Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Отчеты о поездках › На Энфилде по Раджастану и Гуджарату, + Диу, Агра, Шимла, Дели

AleOle м
Карма 4
Ответить
9.10.2014
Нашей первой настоящей заграницей, 5 лет назад, была именно Индия. Парадоксальная, контрастная, сложная, неповторимая. Почему то сразу возникла уверенность, что Данелия с Габриадзе сценарий своей Кин-Дза-Дзы писали именно здесь. Та же дифференциация штанов, жизнь в поиске гравицапы для реинкарнации в лучшем мире, необычность поведения действующих лиц, помоечные, запустелые картинки. Постепенно, по мере прочесывания вдоль и поперек других стран Азии, возникла внутренняя потребность снова вернуться в Индию, поскольку уровень эмоций и восторга, который способна подарить эта страна, ее архитектура, история и традиции, в нашем понимании сравним лишь с Европой. При том, что мир этот абсолютно другой, другая планета. Разумеется, мы в полной мере осознавали минусы и трудности предстоящей поездки, касающиеся нынешнего образа жизни и поведения индусов. Грязь на улицах, небезопасная еда, нечистое жилье , желание содрать денег с иностранцев непременно держат в тонусе любого путешествующего по Индии. И, если обращать на это внимание, можно полностью испортить впечатление от поездки. Поэтому выкидываем все это из головы, средства гигиены- в сумку, каменное лицо- стяжателям, а фотоаппарат используем лишь для фиксации шедевров.

Подготовка.

По традиции, разработкой маршрута у нас занимается Оля, моя супруга. Происходит это неспешно, между поездками в течение года, с помощью форумов, книжек, фильмов и путеводителей, по Индии их у нас два, Дорлинг Киндерсли, красочный и манящий и L.P, конкретный и информационный. Оба были расчленены и необходимые части взяты в поездку. Для навигации и прочих нужд использовали iPad с бесплатной программой navfree и дополнительной картой Asia&Russia от IGO primo, для уточнения и ориентации на рельефе. Мобильным интернетом не пользовались. Navfree понравилась своим протоколом общения со спутниками, быстрым и не сажающим батарею, детализация не высокая, но нам всегда хватало, маршруты прокладывает и перекладывает четко, нет только списка объектов, приходилось создавать свой. До этого в поездке пользовались Sygik на базе Android, это был ад. В путешествии нам очень важна свобода, независимость от обстоятельств, перевозчиков. Насколько мы понимаем, Индия самая неприятная страна в плане перемещения, поэтому транспорт выбрали самый независимый- мотоцикл. Разумеется, Royal Enfield, самый большой и грузовой из доступных в Индии.

Вот наш маршрут:

Карта 1

Карта 2

Поехали.

1.03. Уже в аэропорту Дели первое, что бросилось в глаза- огромный Royal Enfield во всю стену, чья то реклама. Это знак. Заселились в Hari Piorko на Мэйне, по совету знакомых, большом, но неоправданно дорогом и гадюшном. Позже жили в Noble, что на параллельной улочке в начале Мэйн Базара, от аналогичных (за 1000 с налогами) он отличался большими, хорошо обставленными комнатами и правильным расположением кондиционера.

Еле дождавшись открытия Карол Багха (не раньше 10), отправились туда. Странно, конечно, что в азиатской стране магазинчики начинают открываться так поздно, когда уже приходит жара. Улочка с мотоциклами оказалась не такой уж масштабной, как представлялось, но техники действительно много.



Покупать не хотелось, поскольку потом пришлось бы тратить силы на предпродажную подготовку и время на продажу, возиться с документами, а также оборудовать за свой счет спинкой и багажниками. Учитывая возможное итоговое падение цены, надеялись найти аренду в районе 600 рупий в день. В первых нескольких фирмочках уверенно объявляли тысячу и отказывались торговаться. Подходим к известной у индуистов Mukesh motors. Есть то, что нас устроит, сторговываемся по 500 в день. Подготовка к путешествию, разумеется, за счет фирмы. Надо сказать, цены аренды весьма сезонны, основное направление выезда туристов- Манали, Лех, еще закрыто, так что наша задача оказалась несложной.

Что же нам досталось? Royal Enfield Electra 350 2009 года, потертый, но идеально обслуженный, с прекрасно настроенным и приятно работающим движком, отличной компрессией, с подтеканием масла из под прокладки цилиндра, не сильным и в случае аренды некритичным, в крайнем случае, мог бы заклеить, европейской 5- ступенчатой коробкой, не идеально точной при переключениях, но к этому привыкаешь, да и не то это место , которое часто ломается, живой электрикой и, что необходимо, с дисковым передним тормозом. Резина довольно приличная, крупных аварий не было, амортизаторы впереди новые, сзади не очень, но газомасляные. Заставил поменять цепь со всеми звездочками и задним тормозным барабаном, подтянуть тяги коробки, поставить багажники. К вечеру байк был готов, выданы ремнаборы сцепления, тормозов, тросики и прокладки. Ничего из этого не понадобилось, лишь менялось моторное масло, доливалось в коробку и первичную цепь да добавлялись некоторые отвалившиеся болты и гайки, подваривались крепления спинки и глушителя. Цены на обслуживание поражают своим минимализмом. Еще Москве в качестве подготовки были сшиты кофры, крепление для iPad на бензобак и чехол с застежкой на замок металлическим тросом, на случай осмотра города с колес, чтобы прикрыть все вещи от обезьян и прочих недоброжелателей, или ночевки в небезопасном месте, чтобы не слили бензин. К нему комплектом взяли автономную сигнализацию. Чехол остался у Мукеши, остальное у меня, кому надо, обращайтесь.

Здесь немного о мотоцикле и снаряжении, несколько затянуто, а потому только для тех, кто собирается в путь:



О главном действующем лице.

Наш Пепелац, он же Энфильд, оказался весьма небольшим, но довольно железным созданием, приятной игрушкой для тех, кому надоело общаться с металлом через слой звукоизоляции и велюр с подогревом. Громкий, басовитый, как то по особому вибрирующий. Супруга в последний день призналась, что ей будет этого не хватать. Разработанный в незапамятные времена, он несет в себе кучу нелепых по сегодняшним меркам технических решений и печать экономии в производстве. Несмотря на это, конструкция достаточно прочна и упруга, чтобы противостоять издевательствам индийских дорог. Он не быстр, после 80 км/ч, а по спидометру это 95, в работе движка появляются нотки, позволяющие предположить, что дальше он крутиться не хочет, будет перегреваться и жадно кушать бензин. Впрочем, по индийским дорогам, изобилующим неожиданностями, такой предел вполне достаточен. Спасибо ему за то, что вынес львиную долю тягот нашего путешествия, не требуя сложного технического обслуживания, следить пришлось лишь за уровнем масла да за натяжениями тросиков.

2.03.

3324 км. Дели- Jhunjhunu (Джунджуну). Пробег 0;215 км по навигатору, на деле 245.

Все потому, что рядом с Rohtak обвалился мост, и пробираться пришлось огородами. Зато побывали в чудненькой деревушке из отборного сушеного г..на, очень самобытной и вполне приятно пахнущей.



В целом дорога далась нелегко, начали в 7 утра, до Rohtak плелись в морозном тумане ( ночами в Дели было 12 градусов), не разгоняясь больше 50, в противном случае наша несоответствующая погоде экипировка продувалась насквозь.



Сама трасса довольно приличная, машин, особенно грузовых, много, но места всем хватает, лишь на нечастых светофорах около Дели скапливались пробочки, несущественные для мотоцикла. Далее двухполосная дорога, временами разбитая, с большим количеством населенных пунктов со злыми лежачими полисменами, докучают прыжки по ним довольно сильно. Периодически попадались серьезные транспортные заторы, но на байке, да с московским стилем вождения много времени на них не тратили. В итоге, до конца маршрута докатились около 17.

Jhunjhunu. Отель нашли по lonely planet, и до заката посмотрели KhetriMahal, порадовавший весьма затейливой архитектурой, но пребывающий ныне не в лучшей форме, а позже погуляли по отличному парку вокруг храма Рани Сати, являющемуся, видимо, центром отдыха для многих горожан.





Не сказать, что городок произвел сильное впечатление, но духом приключений уже пахнуло. Маленькие домики, узкие кривые улочки, приправленные индийским колоритом. Туристов нет, но и делать им здесь особо нечего.

3.03.Jhunjhunu- Jaipur. Пробег 247; 168 км.(Эти километры ставлю по навигатору, по указателям всегда получалось на 10 процентов больше, а одометру как то совсем не верится, в начале строки его показания на момент начала пути. Они включают пробег по городу.)

Очень приличная двухполоска, опять, правда, с некоторым количеством населенных пунктов, ну а после Sikar вообще шикарная скоростная магистраль. По дороге заглянули в пару интереснейших мест.

Dundlod (27.900733, 75.227681) небольшая деревушка, в которую можно попасть как непосредственно с трассы, так и с объездной дороги на Mukangarh . Здесь на небольшой территории сохранилось несколько хавели, одна из которых открыта для посещения и очень понравилась архитектурой, насыщенностью предметами быта и уютной домашней атмосферой, созданной в ней.





Рядом еще есть форт с музеем внутри и несколькими вечно пустующими номерами для постояльцев. Цена приличная, 3 килорупии, но зато вечером отдыхающим гарантировано представление танцующих коней во внутреннем дворике форта.





Nawalgarh. А вот этот городок вставил по полной. Когда то здесь жили самые могущественные махараджи Шекхавати, количество, богатство и изысканность их домов и ныне поражает воображение. Здесь 3 расположенные рядом хавели открыты для туристов, там же очень изящный дворец, потрепанный Временем.

Красота из водительского кресла:















Помимо этого и многие необычайно узкие улочки тоже являются музеем, можно часами гулять, любуясь старинной резьбой, росписью, невероятно красивыми фасадами домов.













В городе есть отели, и, думаю, это место стоит того, чтобы зависнуть на денек- другой. Нам не удалось, в Джайпуре нас ждет уже забуканый отель. Его посоветовали знакомые, предупредив, что если не позаботиться заранее, могут быть проблемы с заселением. С чистой совестью могу порекомендовать- Anuraag Villa. Хороший, но дорогой и неудачно для нас расположенный, в отельной республике рядом с вокзалом, из которой очень неудобно выбираться в город.

4.03-5.03 Jaipur.

Ну что сказать... Город туристический, всем знакомый, розовый, местами великолепный, шумный, суматошный.

Первый взгляд:









Отмечу лишь, что особо понравилось, помимо основной стандартной туристической программы. Вечернее, перед закатом, посещение Galta, она же "обезьяний храм", что в 10 км к востоку, великолепные храмы в живописном ущелье, близкое общение с братьями нашими меньшими, панорама Джайпура.













И еще из Галты. Не мог же я не привезти из Индии хоть одну фотку помойки... Но ведь все равно красиво...



Еще крайне удачным оказался порядок посещения фортов. Утром, с 10 Nahargarh, затем по густо усеянной павлинами верхней дорожке, с остановкой над озером, в котором плавает Jal Mahal, в форт Jaigarh, не входящий в "комплексный билет", интересный не только сам по себе, но еще и тем, что с него открываются самые потрясающие виды форта и города Amer. Чтобы увидеть все, надо ломануться, отбиваясь от помогалок, в самый дальний конец форта.



Внизу тот самый Амер форт, к сожалению, дымка не дала сделать хорошие фото. глаз видел намного больше.



И если до сей поры мы наслаждались памятниками истории и чудесами природы практически в одиночестве, спустившись вниз, к Амеру, пришлось влиться в плотную толпу прочих туристов. Да, Амер- жемчужина программы, достойная , нарядная и миллионами ног отполированная..

Вот так мы пробирались к форту:











Еще из наиболее понравившегося- коллекция оружия в королевском музее, воздушный Альберт Холл, цены (8-кратные), которые объявляют ювелиры в центре, и, разумеется, вечернее мото-туко-басо-родео на улицах, где подуставшие за день водилы, оставив этикет, уже не стесняются контактной борьбы.



6.03.Jaipur-Ajmer- Pushkar. Пробег 530; 145 км отличного шестиполосного шоссе с разделительным цветником посередине, если не читать вывески вдоль дороги и не разглядывать расписные грузовики, создается впечатление, что катишься по Испании.

Ajmer. Здесь несколько почитаемых мусульманских святынь, что и определило облик города.





Сплошной базар в старой части, выползший на улочки и практически парализовавший движение.





Грязно, шумно, крайне многолюдно. И еще здесь едят мясо, его много, оно вкусно и дешево.

6.03-7.03. Pushkar. Городок для комфортного, сытого зависания, чем мы и занялись. Множество храмов, в основном небольших и запустелых, малоинтересные архитектурно гхаты, улочки, точнее- одна длинная с торговлей, ориентированной на туристов, огромное количество жилья и ресторанчиков, недорогих и очень вкусных, но строго вегетарианских.



















Проживали мы в Everest hotel, всячески рекомендую.

8.03. Pushkar- Jodhpur. Пробег 676; 165 км.

Дорога ремонтируется, так что 50/50. Есть и ровные участки, и практически бездорожье, и множество препятствий, как естественных, так и рукотворных, последние в большинстве своем никак не размечены. В любом случае, приходится сильно не разгоняться и пристально следить за дорожным полотном, чтобы не растрепать на кочках позвоночник второму номеру. Но в целом, прошло легко, поскольку трасса на всем протяжении слабо загружена и сельские пейзажи вокруг вполне приятны.

8.03-9.03. Jodhpur. Несмотря на посещаемость основной достопримечательности- грандиозного форта Mehrangarh, туриндустрия не срослась в полноценный кластер, и ночлежки, как дорогие, так и крайне дешевые, разбросаны среди торговых рядов старого города. Магазинчики для белых тоже вставлены, как инородные тела, в живую ткань простой индусской жизни. Вообще, по старому городу хорошо погулять, рассматривая разнообразные старые дома и храмы, а лучше как мы, покататься, поскольку расстояния большие, а плотность интересностей невелика.

Городские зарисовки:









Поесть не проблема, много есть ресторанчиков на крышах с красивыми видами, есть и мясные. Один такой, пафосный, из Lonely planet, посетили. Чуда не произошло, мясо и здесь убивают, заменяя его вкус вкусом карри, и без вариантов. Долго мы еще будем вспоминать обед на рынке в Аджмере, было в 5 раз дешевле и в 100 раз вкуснее. Вообще, наводки по еде от L.P. не очень работали, их "крутая" омлетница оказалась невероятно грязной, кухня в "Nirvana" ни ахти, а лучшее в Индии ласси под часами все же хуже, чем в Пушкаре.





Форт Mehrangarh, разумеется, самая жирная точка притяжения для всех приехавших в Джохпур. Он великолепен. И виды на Голубой Город со стен, ради которого мы три раза сюда заезжали, и ажурная каменная резьба фасада внутреннего дворца, и роскошное внутреннее убранство, порой мы подолгу зависали, не в силах оторваться от созерцания интерьеров.



















10.03. Jodhpur-Ranakpur. Пробег 903; 150 км. Первая часть пути- снова ремонт, трасса здесь, видимо, скоро, будет великолепной. А пока полутораполоска, так что если встречные затеяли обгон, приходится искать обочинку помягче... Дорога забита грузовиками в обе стороны, вокруг много промышленных объектов.. Противненько. Зато вторая половина отличная широкая сельская двухполоска, почти безлюдная и в красивом обрамлении, изредка пересекающая населенные пункты.

Ranakpur. Великолепный, из белого мрамора, Джайнский храм- то самое, зачем стоит ехать в Индию. Невероятная архитектура, игра объемов и света, каменная резьба, не самая тонкая, но очень изящная и разнообразная, никого не оставит равнодушным.









Этот шедевр дает возможность процветания практически всей территории национального парка в горах Аравали. Здесь множество отелей- дворцов с вышколенным персоналом, бассейнами и ресторанами со спец- ценниками. В одном из них мы и переночевали, отдохнули от городского шума, накупались, расслабились, наблюдая картинки сельского быта и вдыхая чистейший, ароматный воздух национального парка.

11.03.Ранакпур-Кумбалгарх-Удайпур. Пробег 1074; 130 км. День был посвящен поиску и посещению форта Kumbalgarh и перемещению нас в Удайпур, навигатор нам в этом не помог, проложив, не долго думая, путь по горной пешей тропинке. Реальный путь лежал по нац. парку сначала на юг до поселка Saira, потом практически назад, и, наконец, по парку же, до Удайпура.

.

Форт оказался огромным, но сильно разваленным, поэтому не особо впечатляющим, но, опять же, это мнение возникло под грузом ранее полученных эмоций.







А так выглядит наш байк в защитном одеянии:



Самый яркий видеоряд сегодняшнего дня- трехкратный проезд по парку с великолепными горными пейзажами, серпантинами, глубокими ущельями, с паутиной каменных стенок, разделяющие обработанные участки, с самобытной, а иногда и подстроенной под туристов, деятельностью местных крестьян.





11.03-13.03. Удайпур. Красивейшее место, в котором расположен город, просто обязывают его быть великолепным и процветающим. "Индийская Венеция". Ну да, если в той, неиндийской застроить набережные, нассать под каждым мостом до рези в глазах и пустить по улочкам грохочущие и гудящие туктуки, выйдет примерно похоже. Очень туристический город, не в лучшем смысле этого слова. Куча недорогих отелей, теснящихся в старых кварталах, "постоялые дворцы" высокого класса, новые или на базе старых хавели, во главе с озерным Джагнивас, куча едален с видами и без, и все это связано совершенно безобразной узкой, грохочущей и гудящей улочкой с сувенирами, приставучей и с не адекватными ценами. Вот она:

.

Городской королевский дворец красив, огромен, имеет внутри много открытых площадок где устраиваются концерты и праздники. Но внутри не особо интересен, большинство комнат богатством убранства уступают даже нашим дешевым номерам гестхаузов. С воды вид тоже не очень, сплошная плоская стена заслоняет всю красоту.







Помимо дворца, пожалуй, больше ничего интересного, храмики, хавели с музеем и концертом самодеятельности по вечерам. Еще отсюда стартуют экскурсии в Ранакпур и Кумбалгарх.

13.03. Удайпур- Ахмедабад. Пробег 1217; 240 км. Отличная трасса, 4 полосы с разделителем, в первой половине петляющая меж живописных холмов, в нашем направлении совершенно пустая. Настоящая рекламка "мото-свободы". Долетели быстро, проехали через Gandinagar, городок- приставку к Ахмедабаду, в котором обитает местное руководство. Совсем не Рублевка, домики, что на виду, очень неказистые, Правительственные здания без особых изысков. В отличие от остальных индийских городов, широкие дороги, большие открытые пространства, частично обжитые цыганскими семьями, с шалашами и помойками. На въезде в Ахмедабад посетили храм воды- колодец (vav) Adalaj, самый большой в Гуджарате. Красиво, необычно, яркая иллюстрация того, насколько ценится вода в этих краях.



В Ахмедабаде поселились на окраине, в невероятном гадюшнике, хоть и с кондиционером.

Ближе к вечеру предприняли вылазку в город. Ужасающее впечатление. Такого пыльного, грязного и безобразного места мы еще не видели. Это касается и окраин, и исторического центра.

Впрочем, некую компенсацию морально- эстетических потерь мы получили, и была она кулинарной. Сначала вкуснейшие мясные блюда в придорожной кормушке, а на десерт шикарное местное мороженное из Гандинагара, купленное в какой то оптовой лавочке за смешные деньги. Честное слово, Баскин Роббинс отдыхает!

14.03. Ахмедабад- Bhavnagar-Palitana. Пробег 1504; 160+50 км. До Бхавнагара вполне прилично, широкая малозагруженная двухполоска, до Палитаны то же, но с большим количеством препятствий в виде населенных пунктов.

Бхавнагар- весьма занятный городок- призрак с явными европейскими корнями, приукрашенными индийскими художествами.













Все, по традиции, в запустении, но прогуляться было весьма любопытно. И жарко. Находиться в городе днем , в шуме и выхлопных газах, совершенно нереально. Еще мы здесь, впервые в путешествии, увидели настоящий, изобильный овощной рынок. И еще острее стал вопрос- как такое разнообразие продуктов индийцы умудряются переработать в однообразное варево какашечного цвета для намазывания лепешек...

Путь до Палитаны дался нелегко, бхавнагарская жара и смог отняли все силы. В конце пути тоже ждала засада- жилья в Палитане практически нет. Пара отелей, да еще один закрытый, все ужасные, о кондиционерах (а это уже необходимость), здесь и не слышали. Поселились с трудом. Сама Палитана- мелкая, невнятная деревушка, пыльная и очень некрасивая. Но значимость места мы оценили уже вечером, когда выползли на разведку. Такого количества паломников, прибывших к этому месту, без жилья, в машинах и автобусах, груженых дорожными сумками, мы нигде не встречали. На подъездах к горе скопились огромные пробки, как на въезд, так и на выезд, парковки заняты рядами автобусов. В храме под горой многолюдное богослужение.

15.03. Палитана. Для нас путь к вершине- 3500 ступенек начался в 6 утра, позже пожалели, что не вышли на часик пораньше, опоздали к правильному освещению и идти обратно было жарковато. Подъем прошел легко, за пару часов, в составе нескончаемой вереницы идущих к богу. Таких как мы, охотников за красотой, встретили лишь несколько человек за все время.









А наверху и правда красиво, потрясающее количество мелких и крупных храмов, собранных в группы (туки). Как и положено белым обезьянам, мы носились по крышам храмов, наслаждаясь видами и всячески, не обращая внимания на укоризненные взгляды Будд и охранников, нарушали запрет на фотосъемку.

















Большинство паломников собирается лишь на нескольких площадках наиболее значимых храмов, так что наши изыскания происходили при практически полном отсутствии людей вокруг. Лишь особо просветленные монашки в белом с сильно целеустремленными лицами временами проносились сквозь нас, не обращая внимания, в поисках очередного места преклонения.

Палитана- Диу, Пробег 1742; 145 км.

Мы сделали, наверное, большую ошибку, выскочив побыстрее на шоссе NH 8E, а не пробираясь по сельским дорожкам, как советовал навигатор. Было тяжко. И из за того, что отправились в путь в жару, в час дня, после подъема на гору, и из за того, что дорога здесь совершенно убита, практически на всем протяжении метров 200 отремонтированы- 300 метров рытвины и наляпанные куски асфальта, были участки и совсем без покрытия.

15.03- 20.03. Диу. После Индии здесь просто рай. Чистые улочки, немноголюдно, набережные, тротуары. Поселились с трудом, и лишь на день, ведь завтра- послезавтра Холи, и уже на следующий день город наводнился машинами и индусами, прибывших семьями, мужскими или молодежными компаниями, жаждущими праздника. Холи- длинный фестиваль, а завершение его проходит в два дня. В первый, как на Пасху, принято жечь ритуальные костры, второй- фестиваль красок. И, разумеется, все это время присутствует атмосфера радости и праздности. За таким настроением и вне праздника приезжают сюда индусы, в Дию нет сухого закона. Многочисленные бары переполнены, в городе и на пляжах куча компашек с горячительными напитками, шумных и возбужденных, к вечеру вплоть до мордобоя. Основная масса празднующих таким способом проведения праздника и ограничивается, но есть и почитатели традиций. Во дворах некоторых домов в Диу устраивают кострища, небольшие, из пальмовых листьев, общего действа не происходит. А вот в рыбацкой деревушке Vanakbara , что на другом краю полуострова, все по взрослому, кострище сложили до небес.



Сама деревня тоже очень колоритна.









На сжигание, к сожалению, мы не попали, надеялись посмотреть обряд в Диу. Когда поняли, что масштабы не те, ехать было уже поздновато, да и сил не было. Второй день- краски.. Общего праздника тоже нет, это действо ныне поддерживается группками молодежи, тут и там устраивающими цветные перестрелки и гоняющими целый день на байках, вовлекая окружающих.





Все пристойно, того, кто не хочет, не трогают, к фототехнике относятся с осторожностью.

День после праздника выдался тяжелым не только для изрядно погулявших, но и для коммунальных служб. Сотни людей носились по городу и пляжам со здоровенными мусорными пакетами. Индусы же не умеют жить в чистоте. Даже после посещения ресторана и на столе, и под столом разводят настоящий свинарник. Об использовании урн тоже не слышали. В Диу они везде, но остаются пустыми при том, что все пространство вокруг нещадно засрано. Еще через день все снова чисто, отдыхающие уехали, и жизнь входит в обычное, спокойное и неспешное русло. Можно появиться на пляже, их тут несколько. Нет смысла их описывать. Все, как в других местах, на Гоа или, скажем, в Керале. Мутноватое море, широкая полоса песка, скальное обрамление, ничего интересного.

Пляж Нагоа в выходной:





То же, в будни:





Там, где живут местные, утром лучше не появляться, так как они, как пингвины на краю льдины, садятся у кромки прибоя и справляют утреннюю нужду. В выходные женщинам на пляж тоже лучше не выходить, стайки молодой озабоченной индусни не дадут прохода. Пляжный отдых и Индия вообще несовместимы, есть куча мест более достойных. Немного о проживании. Как я уже писал, в связи с праздником все отели были заполнены, и мы обошли большую их часть в поисках пристанища, так что картинку составили полную. Дешевое жилье, до 1000 рупий, ужасающее, по 4-5 тысяч пляжные резоты мы не рассматривали, так как хотели жить в городе, а из всей массы средних, по 2-3 тысячи, нормальным, новым и вполне европейским отелем оказался лишь один, Palacio del Diu (написание португальское), в котором мы поселились в первый день и вернулись после праздника. Расположен он возле муниципального консульства. В 100 метрах, на набережной, находится самый большой и посещаемый ресторан с видом на залив. Очень неплохая адаптированная индийская кухня, блюда из курицы. Но рыбу и морепродукты они готовить все равно не умеют, лучше иметь собственную плитку и покупать на местном рынке свежайшую и разнообразную рыбу, креветок с ладошку, лобстеров, и готовить самому.

А выглядит Диу примерно так:















20.03. Диу- Ахмадабад. Пробег 2078; 350 км, 9 часов

Это было плановое самоистязание, пришлось ехать по уже знакомой раздолбанной NH8E , пробираться мелкими дорожками побоялись. Это медленно, долго и изматывает. После Бхавнагара дорожка, вроде, и неплохая, но ехать днем по выжженной соленой пустыне удовольствие сомнительное. Часто и надолго останавливались в дхабах, чтобы охладиться, поливались водой, но при езде насквозь мокрая одежда высыхала минут за 10. Выручал маленький опрыскиватель, который мы возим чтобы дезинфицировать раствором марганцовки санузлы в сомнительных отелях и мыть некоторые фрукты. Поливались им и на остановках, и во время движения

21.03. Ахмадабад- Mount Abu. Пробег 2448; 170 км.

Сначала шли картинки как из фильма- апокалипсиса. Солнце не могло пробиться сквозь пелену утреннего тумана, смешанного с городскими испарениями и дымом горящих свалок. Собаки рылись в мусоре, рядом начинало приходить в движение трущобно- придорожное цыганское сообщество, а над всем этим кружили стаи орлов.



Но туман рассеялся, город позади, магистраль под колесами, и, после вчерашнего, никакие трудности нам уже не страшны. А последний участок дороги и вовсе стал нам подарком, это 20- километровый участок через невысокий горный хребет, в окружении оранжевого безумия цветущих лиливади, и подъем по живописному серпантину к самому Маунт Абу.



21.03-25.03. Mount Abu.

Городок и правда выглядит, как курорт. Огромное количество прилично выглядящих отелей, просторные, широкие улицы в районе озера, множество кафе- аттракционов- магазинчиков, прогулочные дорожки с красивыми местами для отдыха вокруг озера. А еще климат, на несколько градусов более прохладный, чем внизу. Все для туристов, причем не европейцев, коих здесь единицы, а для своих, местных.





Окрестности тоже великолепны, огромный природный парк с озерами, горами, ущельями, много зелени, сразу хочется выбрать полянку, бросить циновку, наломать свежий багет, достать хамон, томаты, прохладное вино... Но из этого набора, к сожалению, здесь доступны лишь томаты.. Да и легко доступные места отдыха нещадно засраны отдыхающими. Традиция... Не попрешь...





















Надо сказать, что многое в этих местах заточено под деятельность международной уже секты Брахма Кумарис, у которой здесь штаб квартира и несколько резиденций, рекламный музей в центре и множество рекламы по всему городу. Люди, ушедшие в белые одежды, встречаются повсеместно, своим видом настраивая и нас, недошедших и недопросветленных, на благостный лад.

Основная достопримечательность Маунт Абу, разумеется, храмы Делвары. Они великолепны. Такой мраморной резьбы, тонкой, ажурной и разнообразной, мы не видели ни до этого, ни после. Пара джайнских храмов, стандартных по конфигурации и неприметных снаружи, внутри поражают богатством отделки. Фотографировать, к сожалению, нельзя, но картинки навсегда останутся в памяти. Мы приезжали сюда два раза, подолгу зависая в каждом из храмов. Почему два, ведь мы здесь провели три дня? А потому, что второй наш день был посвящен знакомству с индийской медициной. Не сказать, что с желудками у нас до этого был полный порядок, но здесь переклинило. Слабость, тошнота, температура скачет, я слег. Утром добрались до доктора, он назначил лекарства- пару разных антибиотиков, аналоги смекты и мотилиума и какой то сорбент. Схему применения, правда, он нарисовал корявую, но, хвала интернету, разобрались. Надо сказать, супруга моя, видимо, в подтверждение своей верности, совершила акт ритуальной самоликвидации, сходив, пока я лежал, в тот же ресторан (самый крупный и посещаемый в центре города) и съев блюдо, которое я ел вчера и которое, как теперь выяснилось, стало виновником сбоя- картошку фри, поджаренную на неизвестно каком масле. Так что остаток дня провели вместе в кроватке, следя за временем приема лекарств и пересматривая череду "Крепких орешков" по телевизору. Надо сказать, к тому времени мы уже вдоволь наелись индийской еды, у меня ее запах вызывал рвотное чувство. В лучших своих проявлениях она, конечно, не так страшна, но это были лишь редкие исключения из общей картины. Я не вправе, разумеется, ругать индийскую кухню, на ней, в конце концов, выросло на порядок больше народа, чем на европейской, но не наше все это. В последствии старались искать блюда попроще, не убитые обилием специй- какой нибудь супчик, лучше куриный, с рисом, макарошки с сыром (приходилось специально следить, чтобы они ничего лишнего не кинули), плов (mutton или chiken briani), курочку или рыбу из тандыра или жареную, момошки. А в Маунт Абу лечились бананами и куриными супчиками в ресторанчике Zaika, что в 200 метрах от центра, рядом с рынком. Весьма неплохая кухня, очень чистенько. Индусы сюда практически не заходят.

Пока жили в Маунт Абу, объездили всю местность, заглянули на пики, озера, в деревушки.. Красивенько, тихо, спокойно. Ничего сверхъестественного, приятное место. И с жирной изюминой- храмы Делвары место все таки выдающееся.

25.03. Маунт Абу- Удайпур. Пробег 2904; 150 км, менее 3 часов.

Самое, пожалуй, легкое наше перемещение, и одно из красивейших. Сначала 17- километровый спуск по горному серпантину, взъерошенные шевелюры попрошаек лангуров силуэтами на фоне восходящего солнца, пики гор, живописные ущелья.. Глаз не оторвать, но, к сожалению, иногда приходилось смотреть и на дорогу.



Далее настоящий хайвей петлял до самого Удайпура через не раз уже нами пересеченный горный массив Аравали, качество полотна и отсутствие как попутного, так и встречного транспорта позволили в полной мере насладиться красотами этого края, раскрашенного в цвета нашей ранней золотой осени.



25.03. Удайпур. Еще раз Удайпур, не понятый нами с первого раза. Мы пытались оценить его с высоты уже увиденного, многое ожидали, многого требовали. Зря, наверное. Все же здесь красивое место, озера, огромный дворец, да и новые отели в традиционном стиле создают визуальный комфорт. И ничего, что очередные пункты со страниц путеводителей- Багоре-ки-хавели, парк Сахелион-ки-Бари, замок Саджан Гарх на горе за озером Фатех Сагар (sunset point) оказались довольно слабенькими, за уши притянутыми, мы все равно радовались каждой минуте пребывания здесь.













Уже не ходили вдоль ларьков, прижатые к стенам тукерами, а сами носились на байке по узким улочкам, зависали в понравившихся местах, разглядывали панорамы города с окрестных гор и с крыши нашего нового отеля Lake Wiew paying gesthouse, он повыше, виды получше, да и не вегетарианские блюда местным ребятам готовить удается неплохо.

26.03. Удайпур- Chittorgarh, Пробег 2927; 110 км.

Отличная трасса, 4 полосы с газончиком посередине, невыдающиеся, но приятно зеленые равнинные пейзажи. Вода в реках и озерцах кажется миражом после ахмедабадской пустыни. За пару часов, перепрыгивая через стайки грузовиков, мы это дело одолели.

Читторгарх. Это прежде всего форт, как водится, на плато, и небольшой город у его подножия. Старый город, где обитают лишь местные жители, голубой, небольшой и чистенький, но для туриста интересен лишь как красивый фон для снимков пейзажа. В районах поновее, пыльных, грязных и шумных, сразу за рекой, если смотреть со стороны форта, прячутся отельчики, весьма гаденькие, с завышенными ценами, есть и дорогие, но пыль, грязь и шум и в них присутствуют. Мы прошлись по многим, поселились, как потом выяснилось, неудачно, так что ничего не порекомендую.

Итак, форт. Он действительно огромен по площади, по территории надо перемещаться на транспорте. Бурная история форта, о которой повествуют гиды и путеводители, к сожалению, позволила дожить до наших дней лишь немногим интересным постройкам. Развалины дворца, позволяющие догадываться о его масштабах и былой привлекательности, несколько Джайнских храмов, резных и красивых, но не шедевральных, музей во дворце, весьма постыдный, лучше даже не заходить, несколько озер- резервуаров с довольно сильно загаженными берегами, множество останков мелких храмов, закрытый лес, как говорят, с оленями, и наконец истинные шедевры- две башни, постарше и помоложе, разные, но обе великолепны и для пристального разглядывания обязательны. И если вы в форте до вечера, осмотр башни Виджайстампх с комплексом храмов, исторических площадок и крепостных стен, лучше оставить на закуску, под закат.





















27.03. Читторгарх- Bundi. Пробег 3060;140 км.

От Читторгарха в сторону Коты летели по настоящему бетонному автобану, гладкому и быстрому. Однако, и здесь привычка смотреть под ноги не оказалась излишней, пара ям, в которых могла остаться наша подвеска, удалось заметить и объехать. И вот не доехав до Коты 50 км, соблазнились местной дорожкой, по которой путь оказывался на 50 км. короче. Она вся состояла из ямок и нашлепок асфальта. Думали, рассосется, не угадали. Вернее, угадали процентов на 5. Несколько километров шикарного нового, черного и блестящего асфальта каким то невероятным образом оказались посреди этого дорожного ада. В качестве развлечения проезжающим было предложено ознакомиться с сельской жизнью, бытом каменоломен, полюбоваться проплывающими мимо озерами, речками, в которых купались вперемешку коровы и ребятишки. Разок даже развернулся пейзаж с бескрайним зеленым заливным лугом, обрамленным огромным озером, с пасущимися коровками.. Как с упаковки новозеландского масла.. А тем временем издевательство над байком и седоками продолжалось до самого Бунди, и даже в нем усилилось, поскольку выехали на дорогу Кота- Джайпур, забитую под завязку грузовиками. И лишь обогнув гору, поняли- вот она, сказка!





Старая часть Бунди, зажатая меж холмов, с нависающим дворцом и фортом, смотрелась великолепно!

27.03-30.03. Бунди. Ну очень милый городок, в котором действительно приятно находиться. Добрая половина домов- огромные, роскошные хавели, в каких то живут, где то отели, многие в запустении.





Раньше было несколько музеев- дворцов, теперь остался открытым лишь один – Гарх, у подножия форта Тарагарх. да и в нем основная местная достопримечательность- раджпутская роспись, осталась в относительно нетронутом и слегка подреставрированном виде лишь в одном зале, и еще в женской части дворца- Читросала. Фрески великолепны, мы сфоткали практически все, чтобы можно было потом рассмотреть.















Вообще, ощущение запустения присутствует на всех туристических объектах Бунди. Читая отзывы предшественников, понимаешь, что многое исчезло уже незадолго до нашего здесь появления. Самая запустелая часть- конечно, форт, это для настоящих следопытов. Уже при покупке билета всех предупреждают, что наверху зона боевых действий с отрядами Ханумана, продают волшебные бамбуковые палки и юные индийские воины предлагают свои услуги в качестве телохранителей. Мы поступили лучше, согласившись, что нашим гидом будет Моти- мелкий песик, который согласился все показать всего за пару тостов и стаканчик воды. А уж как он гонял бандерлогов- предмет отдельной, героической повести. Наверху действительно есть, где полазить, и красиво посидеть, и есть еще, помимо башен, укреплений и колодцев еще читаемые остатки великолепного в прошлом дворца- хавели. Дорожка наверх хоть и крутая, но достаточно простая и коротенькая, а температура там, по ощущениям, несколько ниже, чем в долине, так что прогулка, к тому же происходящая при полном отсутствии других туристов, весьма приятна.





















Разумеется, в городе есть еще на что посмотреть. Если не ждать каких то особенных чудес и откровений, можно бесконечно долго блуждать по улицам, разглядывая многочисленные небольшие храмы, колодцы, старые и новые дома, часто расписанные, заходить в лавочки к художникам, жить вместе с индусами их спокойной, размеренной жизнью, покупать фрукты на рынке, есть то, что они едят, курить или жевать то, что они жуют (а наркотики здесь практически легальны). Здесь очень приятная атмосфера нетуристического места, при том что все, что нужно путешественнику, имеется в достатке.









Еще одна важная составляющая пребывания в городе- жилье. Оно есть на любой кошелек, от маленького клоповничка в крепостной стене до представительского люкса в шикарной старинной хавеле. Мы предпочли второе, но в недорогом варианте. Комнатку сняли в отеле Dev Niwas, из того, что мы обошли, в этой хавеле оказалось самое большое внутреннее пространство, со вкусом оформленное, при европейской чистоте номеров и небольшом их общем количестве. Полное ощущение того, что этот огромный дом- дворец весь наш, и лишь спать приходится в относительно небольшом пространстве.





На крыше, как водится, очень приличный ресторан с невегетарианской кухней.

30.03. Бунди- Джайпур. Пробег 3326; 190 км. Отличное шоссе, унылые равнинные пейзажи. С остановками и проездом по городу все равно получилось около 4 часов. Стоит отметить, что в Раджастан пришла таки жара, и планы наши сдвинулись в сторону севера. Поэтому в Джайпуре мы лишь остаток дня. Поселились в месте гораздо более интересном, чем отельная республика у вокзала, в начале Amer road. Жилье здесь дорогое, но есть одно забавное исключение Rawla Mrignayani Palace . Помимо крайне удачного расположения, основные достопримечательности здесь буквально в паре шагов, здесь просторные, необычные номера и традиционная индийская встреча с венками, рисованием точек на лбу и осыпанием лепестками. Итак, времени немного, еда и легкий шопинг на Mirza Ismail Road, прогулка на байке по уже знакомым местам, закат в районе Амера...

31.03. Джайпур- Фатехпур Сикри- Агра. Пробег 3471; 220 км

Не новое, но, вроде, ухоженное шоссе, 4 полисы с разделительной, с относительно интенсивным движением, активной хозяйственной деятельностью вокруг и, как следствие, с большим количеством перекрестков, официальных и самодельных. Неприятных ситуаций с выездами наперерез было предостаточно.

Фатехпур Сикри, мертвый город, оказался не так уж и мертв. Не успели мы еще приземлиться, как были облеплены всяческими помогалками, предлагавшими услуги гида, очень полезные бусы, оплату бесплатной парковки, и т.д., и т.п. Чтобы никого не обидеть, послали всех, благо, исконного русского здесь не понимают. Причина подобной опеки понятна- масса свежих, не обветренных туристов, курсирующих по Золотому Треугольнику. А город понравился, новый, незнакомый нам стиль мусульманской Индии произвел впечатление. Особенно грандиозная мечеть с мраморной жемчужиной внутри.















Полазили, где возможно, остальные развалины оглядели с колес. Держим путь в Агру. Дорога испортилась, две полосы с ямами, в городе совсем плохо, и дорожки никакие, и водилы какие то сильно нервные. Периодически улочки вставали в пробку. Еще очень много пыли и грязи.



Агра произвела неприятное ощущение, но к этому мы были готовы. А жизнь наладилась довольно быстро, когда мы обедали на крыше своего отеля (выбрали по L.P., Shanti Lodge, обычный недорогой гадюшничек с довольно просторными комнатами). Вид на Тадж здесь определенно лучший.



Подкрепившись, переместились в Красный Форд. Уж сколько мы видели фортов и дворцов, и дворцов в фортах, но вот форт, переделанный в дворец, да еще в мусульманском стиле, не приходилось. Это было грандиозно и очень захватывающе. Обилие каменной резьбы, инкрустаций в лабиринтах мощного оборонительного сооружения, невероятных, живых фактур, материалов, стилей. Глаз радуется.















Вечером планировался ужин с видом на Тадж Махал, но сорвалось, он, к сожалению, не подсвечивается.

1.04. 6 утра. Света еще нет, но жаждущие уже толпятся у ворот (восточных и западных, южные откроются в 8). Меры безопасности не драконовские, камеры не отбирают, просто просят не снимать в самом мавзолее. Многие и это нарушают, хотя смысла особого нет. Итак, Тадж. Нечто чистое, белое, очень симметричное и совершенно неиндийское в самом сердце Индии. Ощущение легкости и мощи, высокого мастерства и совершенного вкуса и такта. Фотографии это не передают, это надо видеть.







Агра- Дели. Пробег 3721; 200 км.

... Есть такая традиция в нашей мобильной семейке- первого числа заселяться в отельчик на Мэйн Базаре в Дели. Чтобы не нарушать, летим 200 км по Ямуне. На самом деле, то еще удовольствие. Когда 4 полосы идеального бетона в каждую сторону, и никого нет от горизонта до горизонта, а под задницей привет из позапрошлого века, который при откручивании ручки жалобно молит о пощаде, становится скучно. Единственное развлечение- наблюдать, как щелкает одометр. Или рассматривать жучков на лобовом стекле. А тут еще колючая проволока со всех сторон и ни деревца, ни капельки тени. Было, правда, несколько окультуренных дхабов, попользовались. Вот чего точно нет на Ямуне, так это заправок. Не было их и на выезде из Агры. Не было и нет индикаторов уровня топлива у Энфильдов. Так что звезды сложились. Хотя, отделались легко, пара прыжков через колючку, и бегом с бутылочкой в соседнюю деревню, благо, недалеко. Там, в отличие от хайвея, не сухой закон, и бензин наливают. Ну а затем на одном из съездов с трассы залили уже полноценную порцию.

Месяц с начала нашего вояжа, и почти 4000 км по Индии отметили в Karim, знаменитом ресторанчике возле мечети Jami Masjid . Кормили неплохо, на твердую троечку. Момо здесь не делают, шашлычки неплохие, в паре блюд вместо мяса оказались одни лишь кости. Что касается самой мечети, окружена она невероятной вонючей помойкой. То ли так задумано, то ли время вечернее сказалось. На входе муслимы тоже устроили не имеющее аналогов свинство. Не имея основания брать плату за вход (хотя многие туристы рассказывают, что мошенники из их числа и это умудряются делать), они придумали брать 300 рупий только за наличие фотоаппарата. Причем эта мера касается исключительно иноверцев, свои проходят беспрепятственно и фоткаются смартфонами внутри на фоне камней. Ну что ж, видимо, эта религия допускает стяжательство и дискриминацию. Внутри мечети ничего выдающегося, все уже видели, лишь каменная площадь действительно выдающихся размеров.

2.04. Дели- Шимла. Пробег 3973; 320 км.

Была такая мечта- хоть краешком глаза увидеть Гималаи, покататься по горкам и отдохнуть от жары, в Дели днем доходило до 37 градусов.. Утром прособирались, от отеля отчалили в 7.30. Поэтому еще минут 40 потеряли в пробке на выезде из Города. Трасса NH1 станет, пожалуй, лучшей по удобству и в нашем списке. Первые 100 км четыре полосы в каждую сторону, все пересечения загнаны под эстакады, параллельно трассе идет "местная" дорожка, на которую всегда можно съехать, чтобы заправиться или поесть- отдохнуть в одном из многочисленных дхабов, либо просто в тени деревьев. Один минус- стыки дорожного полотна частенько имеют ступеньки разной степени противности. Загрузка дороги довольно высокая, но нам это не сильно мешало. Дальше, до Чандигарха, полосы уже по две и недостроенные эстакады приходилось объезжать. Что не сильно сказывалось на общей скорости, зато смена ритма движения не давала водителю заскучать. После Чандигарха ползем вверх. Именно ползем, товарищ Энфильд напрягаться не желает. Но это не страшно, вокруг потрясающие виды, да и остальной транспорт не несется, а обгонять на серпантинах непросто. Средняя скорость получается около 30 км/ч. Ближе к Шимле начинаем мерзнуть, и климат горный, и небо тучами заволокло.

2.04-5.04. Шимла. Довольно любопытный городок, приютившийся на крутых склонах горного хребта на высоте 2200 метров. Здесь сохранилось довольно много английских зданий позапрошлого века, широкая и длинная улица для прогулок, свободная от транспорта, с множеством кафе и магазинов, вокруг красивейший горный ландшафт, чистейший воздух.































Отличный курорт для индийцев, желающих отдохнуть летом от жары. Сейчас еще не сезон, холодновато, днем около 20. Отели в основном пустые, их много, на любой кошелек. Приличные просят 4-5 килорупий за ночь, с сезонной скидкой все равно не меньше 2,5. Мы нашли подешевле, за 800, зато с отличным видом на Гималаи. Ознакомиться с тем, что называется достопримечательностями, да и вообще с городком, можно за денек, дальше занятия придется себе придумывать. Мы занимали себя тем, что гуляли по горам, катались по окрестностям, а это очень красиво, устроили пикничок на вершине под кедрами, искали вкусную еду, заходили в магазинчики и на рынки. Можно было еще в гольф поиграть, но это не наше. Еще одна веселая фишка здесь- это обезьяны. Макаки реально держат город на осадном положении. Нельзя бросать на них косые взгляды, открыто носить еду, открывать окна. Многие дома покрыты решетками, заборы украшены колючей проволокой, колючки на крышах и любых горизонтальных деталях домов. Утро обычно начиналось под грохот металлических крыш- стаи выходили на охоту. Мы не сразу прониклись серьезностью ситуации, открывали окошки (нестрашно, вроде, третий этаж), чтобы впустить свежий горный воздух в нашу келью, в итоге к нашему завтраку присоединился сначала один здоровенный рыжий обезьян, стащивший, правда, только шкурки из мусорки, а затем и второй бесцеремонно, ни на кого не обращая внимания, залез и увел банан со стола. В дальнейшем к открытому окну приходилось ставить часового.

5.04. Шимла- Дели. Пробег 4311;Все те же 320 км. Решили не останавливаться в Чандигархе, ничего нового все равно там не увидели бы. График поездки, правда, не совсем удачный, утром, по холоду спускаемся с гор, а в самое пекло едем по равнине. Так что одеваем всю лучшую одежду, под нее ту, что похуже, и в путь. Дорожка до Чандигарха вышла просто фантастической, получил истинное наслаждение от пилотирования по серпантинам. Равнину тоже одолели, зависнув надолго в прохладном Макдональдсе, а затем и в дхабе. Вот так заманчиво выглядят обочины индийских дорог:



А так нас встретил Дели:



6.04-7.04. Дели. Ну вот путешествие окончено, досматриваем последние достопримечательности, покупаем сувениры и подарки, и- на Родину! На первый день байк решили оставить и отправились на юг Дели, оказавшийся довольно чистым, просторным, с широкими улицами и множеством парков и прочей зелени. Ворота Индии (это не архитектура, просто огромный парк), гробница Хумаюна (место очень понравилось, красивые, монументальные постройки и отличные парки).





Мавзолей Низамутдина Хазрата лучше вычеркнуть из путеводителей, там сплошная помойка. Кутб Минар тоже хороший парк, много развалин, ну, разумеется, и сама башня- красавица. Немного пошопились. Есть там торговые сектора M и N, это кластеры со стандартным набором магазинчиков, совсем не интересно. И, рядом с Кутб Минаром заехали в торговый молл Сакет. Это уже полноценный торговый комплекс, большой и прохладный, последнее оказалось особо ценно. Множество мест, чтобы поесть и выпить кофе. Шопинг весьма сомнителен, несмотря на обилие мировых марок и чуть более низкие, чем в других местах цены, баеры все равно индийские, и набор вещей соответствующий. К вечеру слезно попрощались с нашим Пепелацем,слегка пободавшись с Мукешем, индийская жадность никак не хотела сдаваться логике арабских цифр.



В последний день, в перерывах между сборами, побродили по райончику Чанди Човк, закупая сумки, скотч, недостающие побрякушки из серебра (цены очень приемлемые, но выбор невелик). Хотели посмотреть что то из бронзы, а здесь много крупных оптовых и не очень специализированных магазинов, но качество индийских изделий не вызвало желания их покупать, а непальские шедевры, как и везде, довольно дороги. Отделались какой то мелочевкой. Кстати, пока ждали открытия магазинов, зашли в Джайнский храм, что на Chandi Chowk рядом с Рэд Фортом. Неожиданно понравилось, здесь мраморная резьба и обильная цветная, с золотом, роспись. Еще заезжали на Тибет маркет, здесь много сувениров, бронзы, в основном, правда, тоже нехорошей, индийской, а цены довольно высоки. Кто то говорит, надо торговаться, но уже лень, да и не за что. Прошлись дальше, по Коннот Плейс, все то же, неинтересный в Индии шопинг. В результате недорогие подарочки и сувенирчики докупили у себя, на Мейн базаре, и успокоились. Все. Домой, в Москву.

Где нас ожидала такая же погода, как при вылете, то же правительство, те же проблемы, повзрослевшие дети, прохладный, чистый, без запахов воздух, яркое весеннее солнце и так режушая глаз чистота улиц и парков.

Итоги...

Позади 36 дней путешествия, 20 городов и 4706 километров по индийским дорогам.Все прошло по плану, чему мы несказанно рады. Голова заполнена массой впечатлений, на флешках 35 гигов съемок. Чувствуется гордость за то, что преодолены, и не помешали нам насладиться прелестями поездки, все трудности и лишения. Проблемы с едой даже помогли мне выполнить текущую мечту и скинуть лишние 9 кг. Не сказать, что мы полюбили Индию. Многие привычки Индусов и сейчас кажутся нам отвратительными, особенно это касается чистоты. И все таки положительные эмоции с лихвой перекрывают все неприятное.

О вождении и происшествиях.

Дороги в Индии, наверное, более, чем в любой другой стране настоящие, полноводные реки жизни. Бурные и шумные в городах, потихоньку струящиеся между ними. Здесь не только ездят, сюда вываливается товар из лавочек и просто с колес, здесь моются по утрам, выпасают скот, выбрасывают мусор, да и мало ли что еще. Препятствий, которые не дают задремать водителю, множество. Ямы, лежачие злые полисмены, люди, рикши, коровы, собаки, доедающие сбитых коров, вороны, доедающие сбитых собак. Список вновь бесконечен. Водители тоже разные. Есть "европейцы", их меньшинство, и едут быстро и спокойно. Есть "колхозники", они едут потихоньку по своим делам, вдоль дороги, поперек ли, по диагонали или против движения, не важно, мнение остальных их мало интересует. Они крупнее и быстрее коров, но по сути то же самое. Опасны только на трассах, когда выскакивают на перекрестки. И, наконец, самая большая группа, по международной классификации именуемая "уроды", представлена во всем многообразии. Эти лезут, не разбирая дороги, запирая проезд себе и другим, визжат как резаные по поводу и без, на трассах выстраиваются "свиньей", перекрывая все пространство дороги, устраивают параллельные гонки, обгоняют в закрытых поворотах, третьим рядом, и т.д, и т.п. Еще создалось впечатление, что у них помимо отсутствия логики очень узкое и коротенькое обозреваемое пространство. При таком раскладе единственное, что позволяет избегать массовых аварий, так это низкие скорости движения. Основная масса транспорта на трассах едет в пределах 60-80 км/ч, а в плотном городском потоке чуть быстрее пешехода. Привыкшему к московскому, скажем, траффику человеку ориентироваться довольно легко, надо лишь загрузить в память список возможных препятствий и мест их появления. И, разумеется, приходится постоянно расчищать себе жизненное пространство, чтобы всегда иметь возможность маневра. Блокировать тех, кто лезет не по делу, пропускать без задержек тех, кто едет быстрее, на трассе максимально растопыривать жабры, демонстрируя встречным обгоняющим, что полоса занята, избегать скоплений транспорта. Здесь все средства хороши- и дальний свет, и гудок, хотя к нему все привыкли, и, в городском потоке, несколько не адекватное, рыскающее вождение.

Разумеется, не обошлось и без эксцессов. Мелких, вроде того, что тукеры притерлись, порвали сумку, оборвали крепление, так и посерьезнее, когда пришлось понервничать. Раз на ремонтируемой трассе попали в двойной встречный обгон, два грузовика и легковушка выстроились единым фронтом, перекрыв всю дорогу. Я уже мысленно просчитывал, как буду переваливать байк со всем хозяйством через 30- сантиметровый бордюрчик вниз, на камушки. До последнего шел легковушке в лоб, пугая фарой. Обошлось, оба успели остановиться. По испуганным глазам понял, что товарищ вообще не осознает, что творит. Еще было падение. Съезжали с дороги для отдыха и поскользнулись в известково- щебеночной каше. Легли на бок, и, прежде чем я успел сообразить, как вытащить придавленную сумкой ногу, неизвестно откуда появились двое индусов и подняли байк. И в последствии в любой ситуации, когда нужна была какая нибудь помощь, всегда, и очень быстро находились люди, готовые помочь. Падение было тренировочным, без последствий, следующий эксцесс посерьезнее. Утром выезжали из города, дорога впереди и позади меня свободна. Через дорогу переходят две тетки, под колеса, как у них принято. Притормаживаю, сигналю. Заметили, одна ускорилась, вторая остановилась. Хорошо, разобрались, качусь дальше. И тут вторая вдруг решает, что с подругой будет лучше, и шагает прямо в мотоцикл. В голове лишь одна мысль- не упасть, так хуже будет всем. Проехав несколько метров на руле, она падает. Останавливаемся, тут же собирается толпа, тетку поднимают, сажают в туктук, у нее лишь царапины. Группа мужичков подходит ко мне, говорят, что все будет хорошо, и советуют уезжать. Долго упрашивать им меня не пришлось, с разбитой фарой продолжили путь. Следующая неприятность была на трассе, во время последнего нашего переезда. Трасса, 3 полосы в одну сторону, относительно плотное движение, скорость 75. Мы в левой полосе, в правых несколько автомобилей. Вдруг наш сосед справа, приличный с виду минивен, берет по диагонали влево и замедляется, вытесняя нас к обочине. Обочина неприятная, крупные острые камни, вылетим- наверняка покалечимся. Экстренно торможу, давлю на гудок. Ноль внимания, продолжает вытеснять. Остановились, повезло, я одним колесом на обочине, он рядом на расстоянии вытянутой руки. Ну, я эту самую руку протянул и снес в сердцах боковое зеркало товарищу. Достали, накипело... Да и зачем ему зеркало, если он им не пользуется..

В общем, в Индии попасть в неприятную ситуацию можно запросто, о чем свидетельствуют многочисленные следы аварий. То, что мы вернулись целыми и невредимыми, это и везение, и результат постоянного, особого внимания на дороге.

...P.S... Сам прочитал.. Какой то гладкий и сладенький отчет получился. Ну и хорошо. Значит, мы на позитиве, трудности нас не сломали, и лишь лучшие воспоминания останутся с нами.
Карма 45
Ответить
10.10.2014
Ух, класно как прокатились, молодцы!
Moony м
Карма 4775
Ответить
10.10.2014
Поправил ссылки на видео и карты. Спасибо!
Карма 678
Ответить
10.10.2014
Спасибо, классно покатались.
Drolma ж
Карма 1425
Ответить
10.10.2014
AleOle

Кла-а-сс!!
AleOle м
Карма 4
Ответить
10.10.2014
И Вам спасибо, и персонально, и сообществу.. Почитывали перед поездкой, пошло на пользу..
zebrik м
Карма 30
Ответить
20.10.2014
Вот после таких отчетов, добрая зависть выедает мою душу и Я остаток дня рассматриваю Индию на гугл-мэп, строя планы на будующее...

Спасибо!
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики