Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Тибет › Лики Тибета

Moony м
Карма 4918
Ответить
22.03.2006
Ареал северного буддизма примыкает непосредственно к границам России. Более того, он включает в себя российские республики: Бурятию, Туву, Калмыкию, район Алтая. Постоянные контакты с буддийскими странами открыли доступ в Россию и культовым памятникам. Их привозили купцы, православные миссионеры и дипломаты, они приходили в процессе естественного обмена культовыми объектами внутри региона распространения данной религии.

Искусство стран северного буддизма много раз становилось предметом специальных экспозиций в музеях всего мира. В нашей стране традиция выставок буддийского искусства восходит к 1919 г., когда в Петрограде была открыта "Первая буддийская выставка". На ней экспонировались коллекции, собранные русскими учеными и путешественниками. В последующие десятилетия памятники религиозного искусства представлялись в контексте национальных культур и сохранялись в составе музейных коллекций и экспозиций исключительно в качестве памятников искусства, этнографии, истории религии отдельных стран. По этому принципу в Государственном музее искусства народов Востока были организованы выставки "Искусство Бурятии" в 1970 г., "Искусство Монголии" в 1981 и 1984 гг., "От Бронзового стремени до Золотой богини" в 1987 г., "Искусство Непала" в 1992-1993 гг.

Недавно вниманию посетителей музея была предложена выставка "Духовный мир буддийской культуры", которая состояла из скульптурной и живописной экспозиций. Идея такого сочетания возникла не случайно. Камерность скульптурных образов дополняется монументальностью живописных свитков. Каждая из частей занимает свою пространственную нишу, создавая законченный образ буддийского ритуала.

Скульптурная часть включает свыше 100 экспонатов музейной коллекции. Ее основу составили предметы, переданные после расформирования в 1940 г. Музея народоведения, а также из собраний семьи Рерихов и русского монголоведа Алексея Позднеева. В последующие годы коллекция пополнялась произведениями, приобретенными у частных владельцев.

Металлическая скульптура из музейного собрания происходит из Тибета, Монголии, Китая, Индии и Непала - стран, где распространена северная ветвь буддийского учения. Представленные предметы являются культовыми изображениями персонажей буддийского пантеона, служившими объектами религиозного поклонения. Широкое применение небольших по размеру литых фигур - характерная черта культовой практики Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии. Великий шелковый путь, проходивший через Гималаи и Тибетское нагорье, обеспечил постоянство контактов между разными областями этого региона.

В составе музейной коллекции представлены многие школы металлической скульптуры северного буддизма, традиции литья в которых восходят к индийской традиции металлургии. С распространением буддизма в странах Азии распространялась и техника изготовления культовых предметов. Как и все, что связано с религиозной сферой, методы производства были сакрализованы, их описания входили в состав священных текстов. Наиболее распространены латунные скульптуры, затем медные, и только потом идут бронзовые.

Наибольшее распространение в этом регионе получила техника изготовления, условно называемая "техникой утраченного воска". Предварительное изображение делали из воска, обмазанного глиной. После просушки форму нагревали, вытапливая из нее воск, а в образовавшуюся полость заливали расплавленный металл. После затвердения металла форму разбивали, поэтому каждая сделанная в этой технике скульптура уникальна. Для получения полых фигур в восковой модели делали глиняную сердцевину. Как правило, такие полости служили местом хранилища священных реликвий. Многие скульптуры покрывали позолотой с помощью амальгамного или сусального золочения. Нередки случаи украшения скульптур полудрагоценными камнями - бирюзой, лазуритом, малахитом, кораллами и альмандинами.

Тибетским мастерам был чужд индийский идеал чувственной красоты, им свойственно создание более отвлеченных образов. В скульптуре Западного Тибета XV-XVIII вв. выразительность изображения достигается за счет силуэта. Пластика этой группы представляет отдельно сложившийся в Тибете стиль, независимый от прямого подражания индийским и непальским школам.

Вторая часть выставки, предлагаемой вниманию почитателей восточного искусства, была посвящена тибетской живописи из частного собрания. Она уникальна и по своему составу, и по качеству письма. Прежде всего это редкие в музейных коллекциях иконы (танки) большого и среднего горизонтального формата, которые могли использоваться как части интерьера буддийского храма.

Открывал выставку ряд танок, повествующих об истории Тибета. На них изображены правители, с которыми связывают расцвет и могущество Тибетской империи, введение и распространение буддизма. Это Сронцзангампо (617-649), Тисрондцэн (755-797) и Ралпачан (815-838). Трагические эпизоды истории Тибета воспроизводит фрагмент исторической хроники "Лхалунгпал-дордже убивает царя Лангдарму". Две танки изображают известные храмовые сооружения. На одной можно было увидеть резиденцию далай-лам - дворец в Патале, на другой - главные храмы школы гелуг. Дополняли историческую часть портреты учителей школы гелуг и списки четырех документов времен правления китайской династии Цин.

Чрезвычайно интересны иконы, принадлежащие к мало представленным в российских собраниях религиозным традициям или иллюстрирующие редкие тексты. Одна из самых примечательных частей выставки - наглядные пособия для изучения основ тибетской медицины. В частности, свод таблиц-иллюстраций к трактату "Голубой берилл" 1689 г. и четыре медицинские тантры. Под каждой таблицей и изображением размещены подписи, которые воспроизводят цитаты из разделов соответствующих текстов.

Кроме живописных танок на тканевой основе на выставке были представлены и работы, выполненные в других техниках. Представление о китайских вышитых танках дала икона "Будда Бхайшаджьягуру и будды врачевания" (наставник врачевания) с вышивкой шелковыми нитями по шелковой основе. Несколько работ выполнено в технике ручного ткачества, известного как "кэсы". При их изготовлении использовались шелковые и золотые нити.

Временные рамки коллекции определялись XVII-XX вв. Нижний временной предел собрания представлен двумя уникальными танками предсказательного характера, созданными под влиянием древней тибетской религии бон.

Тибетские буддийские иконы - танки помещали в храмах и на домашних алтарях, вкладывали внутрь мемориальных памятников и скульптур. Иконы с изображением соответствующего божества заказывали ко дню рождения, свадьбы, появления в семье ребенка. Милостивые божества на иконах должны были помочь во время болезни и в опасном путешествии. Авторство большинства произведений тибетской живописи анонимно. Заказ мог исходить как от мирянина, так и от руководства монастыря. Лама-наставник указывал, какой персонаж обширного буддийского пантеона должен быть изображен на иконе, и художник от этих указаний отступать уже не мог.

Основным материалом, использовавшимся в тибетской живописи на свитках, была ткань из хлопка, в очень редких случаях употреблялся шелк. При подготовке полотна ткань пропитывали теплым клеем и покрывали грунтом с добавлением мела и тертого ракушечника. Затем угольным штифтом наносились контуры-прориси. На них иногда обозначалась и цветовая композиция будущего произведения. В состав красок входили пигменты минерального, растительного и животного происхождения. С середины XIX в. широко использовалось золото различных оттенков: от оранжево-желтого до лимонно-белого.

На протяжении XVI-XIX вв. самыми распространенными были иконы прямоугольной, вытянутой по вертикали формы. Площадь живописных полотен могла достигать размеров от нескольких квадратных сантиметров до сотен метров.

Около трети танок имеют надписи как на лицевой, так и на оборотной сторонах. На тыльной стороне значительного числа изображений воспроизведены молитвенные формулы и отпечатки ладони правой руки, что должно указывать на совершенный обряд освящения. Другие надписи на оборотах выполнены от руки или нанесены ксилографическим способом.

Выставка такого объема и значимости в стенах музея прошла впервые. Она дала возможность познакомиться с разнообразными тенденциями в искусстве тибетской традиции и не без оснований вызвала восхищение ценителей этой культуры.

Авторы статьи про Тибет: Евгения Карлова, Наталья Сазонова

Сайт: Центр тибетской культуры и информации
Следить за важными новостями удобно на нашем телеграм-канале «Межгалактический Дирижабль». У нас также есть уютный «Межгалактический Чат».
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики