Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Что посмотреть в Индии › Дели. До последнего камушка

Moony м
Карма 4822
Ответить
30.11.2006
Пурана-кила – крепость, сооруженная Шер-шахом в 16 в. Она построена близ берега Джамны, там, где по приданию находилась Индрапрастха. Удлиненная в плане крепость имела бастионы по углам и на западной стороне. Крепостная стена тянется почти на 2 км. Трое главных ворот открываются на север, юг и запад. Все ворота двухэтажные, построенные из красного песчаника и увенчаны чатрами (зонтами). Вдоль стены с внутренней стороны располагаются помещения для стражи.

Северные ворота известны как Талаки-дарваза (Запрещенные ворота), хотя до сих пор неизвестно, кем и когда был введен запрет на пользование ими. Над фонарями фасадной части ворот – мраморные изображения леопардов в схватке с человеком. С внешней стороны ворота были украшены цветными изразцами, а внутренние помещения оштукатурены.

Снижающиеся постепенно северная и западная сторона крепости заставляют предположить, что здесь располагался соединявшийся с рекой широкий ров.

Кувват-ул ислам – Пятничная мечеть или «Мощь ислама». Стала возводиться в Лал-коте при Кутб уд-дин Айбеке в 1193 году, и была закончена в 1197. Это самое раннее архитектурное сооружение в индо-мусульманском (могольском, делийском) стиле. По замыслу падишаха эта мечеть должна была символизировать победу ислама над «язычеством». Прямоугольный двор был окружен аркадами, украшенными резными колоннами и прочими архитектурными деталями, взятыми от двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Об этом гласит надпись Кутб уд-дина, красующаяся на главном восточном входе в мечеть. В западном отсеке двора находились детали одного из разрушенных храмов. По оба конца аркады на восточной стороне располагались помещения для женщин. Напротив железной колонны, установленной Анангапалом Томаром находился зал для молений. Перед ним несколько позднее была воздвигнута каменная ограда, состоящая из одной центральной арки и нескольких, идущих в обе стороны от нее арок примерно в полтора раза меньше первой. Каменная ограда с арками перед залом была украшена резными надписями из Корана геометрическими узорами. Для е строительства были использованы архитектурные детали храмов и других сооружений времен раджпутских правителей. У мечети было девять куполов, ведущие же к ней галереи не имели потолочного перекрытия. Приемник Кутб уд-дина Илтутмыш захватив город Удджайан (Раджастхан) разрушил храм Махакали, а каменные статуи бога и царей доставил в Дели и приказал зарыть «идолы язычников» у ворот Пятничной мечети, дабы, как пишет историк Джузджани, идущие на молебен правоверные могли попирать их ногами.

При Илтутмыше территория мечети была увеличена в двое, Колоннада и зал для молений были вынесены за пределы первоначальной ограды, благодаря чему в комплекс мечети оказался включенным и Кутб-минар.

При Ала уд-дине была сооружена новая ограда, и территория мечети увеличилась еще в двое. На восточной стороне ограды были поставлены двое ворот, северные и южные стороны так же имели ворота. На южной стороне ворота хорошо сохранились до наших дней: они известны как Ала-и дарваза (Ворота Ала уд-дина). Некоторые надписи на них указывают дату сооружения – 1311 год. Это первое сооружение в истории архитектуры Делийского султаната, выполненное в традициях мусульманского строительного искусства, однако, не без влияния сельджукского стиля, сложившегося в 11-12 вв. в Средней Азии и Афганистане, откуда были многие делийские мастера.

Зубчатая ограда доходит до цоколя ворот, представляющих квадратное сооружение из красного песчаника. Со всех четырех сторон – арчатые входы. Ворота увенчаны широким но не глубоким куполом на восьмигранной основе. Северная арка – полукруглая, остальные имеют подковообразную форму. Внутренняя сторона арок окаймлена каменной бахромой, каждая деталь которой выполнена в форме острия копья. Такая же бахрома видна на высверленных арчатых окнах первого этажа, снабженных узорчатой каменной решеткой. Геометрический орнамент, вырезанный по камню, и пояса надписей, выполненные в белом мраморе в интерьере ворот, совершенство пропорций превращают Ала-и дарваза в один из шедевров средневековья.

Фируз-шах котла – 14 век. резиденция Фируз-шаха на берегу Джамны. Была основана на расстоянии 10-12 км от ранее застраиваемой части Дели. До нашего времени сохранился двухъярусный семипролетный мост с водонапорными башнями на концах для снабжения города водой. Фируз-шах котла была обнесена четырехугольной оградой из неотесанного камня. Восточная стена - почти на уровне земли – поскольку когда-то здесь протекала Джамна, которую в наши дни от крепости отделяет шоссе Дели – Матхура. Северная и Южная стены довольно высокие, но уступают западным, через которые был главный проход в крепость. Ворота здесь с обеих сторон снабжены бастионами. Стены имели отверстия-амбразуры, однако, без площадок для лучников.

В пределах крепостных стен находился дворец Фируз-шаха с залами публичных и личных аудиенций. Большая часть дворца не сохранилась.

И сегодня можно видеть в северной части Фирузабада большой глубокий водоем с высокой каменной кладкой. Здесь, в 1759 году был убит могольский падишах Аламгир2 по приказу своего могущественного министра Имад ул-мулька. Частично сохранилась мечеть. Почти вплотную к мечети, от которой в трех направлениях были прорыты подземные ходы, к северу от нее, стоит и сегодня пирамидальное трехэтажное сооружение из неотесанного камня, поверх которого нанесена штукатурка. Площадь каждого последующего этажа меньше предведущей. На всех трех этажах, соединенных каменными лестницами, - помещения, в которые ведут арочные входы. Возможно, что здесь находились личные покои султана. На плоской крыше здания высится колонна из желто-серого полированного песчаника. Это одна из знаменитых колонн царя Ашоки, она была найдена в джунглях, в местности Топра в округе Амбала, во время охоты Фируз-шаха.

Хайр ул-маназил масджид – Единственная, построенная при Акбаре мечеть. Выстроена на деньги матери убитого Адам-хана в 1651-1562 гг. близ Пурана-кила. Построена из красного песчаника. Кое-где фасад ее зала для молений был декорирован эмалевыми плитами. В двухъярусном коридоре мечети располагалось медресе.

Шер-мандал – В Пурана-кила к югу от мечети. Это двухэтажная восьмиугольная башня из красного песчаника, украшенная местами мрамором и увенчанная восьмиугольным чатром. На каждой стороне этой башни – арка. Изнутри башню украшают глазурованные изразцы и росписи по штукатурке. Возможно, эта башня была построена Шер-шахом для увеселения.

Калла-и кухна масджид – Мечеть старой крепости. Находится на территории Пурана-кила. Построенная в 1541 году. Ее зал для молитв имеет пять подковообразных арок, разделенных узкими пилястрами. Внутренняя поверхность центральной арки, представляющий вход в зал для молений, инкрустирована мрамором и другими камнями и имеет небольшое глухое окно на коньке крыши. Орнаменты на двух боковых арках, примыкающей к центральной, выполнены в том же стиле, хотя и не так богаты. Крайние арки сделаны не из красного камня, как все прочие, а из серого. Михраб (ниша во внутренней стене) в самом зале богато инкрустирован. С тыльной стороны зала для молений возвышаются двухъярусные башни. С обеих сторон зала – лестницы, ведущие на узкую галерею второго этажа, расположенную по всему периметру прямоугольного помещения. Центральный пролет в зале венчает красивый купол. Во дворе перед залом прежде находился водоем с фонтаном.

Некоторые искусствоведы полагают, что сооружения могольских падишахов несут на себе отпечаток руки того безымянного мастера, который построил эту мечеть в крепости Шер-Шаха. Нельзя, однако, забывать, что пятиарочные фасады, глухие окна и боковые башни на заднем плане ведут свое происхождение от второй половины 16 века , то есть со времен Лоди. Эти элементы были присущи мечети Бара гумбад, и др.

Красный форт (Лал-кала) – Крепость-дворец Шах-Джахана, выстроен из красного песчаника. К востоку от Старого Дели видны стены цитадели (высота 16 м.). 17 век. Для строительства комплекса понадобилось девять лет (1639-1648). Эта часть Дели вместе с Лал-кала стала именоваться Шахджаханабад. На стене крепости было установлено несколько пушек, направленных в сторону города. Крепость была окружена глубоким рвом, в котором водились рыбы. По форме Лала-кала – неправильный восьмиугольник. В Красный форт входят через Лахорские ворота. Они открывались на запад, а Делийские ворота на юг. У Лахорских ворот была большая квадратная площадь, на которой располагались палатки раджей, состоящих на службе у падишаха. По обе стороны от Лахорских ворот стоят два больших каменных слона. На одном из них – скульптурное изображение братьев-раджей раджпутской крепости Читора. Согласно легенде, эти герои вместе со своей отважной матерью храбро защищали Читор, взятый в 1568 году войсками Акбара, и погибли, не желая повиноваться завоевателю. Восточной стороной крепость выходит к Джамне. Между ней и рекой была широкая песчаная полоса, на которой производились бои слонов и осмотр войск.

Из Лахорских ворот посетитель попадает в двухъярусную галерею, служившую входом во двор перед дворцом и известную как нагар-хана (Дом музыки). Здесь хранили музыкальные инструменты. В конце этой галереи расположен первый дворцовый павильон – зал публичной аудиенции, или Диван–и ам. Перед ним по боковым сторонам двора были другие постройки с аркадами, ныне исчезнувшие. Они образовывали замкнутый двор. В Диван-и ам стоял трон падишаха под мраморным навесом. Пол в праздники покрывали шелковыми коврами, а колонны – парчой. Зал, открытый с трех сторон, располагался на высокой платформе, был окружен серебряными перилами и украшен рядами колонн и зубчатыми арками. Потолок был разрисован и украшен позолотой. Одна-единственная стена отделяла зал от гарема. В ней выше человеческого роста было расположено окно. Ежедневно в полдень падишах восседал возле этого окна с одним из сыновей. Рядом стояли евнухи и слуги с опахалами, зал был заполнен людьми. Для развлечения падишаха по залу проводили коней и слонов вымытых и украшенных. Слоны трубили, склонив одно колено, прирученных антилоп заставляли сражаться друг с другом, мимо трона проводили носорогов, леопардов, пантер, охотничьих собак, проносили разных хищных птиц.

За павильоном зала аудиенций через двор располагался Ранг-махал (Цветной дворец). От былого орнаментального богатства почти ничего не осталось. Потолок был покрыт серебром и расписан золотыми цветами. Мраморный бассейн в виде лотоса был украшен крупными резными камнями-самоцветами форме цветов и листьев и покрыт стеклом. Мраморный желоб, по которому стекала вода, создавая иллюзию движения цветов, называли Нахр-и бихишт (Райский поток).

По левую сторону от Ранг-махала находился Хас-махал (Частный дворец), украшенный росписями, позолотой и решетками в окнах. Образцом изящной резьбы служит ажурная мраморная ширма, на которой изображены «Весы правосудия». К Хас-махалу примыкает Мусамман-бурдж (восьмиугольная башня) с восьмигранным куполом, который некогда был покрыт медью и позолотой. Внутри башни пять мраморных стен превращены в ажурные ширмы. Ежедневно падишах появлялся в этой башне перед своими поданными.

На мраморной платформе к северу от Хас-махала возвышался Диван-и хас (Зал частных приемов). Это беломраморный павильон, окруженный с трех сторон открытыми аркадами, с плоской крышей и широкими карнизами. Павильон украшен резьбой и самоцветами. Во время аудиенций падишах восседал в куртке из белого сатина с мелкими цветочками, украшенной тонкой вышивкой из золота и серебра. На голове был тюрбан из золотой ткани с султаном, прикрепленным к тюрбану драгоценными камнями. С шеи до живота свисало ожерелье из крупного жемчуга. Трон стоял на четырех толстых ножках из золота, которые были украшены бриллиантами и другими драгоценными камнями. На спинке трона – великолепное изображение двух павлинов, выложенное из драгоценных камней, подобранных под натуральный цвет оперения. С самоцветами сочетались эмаль и золото. Эти павлины – работа французского мастера, но как отмечают, материал был лучше, чем работа. Над аркой Диван-и хас сделана надпись: «Если на земле есть рай, он здесь, он здесь, он здесь», - слова, приписываемые Шах-Джахану.

Световое представление, рисующие события истории. Летом 20.30-21.30; зимой 19.30-20.30

Кутб-минар - 72,5-метровый минарет, установленный в Лал-коте в 13 веке приемником Кутб уд-дина Шамс уд-дин Илтутмышом (1211- 1236). Колонна получила название не по имени султана Кутб уд-дина, как полагают сегодня многие, а его духовного наставника, суфийского шейха Ходжи Кутб уд-дина Бахтиара Каки. Кутб-минар – самая высокая колонна эпохи древности, воздвигнутая людьми эпохи средневековья. Но вряд ли она служила когда-либо минаретом. Башня настолько высока, что призыв «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его» не мог быть услышан «правоверными». Первые три яруса минарета выстроены из песчаника. Четвертый и пятый – из мрамора. 378 ступенек ведут к вершине его. Каждый этаж заканчивается декоративным балконом, украшенным надписями. Большинство надписей сейчас находятся в плохом состоянии и почти не могут быть прочтены. Одна из надписей на четвертом этаже гласит, что «строительство этого сооружения было приказано в дни правления великого султана, величайшего шахиншаха Илтутмыша, повелителя царей Туркестана, Аравии и Ирана». Еще в 80-е годы 13 века самый верхний ярус имел павильон, кровля которого была покрыта золотом, но в 1378 году два верхних яруса Кутб-минара пострадали от удара молнии. Правивший в то время султан Фируз-шах Туглак приказал произвести необходимые восстановления. К верхнему ярусу тогда был добавлен маленький павильон. Надпись на одном из камней минарета рассказывает об этих событиях и называет имена мастеров-индусов: Наха и Лола. Хорошо сохранившаяся надпись на другом камне, расположенном над входом, говорит о том, что минар был вновь отремонтирован в 1503 году по приказу султана Сикандар-шаха Лоди.

Пять убывающих к верху ярусов Кутб-минара представляют собой усеченные конусы и не повторяются по декору. Нижний ярус как бы одет чередующимися остроконечными и полукруглыми пилястрами, второй имеет полукруглые пилястры, третий - остроконечные. Ажурные каменные балконы со свисающими сталактитами, поддерживаемыми кронштейнами, опоясывают места соприкосновения ярусов.

При Илтутмыше была расширена территория Пятничной мечети, и Кутб-минар оказался включенным в комплекс мечети.

Полный гордыни Ала уд-дин приказал соорудить в Старом Дели еще одну колонну-минарет, который был бы в двое выше Кутб-минара и увековечил славу его строителя. Но султан умер когда строительные работы были в самом начале, и полуразрушенная башня в виде усеченного конуса, расположенная и ныне в нескольких десятках метров от Кутб-минара, не соответствовала даже первому ярусу задуманного грандиозного сооружения.

Лал-кот – согласно версии средневековых бардов, томарский (один из раджпутских кланов) князь Анангапал был основателем Дели. Около 1020 года к югу от гор Аравали, в местности, известной как Махраули, он построил Лал-кот. Этот правитель приказал доставить и установить в Лал-коте нержавеющую железную колонну, датируемую 4 веком. Надпись, выполненная в стиле письма гупта, гласит, что железная колонна храма бога Вишну на горе Вишнупада воздвигнута в честь царя Чандрагупты 2 (375-413гг). В верхней части колонны – отверстие, куда первоначально было вставлено, видимо, изображение Гаруды. Крепость князь построил их красного песчаника, поэтому ее называют Красной крепостью. Цитадель Лал-кот имела первоначально продолговатую форму, а высокие каменные стены у ее западной стороны, которые считались частью этой цитадели, были воздвигнуты позднее. За стенами вокруг шел ров. Стена у западной части цитадели имела массивные башни и несколько ворот. Стены крепостной ограды из неотесанного камня имели 2,5-3 метра толщины. Снаружи стены у основания были из камня, облицованного толстой кирпичной кладкой. Позднее на нее были положены изящные, облицованные местным кварцитом, блоки, сохранившиеся лишь на некоторых участках стены. Кое-где были сооружены полукруглые бастионы, находившиеся на разном расстоянии друг от друга.

Бара гумбад – мечеть, расположенная в Садах Лоди, 1494 год. Ее зал для молитв имеет три купола; каменные ступени ведут к пяти арочным воротам. Свое название мечеть получила по помпезным двухэтажным воротам, увенчанным огромным куполом. Строения мечети обильно декорированы лиственным и буквенным орнаментом, украшены изразцами.

Сурадж-кханд – водоем, сооруженный недалеко от местности Махраули одним из томарских раджпутских князей – Сураджпалом. Это гигантский конус глубиной более 30 метров. Внутренние стены состоят из каменных ступеней. В верхней части конуса-водоема ступени более пологие, книзу они становятся все круче, пока не упираются в дно. Нет общепринятого мнения о его назначении.

Хауз-и Шамс - (Водоем Шамса) находится к западу от комплекса Кутб-минар и Пятничной мечети, близ выстроен из красного камня как и его павильон, получил название по имени строителя.

Хауз-и Алаи (Хауз-хас) - (Водоем короны) сооружен к западу от Сирии.

Ворота Шер-шаха – Вход в город, называемый Шергарх, расположенный возле Пурана-килы. Ворота построены из красного песчаника с некоторым добавление серого кварцита на верхнем этаже, поэтому их называют так же красными воротами. Еще одни ворота находились к северу от Пурана-кила на расстоянии примерно в 3,5 км от нее, в полукилометре западней Фируз-шах котлы. Они известны как Кабули дарваза или Хуни дарваза (Кровавые ворота) – это название появилось в 19 веке, поскольку именно здесь были казнены два сына последнего могольского шаха, поставленного в 1857 году во главе антианглийского восстания.

Усыпальница Шамс уд-дина Илтутмыша – находится к северо-западу от Пятничной мечети. Она построена около 1235 года им самим. Она не содержит фрагментов индусских или джайнских храмов. Усыпальница облицована тесанным красным песчаником; видимо, имела купол. Внешние стены строения гладкие. Внутри украшены декоративной резьбой, воспроизводящей надписи и геометрические орнаменты в традициях искусства стран мусульманского Востока.

Захоронение Кутб уд-дин Бахтияр Каки - находится к западу от комплекса Кутб-минар и Пятничной мечети, близ Хауз-и Шамс (Водоем Шамса, выстроен из красного камня как и его павильон, получил название по имени строителя). Позднее, когда центр жизни переместился к Северу, подле могилы святого в Махраули появились новые захоронения – могила могольских падишахов Бахадур-шаха, сына и приемника Аурангзеба, Шаха Алама, а так же многих знатных людей.

Усыпальница Гийас уд-дина Туглака – Построенная им самим посреди большого пруда (ныне не существует) и соединявшаяся с Туглакабадом насыпью, которая в настоящее время перерезается шоссейной дорогой, ведущей от Кутб-минара к Бегампуру. От массивных ворот из красного песчаника в ограде усыпальницы начинается каменная лестница, ведущая во двор, посреди которого находится сам мавзолей. Его восьмиметровые стены со скатами сложены также из красного песчаника. Белый мраморный купол на восьмигранном барабане венчает здание. Монотонность красного песчаника нарушают выполненные в белом мраморе расписанные панели, края арок, выбитые в камне узорчатые оконные решетки.

Усыпальница Фируз-шаха – находится рядом с Хауз-хасом в саду. Был захоронен в 1388 году.

Усыпальницы Лоди – 15-16 века; в их архитектуре заимствованы некоторые черты аналогичных строений, воздвигнутых при Сайидах. Иногда это увенчанные куполом четырехугольные, двух-, или трехъярусные здания, по сторонам которых располагались глухие арки. Иногда – восьмиугольные в плане здании, также увенчанные куполом. Стороны зданий имеют по три арочных входа, соединенных колоннами. Усыпальницы располагались часто в садах, огороженных высокой квадратной в плане стеной, в западной стороне которой находилась мечеть, а в южной- входные ворота. Такое расположение усыпальниц знатных особ позднее было заимствованно могольскими архитекторами.

Мавзолей Хумаюна (1556-1565) – начало строительства в 1569 г. Это один из самых выдающихся памятников могольской архитектуры. Мавзолей был построен по замыслу жены Хумаюна Хамиды Бану Бегум. Возможно, она привлекла для строительства иранских художников и мастеров. Во всяком случае, великолепная двухэтажная усыпальница под огромным беломраморным куполом несет на себе следы иранского влияния. Вместе с тем, расположенные на крыше по углам четырехугольного каркаса четырех больших и по сторонам его восемь небольших чатры выдержанны в типично индийском стиле.

Гробница Адам-хана – датируется 1562 годом. Гробница сына кормилицы Акбара, который убил министра Атага-хана, мужа другой кормилицы падишаха. Разгневанный Акбар велел сбросить Адам-хана с высокой террасы. Его восьмиугольная усыпальница под куполом в Махраули, у стены Лал-кота, повторяет во многом стиль Лоди. Усыпальницу окружает восьмиугольная ограда с низкими башнями по углам.

Усыпальница Атага-хана – убитого министра, расположена вблизи мавзолея Низам уд-дина Аулийа, в садах к югу от Пурана-кила. Это четырехугольное сооружение из красного песчаника напоминает гробницу Хумаюна в миниатюре, но богаче украшенную.

Гробница Низам уд-дина Аулийа – мистик-суфий из ордена чиштие. Могила находится в 2 км к югу от Пурана-килы. Около 1300 г.

Мавзолей Султан-Гхари – 13 век. Находится к югу от отрогов гор Аравали. Был построен на месте разрушенного индуистского храма, относящегося к 7 или 8 вв. н.э. Он был построен неким вассалом Гурджара-Пратихаров, правивших в то время в Северной Индии. Одна из каменных плит, представляющая оконную или дверную перемычку с изображением животных, была использована в 13 веке при строительстве мавзолея. Эта деталь – образец постгупского строительного искусства, для которого характерно использование красного песчаника.

Джамали Камали – мечеть в Махраули, была начата при Бабуре, а закончена его сыном Хумаюном. Относится к 16 веку.

Автор статьи: Мармутка
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики