Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Shtenka › Последние дни. Гас Ван Сэнт

Карма 686
Ответить
18.10.2005
В Москве вышел в прокат фильм Гаса Ван Сэнта «Последние дни», рассказывающие о последних днях жизни вымышленного музыканта по имени Блейк, очень похожего на Курта Кобейна из «Нирваны». Мне не удалось посмотреть фильм этим летом во время Московского международного кинофестиваля - была надежда, что его все равно еще покажут и выпустят на DVD, так что я отдала предпочтение и деньги за те картины, которые уж точно трудно или невозможно будет достать впоследствии (среди них оказался очень классный автобиографический фильм «Проклятие» (Tarnation) Джонатана Коуэтта, режиссера, живущего в Нью-Йорке, смонтированный из реальных фотографий и фрагментов хоум-видео. Этот фильм уже побывал на нескольких фестивалях артхаусного кино, благодаря, кстати, не кому иному, как Гасу Ван Сенту, который выступил здесь исполнительным продюсером). Я не ошиблась.

Не ошиблась я и тем сентябрьским вечером, когда взяла DVD-копию «Последних дней» (в каком-то странно-неадекватным переводе) в ижевском видеопрокате и мы отправились смотреть к друзьям. Друзья, правда, зевали и спрашивали: а в чем, собственно, прикол? Но я-то знала и ВИДЕЛА, в чем.

Его фишка - длинный план, особенно когда камера неотступно следит за персонажем (иногда даже вплоть до преследования), какие бы незначительные действия ни происходили. Ван Сент - вуайерист. И я, наверное, тоже. Мне нравится, например, на дискотеке наблюдать за танцующими людьми, особенно выбрать кого-нибудь на танцполе и наблюдать за его движениями. Еще мне нравится, выйдя из подъезда своего дома, наблюдать за игрой котят, которые живут в квартире на первом этаже в соседнем подъезде, и видеть, как они, заметив меня, пугливо прижимаются к земле и убегают в свое укрытие.

Ван Сэнту, похоже, по душе это вуайеристское свойство кино и он упивается кадром, где сюжет уступает место простой фиксации происходящего (это может быть телек, показывающий клип на MTV, идущий по коридору школьник, деревья, шумящие на ветру, убийство, подготовка к спрыгиванию с 6-метровой скалы, приготовление завтрака). Сюжет: два парня заблудились в заповеднике и пытаются в этой Долине Смерти найти тропу, ведущую к шоссе. Факт: они просто идут. И этот факт Ван Сэнт представляет в виде длинных планов (длящихся по 2-3 минуты (!)), разумеется, мастерски используя композицию и звук. Эффект реального времени притягателен для Ван Сэнта, поэтому его картины отчасти напоминают видеоарт пополам с документацией перформансов.

Ван Сэнту мало просто наблюдать за происходящим, он наблюдает за одним и тем же событием дважды, с двух разных точек зрения, вставляя фрагменты в фильм так, что получается временная петля. Он не может отвести взгляд от каких-то простых вещей, ради того, чтобы впихнуть в кадр как можно больше всего. Он длит момент, пытаясь придать такому, казалось бы, динамичному искусству как кино статичность иконы.

Его фильмы кажутся невероятно просто сделанными. «Джерри», например, вообще построен на двух актерах (Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек выступили еще и сценаристами, кстати, в «Умнице Уилле Хантинге» они тоже играют) и камере, следящей за персонажами и созерцающей беспристрастную красоту американского заповедника. И все - вам тоже хочется взять камеру и снять что-нибудь. Это кажется настолько реальным.

В «Последних днях» есть еще кое-что, от чего я разомлела уж совсем. В одном из эпизодов появляется Ким Гордон (она! собственной персоной!), гитаристка и солистка с детства любимой группы Sonic Youth, куда более изощренной и жесткой в смысле саунда, нежели вышеозначенная Nirvana. А в другом эпизоде один из персонажей ставит пластинку с песней опять-таки любимых The Velvet Underground и подпевает в унисон, подражая характерной манере Лу Рида. Сколько у меня было таких же моментов! Хотя парню из фильма это, понятно, удавалось лучше, чем мне.

Гас Ван Сэнт - режиссер, умеющий делать и добротное голливудское кино, выходящее в широкий прокат (такое, как, например, «Умница Уилл Хантинг», получивший 2 Оскара), и стопроцентный артхаус, вводящий в скуку любого почитателя гламурного Голливуда. Что это за двуличие такое? Расчетливость талантливого художника, понимающего, что можно пожертвовать частью своего времени и энергии ради высокого гонорара, позволяющего снимать фильмы для души? Что бы то ни было, последние 3 фильма Ван Сэнта («Джерри», «Слон», «Последние дни») говорят о многом, в том числе и о том, что он не скурвился на службе Фабрики грез, не утонул в лаврах и баксах. И он продолжает любить снимать кино, в отличие от тех, кто любит снимать гонорары от кино и уже привык к этому.

«Последние дни» на афиша.ру

Биография

Гас Ван Сент родился в Луисвилле, Кентукки, 24 июля 1953 г в довольно состоятельной семье. Спустя некоторое время родители Гаса переехали в Портлэнд. Несмотря на нынешнюю славу, Ван Сент до сих пор живет в этом провинциальном городе, который он неоднократно выбирал местом действия своих фильмов («Аптечный ковбой», «Мой личный штат Айдахо»). Надо заметить, этот ничем не примечательный американский городок известен теперь во всем мире именно благодаря картинам Ван Сента и романам Стивена Кинга.)

Гас рано стал проявлять интерес к кинематографу. Первые свои фильмы он начал снимать еще в двенадцатилетнем возрасте на 8-ми миллиметровую камеру. Ван Сент поступает в Род-Айлендскую школу дизайна, во время учебы продолжая снимать любительские фильмы. После окончания школы он снимает несколько короткометражных (не более 3-х минут) фильмов, бюджет которых не превышал пятидесяти доларов. Одновременно он работает звукооператором в Голливуде и делает рекламные ролики в Нью-Йорке.

Первый свой фильм Mala Noche с бюджетом 25 тысяч долларов он снимает на собственные деньги. Полулюбительская, черно-белая Mala Noche сразу обращает на себя внимание в кинематографических кругах, в 1987 году кинокритиками Лос-Анжелеса она признана лучшей картиной независимого производства. В основе фильма лежит история страсти владельца придорожной лавки в Портленде к 16 летнему мексиканцу-нелегалу, что сразу сделало Ван Сента культовым режиссером в гей-сообществе. После фильма Even Cowgirls Get the Blues снимает исключительно коммерческое кино. (информация с форума http://cinemabox.net )

Однако, достигнув успеха в Голливуде, Гас Ван Сент возвращается в независимое кино.

Фильмография

1985 Mala Noche

1989 Drugstore Cowboy («Аптечный ковбой»)

1991 My Own Private Idaho («Мой личный штат Айдахо»)

1993 Even Cowgirls Get the Blues («Даже девушки-ковбои иногда грустят»)

1995 To Die for («Умереть во имя»)

1997 Good Will Hunting («Умница Уилл Хантинг»)

1998 Psycho («Психоз»)

2000 Finding Forester («В поисках Форестера»)

2002 Gerry («Джерри»)

2003 Elephant («Слон»)

2005 Last Days («Последние дни»)
Карма 686
Ответить
18.10.2005
Просто пару дней назад опять посмотрела "Джерри", поэтому и появилась эта запись. Кстати, любителям красот природы рекомендую этот фильм.
Карма 0
Ответить
20.10.2005
фильм уже в прокате в Москве...

уже собираюсь
Карма 3
Ответить
22.10.2005
а я тока такой фильм посмотрел...чуть крышу неснесло...*Пила-игра на выживание*...сделайте все возможное чтобы его посмотреть...если конечно у вас нервы стальные...ух-аш дух подхватило...
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики