Тибет › Объяснено отсутствие у жителей Тибета высотной болезни

Luna  ж
19.08.2014
Благодаря первому в своем роде геномному исследованию ученым удалось выявить генетическую мутацию, позволяющую жителям Тибетского нагорья не страдать от пагубных последствий хронической гипоксии, постоянно живя на высоте пяти тысяч метров над уровнем моря. Работа, проведенная специалистами Университета штата Юта и опубликованная в журнале Nature Genetics, позволила определить, что точечное изменение в последовательности ДНК, произошедшее около восьми тысяч лет тому назад, защищает организмы тибетцев, останавливая физиологический процесс перепроизводства эритроцитов в ответ на кислородную недостаточность.

Ведущий автор исследования, профессор Джозеф Прчал (Josef Prchal), далеко не сразу смог набрать участников для исследования. Как рассказывается в пресс-релизе университета, он неоднократно обращался к китайским властям за разрешением на проведение работы, а также к живущим в Индии представителям тибетского народа в изгнании с просьбой предоставить образцы крови для исследования, однако тщетно. Дело сдвинулось с мертвой точки только после письменной поддержки со стороны Далай-Ламы, а также помощи тибетца по национальности Тцеванга Таши (Tsewang Tashi), аспиранта Университета штата Юта, ставшего сотрудником Прчала. Таши обратился к своим соплеменникам с просьбой помочь ученым и в итоге группе Прчала удалось набрать более 90 волонтеров, в основном среди тибетцев, эмигрировавших в США и другие страны.

В результате Прчал и его коллеги выявили миссенс-мутацию – изменение в нуклеотидной последовательности ДНК, вызывающее замену в белке одной аминокислоты на другую – в гене EGLN1, регулирующем адаптивную физиологическую реакцию на кислородную недостаточность. В отсутствие такой мутации в условиях высокогорья у людей наблюдается полицитемия – резкое увеличение количества эритроцитов в плазме крови, что ведет за собой каскад негативных для здоровья последствий, приводящих к развитию высотной или горной болезни. Выявленная генетическая вариация, носителями которой являются 88 процентов тибетцев, блокирует процесс избыточного формирования эритроцитов в ответ на дефицит кислорода и таким образом защищает организм от полицитемии.

Ученые установили, что возраст мутации, отсутствующей у генетически близких тибетцам жителей равнинных областей Центральной Азии, составляет порядка восьми тысяч лет, что является сравнительно коротким сроком в масштабе истории человечества.

Как подчеркнул Прчал, значение сделанного открытия простирается за пределы изучения хода человеческой эволюции. Так как кислород играет центральную роль в физиологии человека, более глубокое понимание молекулярного механизма адаптации к условиям кислородного голодания может привести к новым подходам к лечению различных заболеваний, считает Прчал.

http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/08/18/853 tibet/
19.08.2014
Полезная мутация. Зато нам усвоение молока досталось.
20.08.2014
Интересно,а равнинной болезнью тибетцы не страдают?