирудха с девушкой по имени Уша, дочерью одного плохого дядьки, который был врагом Кришны. В другом храме вместе со своим отцом жила знаменитая в этих краях Андал – девушка, которая вышла замуж за божество Ранганатха. Об этих храмах подробней я напишу как-нибудь отдельно. В Шивакаси и вокруг него находится много храмов Вишну, так что надо будет как-нибудь по ним походить, когда будет возможность.
В Шивакаси мы только переночевали одну ночь, и утром уже сами, без Атмататтвы, поехали в Каньякумари. Атмататтва порекомендовал нам отель Тамилнаду, и мы приехали прямо туда. Цены в отеле достаточно дорогие для нас – от 500 рупий в день и выше. При том, что в Дели мы платили по 250. Вообще-то у них есть такой вариант, когда за одну кровать берут по 50 рупий с носа. Но это не вариант для людей, - это казарма с шестью железными кроватями без удобств и без мебели. То есть, если нас трое, то в казарму могут подселить еще троих чужих людей. Удобства общие, в коридоре. Приличные человеческие условия стоят у них от 500 рупий. Мы решили снять комнату на один день, а потом поискать что-то подешевле. В этот же вечер мы нашли кучу отелей, где есть комнаты по 200-300 рупий за сутки. Тем не менее, мы передумали переезжать, и решили, что наш отель стоит этих денег.
Это место на берегу океана. Многие другие отели также стоят на берегу океана, но наш отличается тем, что в нем спокойно, тихо и безлюдно. Мы только представили себе, как бы мы жили в каком-нибудь другом месте – выходишь из комнаты на улицу, и тут же тебя окружают индусы. Кто денег просит, кто навязчиво ракушки продает, кто такси предлагает, кто кричит «хелло» и норовит поздороваться за руку, а кто просто смотрит во все глаза. Я в таких случаях даже делаю вид, что не говорю по-английски, и это избавляет меня от ненужных разговоров.
Называется, «покой нам только снится», то есть, перевести дух и спрятаться от настойчивого гостеприимства и дружелюбия братского народа можно только в четырех стенах нашей комнатки. На территории отеля Тамилнаду разбросаны маленькие одноэтажные коттеджи и стоят два корпуса с комнатами. Мы сняли номер в коттедже, на отшибе. Постройки тут окружены буйной растительностью. Трава, цветы, кусты, пальмы, павлины гуляют, птички поют. Прямо как будто в лесу живешь. На глаза изредка попадаются лишь обслуживающий персонал и немногочисленные соседи. В зарослях сооружен импровизированный холм с признаками былого фонтана. Фонтан давно не функционирует и зарос мхом и травой. Все это местечко обнесено забором, так что посторонние сюда не заходят. С крыльца виден океан, с которого дует свежий ветер; можно даже не включать вентилятор. В общем, лучшего места мы просто не увидели, поэтому решили себе позволить такой маленький рай. Кстати, не сочтите за рекламу, но если кто-то будет в Каньякумари и захочет хорошо отдохнуть, рекомендую выбрать именно отель Тамилнаду.Фоток я успела сделать немало, и даже одну пленку распечатала. Но получился облом, - в этой лаборатории очень плохо делают фотографии, цвета там вообще не видно. Фотки вообще с большой натяжкой можно назвать цветными. Поэтому другие пленки я распечатывать тут не тороплюсь.
И так, поставили вещи, переоделись и пошли к океану. В лицо дует свежий бриз, чувствуется запах моря. Спускаемся к воротам отеля, предвкушаем, что сейчас попадем на пляж. Увидим океан, песок, камешки, ракушки, искупаемся…

К морскому бризу примешиваются уже совсем другие запахи.
Выходим за ворота, видим огромную толпу индусов и нагруженные до верху автобусы. Видимо, паломники или отдыхающие индусы. По изможденному внешнему виду, вообще-то, трудно назвать их отдыхающими, поэтому мы пришли к выводу, что, скорее всего, они приезжают сюда за каким-то религиозным благом, то есть, паломники. Стало понятно, откуда исходит этот запах. Все пространство за забором было покрыто продуктами жизнедеятельности человека.Зажимая нос, проходим дальше. Надеемся, что вот сейчас пройдем этих кочевников, и на пляже все будет уже хорошо.
Но, чем ближе к пляжу, тем сильнее запах. Перешли дорогу, зашли уже непосредственно на пляж, и… нашему разочарованию не было предела. Позабыв приличия, мы выражали свои эмоции исключительно матом.
Дело в том, что почти каждый квадратный метр, каждый камень был помечен человеческим пометом. Мы стояли и в бессильном отчаянии смотрели, как индусы выходят на пляж, садятся и невозмутимо делают свое дело прямо на глазах у всех.
Никто не купается. Вода у берега коричневая. Индусы только толпятся на специальных смотровых площадках и смотрят на океан. Создается впечатление, что с разных концов страны индусы приезжают сюда исключительно только для того, чтобы посмотреть на океан и покакать на него. Все. Больше они там ничего не делают. Мы уже привыкли к тому, что в Индии полно бездомных, поэтому у них нет своего туалета. Все это понятно. Но… неужели перенаселение достигло таких пределов, что уже недостаточно места на суше, чтобы ходить в туалет, что надо теперь ходить в океан… Тем более это непонятно, если учесть, что многие индусы поклоняются океану.В общем, мы ушли с пляжа и старались держаться от него подальше. Встретили на улице белых и спросили у них, есть ли тут где-то необгаженный пляж, чтобы можно было купаться. Они уверенно сказали, что нет, и купаться здесь нельзя. Нам не хотелось в это верить.
На следующий день мы устроили разведывательную вылазку за пределы города по дороге вдоль берега. Если стоять лицом к океану, то мы пошли направо. Прошли пешком около 5 километров, дошли до развлекательного центра “Wax musem” свернули влево в сторону океана, пересекли автобусную стоянку и вышли на пляж. Скажу вам, это уже совсем другое дело. Песок, редкие большие камни, ракушки. Местами даже совсем чисто. Мы так поняли, судя по лодкам и рыболовным сетям, что это рыбацкий поселок. Мы попытались найти в этом месте отель или гестхаус, но тщетно. Здесь не сдаются никакие комнаты. Может быть, оно и к лучшему; может быть именно поэтому здесь и чисто – почти совсем нет приезжих, только местные жители.
Если пройти по пляжу еще дальше, то там вообще классно, чистый песок и ракушки. Лепота. Песок местами желтый, а местами черный. Здесь мы и купались, и загорали. «Загорать» - громко сказано, конечно. Я не рискую здесь быть в купальнике, так как местные жители здесь тоже есть, и они по простоте своей душевной подходят, стоят вокруг и смотрят. Я не обращаю на них внимания, только не хочу радовать их стриптизом, а заодно мы и за сумками приглядываем очень внимательно.
В роли купальника у меня были шорты и блузка. Так что мы теперь можем со всеми поделиться нашим открытием – купаться в Каньякумари можно!
Только нужно отъехать от города подальше.На следующий день мы на авто рикше заехали чуть дальше за каменистый мыс – там тоже классно. Никакого транспорта здесь нет, поэтому в первый раз обратно домой мы шли пешком. Когда во второй день нашей вылазки за город мы вышли на дорогу, чтобы добираться обратно, нам повезло, - нас подвезли на автобусе, и даже отказались деньги брать. Это был маленький автобус. Похоже, что это какая-то семья или несколько семей устроили себе поездку и сняли автобус. Когда мы зашли в автобус, они дружно смеялись над нами, а особенно надо мной. Я не удивилась и не обиделась, потому что вид у меня был еще тот.
Спасаясь от жары, намотала на голову импровизированный тюрбан, морда красная от солнца, местами на шее, лице и на руках черный песок, который оказалось не так-то просто смыть. В общем, «в нашем сумасшедшем доме день открытых дверей» это называется. Если бы я увидела такое чудо в перьях, мне бы тоже было смешно.Когда нас высадили в центре города, я вдохновила родителей купить мягкий кокос. Сначала мы выдули сок, который там был, а потом отдали продавцу на растерзание. Он разрубил своим кривым тесаком кокосы и выковырял изнутри мякоть. Правда, из трех кокосов в одном мякоти не оказалось – видимо, переспел уже. Попробовав эту штуку, родители пришли к выводу, что оно похоже на кальмара. Не знаю – не помню вкус кальмара, ела его только в далеком детстве.

На берегу океана стоит храм богини Каньякумари. Мы в него еще не заходили, не было настроя такого, да и времени тоже. Вокруг храма Каньякумари устроили что-то вроде культурно-развлекательного центра. То есть, поставили лавочки, сделали подобие клумб и насыпали относительно чистый песочек. Катают желающих на лошадях. Лошади стоят с зашоренными глазами и обвешанные мишурой, мне их жалко, и тайком хотелось бы с них все это снять и отпустить на все четыре стороны. Вокруг куча продавцов ракушек и изделий из них. Они же продают и жемчуг. Некоторые продавцы стоят со своими лавочками и зазывают народ, а некоторые носят свой товар в руках, и вот с ним-то как раз связываться не желательно, потому что от «лавочников» можно просто уйти, а от бродячего продавца уйти невозможно. Мама имела неосторожность спросить цены у одного такого продавца, чисто из любопытства. В результате он преследовал нас всю дорогу, сбавляя цены и уговаривая купить. У них лучше ничего не спрашивать и вообще не останавливаться.

Продолжение следует…











