Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Бхубанешвар - обитель богов

Moony м
Карма 4845
Ответить
27.09.2005
Бхубанешвар - столица Ориссы, южного штата Индии. Бхубанешвар можно перевести как "обитель бога" или "властитель мира" (бхубан означает мир, а ишвар - бог). Название происходит от эпитета Шивы - Трибхубанешвара - Властитель трех миров. Этот город - один из крупнейших центров шиваизма.



Но есть здесь и храмы, посвященные другим богам. Не случайно Бхубанешвар называют еще и "столицей храмов Индии". Почти за две тысячи лет - за период с третьего века до нашей эры по шестнадцатый век нашей эры здесь было построено более семи тысяч индуистских храмов. Сегодня сохранилось лишь пятьсот - шестьсот из них. И, тем не менее, это очень много. Это в десять раз больше, чем сохранилось церквей в Москве. К тому же, город очень маленький. Чтобы представить наши ощущения, вообразите, что в пределах Садового кольца в Москве вдруг оказалось пятьсот храмов, многие из которых по размерам не уступают храму Василия Блаженного. А ведь не очень давно почти так и было. За более короткий срок, чем индийцы, мы умудрились разрушить большую часть своих уникальных архитектурных памятников. И к тому же в Индии большинство исчезнувших храмов - это результат разрушительной работы времени - ведь многие храмы были построены тысячу и более лет назад.

Бхубанешвар - это даже не город, это сплошные храмы. Вернее, есть два города - старый и новый. Новый - современный, в котором располагаются жилые дома и административные здания. Новый город также по своему интересен. Ведь он был построен по проекту Ле Корбюзье. Но я, естественно, рассказываю о старом городе, который произвел на меня, да и на каждого, кто там побывал, неизгладимое впечатление. Мы ходили по какой-то сказочной местности, больше напоминавшей лес, в котором вместо деревьев росли храмы. Впечатление еще усугублялось тем, что под ногами вместо асфальта была трава, и там, где не было храмов, росли пальмы. В этом фантастическом лесу вы, обойдя один храм, уже видели другой, едва ли не более красивый. Я, может быть, поскольку возникли ассоциации с лесом, неожиданно почувствовала то же, что иногда ощущала при сборе грибов, если вдруг вам повезло попасть в грибное место. Сорвала один красавец-подберезовик и видишь - а вон там стоит еще один красавец, а вон еще и еще. И глаза разбегаются, и не терпится бежать к следующему. А вдруг это привиделось, вдруг он исчезнет.

Причем индуистский храм - это не одно здание, а несколько, от двух до четырех соединенных между собой основных зданий и нескольких различных небольших пристроек. Но воспринимаются они как отдельные элементы единого ансамбля. Большая часть основных сооружений, составляющих комплекс храмов в Бхубанешваре, имеет форму сильно вытянутой в высоту ребристой ступы со своеобразной нашлепкой наверху. Если продолжить аналогию с грибами, то больше всего они напоминают, на мой взгляд, столь почитаемые на западе и совсем непопулярные у нас сморчки. Особенно этому способствует резьба, покрывающая эти здания.

Все индуистские храмы этого периода выстроены из блоков камня, имеющего розоватый или, чаще всего, желтоватый оттенок. Со временем, правда, они сильно потемнели и стали коричневыми. Чем старее храм, тем он темнее. Старые храмы, как правило, невысокие от -10 до 20 метров - а построенные позже - гораздо выше.

Конечно, осмотреть все храмы за один день невозможно. Поэтому мы побывали около нескольких самых интересных, а потом просто бродили по этому городу, который, в точном соответствии со своим именем, был обителью богов.

Очевидно камень, из которого построены храмы достаточно мягкий, поскольку все они сверху донизу покрыты резьбой. Каждый квадратный сантиметр стены украшен растительным орнаментом, изображениями птиц, змей, животных, людей.

И, конечно, богов. Они повсюду и их множество. Вот со стены на вас несется, восседая на льве, воинственная Дурга. Вот кружится в своем вечном космическом танце трехглазый Шива, зажав в одной руке трезубец, а в другой чашу, сделанную из черепа. А вот и красавица Сарасвати, нежно улыбается, расчесывая свои длинные волосы.

А вот еще незнакомая нам пара - Кришну с Радхой. Кришна - Черный, одно из воплощений, аватар Вишну. Его чаще всего изображают со свирелью в руках, поскольку возникновение культа в своих истоках связано с поклонением божествам древних пастушеских племен. Кришнаизм, ставший одним из самостоятельных направлений в индуизме, в последние годы нашел много почитателей и последователей на Западе. Некоторые адепты кришнаизма на первый план выдвигают эротические эмоции. Но это неправильно. Коротко можно сформулировать суть кришнаизма так: "бог - это любовь". Идея о необходимости и важности любви типична не только для кришнаизма, но и для индуизма в целом. Но за этим стоит не только и не столько эротика и сексуальность. Любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Причем даже в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

Вот уже знакомый нам бог с головой слоненка - Ганеша. Вот еще один получеловек полузверь - Хануман, изображаемый с головой обезьяны и являющийся символом преданности и верности. Часто изображаются целые сцены из легенд и мифов. Причем, на верхней части храмов скульптурные изображения могут достигать огромных размеров - до десяти метров, и поэтому они очень хорошо видны даже снизу. Можно часами ходить вокруг лишь одного храма, рассматривая всю эту красоту.

Правда, ходить надо осторожно, не забывая поглядывать время от времени себе под ноги. На земле много камней, остатков обвалившихся храмовых сооружений. Там ютятся змеи. Змей в Индии не убивают, с древних времен здесь распространен культ змей. Змеи являются хранителями морей, рек, водоемов, колодцев. Они обитают в подводных дворцах, где охраняют подводные богатства. Все индусы почитают тысячеголового змея Шешу, на котором покоится Вишну на дне мирового океана. Вишну чаще всего и изображается сидящим на кобре, которая служит ему ложем. Змеи же стерегут вход в любое помещение, они охраняют двери и поэтому их часто изображают на входах в храмы.

Змей много и около храмов, посвященных богу Шиве. А в Бхубанешваре таких храмов множество. Например, главный храм Бхубанешвара посвящен этому богу, о чем можно догадаться даже из заглавия - Шивалингама. Согласно преданиям змеи составляют свиту Шивы. Один из атрибутов Шивы - гирлянда из змей на шее. На юге Индии особенно почитают кобр. Поэтому на храмах Бхубанешвара вы часто можете увидеть изображение Шивы с возвышающейся над его головой коброй.

На меня особенно сильное впечатление произвели два храма. Храм Паршумешвар - один из старейших храмов Бхубанешвара, построенный в седьмом веке до нашей эры. Он потрясающе сохранился, даже скульптуры и барельефы на его стенах. Невозможно поверить, что все это было изваяно около полутора тысяч лет назад. И второй - храм Лингараджа, построенный в одиннадцатом веке, который по праву можно назвать жемчужиной индуистской архитектуры. Он очень величественен и в то же время изящен. Он также посвящен богу Шиве, и его стены покрыты удивительной красоты барельефами и скульптурами, прославляющими это верховное божество индуистского пантеона и повествующими о его жизни и деяниях. В комплекс храма входит около 150 различных сооружений. Особенно много на территории этого храма скульптурных изображений лингама, сделанных из того же камня, что и храмы или отлитых из металла. Изображений лингама много и около других храмов, особенно тех, которые посвящены Шиве.Слово лингам даже присутствует, если вы заметили, в названии двух упоминавшийся мною храмов.

В индуистской религии лингам или фаллос, или мужской детородный орган в стадии эрекции, является символом созидательной силы мироздания, символом неизбежного торжества жизни над смертью. Лингам также символизирует верховенство космического мужского начала над земным женским началом. Парадоксально, что лингам - ассоциирующийся с созиданием, с победой жизни над смертью, является символом бога Шивы - самого грозного и беспощадного индуистского божества, обладающего воистину гигантской разрушительной силой. Еще Шопенгауэр заметил эту странность индуизма. Но, возможно, в этом и заключается основополагающая идея, логика индуизма. Тот, кто разрушает, тот и воссоздает. Наверно, и разрушает меньше, отдавая себе отчет в том, насколько сложнее процесс воссоздания, чем разрушения.

Может в этом и корни индийского пацифистского менталитета - с детства два понятия - разрушение и созидание сливаются воедино. Собираясь разрушить, невозможно не подумать: как и что будешь создавать? Сакраментальный вопрос, который изначально антагонистичен русской душе. Для нас главное разрушить, а уж потом начать разбираться, что создавать, как и зачем.

Автор рассказа о путешествии в Индию: Наталья Беглова
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики
Новое на Форуме