Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Древнеиндийские афоризмы.

Карма 146
Ответить
24.03.2006
Убиралась в квартире и отрыла книжку.

"Древнеиндийские афоризмы".

Обложки на ней уже нет, оторвалась. Тоненькая такая книженция.

Составление и перевод А.Я.Сыркина, Академия Наук СССР Институт Народов Азии, издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, Москва, 1966 год.

Часть из предисловия:

Основными источниками этого сборника послужили Махабхарата, Панчатантра, Хитопадеша, «Жизнь Викрамы», упанишады, Сутта-нипата, Бхартрихари, «Законы Ману» и некоторые другие тексты на языках древней Индии — санскрите и пали. Были широко использованы изречения, собранные и изданные О. Бётлингком.

Источник каждого отдельного афоризма в настоящей антологии не указывается. К этому побудила нас прежде всего невозможность сколько-нибудь последовательно провести данный принцип. Дело в том, что индийские изречения — буквально или с незначительными вариациями — зачастую одновременно встречаются в разных источниках: отдельных сборниках сказок, Махабхарате, у Бхартрихари и т. п. Чтобы распределить подобные свидетельства в порядке старшинства и установить первоисточник каждого афоризма, потребовалось бы предпринять ряд специальных текстологических исследований — задача весьма сложная, часто (если учесть состояние древнеиндийской хронологии) вообще невыполнимая. В большинстве случаев перед нами по сути дела анонимные изречения, переходящие из произведения в произведение; нередко они освящаются именем того или иного древнего авторитета (легендарного законоучителя Ману, Чанакьи и т. Д.), что отнюдь еще не решает проблемы действительного авторства. Ссылки же на все или даже основные текстовые параллели лишь загромоздили бы издание, отнюдь не преследующее научных целей, и без дополнительных пояснений мало что дали бы читателю.

Стремясь по возможности точно передать мысль оригинала, мы переводили текст прозой и, как правило, вынуждены были — что, впрочем, представляется неизбежным — жертвовать некоторыми выразительными средствами. Там, где буквальный перевод звучал чересчур тяжело, мы прибегли к более свободному переводу, разумеется, стремясь сохранить смысл высказывания. Некоторые источники собранных здесь афоризмов уже появлялись на русском языке — отдельные толкования были нами учтены при подготовке настоящего издания. Прежде всего это относится к переводам П. А. Гринцера («Жизнь Викрамы»), Б. Л. Смирнова (отдельные части Махабхараты), В. Н. Топорова (Дхаммапада).

В заключение — о распределении материала. В основу здесь была положена уже упомянутая классификация по четырем принципам: дхарме, артхе, каме и мокше, куда мы ввели некоторые частные, подразделения. Ряд афоризмов, как увидит читатель, в силу своей содержательной емкости выходит за рамки одного принципа, затрагивая, скажем, области дхармы и артхи или дхармы и мокши (например, мысли о человеколюбии и самоотречении). Помещая афоризм в том или ином разделе, мы в сомнительных случаях пытались учитывать контекст и тенденцию данной мысли (напутствует ли она в практической деятельности, в нравственном долге, в отказе от действия и т. д.). Разумеется, здесь, как и в системе условно введенных нами рубрик, едва ли удалось избежать недостатков. И все же, думается, композиция настоящего сборника имеет и известные преимущества. Главное из них: изречения по возможности поданы в соответствии с важными канонами создавшей их культуры. А это налагает полезные ограничения на неизбежную субъективность составителя и увеличивает познавательную ценность книги.

Выражаю глубокую признательность О.Ф.Волковой, П.А. Гринцеру, Е.А. Суриц за ценные советы.

ДХАРМА

О ДОЛГЕ

Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесёт ли тебе это счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою.

Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо — чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.

Различие царит на земле: один отрекся от мира, другой отдает дань житейским законам, третий наслаждается любовью.

Не совершай того, чего не следует делать — даже под угрозой смерти; не откладывай того, что следует сделать, — вот извечная заповедь.

Ненасилие, правдивость, чистота, отсутствие зависти, доброта, мягкость — вот всеобщий долг.

И в несчастье следует блюсти долг, радоваться своему уделу, быть одинаковым ко всем существам.

Лучше мгновенье, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни.

Не сегодня, так завтра погибнет наше тело среди горестей и болезней. Что пользы преступать ради него долг?

О ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКЕ

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.

Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.

Думай при каждом пробуждении: «Какое Добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни».

Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.

Благодеяние, совершенное тобой, идет тебе же на пользу. Не отвечай же злом на зло — всегда твори добро.

Что толку ублажать свое тело мучениями других существ? Ведь удел его — черви, пепел, гниль.

Глупец лишь грешит ради злосчастного тела — вместилища всех нечистот, неблагодарного и бренного.

Все наши дела, мысли и речи следуют за нами — творите же добро!

Не совершай ничего, что будет мучить тебя на смертном одре. Ибо жизнь мгновение!

Пока здорово твое тело, пока старость далека, пока способности твои в расцвете, пока не истекла жизнь — всеми силами стремись к совершенствованию. Что пользы рыть колодец, когда дом охвачен пламенем?

Бренно тело, преходящи богатства, всегда наготове смерть — умножай же добрые дела!

Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.

Ты Думаешь: «Я один» — и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.

Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказать его достойному.

Никакое добро не пропадает даром.

Лишь три вещи дороги в этом мире: еда, питье и доброе слово.

Жизнью, достоянием, мыслью и словом непрестанно творить добро ближним — вот смысл существования.

Не гневайся, не презирай никого, не предавай друга, не чти низкого, не будь высокомерен, не делай зла, избегай грубой речи.

Побеждай гнев мягкостью, зло — добром, жадность - щедростью, ложь — правдой.

Ничто не трудно тому, кому пища нужна лишь для поддержания жизни, совокупление — для продолжения рода, слова — для правдивой речи.

Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.

Не лги ближнему или лги как можно меньше — вот высшая добродетель.

Без устали нести бремя, не бояться ни зноя, ни холода, всегда быть довольным — трем этим достоинствам следует учиться у осла.

Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.

Дар, сопровождаемый добрым словом; учёность, свободная от кичливости; мужество, сочетающееся с мягкостью; богатство, соединенное со щедростью, — вот четыре редких блага.

Нет подвижничества, равного терпеливости; нет счастья, равного удовлетворенности; нет дара, равного дружбе; нет добродетели, равной состраданию.

Что такое добродетель? — Сострадание к ближним. Что такое счастье? — Здоровье. Что такое любовь? — Доброе настроение. Что такое ученость? — Правильное решение.

Есть ли драгоценность, равная даянью? Есть ли богатство, равное удовлетворенности? Есть ли украшение, равное благородству? Есть ли приобретение, равное здоровью?

Прекрасны тонко отшлифованная драгоценность; победитель, раненный в бою; слон во время течки; река, высыхающая зимой; луна на исходе; юная женщина, изнуренная наслаждением, и деятель, отдавший все нищим.

Кто станет бояться смерти, если он стоек в добродетели?

Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости.

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.

Во всех делах будь чист помыслами. Возлюбленную целуют по-одному, дочь — по-иному.

Дружелюбие в делах, мыслях и речах, предупредительность и щедрость ко всем — вот извечный закон для добродетельных.

Подавляй себя, приноси дары, будь сострадателен — таковы три заповеди.

На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье, и в несчастье неизменны великие.

Пусть смерть нависла над тобой, пусть она отдалена веками — праведный не сходит со своего пути.

Скупой на злые речи, щедрый на добрые, удовлетворенный своей женой, остерегающийся порицать ближних — вот редкое украшение земли.

Воздержание от зла, дружелюбная речь, правдивость, чистота, сострадание, терпеливость — вот всеобщий долг.

Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.

Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

Два сладостных плода приносит ядовитое древо бытия: наслаждение нектаром поэзии и общение с добрыми людьми.

Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.

Разница между достойным и недостойным та же, что между коровой и змеей: первая превращает траву в молоко, вторая превращает молоко в яд.

Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится на свет без пороков.

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

Во всех сословиях есть чандалы, во всех сословиях — брахманы; есть чандалы среди брахманов, есть брахманы среди чандал.

Легко увидеть чужие грехи, трудно увидеть свои. Чужие грехи мы пускаем по ветру, словно шелуху, а свои скрываем, как плут скрывает неудачный ход.

Как ловок благородный, когда надо скрыть чужой порок! Как неловок он, когда приходится обнаружить свои достоинства!

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Внимай полезной речи, пусть она исходит от ребенка; не слушай дурных речей, пусть они исходят от старца.

Кого из нас не возвышает общение с великими? И капля воды, попав на лепесток лотоса, блистает, словно жемчуг.

С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели и вниз — пороки.

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым.

Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

Лучше молчание, чем лживая речь. Лучше бессилие в любви, чем связь с чужой женой. Лучше смерть, чем наслаждение неправдой. Лучше нищенское пропитание, чем присвоение чужого добра.

Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.

У добрых сначала старятся помыслы, потом — тело; у злодеев старится лишь тело, помыслы же — никогда.

Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения.

Доброму же — наоборот: учёность — для увеличения знаний, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних.

Вот тройные врата преисподней, ведущие человека к гибели: похоть, гнев, алчность.

Чем отличаются от скотов люди, лишенные добродетели? Только и способны они испражняться, жрать и совокупляться.

Наглее всего злодей с мягкими, ибо чувствует здесь безопасность. Но как быстро исчезает его наглость при малейшей опасности!

Злодей подобен кошке: он царапает руку, которая протягивает ему еду.

Кто, зная о злодействе и имея силы ему воспрепятствовать, не сделал этого — виновен наравне со злодеем.

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.

Убийца брахмана, пьяница, евнух, клятвопреступник, лжец могут еще искупить свой грех, но никогда не искупит свой грех неблагодарный.

Добродетель в сердце злодея — что капля воды на раскаленном железе.

Не доверяй низкому, пусть он прикрывается подвижничеством. И у священных источников живут алчные монахи.

Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что — он возносится, чуть что — падает.

Злодея не сделаешь добрым. Как ни отмывай задний проход, он не станет глазом.

Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона.

Увы! Кто создал это общение с низкими? Вначале— услуги, лесть, скромность; потом—бесплодные цветы всевозможных речей; под конец же — клевета, наглость и презрение.

Следи за своим поведением. Каждый день спрашивай себя: «Что общего у меня со скотом? Что — с добродетельным ?»

О СПОКОЙСТВИИ И ГНЕВЕ

Неизменно сердце доброго — пусть его гневают; не нагреется океан от горящей соломы.

Терпение — добродетель бессильного и украшение сильного.

Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.

Спокойно переноси поношения, ни на кого не гневайся, ни с кем не враждуй ради бренного тела.

Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.

Лучшие гневаются мгновенье, средние — полдня, низкие — день и ночь, худшие никогда не свободны от гнева.

Низкий на все отвечает грубостью, средний — грубостью на грубость, достойный же никогда не груб, как бы с ним ни обращались.

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого.

Не будь груб ни с кем — тебе ответят тем же. Сердитая речь причиняет боль, и тебя постигнет возмездие.

Кто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.

Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.

Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего.

Одни неустанно, месяц за месяцем, весь век приносит жертвы, другой ни на кого не гневается. Кто же выше? — Свободный от гнева.

О СОСТРАДАНИИ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ

И злым, и добрым, и заслуживающим смерти, должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.

Жестокость — даже к злым — ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?

Пусть жизнь твоя в опасности — не причиняй зла жене, жрецу, аскету и ребенку, тем более если они доверяются тебе.

Невелика мудрость — обмануть доверчивого. Невелико мужество — убить заснувшего на твоей груди.

Легко найти людей, готовых дарить золото, коров и землю; трудно найти человека, проникнутого состраданием ко всему живому.

Нет большей скверны, чем питать свою плоть плотью других существ.

Вот один поедает мясо другого — погляди же на разницу между ними: одному — минутное удовольствие, другому — утрата жизни.

Позволяющий убить, разрезающий, убивающий, продающий, покупающий, стряпающий, подносящий поедающий мясо — все убийцы.

Сострадание правит миром. Не может злодей повредить тому, в чьих руках оружие сострадания.

Не творить зла — вот высшая добродетель, залог всеобщего блага. Даже вшей, клопов и москитов следует щадить.

Как могу я быть счастлив, если другой несчастлив? Как могу я равнодушно взирать на него, когда в моих силах помочь?

Сколь велико страдание человека при мысли: «Смерть неизбежна»! Так подумав, можно защитить и врага.

Кто радуется при виде радующихся и горюет при виде горюющих, тому ведома высшая добродетель.

Слаб от природы разум зверей, и тем более они, бедные, заслуживают жалости. Сходны помыслы живых существ — все стремятся к приятному и отвращаются от неприятного. Пойми это и не делай Другим того, что нежеланно тебе самому.

Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа — в себе.

Если ты стремишься к счастью, смотри на ближнего, как на самого себя, — ведь одинаковы радости и горести у тебя и у ближнего.

Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.

Лишь ограниченные люди различают: «этот — свой, этот — чужой». Для возвышенных вся земля — одна семья.

Все стремятся к счастью и страшатся несчастья. Поэтому, если хочешь счастья Для себя, то заботься о счастье другого и сам будешь счастлив.

Как тебе самому дорога жизнь, так дорога она и другим существам. Сравнив себя с другими, добрые люди оказывают сострадание.

В деянии и в отказе, в счастье и в несчастье, в приятном и в неприятном человек познает меру, сравнивая себя с другим.

Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро — как на ком земли, на себя — как на всех других.

Тот лишь истинно живет, чьей жизнью живы многие. Что пользы от ворона, набивающего свою утробу?

Пусть недолго проживет человек — жизнь счастлива, если он прожил ее ради ближних.

Мудрый отдаст ради ближнего и богатство, и жизнь — ведь и то, и другое обречено на гибель; так не лучше ли отказаться от них для доброго дела?

Велика ли заслуга быть добрым к тому, кто сам добр к тебе? Быть добрым к тому, кто вредит тебе, — вот истинная доброта.

Ради помощи другим текут реки, ради помощи другим дают молоко коровы, ради помощи другим приносят плоды деревья, ради помощи другим свершают свои дела добрые люди.

Помогай ближнему — пусть жизнь твоя держится на волоске. Помочь ближнему — все равно что совершить сотню жертвоприношений.

Добрым нравом привлекай друга, усердием — родственников, дарами и вниманием — женщин и слуг, обходительностью — остальных.

Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.

Пусть хозяева — муж с женой — накормят сначала ребятишек, незамужних дочерей, стариков, беременных, больных, девочек, гостей и слуг. И лишь накормив их, пусть едят сами что останется.

Благородный жертвует своим добром, чтобы помочь ближнему; средний помогает, не жертвуя; низкий губит чужое добро ради своего. Как же назвать того, кто вредит без пользы для себя?

Даятель дорог людям, а не богач. Люди благословляют облако, дающее воду, а не все воды океана.

Дар, что дается с мыслью: «надо дать», без надежды на вознаграждение, в должном месте, в должное время и достойному — вот благой дар.

Лучший дает без просьбы, средний — по просьбе, низкий не дает, несмотря на просьбы.

О ВОЗДАЯНИИ

Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он и вкусят плоды своего зла.

Зачем замышлять зло против тех, кто вредит тебе? Придет время, и они сами падут, как падут деревья, растущие на берегу реки.

Никто не избежит наказания за несправедливость — если не сам поплатится за нее, то сыновья, если не сыновья, то внуки.

Дела человека низводят его вниз и возносят вверх, словно труды роющего колодец и строящего храм.

Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за ними подобно тени.

Богатство оставляет умершего на пороге дома, друзья и родные оставляют его на кладбище, лишь добрые и злые дела следуют за ним и после смерти.

Тело — вместилище счастья, тело — вместилище несчастья. За все, содеянное телом, — тело же и вкушает воздаяние.

Почему и чем, и как, и когда, и что, и насколько, и где совершил ты добро или зло, потому и тем, и так, и тогда, и то, и настолько, и там следует воздаяние по воле творца.

Болезни, горести, страдания, узы, невзгоды — все это плоды с древа проступков, совершенных смерти

Знание зависит от ученья, почет — от дел, благополучие — от усердия, награда — от судьбы.

Все усилия ради тела бесплодны. Все усилия ради разума приносят плоды.

О СЛОВЕ И МОЛЧАНИИ

Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем.

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю.

Двумя добродетелями блистает человек в этом мире: не говоря грубых слов и не возвеличивая недостойного.

Ничто так не ободряет человека, как доброе слово.

Весь наш мир был бы окутан мраком, если бы не освещал его светильник, имя которому — слово.

Одного брата рожает нам мать, другого — речь, и родство, рожденное речью, выше родства по матери.

Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом.

Ничтожен тот, кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужих недостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их; низкий — лишь о недостатках. И пусть оба они лгут — первый идет на небо, второй — в преисподнюю.

Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом. Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.

Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого— вот извечная заповедь.

Осень приносит гром без дождя, пора дождей — дождь без грома. Низкий говорит, не делая; достойный делает, не говоря.

Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз выдают замуж девушку — три эти дела делают лишь раз.

От ничтожных всегда много шума. Разве бывает от золота столько шума, сколько от меди?

Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины.

Молчание лучше слов.

О СЕМЕЙНОМ ДОЛГЕ

Пусть мать будет для тебя богом, пусть отец будет для тебя богом, пусть учитель будет для тебя богом, пусть гость будет для тебя богом.

Учитель лучше десяти брахманов, отец — десяти учителей, мать — десяти отцов и всего, что есть на земле. Кто сравнится с матерью? Следует оставить учителя, сошедшего с праведного пути, но никогда нельзя оставить мать. Уж тем, что выносила тебя во чреве своем, она выше всех.

Трое несут тебе добро, движимые собственной природой: мать, друг н отец. Когда же прочие добры к тебе, то лишь по особому поводу.

Престарелых родителей, верную жену и малого сына следует кормить, пусть они совершили злых дел без числа.

Отец охраняет ее в детстве, муж — в юности, сын — в старости. Нельзя предоставлять женщину самой себе.

Плох тот отец, чья дочь не выходят замуж вовремя. Плох тот муж, что не живет со своей женой. Плох тот сын, что не охраняет мать после смерти ее мужа.

Лишь рождается дочь на свет, как похищает рассудок матери; растет, принося горе друзьям, а выйдя замуж, дурно ведет себя. Дочери — великое несчастье.

«Попадет ли в руки достойному? Удовлетворит ли его? Окажется ли без недостатков?» — так, создав произведение, поэт беспокоится за него, словно за дочь.

Узнай о женихе семь вещей: каковы его знания, род, характер, опекун, богатство, красота и возраст — и выдавай девушку, не заботясь о прочем.

Женщина создана рожать, мужчина — производить потомство.

Корми жену и одевай ее, особенно во время, благоприятное для зачатия; дари ей украшения и все прочее, но не советуйся с ней.

Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена — шесть лиц в одном.

Ничто так не сокращает жизни, как близости с чужой женой.

Та настоящая жена, которая разумно ведет хозяйство; та настоящая жена, которая приносит потомство; та настоящая жена, жизнь которой — в муже; та настоящая жена, которая верна мужу.

Дурная жена, находящая удовольствие в непрестанных ссорах, это не жена, а старость, принявшая женский облик.

Пьянство, общение С дурными, разлука с мужем, скитание, сон и житье в чужом доме — вот шесть вещей, губящих женщину.

У женщин тысячи недостатков и три достоинства: уход за домом, рождение детей и смерть вместе с супругом.

Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.

Быстро погибает та семья, в которой горюют женщины. Всегда процветает та семья, где они счастливы.

Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.

Пусть нет у женщины украшений, муж — лучшее ее украшение. Пусть прекрасна лишенная мужа — нет у нее красоты.

Нет родственника, равного мужу; нет друга, равного мужу; нет защитника, равного мужу; нет убежища, равного мужу.

Добр ли муж или зол, наделен ли всеми пороками — его спасает жена, верная своему долгу.

Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа — пусть у нее сотня родичей.

Бесплодна жизнь женщины, лишившейся супруга. Почет, гордость, любовь родных, уважение слуг — все это уходит вместе с супругом.

«Сын твой — это ты сам, рожденный тобой», — так говорят мудрецы. Пусть же муж взирает на жену, родившую ему сына, как на собственную мать.

Как ни плох родной сын — невоспитан, уродлив, глуп, распутен, зол — он все же радует сердце.

До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом.
Карма 146
Ответить
24.03.2006
АРТХА

ОБ УСЕРДИИ


Делай урочное дело: действие лучше бездействия.

Что нужно делать завтра — делай сегодня, что нужно делать после полудня — делай до полудня. Смерть не разбирается, что сделано и что не сделано.

Пусть мудрый печется о знании и пользе так, словно он неподвластен старости и смерти.

Пусть творит он добро так, словно смерть уже схватила его за волосы.

Падая с неба, вода уходит в землю, и она же поднимается из земли через колодец.

Безмерно могуча судьба, но могучи и людские дела.

Того посещает богиня счастья, кто трудится, подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «Все от судьбы!» Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!

Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.

Лишь усилиями достигаем мы цели, а не желаниями. Не полезет газель в пасть спящего льва.

Не катится колесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.

Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?

Нельзя одной рукой хлопать в ладоши, нельзя добиться успеха без усердия.

Будь умерен в трех делах: любви, еде и приобретении денег. Будь неумерен в трех делах: учении, подвижничестве и щедрости.

Человек должен трудиться — плохо ему, когда он бездействует.

Мир и труд — вот источник благополучия.

О ПОЛЕЗНОМ, БЕСПОЛЕЗНОМ И ВРЕДНОМ

Что пользы в отваге, не защищающей слабых? Что пользы в деньгах, не помогающих бедным? Что пользы в действии, не направленном на добро? Что пользы в жизни, не приносящей славы?

К чему деньги, если нет помощи беднякам? К чему служба, если нет усердия в услугах? К чему соитие, если нет желания родить сына? К чему юность, если нет встречи с любимым?

В восьми случаях нельзя жалеть денег: на жертвоприношение, на свадьбу, в бедствии, на истребление врагов, на славное предприятие, на прием друга, на любимую женщину и на помощь родственнику.

К чему украшение без одежды? К чему еда без масла? К чему женщина без грудей? К чему жизнь без знания?

Что проку в учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?

Два средства есть от телесных и душевных недугов: или примени противодействие, или не думай о них.

Лекарство от несчастья — не думать о нем. Когда думаешь о несчастье, оно не проходит, а возрастает.

Смотри на добродетель, а не на красоту; смотри на поступки, а не на происхождение; смотри на достижения, а не на знание; смотри на пользование богатством, а не на богатство.

Яд — знание без упражнения, яд — пища для неспособного переварить, яд — приятели для бедняка, яд — старик для молодой жены.

К чему красота без скромности? К чему ночь без луны? К чему разговорчивость без поэтического дара?

Терпенье — украшение мужчины, скромность — украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям — оставить сдержанность.

Никто так не ухаживает за нашим телом, как мать; ничто так не украшает его, как ученость; никто так не услаждает его, как жена; ничто так не иссушает его, как заботы.

Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание — вот шесть благ в этом мире.

Хороши новая одежда, новый зонт, новобрачная и новый дом. Но хороши также старый слуга и старый рис.

Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни; никто не ублажает тебя, как родители; ничто не мучит, как голод.

Шестеро есть для шестерых: разини — для воров, больные — для врачей, влюбленные — для женщин, жертвователи — для жрецов, сутяги — для царей, неучи — для ученых.

Противоречивы людские помыслы: плотника радует поломка, врача — больной, жреца — несущий жертву.

Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны — все зависит от того, как с ними обращаются.

От коровы жди молока, от брахмана — святости, от женщины — непостоянства, от родичей — опасности.

Сила слабого — в царе, сила ребенка — в плаче, сила дурака—в молчании, сила вора — во лжи.

Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.

Друг познается в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах.

Сидишь после еды — наживешь брюхо, спишь после еды — получишь удовольствие, ходишь — продлишь себе жизнь, бегаешь — смерть набежит на тебя.

Сами собою разрастаются масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного — такова природа вещей.

Лучше голубь сегодня, чем павлин завтра.

Что толку в способном, если он враг? Что толку в друге, если он неспособен? Пусть же царь не отвергает преданного и способного.

Обилие плодов клонит ветвь книзу, пышный хвост замедляет походку павлина, быстроногого коня стреножат. Так сами достоинства причиняют зло.

Даже по отдельности приносят вред молодость, богатство, власть и неразумие — что же, когда все они собраны воедино?

Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

К гибели идет тот дом, где властвует женщина, игрок или малое дитя.

Тело старится от странствий, гора — от воды, женщина — от неудовлетворенных желаний, сердце — от злых речей.

Когда книга, жена или деньги попадают в чужие руки, то они пропадают для нас; если же возвращаются, то книга — истрепанной, жена — испорченной, а деньги — по частям.

Пропадает дорога в сумерках, пропадает падшая женщина, пропадает плохо засеянное поле, пропадает господин из-за проступка слуги.

Цемент, глупец, женщина, рак, рыба, индиго и пьяница, пристав однажды, уже не отстают.

Кто не ошибается в политике из-за плохих советников? Кого не постигают болезни от дурной пищи? Кого не ослепляет счастье? Кого не сражает смерть? Кого не сжигают наслаждения любовью?

Бесполезны и бесплодны: царство без советника, крепость без провианта, счастье без молодости, отрешенность без знания, спокойствие в злодеях, мудрость в еретиках, любовь у распутниц, дружба у порочных, самовластие подчиненного, недовольство нищего, гнев слуги, любовь господина, дом бедняка, верность блудницы, честность мошенника и успех глупца.

Несбыточны сны, что приходят к больным, опечаленным, ожесточенным, влюбленным и пьяным.

Поить змею молоком — только копить в ней яд; давать советы глупцу — только злить его.

Лишь прикоснувшись, убивает слон; лишь приблизясь, — змея; даже защищая, — царь; даже улыбаясь, — злодей.

Рушатся замыслы змей и злодеев, живущих чужими пороками, — на том и держится наш мир.

Недовольство губит дважды рожденных, самодовлльство — владык, стыд губит распутниц, бесстыдство — благородных жен.

Бесполезен собачий хвост, что не прикрывает срама и неспособен отогнать комаров. Бесполезна и ученость, лишенная добродетели.

Что пользы от сына, если он невежествен и порочен? Что нам от больного глаза? — Одна лишь боль.

Ослушаться царя, не почтить жреца и лечь отдельно от жены — что убить безоружного.

Неподходящее дело, вражда с соплеменниками, состязание с сильнейшим, доверие красавице — вот четверо врат смерти.

Неподходящая речь, безголосое пение и любовь с той, что твердит: «Не надо! Не надо!» — вот три великих зла.

ОБ ИСТИНЕ И ЗАБЛУЖДЕНИИ

Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо, и огоньком — светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь.

Полны предубеждений люди: они презирают сводню, пусть она говорит разумное, и превозносят за добродетель брахмана, пусть он убил корову.

Неистинное представляется истинным, а истинное — неистинным — таково многообразие бытия. Будьте же разумны!

В каждой голове своя мысль, в каждом источнике своя вода, в каждом племени свои нравы, в каждых устах своя речь.

Жизнь одна — тел много, истина одна — заблуждений много, знание одно — ересей много. Какой мудрец разберется во всех противоречиях?

«Это лучше!» — «Нет, то лучше!», — твердят люди вопреки друг другу. Каждый чтит тот закон, который ему больше нравится.

Не всякая старая поэма хороша, не всякая новая плоха. Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

Одно и то же может представляться в трех видах: аскету — трупом, влюбленному — возлюбленной, собаке — мясом.

Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.

О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ

Не берись ни за какие дела — вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца — вот второй признак мудрости.

Когда все гибнет, мудрец сберегает половину и с этой половиной достигает своей цели.

Не станет разумный ради малого губить вели кое. Малым сберечь великое — вот истинная мудрость.

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

У кого не хватит ума поучать другого? Лишь великий разумом сам способен следовать надлежащим путем.

Безумный утешается прошедшим, скудоумный — будущим, умный — настоящим.

Не горюй о прошлом, не пекись о будущем — заботься лишь о настоящем.

Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы — порокам, сну и ссорам.

Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком.

Мудрый не горюет о потерянном, об умершем и о прошлом. Тем он и отличается от глупца.

Разум без отваги — свойство женщины; отвага без разума — свойство скотины.

Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк,— умный сохраняет спокойствие, берясь за великое дело.

Разодетый глупец блистает в собрании, но лишь до тех пор, пока не раскроет рта.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости — лишь о возлюбленной, в старости — лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.

Огонь заливают водой, от солнца укрываются зонтом, слона смиряют стрекалом, а быка или осла — дубинкой, от болезни спасаются лекарством и от яда — заклинанием. От всего есть средство — нет средства лишь от глупости.

Лишенный рассудка, сколько ни будет учиться, не поймет сути наук. Разве чувствует ложка вкус каши?

Вести беседу с дураком — что причитать в лесу, умащивать труп, сажать лотос в песок, поливать солончак, выпрямлять собачий хвост, шептать глухому, украшать слепца.

Кого боги задумали погубить, того они лишают рассудка, и все представляется ему в ложном свете.

Можно ли домогаться дружбы предательством, добродетели — обманом, благополучия — оскорблениями, знаний — бездельем, женщины — грубостью? Лишь явный глупец способен на это.

Из трех — неродившегося, умершего и глупого — лучше уж мертвый и неродившийся.

Ведь от них мало горя, глупец же мучает нас всю жизнь.

Доказывать дураку — что шелуху перемалывать, помогать низким — что писать на песке.

Как тучи затмевают солнце, так толпы глупцов, подобных скотам, покрывают мраком все достойное.

О БЛАГОРАЗУМИИ

Кто, бросив надежное, стремится к ненадежному, тот теряет надежное; ненадежное же с самого начала потеряно для него.

К умному и честному стремись, с умным и лживым будь настороже, честного и глупого жалей, лживого и глупого избегай.

Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, огня, старших и женщин: окажешься слишком близко — они погубят тебя; окажешься слишком далеко — они будут бесполезны для тебя.

Всякий, кто жив и кто богат, должен непрестанно бояться царей, воров, врагов, приближенных, зверей, птиц, нищих, времени и самого себя.

Бойся переправы через большую реку, вражды с могущественным человеком и спора с толпой.

Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном.

Не ешь один сладкого, не обдумывай один дел, не пускайся один в путешествие, не бодрствуй один среди спящих.

Не являйся с пустыми руками к любимой жене, близкому другу, младшему сыну, предсказателю и правителю.

Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку.

Не торопись в приобретении богатств, в изучении наук, при подъеме на гору, в добрых делах, в любви и во всех усилиях.

Хвали пищу, когда она переварена; женщину — когда прошла ее молодость; героя — когда он вернулся с битвы; урожай — когда он собран.

Учителей хвали в глаза, друзей и родных — за глаза, рабов и слуг — в конце дела, сыновей никогда не хвали, женщин хвали после смерти.

Остатки долга, огня и болезни способны снова возрастать — уничтожайте их до конца.

Занозу, расшатанный зуб и дурного советника надо удалять с корнем — вот условие покоя.

Могут ли быть спокойны мысли у того, чье поле — на берегу реки, чья жена сходится с другим, в чьем доме завелись змеи?

Кое-что можно открыть женам, кое-что — друзьям, кое-что — детям, — ведь все они достойны доверия. Но всего каждому открывать нельзя.

Не доверяй зверям с когтями и клыками, рекам, вооруженным людям, женщинам и царям.

На черный день береги деньги, пуще денег береги жену, пуще жены и пуще денег береги самого себя.

Друг! Не селись там, где нет четырех: заимодавца, врача, знатока вед и полноводной реки.

Завоевал ли ты весь мир, изнемог ли от бедствий — если ты голоден, ты возьмешь пригоршню риса.

Пусть тебя озолотят, не доверяй врагу и нелюбящей женщине — иначе ты погиб.

Сидя в убежище, крокодил затянет к себе и слона, но, выйдя из убежища, уступит и собаке.

Не одолеть сильному слабого, когда тот недоверчив. Но даже слабый одолеет сильного, когда тот доверчив.

Зачем понапрасну греметь, подобно осенней туче? Великий никогда не откроет врагу, что ему желанно и что нежеланно.

Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому.

О ЗНАНИИ И НЕВЕЖЕСТВЕ

Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает.

Еда, сон, страх и совокупление уподобляют людей скоту; лишь знание возвышает их. Лишенный знания— словно скотина.

Не тот достоин почета, у кого голова в седине; тот достоин почета, кто наделен знаниями, пусть он молод.

Знание оружия и знание науки — вот два знания, ведущих к приобретению. Первое в старости вызывает смех, второе всегда в почете.

По собственной вине попадают в плен попугай и скворец, цапля же не знает неволи. Молчанье — путь ко всем благам.

Возраст, состояние, щель в стене, заклинание, лекарство, позор, любовную связь, дар, оказанную тебе почесть — девять этих вещей всегда следует скрывать.

Не сравниться власти с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученого — повсюду.

Чтобы видеть мир, коровам дан нюх, брахманам — веды, царям — шпионы, простым людям — глаза.

Женщины учены от природы, мужчины — от книг.

Лишь ученому ведомо утомление ученых, не поймет бесплодная болей роженицы.

Действие не уничтожает незнания, ибо оно не противоречит ему. Лишь знание уничтожает незнание, как свет прогоняет мрак.

Легко удовлетворить невежду, легко удовлетворить просвещенного, но испорченного поверхностным знанием не удовлетворит сам творец.

Науки ведут к скромности, лишь глупец кичится ученостью. Так свет усиливает наше зрение и делает слепыми сов.

Изучить науки — не значит еще избавиться от глупости. Тот лишь истинно учен, кто способен к действию. И хорошо приготовленное лекарство не исцелит больного одним названием.

Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто лишен глаз?

Когда время действовать, то знание, сокрытое в книгах, — не знание, а деньги в чужих руках — не деньги.

Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.

Лучше выкидыш, лучше воздержание от любви, лучше мертворожденный, лучше рождение дочери, лучше бесплодие, лучше не выйти из материнского лона — все это лучше, чем невежественный сын, будь он красив, богат и наделен достоинствами.

Чье сердце не трогают ни прекрасные изречения, ни пение, ни игры юных жен, тот либо аскет, либо скотина.

Кто незнаком с поэзией, музыкой и прочими искусствами, тот словно скотина — разве что без хвоста и рогов.

Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

Кто не нажил добра, не ценил искусств, не приобрел друга, не изучил наук, не исполнил обета, не скакал на коне, не наслаждался сладким сном в объятиях возлюбленной, тот на горе пришел в мир, принеся лишь страданья матери.

Боже! Пошли мне любое наказание за грехи — я все снесу. Не обрекай меня только читать свои стихи людям, не смыслящим в поэзии.

Какая разница между скотом и скотоподобным человеком, разум которого бессилен отличить добро от зла, который глух к священным наставлениям и стремится лишь набить брюхо?

Нет преграды, равной преграде невежества.
Карма 146
Ответить
25.03.2006
О НЕВОЗМОЖНОМ

Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы.

Что невозможно, то невозможно; что возможно, то возможно. Повозка не движется по воде, корабль не плывет по суше.

Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого. Все зависящее от других несет горе, все зависящее от тебя — радость.

Нельзя вместо себя поручить другому содержать слуг, служить господину, блюсти добродетель и родить сына.

Нет добродетели у распутниц, нет постоянства у удачи, нет рассудка у дураков, нет конца у дел.

Где видано, где слыхано, чтобы ворон был чистым, игрок — правдивым, змей — терпеливым, женщина — бесстрастной, евнух — отважным, пьяный — рассудительным, а царь — дружелюбным?

Кто способен удержать разъяренного слона, распутного царя и ученого злодея?

Чего не вообразит поэт? Чего не сожрет ворона? Чего не наговорит пьяный? Чего не сделает женщина ?

Не бойся невозможного. Никому еще дважды не отрубали голову и трижды — руку.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики