Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Другие новости и статьи › Джон Маклафлин: об Индии, Shakti и Господе Боге.

Moony м
Карма 4810
Ответить
15.03.2006
"REMEMBER SHAKTI, в любом случае, похоже на интеллектуальную игру, - говорит Джон Маклафлин, - потому что я не могу оценить эту группу с точки зрения других проектов, так как это было лучшее, что я мог сделать в то время. То же самое касается REMEMBER SHAKTI. Мы давали телевизионное интервью в Париже и первый вопрос был: "Какой смысл было восстанавливать SHAKTI?" Я подумал: "Что за глупости!" и ответил: "Какой смысл было приходить на интервью с нами?".

Расскажите, с чего началось Ваше увлечение индийской культурой...

Я стал интересоваться сопоставлением религий году в 60-м, когда мне было 20 лет. Я вырос без какого-либо религиозного образования вообще. Я вступил в Общество теософов, потому что у них была превосходная библиотека. Мой аппетит разыгрался, когда я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации - значимость этого для моей джазовой музыки была огромной - я понял необходимость овладеть этим.

Как Вам удавалось находить баланс между математически выверенной индийской ритмикой и неакадемической, склонной к хаотическому движению джазовой музыкой?

На самом деле, в этом много общего. Математика лежит в основе – ее формулы ритма универсальны. Они не принадлежат какой-то одной культуре. Это правда, что чувственность ритма соединяется с математическим складом ума в Индии. Это не случайность, что эта страна дала миру великих атомных инженеров, математиков и астрономов - особенно в двадцатом столетии. Там есть обсерватория, в которой много сотен лет назад были вычислены орбиты планет. Так что можно сказать, что здесь музыка развивалась на более интеллектуальном уровне, чем в джазе, например. Но, будь-то Африка, Китай, Бразилия или Бомбей - ритм остается ритмом. Если вы попытаетесь импровизировать в джазе без должного мастерства в понимании математики ритма, вы потеряете темп и собьетесь, запутаетесь.

Альбом REMEMBER SHAKTI гораздо сильнее погружен в классическую индийскую традицию, нежели представляет какие-либо формы Западной музыки.

Да, все развивалось естественным индийским путем. Что, конечно же, включает рага, различные методы коллективной игры и основные импровизации солистов. Как музыканты, мы играем ноты, музыку и ритм, и мы надеемся сыграть верную мелодию в правильном стиле, но это лишь часть общего процесса. Что не менее важно, так это взаимодействие музыкантов, а также игра и легкость, которые получаются из этого взаимодополнения – они так же важны, как ноты. Можно задать кому-то музыкальный фон и он сыграет идеально на фоне этого отрывка. В джазовых импровизациях есть много примеров, когда солист играет под постоянный ритм ударных. По-моему, это ужасно скучно, потому что я хочу слышать обмен фразами между двумя людьми. Я хочу узнать, каким воображением они обладают, насколько спонтанно они умеют выразиться. Только так мы становимся открыты и можно увидеть настоящее "я". Идея сделать пластинку пришла позднее. Я обсуждал с Закиром идею о том, чтобы оставить наши выступления во время репитиций на пленке - которых и было-то всего три часа для всей группы. Я сказал Закиру: "Возможно, мы уже никогда не соберемся в таком составе. Разве плохо будет оставить на память для самих себя такой сувенир?". Он ответил, что эта идея ему страшно нравится. Хорошо оставлять воспоминания, потому что время идет и ты не знаешь, повторится ли такое вновь. Итак, мы арендовали цифровой рекордер и записали выступления. Прослушав эти записи, мы поняли, что получилась действительно изумительная музыка. Также нам пришла в голову мысль: " А неплохо будет, если эти записи выйдут на диске".

Расскажите, как формировался нынешний состав REMEMBER SHAKTI.

При подготовке этого турне я сказал: "Почему бы не попробовать привлечь Шанкара?" Мы попытались это сделать, но безуспешно. Мы оставляли сообщения для него, отправляли факсы и делали все возможное. Но пришлось сказать: "Давайте искать другие варианты". Мы пригласили сына Викку - Сельваганеша и теперь Shakti начал обретать свою историю. Двадцать лет назад Закир и я сидели на сцене напротив его отца, а теперь на том же месте сидел его сын. И когда вы слышите, как играют Закир и Сельваганеш, это сильно отличается от того, как играли Викку и Закир. Главный инструмент Сельваганеша - канджира, еще он играет на хатаме. Шринивас также неподражаем. Я впервые увидел его в качестве молодого исполнителя на мандолине 16 лет назад. Должно быть тогда ему было 14 лет. Уже тогда он был феноменом, а сейчас он исключителен в еще большей степени. Эта группа восхитительна. У нас есть электромандолина и гитара, что представляет собой прекрасную комбинацию контрастов и гармонии с двумя типами ударных. Получается такая жизненная сила и радость создания нового, которые невозможны если не вкладывать в игру всю душу. Каждый этого ждет и надеется. В некоторых отношениях эта группа похожа на оригинальный SHAKTI, но все-таки она совсем другая. Дух, радость и ощущение счастья присутствуют и здесь. Я имею ввиду, что Закир и я вернулись в 69-й год. Мы знаем друг друга на протяжении 30 лет. Он мне почти как брат, которого я глубоко люблю и к которому испытываю огромное уважение. Он превосходный музыкант и ему нет равных в игре на табле. Люди реагируют на нашу игру потрясающе. Нечто подобное происходило и раньше, но тогда мы были менее заметны. Сплетение восточной и западной музыки было абсолютно неизвестно. И мне никогда не приходило в голову мечтать о таком признании, которое мы получили сегодня.

Какую роль, по-вашему, сыграл Shakti в становлении и признании мировой музыки?

Наверняка, он сыграл определенную роль. Я очень горжусь SHAKTI, так как до него было очень мало контактов индийской музыки Севера и Юга. Shakti сыграл объединяющую роль в музыкальных отношениях Севера и Юга. После Shakti взаимное проникновение Севера и Юга выросло в тысячи раз. Сейчас регулярно проходят встречи Север-Юг. Что же касается влияния Shakti на западного слушателя, мне сложно оценить, каким образом и в какой мере это влияние проявилось. Мы появились очень вовремя, если говорить о нашей музыке. И в дальнейшем, в 80-х, этническая музыка и мировая музыка стали намного популярнее. Люди стали искать новый звук. Глобализация мира - это часть того же самого процесса. Сокращение дистанций и возрастающее общение между странами и культурами также сыграли свою роль.

Для альбома REMEMBER SHAKTI Вы выбрали полый электрический "Gibson", но не акустические гитары, на которых играли с оригинальным составом. Ирония в том, что Вы выбрали электричество, чтобы сыграть в гораздо более деликатной и чувственной манере, чем это было с группой образца 70-х.

Я адаптируюсь к тому окружению, в котором оказываюсь. REMEMBER SHAKTI с Харипрасадом (Hariprasad) сильно отличается от группы с Сельваганешом и Шринивасом. Эти две различные сущности. Стоит поменять одно действующее лицо, как меняется вся картина. Так что есть некоторая пиротехника на записи, но благодаря плачу и полному чувств звуку флейты банзури Харипрасада, все адаптировались автоматически, не задумываясь: "Делать мне так? А может делать мне так?" Это естественный процесс. В тот момент, когда вы начнете обсуждать, как играть музыку, вы разрушите ее. Об этом нельзя говорить. Музыку можно только играть, наслаждаться игрой, и слушать.

Расскажите, какое значение имеет коннакол (konnakol) для понимания и познания индийской классической музыки.

Существенное. Коннакол - это прекрасная система индийского ритма, который задается без инструментов. При этом используется голос и руки, то есть не надо учится игре на ударных инструментах для того, чтобы полностью понять простоту и глубину индийских ритмических традиций. Это система, которую я настойчиво рекомендую своим студентам, хотя при этом я не считаю себя мастером коннакола. Но, как я сказал, ритм - понятие универсальное и если вы сможете понять коннакол - наиболее совершенную в мире систему изучения ритма - вам станет доступным любой ритм любой страны на этой планете. Например, если мне надо обратиться к одному из играющих на ударных в REMEMBER SHAKTI, я могу пропеть ему ритмический рисунок и наоборот. Это может быть: "Ta-ka ta-ka ta ta-ka tin day ta". Тут же просматривается математическая формула. И если вы можете пропеть ритм, это значит, что вы его понимаете, и остается лишь приладить его к своему инструменту.

Ваш альбом 1995 года, "The Promise", содержит элементы джангл. Как близко Вы следуете за электронным движением?

Я слушаю многое из английского андерграунда, будь то джангл, причудливый транс или техно. Многое из этого - откровенный мусор, но есть очень неплохие вещи. Например, D*Note, Lemon-D и Grooverider. Мне это по-настоящему нравится.

Вы как-то сказали: "Музыка - это лицо Бога". Можно конкретизировать это высказывание?

Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые вероятно являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит она должна быть истиной. Бог - самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом. Другими словами - истина без красоты - это атомная бомба. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее.

Сайт: Рок-н-Ролл.Ру
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики