Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Путешествие по Сиккиму и Ориссе

Карма 5075
28.09.2005
В путь отправились 4 женщины, участники танцевального коллектива "Сарасвати".

7.09.98

Поезд Дели-Силигури, (40 USD/чел.) должен был отправиться в 7-00, ушел только в 15-10, поэтому прибыли в Силигури 28.09 только в 19-50. Ехать дальше бессмысленно, пришлось ночевать.

Город мерзкий и грязный. Жили в гостинице "Винаяк" за 400 Rs за номер.

29.09.98

Переезд в Калимпонг. Джип в 8:00, 50 рупий за место, приехали в 10-30.

Очень скоро дорога начала подниматься вверх, и мы поехали по крутому серпантину, все время нависая над пропастью. Вид из окна потрясающий. Горы и буйная растительность - какие-то широколиственные деревья, лианы, заросли бамбука.

Необыкновенно красивая речка Тисса. Здесь мы сделали первую остановку и наконец осмотрелись, не рискуя вывалиться из машины. И опять дорога. Она поднимается так круто, что иногда закладывает уши. Весь путь до Калимпонга занимает 2.5 часа. Удивительно красивые виды меняются с каждым поворотом. Впечатление настолько сильное, что перестаешь замечать, что едешь над самым краем пропасти. Иногда вдоль дороги попадаются маленькие поселения с типичными магазинчиками.

Калимпонг расположен на высоте 2 тыс. метров на двух холмах. Официально он относится к Западной Бенгалии, но Индию напоминает мало. Там много непальцев, Сиккимцев и Тибетцев

Остановились в "Park Hotel", номер за 1450 Rs на 4 человека. Бывший дом раджи, очаровательное место на высокой горе с потрясающим видом. Очень приятный хозяин-непалец. Во всем нам помог и угостил пивом.

Посетили дом Е.И.Рерих - Крукети. Здесь она провела последние 10 лет жизни вместе со своим сыном Юрием. Сейчас имение принадлежит Бутану. Мы нашли сторожа, и после непродолжительных уговоров и пожертвования (20 рупий) он пустил нас посмотреть дом. Сад не очень ухожен, но перед самым домом растут цветы и трава подстрижена. Имение расположено в стороне от дороги и здесь необыкновенно тихо. В доме сейчас никто не живет, но все оставлено как было при хозяевах и очень чисто.

Поднимаемся еще выше в гору, на самую вершину холма Дурпин к 1-ому в нашем путешествии Буддийскому монастырю. Подоходим к монастырю Дзон Дог Палри Фо-Бранг с первыми ударами тарелок, созывающими на службу. Монастырь очень красивый, трехэтажный. Перед входом настоятель и стайка мальчиков-монахов, как нам показалось лет 10-15. Нас пригласили во внутрь и, к нашему удивлению, разрешили снимать. Снимать внутри монастырей нам резрешали только в Калимпонге и Дарджелинге. В Сиккиме снимать внутри монастырей запрещено.

Этот монастырь был построен в середине 70-ых годов рядом со ступой, поставленной на месте кремации Е.И.Рерих. Ступа огорожена, территория перед ней ухожена, растут цветы, но практически никто уже не знает, по какому поводу была поставлена ступа.

Едем в Thongsa Gompa - тибетский монастырь, много детей, охотно с нами фотографируются. Приехали поздно, монастырь уже закрыт, но его открывают специально для нес. Здешние монахи, к сожалению, почти не знают английского, но все же нам удается кое-что выяснить о статуях и фресках. Статуи Будды во всех храмах разные. У каждой свое настроение.

Tharpa Choling в 16-30 был закрыт. Нас ждут завтра.

30.09.98

Пошли с утра в монастырь Tharpa Choling, он ремонтируется, но там есть книги и фигурки божеств, привезенные из Тибета до его захвата Китаем. Очень интересно и оригинально, очень приветливые служащие. В монастыре хранится книга пожертвований. Она довольно сильно обгорела во время пожара. Мы находим первые записи - они сделаны в 1956 г. Как раз после переезда монастыря из Тибета в Индию.

Рынок по средам - делать нечего.

В 12-30 выезд на джипе в Гангток. 3 часа, 60 рупий с человека.

Надписи на дороге

"Жизненный путь долог, и тропа неизвестна".

"Оставьте все свое прошлое за этим поворотом и устремитесь в будущее".

Приехали в Гангток в 15-00 и поселились в гостинице Soyang, которую порекомендовал хозяин отеля в Калимпонге, он же и забронировал номер. Потрясающий reception, но номер маленький, на первый взгляд ничего, но белье не чистое, по стенам ползают уховертки и кровати короткие.

В Индии все время праздники. Дурга-Пуджа 7 дней, поэтому все государственные учреждения закрыты. А завтра 01.10.98 - непальский праздник, а все водители непальцы и они не хотят никуда ехать. Поэтому возникли проблемы с организацией завтрашней поездки в Phodong. В результате завтра едем на высокогорное озеро Changu Lake, находящееся на высоте более 4000 м, а потом в монастырь Rumtek и еще надо получить разрешение на посещение Tashiding'a.

01.10.98

В 9 утра выехали на Тсомго(Changu Lake)- высокогорное озеро (ок. 4000 м) на "Марути", 12 USD с каждого, ехать 2 часа, можно только группой.

Виды просто потрясающие, водопады. Чем выше поднимались, тем ближе облака и постепенно оказываешься внутри них. Они как живые - движутся вправо-влево, вверх-вниз. То не видно ближайшего дерева, то все проясняется, неожиданно открывая сказочные картины. Очень напоминает японскую или китайскую живопись. Сосна еле проглядывает сквозь туман. Наконец, доехали (по дороге отметились на 4 погранпостах). Озеро все в облаке, и мы тоже в нем, то есть, непосредственно внутри него. Оно почти укутывается. Вода градусов 10, купаться запрещено - священное озеро. Говорят, что если посидеть на его берегу и помолиться, то можно над ним увидеть будущее. Еще когда-то из него вышел белый бык, но люди не знали, кто он и зарезали, а из него вместо крови потекло молоко. На 30-й день над озером заиграла музыка.

Вдоль озера катают на яках (20 рупий), они очень мягкие и приятные.

Ливанул дождь, мы спрятались в небольшой кафешке и весело провели время с большой семьей из Калькутты. Немножко прояснилось и озеро местами показывается очень спокойное и красивое.

Вернулись и поехали на той же машине в Румтек (350 рупий, ок. 40 минут, 24 километра).

По дороге красивый вид на город. Очень большой монастырь с потрясающими фресками, в 16-00 началась служба. Сидели на службе, очень здорово, к сожалению, мало. Внутри фотографировать нельзя.

02.10.98

В 0 пришел джип и мы поехали на север, в Phodong. Ехать 38 километров, весь джип 1500 рупий. Дорога в 3-х местах ужасная, Были обвалы в горах и дорогу снесло. Они начали прокладывать новую, но она в ужасном состоянии. В нескольких местах застревали даже грузовики, но в итоге доехали, за 2,5 часа.

Монастырь небольшой, очень тихий, для нас его открыли. Он является филиалом Румтека. На первом этаже Будды нет. Там позолоченная скульптура Камапы IX и фото XVI-го и XVII, который сейчас в Тибете, он еще мальчик. Там есть изображение Падмасамбхавы и хранятся книги, написанные им. Внешне похож на Rumtek, на 2 этаж нас не пустили, там есть Будда.

Пешком 20-25 минут вверх по тропе мы подняись в монастырь Лабранг, ему около 300 лет. Специально пришел монах, чтобы открыть его нам. Там сейчас никого нет - каникулы, но даже когда есть - всего 4-6 человек.

Этот монах смешной, с косой, больше похож на китайца. Впустил нас, а сам начал в задней комнате службу.

На 2-ом этаже скульптура Карма-Гуру, это божество, его снимать было нельзя. На 1-м этаже Будда Шакьямуни, стоящая здесь с самого начала существования монастыря. Монастырь перестраивали 3 раза. Сам монастырь показался более светлым и радостным, чем предыдущий.

Однако, там полно пиявок и Наташку укусили. Очень неприятно. Засыпали всю обувь солью. Обратный путь еще сложнее. вернулись в 15-30.

Надписи вдоль дороги:

"Работа - это молитва".

"Друг - это подарок, который ты делаешь себе сам".

В 15-30 пересели в "Марути" со вчерашним водителем. Он тибетец, очень приятный парень Гилли. Он нас повез в Институт Тибетологии, но тот был закрыт по случаю дня рождения Махатмы Ганди. Институт построен в виде монастыря. Перед входом - статуя Падмасамбхавы.

Поднялись в Чортен-монастырь. Огромный чортен, его охранник ракшас. По легенде, его мать умерла беременнной, но он не умер, съел ее мясо и выпил всю кровь, а через 21 день родился и начал куролесить во Вселенной. Его приструнили и приставили охранять чортен. Несколько лет назад из чортена начал бить фонтанчик. Это растолковали, что о ступе плохо заботятся. Внутри находятся священные книги и драгоценности. Вокруг еще 3 небольших чортена.

Есть помещение, где находится статуя Падмасамбхавы, которая сама выросла до неимоверных размеров и шапкой упирается в потолок.

Оттуда поехали в орхидариум - нет ни одной орхидеи.

В монастырь Инчи приехали вечером, внутрь уже нельзя. Вокруг ходят дети, начиная с самых маленьких, и учат тексты. Дети очень серьезные. Во дворе - статуя основателя монастыря, тантрическая школа, он мог летать.

Ganesh View Point. На горе Ганеш мандир и оттуда потрясающий вид на ночной Гангток и горы. К сожалению, аппаратура этого не берет. Горы в поздние сумерки, наполовину в облаках - это песня.

3.10.98

Надпись при въезде в Западный Сикким: "Гималаи находятся здесь, чтобы изменить Вас, а не чтобы Вы изменили Гималаи".

Выехали в Пеллинг в 8-30 на "Марути" с водителем-бенгальцем. "Марути" - это они погорячились. Дорога местами почти полностью разрушена, зато потрясающе красиво. Временами очень сильно закладывало уши. Легшип находится низко, там контрольный пост Западного Сиккима. А потом опять подъем на высоту 2100 метров. Временами ощущение, что подниматься уже больше некуда, а мы все поднимались. Ехали примерно 5 часов (1200 рупий). Пеллинг - маленькая деревня, даже без магазинов, только с маленькими лавочками. Телефон есть, но линия почти всегда не работает.

Приехали мы в пик сезона, мест в гостиницах нет. Предлагают только с общей ванной. Из одной гостинице обзвонили все приличные соседние и, слава богу, нашли 2 номера в "Кабур"е по 550 рупий +10%. Наш с Юлей номер был ниже по горе и окна выходили во двор какого-то дома. Первая ночь была сущим адом - орала коза, а в полшестого утра хозяин затеял пуджу. В 7 нас разбудили - открылись горы. Индусы орут как бандерлоги. Все высыпали на веранду. Канченджанга не видна, но хорошо виден Норсинг, а потом открылся Кабру. Заселились около 2-х, поели в фаст фуд, даже неплохо и недорого. Потом пошли в Пемьянцзе ок. 40 минут по дороге вверх до высоты 2895. Еще снизу на ступеньках у входа увидели группу монахов, провожаюших какое-то семейство. Стоял пожилой монах и 2 мальчика. Вдруг одна из уезжающих женщин бухнулась в ноги к одному из мальчиков, а он благословил ее.

Когда мы подошли, нас пригласили к этому мальчику. Лицо у него удивительное. Совсем не детское. К сожалению, мы не знали, как нужно подходить, но он благословил нас. К счастью, есть фото (надеюсь, что получилось). Потом нам объяснили, что это ринпоче - воплощение одного из лам, который жил в этом монастыре довольно давно (его дедушка) в течение 5 лет.

Монастырь принадлежит Ньингма (красные шапки) и является главным во всем Сиккиме. Там 3 этажа. На 1-м - Падмасамбхава, справа Будда, слева Авалокитешвара и еще несколько фигур. Падмасамбхава в жутком облике и еще всякие тантрические фрески на стенах. На втором этаже разные воплощения Падмасамбхавы и комната с изображением 1000 будд. На третьем этаже - огромная модель рая, состоящая из 6 миров: сверху будда, снизу люди - чтобы попасть в рай, нужно пройти через многие трудности. Сделал ее старший брат того ламы, который теперь воплотился в этого мальчика. Модель деревянная, расписная, размером во весь этаж.

Через день мы пришли в монастырь на службу ок 9 утра и сидели до 11 (перерыв). Потом настоятель монастыря (накануне мы подвезли его на джипе куда-то по дороге в Ташидинг) довольно подробно рассказал обо всем в монастыре. Потом было небольшое продолжение службы, а потом нас позвали пить их соленый чай с молоком и маслом. Мне даже понравилось.

4.10.98

С утра поехали в Ташидинг на джипе (1100 рупий). По дороге подвезли настоятеля Пемьянцзе и еще монахов. Дорога очень плохая, только для джипа. Сначала спустились до Легшипа, а потом опять поднимались - опять закладывало уши. Дорога потрясающе красивая. День очень солнечный и теплый. Ехали около 3-х часов, потом по крутой тропинке поднимались к монастырю. По дороге встретили немецкую пару. Тишина и покой потрясающие. При входе в ворота целое море флагов, а между ними пасется корова. Главная гомпа закрыта, В маленькой - ремонт. Парень расписывает потолок, но скульптуры все равно не выносят. Они просто зачехлены.

Дальше огромное огороженнное пространство, полностью занятое ступами разного возраста и размера.

Видели ли мы ступу, которая прощает все грехи, не знаю. Судя по фото у Шапаошниковой, она большая, старая и одиночная, - такую мы не видели. Нет ни одного монаха - у них выходной, Сидим на лавочке и глядим вдаль - просто классно. Вдруг кто-то приходит и открывает главную гомпу. Очень приятное ощущение от монастыря. В центре - Падмасамбхава, с каждого бока - по 4 Тары (2 желтых, белая и синяя). С 2 сторон небольшие золотые ступы.

Про 2 этаж не помню.

По слухам, где-то здесь должен быть камень с самопроступившим изображением Падмасамбхавы, мы не видели.

По тропинке направо - заваленный вход в пещеру, где он жил. И плита с его изображением. Опять пиявки. Вернулись очень усталые, но довольные.

5.10.98

С утра пошли на службу в Пемьянцзе, я уже об этом писала. На сей раз ни у кого никаких видений не было. По моим ощущениям большой барабан более глухой, чем в Румтеке и на меня как-то меньше действовал.

После обеда пошли в другую сторону - в Сангочолинг. Нам сказали, что идти также около 40 минут и дорога хорошо видна, но с какого-то момента она просто пропала. Направо уходила разрушенная дорога, а прямо вверх, в гору шла тропочка. Мы попытались идти по ней, но тут же поймали пиявку и решили идти по разрушенной дороге.

Какое-то время она еще была видна, но потом совсем пропала и пришлось ползти по еле видным тропкам, постоянно снимая с себя пиявок.

В конце концов мы пошли по траве между кустов и пиявки стали цепляться за штаны, с трудом их отцепляли. Но в итоге мы дошли до монастыря. Гомпа закрыта. Перед монастырем большой камень, а с него вид просто потрясающий. Бескрайняя даль и горы. Смотреть можно до бесконечности. Позвали монаха, который колол во дворе дрова, он открыл гомпу. Сказал, что внутри фотографировать нельзя и ушел. На первом этаже вроде Падмасамбхава, на втором - тантрическая фигура - будда с белой женщиной, дакини, или "яб-юм" на тибетском. Олицетворение женской энергии, которая используется в тантрическом пути. Приоткрыта дверь в святилище - заходить туда нельзя, но видны какие-то безумно древние фигуры из Тибета. На улице ремонтируется маленькая гомпа, там тоже стоят очень древние статуи. Сейчас в храме никого нет, но вообще там школа, примерно 20 детей и есть взрослые. Монастырь очень старый - 17 век. Мне очень понравился. Обратно спускались почти по вертикальной дорожке. Бедная Юлька упала и измазала джинсы.

Вечером пошли ужинать на крышу в турхауз и вдруг открылись горы. Сначала Кабру, потом Талунг, а потом стала полностью видна Канченджанга. Вид потрясающий. Совершенно темно, ясное небо и полная Луна, а в ее свете - снежники!

Попытались заснять - ничего не получается. На следующее утро горы тоже были хорошо видны, но стали набегать облака и сломалась камера. Снять не удалось.

6.10.98

В 8 утра выехали в Дарджилинг на "Марути" (1200 рупий). Дорога очень красивая, часть шла по чайным плантациям, видели как его собирают. Ехали около 3,5 часов. Нам сказали, что в Дарджилинге какой-то праздник и сиккимские машины плохо пропускают, поэтому машина шла по узкой, очень редко используемой дороге - всю душу вытряси.

Приехали в Дарджилинг на какую-то улицу - водитель сказал, что дальше ехать он не имеет права.

Ощущение помойки. Узкие, грязные, шумные улицы. Машин и рикш нет. Пришлось взять кули и переть пешком по очень крутым улицам вверх к отелю. Отель Old Main Bellvue - когда-то очень богатый дом. Большой и деревянный. Находится над шумной торговой улицей Mall, но в нем очень тихо. Комнаты большие. Спится прекрасно. Хозяин ужасно смешной пожилой дядечка, похожий на китайца. Комната 500 рупий.

Поселились и пошли гулять на Обсерваторную гору. Очень странное место. Там храм, посвященный Кали и Шиве (Махакале) и буддистское святилище. Куча обезьян - они здесь самое интересное. Нам всем не понравилось.

Потом пошли в Bhutia Bhasta Monastery/ Никак не могли найти дорогу. Забрели в какую-то школу. Оказалось, что пройти можно через нее. Наконец, нашли. монастырь. Внутри идут какие-то работы - это прихожане приходят помогать. Попросили рассказать, что за храм - сначала никто толком сказать не мог, потом пришел дядечка, который рассказывал о монастыре и буддизме в течение 3 часов. На стенах фрески с изображением роджения Будды и его превращении в отшельника. Многоголовый и многорукий Авалокитешвара - будда, которому не хватало сил для помощи людям.

Потом он пригласил даже нас к себе домой, показал книжку о буддизме. Его брат проводил нас домой.

7.10.98

Вышли в 5 утра, пошли на обзорную площадку смотреть восход. Солнце взошло в 5-30. До этого была совершенная тишина, а с первым лучем, как по команде, запели птицы и застрекотали цикады. Солнце поднималось удивительно быстро, и горы окрасились в розовый цвет! Отсюда Канченджанга очень большая, а Кабру меньше. В Пеллинге Кабру казался очень большим. Одно жалко: индусы жутко галдели. Потом пошли спать. Встали полдевятого, пошли затракать. Там была очень хорошая кондитерская. А обедали мы в очень маленьком ресторан Kunga - там смешные ребята-тибетцы готовят вкусные момо - почти наши пельмени.

А потом пошли гулять. Сначала в питомник по разведению красных панд. Красная панда совершенно удивительное животное. Не поймешь, на кого похожа: лиса, но сидит на дереве, немножко похож мордой на енота, но убирает когти, как кошка, а задница и движения головой - как у медведя. Они живут на деревьях, у которых подрезают длинные ветки и они не могут перелезть с дерева на дерево. Их там штук 6, самец, самка и детеныши. Двух нам показали в домике. Они фыркают м щерятся.

Потом смотрели барсов. Одна маленькая, 6 месяцев и ее мамаша - классный хвост. Всем этим занимается дядька, он еще и анималист. Купили у него по фотке панд, а потом разорились и купили по рисунку барсов и тигров (по 850 рупий).

Потом катались на воздушной дороге, сходили в зоопарк. Там опять панды, барсы и уссурийские тигры.

Потом пошли в Центр самовыживания тибетцев. Купить какие-нибудь поделки. По карте было недалеко. А на самом деле оказалось, даже очень далеко и пришлось еще карабкаться по почти вертикальной тропинке среди цветущих кустов чая. В Центре ничего интересного не было, но очень высокие цены. Зато посмотрели, как ткут.

Самое ужасное было потом - бесконечно долгий и крутой подъем в гору. Очевидно, мы поднялись на целый километр. Чуть живые, уселись на лавочку на обзорной площадке. Все в тумане, и опять загадочные деревья с японских картин.

Вечером пошли по магазинам, спустили кучу денег на сувениры.

8.10.98

С утра поехали в Тсо Чолинг. Первый этаж посвящен Майтрейе. Огромная статуя Майтрейи, можно фотографировать за деньги. Тамошний лама освятил Юльке четки. Купили плакаты с мотивами и сфотографировались с одной стороны золотой ступы.

К 2-м часам пошли в "Индийские авиалинии" и нам радостно сообщили, что наши билеты в Калькутту не подтверждены ни в эконом, ни в бизнес-класс. Дали имя менеджера аэропорта и посоветовали обратиться к нему за помощью.

Поели опять момошек и пошли по магазинам. Очень хотелось купить Будду, но все, что попадалось, было с плохим лицом, или стоило безумных денег. Нам предложили Будду из коллекции прадедушки, привезенного из Тибета - очень красивый, но за 2000 USD. В итоге я просто влюбилась в одну из статуэток, тоже из Тибета, но более новую, и купила за 80 баксов.

9.10.98

С утра (в 7-00) уехали в аэропорт в Багдогру на Марути (за 650 рупий). Ехали почти 3 часа. Когда спустились с гор, сразу стало жарко. Аэропор в-основном военный.

Менеджер появился только в 11-00 и обещал помочь. На паспортах зачем-то поставили еще штампы, причем, паспорта просто забрали и унесли, ничего не объясняя.

Проводили Юльку, которую нагрузили всем нашим теплым барахлом.

По поводу билетов сказали подойти в 14-30. Потом сказали ждать еще и подойти узнать, сколько доплатить за бизнес-класс, а там сказали, что, скорее всего, будут билеты на эконом-класс. Опять ждем. Я начинаю нервничать, потому что наши билеты отложили и дают индусам посадочные талоны по вэйтинг-листу. Что произошло потом мы вообще не поняли, но нам почему-то без доплаты дали посадочные в бизнес-класс.

Самолет взлетел на полчаса позже. Как сели, сразу начали кормить. Еле успели доесть, сразу сели. Летели 40 минут. Сразу зарегистрировались на рейс в Бхубанешвар. Светке захотелось выйти на улицу в Калькутте - жарко и влажно.

Сели в самолет и даже уже поехали, как нам сообщили, что проблемы с компьютером и надо подождать 15-20 минут. Потом еще 20. Через час нас попросили выйти. В аэропорту нас накормили. Короче, самолет они заменили и вылетели мы всего ничего через 4 часа. Прилетели в Бхубанешвар в 11-30 вечера.

Еще из Багдогры с нами летела пара белых. В Калькутте познакомились - они канадцы, из Квебека. Тоже были в Сиккиме, ехали отдыхать в Пури. В Индии уже третий раз, им очень нравится. К сожалению, в Пури с ними не встречались.

Вышли из аэропорта, сели в такси, доехали до гостиницы, которую долго выбирали по путуводителю. Приехали в 0-10

10.10.98

Комната хреновая. Дополнительной кровати нет, постелили матрас на полу. Завтра будем искать другую гостиницу.

Спали до 10-30, долго собирались. Долго ждали завтрака. Вышли на улицу - ливень. В соседнем переулке турбюро - пошли туда. Очень странный дяденька. Посоветовал гостиницу "Апсара". Поехали туда на рикше. Комнаты будут вечером, показать не могут. Район шумный и грязный. Пошли пешком искать гостиницу "Бхубанешвар". Нашли. Все хорошо, но с кондиционером комната, как у нас, а хорошие - без кондиционера. Вернулись к себе.

По дороге очень грязно, нет тротуаров, все в потоках глины. Город похож на абольшую деревню. Вернулись в отель и переехали в делюкс, всего на 50 рупий дороже, но значительно лучше.

Собрались, пока не стемнело, смотреть храмы. На рикше доехали до храма Лингарадж. Грязь сказочная, ощущение мерзейшее. Поднялись на платформу, иностранцам внутрь нельзя. С нас потребовали денег, дали 20 рупий. Храм большой. Издалека смотреть неинтересно.

Пошли к другому храму Вайтал Деул, посвященный Кали. Очень разрушен. Барельеф с убийством Махишаасуры.

Пока дошли, ощущение такое, что вымазались в грязи. Впечатление от города отвратительное. Вернулись домой и зашли в турофис при гостинице, заказали назавтра машину в национальный парк и в пещеры. Можно ездить 80 километров в течение 8 часов за 410 рупий.

11.10.98

В 8 утра поехали в национальный парк. До него 20 километров. У входа нас встретил гид. Сначала хотели отказаться, но потом согласились, и правильно сделали! (110 рупий) Зоопарк занимает огромную территорию и сами мы половину бы не увидели.

Очень классные белые тигры, чудесная птица-носорог и белые павлины. Видели совсем маленьких слонят. А носорог спрятался. Вообще, в Ориссе происходят странные вещи: от жары в зоопарке сдохли жирафы, зебра и горилла. Кактусы растут в болоте, а женский туалет в виде черепахи должен открывать премьер-министр.

Потом поехали в пещеры, которые относят к 2-1 веку до н.э. Они выдолблены в скале. Там медитировали джайнистские монахи. Они поклонялись дереву, как символу неоднократности, он встречается на скалах. Пещеры подразделялись по видам медитации: сидячая (слон), стоячая (конь), спящая (буйвол), стоя на голове (лев). У входа в пещеру иногда изображены стражники, охранники покоя, и символы медитации. Некоторые пещеры были снабжены естественной вентиляцией, водоснабжением и переговорными устройствами - отверстия с хорошей акустикой. Еще там есть баньян, которому якобы 5 тысяч лет. В него кладут камешки и загадываю желание.

Во многих местах встречаются надписи на пали.

Когда мы приехали, начался ливень, а через некоторое время вышло солнце и начало парить - ужас! Мне стало плохо. Наш гид (75 рупий) дал мне свои четки - вроде полегчало.

Некоторые монахи были с символом кобры, некоторые с символом луны. Что это значит, не знаю.

Над многими входами в пещеры изображение свастики и барельефы изображающие зачение лучей свастики:

1. Правда,

2. Мир,

3. Доброта.

4. Прощение.

Потом поехали смотреть храмы. Самый дальний Брахмешвар - окружен садиком. Народу никого. Класс.

Потом пришел вроде здешний священник и начал объяснять. Храм 9 века, в основе - лотос, потом 4 ступени, по углам - стражи 8 сторон света (всех не помню, но Вайю, Варуна, Агни, Яма, Индра и какие-то демоны). В первом ярусе находятся нагини и местами встречается лев, раздавливающий слона - символ победы индуизма над буддизмом.

Выше танцовщицы и всякие эротические сцены. Сверху - сцены из жизни нравоучительные: обучение, суд и пр.

Внутри храма огромный лингам. По бокам 4 маленбкие башни с лингамами и йони. Все завалено цветами. Храм красивый и интересны, но входить нельзя.

Потом поехали в Раджа Рани - потрясающе красивое, чистое, ухоженное место. (Вход 2 рупии, камера - 25). Храм построен из песчаника 2 цветов - красный и желтый.

Потом поехали в Муктешвар - очень приятный храм, посвященный Кали. Внутри тоже лингам, Там единственное место с резьбой на потолке, 9 богинь.

На стенах есть животные, из 9 частей других зверей. Стемнело и мы поехали домой.

12.10.98

С утра пошли искать школу танцев. Какую-то академию мы нашли радом с отелем. Класса там нет - это точно, только адмнистрация. Там нам сказали, что сегодня в Пури большой концерт, Мы быстренько собрались, договорились не платить за этот день и поехали в Пури (450 рупий).

Пришли в отель Пантоневас - ужас. Решили поискать еще чего-нибудь. В отеле Vijay Intercontinental вполне приличная комната, вид на океан, свой сад, но дороговата (900 рупий+10%+100 за дополнительную кровать). Остались. Пошли на море - огромные волны у берега, как входить, неизвестно. Прогулялись по пляжу до рыбацкой деревни. Везде индцсы, раздеться не представляется возможным. Поели в отеле - очень долго и очень невкусно. Собрались на концерт. Нигде ниаких моторикш. Светка в истерике - опаздываем. Пошли пешком. Наконец, поймали. Ехать довольно далеко. Концерт еще не начался - речи. Это какой-то слет южно-азиатских стран. Наконец, официальная часть закончилась. Увидели дядьку, который нас пригласил, пошли здороваться, но оказалось, что это не он.

Начался концерт с выступления 2-х девочек 4-5 лет. Первая очень ничего, а вторая - ужас.

Дальше танцевали взрослые девушки, из 7 нам понравилась одна. Постановка танцев потрясающе интересная.

После концерта нас представили Гуру и пригласили на завтра.

В начале 12-го еле ушли. Транспорта нет. В кромешной тьме пошли по абсолютно ненаселенной местности. Потом дошли до цивилизации и нашли скутер. Во время концерта был ливень. В первый день в Бхубанешваре - тоже. Дожди все время, наутро тоже.

13.10.98

Пошли в турагентство по поводу билетов в Мадрас. Говорят, что waiting list. Билеты только на 16-е. Пошли в наш отель - билетов нет вообще, вернулись в агентство, брать на 16-е. Там оказался хозяин - Бубу. Очень лихо ушел от вопросов о билетах и предложил тур вглубь Ориссы. И так он здорово рассказывал, что мы согласились. Правда, не на весь тур, всего на 3 дня (о чем потом очень жалели). Билеты купили в Мадрас из Брахмапура.

Идет дождь. На машине поехали в ресторан Бубу. Кусочек райского сада: без стен, все в растениях, столики под шалашными крышами, приятная музыка. Рыба-гриль.

Потом нас на машине отвезли к учителю одисси.

Опять дождь. Класса нет, учитель начал показывать что-то девчонкам. Пришла девушка, которая выступала вчера! Оказалась очень хорошенькая о хорошо танцует. Светку нарядили в костюм и всю одели. Учитель явно на нее запал... Принесли нам 2 короны. Завтра обещали еще 4. Вернулись в ресторан к Бубу и ели свежую рыбу.

14.10.98

В 9 утра поехали с водителем Бубу (400 рупий) в Конарк.

В болотах лотосы. По берегам - кактусы. Чуть не доезжая Конарка остановились у пустынного пляжа. Вода горячая. Бегают крабы. На обратном пути решили остановиться поплавать.

Приехали к храму Солнца. Очень красиво. Только все время приставали с услугами гиды. И тут пошел дождь. Спрятались под какой-то аркой. Плащи почему-то решили не одевать.

Вскоре дождь почти закончился. Вылезли и немного погуляли. И тут как ливанет! Вымокли до костей. У меня на пузе баксы, а в поясной сумке паспорта - все мокрое. Даже не знали, как сесть в машину. На обратном пути дождь кончился, и водитель остановился на берегу. Полезли купаться в одних трусах - класс. Волны очень сильные, на них здорово кататься. Главное, не стоять на мели. Приехали в Пури совершенно мокрые, помылись и пошли в ресторан к Бубу. Под конец обеда он пришел сам и сказал, что не знает, стоит ехать или нет, потому что все время дожди. Мы решили, что поедем все равно. Да, до обеда еще ездили смотреть Джаганнатха Темпл. Нужно зайти в библиотеку, там подсовывают книгу, как будто все дают по 150-300 рупий! Мы дали 20 и поехали на смотровую площадку - не впечатляет. Купили фигурки Джаганнатха, его сестры и брата.

Есть несколько легенд о Джаганнатхе - почему он так выглядит.

1-я. Когда-то Джаганат приснился царю и объястнил, из какого дерева можно сделать его изображение.Нашли подходящее дерево, то только один мастер взялся делать статую. Он сказал, что ему не нужна ни еда, ни питье, он закроется в храме на 21 день, и никто не должен входить. Через некоторое время царь забеспокоился, что в храме очень тихо и мастер мог умереть. Дверь открыли раньше времени и Джаганнатх остался недоделанным. Без рук, без ступней, бровей и век.

Другая версия. Джаганнатха - живой бог. Он даже болеет и тогда вся Орисса грустит, а иногда, в зависимости от лунного календаря, раз в 12 или 19 лет умирает - это траур. За год до этого жрецы отправляются в экспедицию в поисках подходящего дерева. Там должны быть знаки: должна жить змея, определенные птицы и т.д. Джагганатх также путешествует во вемя car festival. У него нет ног, чтобы уйти от нас, у него нет рук, чтобы наказать нас, у него нет век, чтобы закрыть глаза и не смотреть на нас.

Брат Балабхадра - одна из версий: Лакшмана был младшим братом Рамы и служил ему. Рама пообещал, что в одной из жизней он будет младшим братом Лакшманы. И Джаганнах сейчас младший брат Балабхарды и служит ему. Субхарта - по версии это Драупади, которая была сестрой Кришны и ей было обещано, что в одной из жизней она всегда будет рядом.

15.10.98

С самого утра в 7-00 выехали. Решили сначала ехать в "Гопалпур на море". По дороге остановились на Чилку-лейк. По-моему, это не озеро, а море. Берегов не видно. Подъехали мы не с той стороны, куда приезжают экскурсии из Пури, а гораздо дальше. На берегу приятный отель. Заказали крабов и поехали кататься на моторке по озеру (200 рупий). Волны, брызги - класс!

Вернулись - еда уже готова. Долго грызли крабов - вкусные. Только отъехали - опять дождь. Около 4 приехали в Гопалпур. Отель прямо на берегу, сделан в виде корабля. Раньше здесь был порт.

В номере на полу лужи. Мы живем на верхнем этаже, окна на океан. Пошли купаться. Очень сильные волны - целая зарядка. Наташка поранила ногу о выброшенный камень.

Свежая жареная рыба и пиво. Потом долгие разговоры о крийя-йоге и т.п. Очень темно. Ощущение, что глубокая ночь, но оказалось - полвосьмого. Опять еда - крабы. Светка на неизвестном языке беседует с нашим водителем. Потом все гуляли по берегу.

16.10.98

С утра поехали в Биссам Каттак. По дороге ели в какой-то забегаловке, куда зайти никогда не пришло бы в голову - ничего, вполне нормально.

Приехали и пошли в деревню, где делают горшки. Мазанки, крытые соломой, чисто. В полу - дырка - там мелят рис. Очаг тоже как-то устроен в полу. В деревне 230 человек и примерно 40 домов. Куча детей. Женщны приносят глину и очищают ее от камней. Мужчины делают горшки. В земле делается печь и горшки обжигают. Раз в неделю продают.

Девчонок покусал козленок. Уже темнеет. Поехали в другую деревню, где делают ювелирные изделия. Очень забавные фигурки для жертвоприношений. Если жрец велит кого-нибудь пожертвовать, а это невозможно, то покуупают такую поделку и жертвуют.

Купили дороже, чем это стоит, чтобы помочь людям.

Поехали ночевать в Inspection бунгало. Домик на отшибе. Спали под пологом, ужинали на улице на каком-то круглом помосте. Вместо тарелок - листья.

Бубу прочел целую лекцию о племени Дунгрия. Всех племен в Ориссе больше 60. Основных 6. Дунгрия живут в горах (кстати, не ожидала, что в Ориссе есть горы). Женщины носят только белую одежду с тонкой цветной каймой. Мужчины, как мы потом увидели, очень интересной наружности. Похожи на латиноамериканцев. Женщины и мужчины у них равны (таскают бедные на головах жуткие тяжести и при этом ходят босиком по камням в горах).

Забавные свадебные обычаи. Мужчины из одной деревни приходят в другую. Там устраивают танцы, во время которых юноши и девушки выбирают друг друга. Если одна девушка понравилась сразу нескольким, то она выбирает сама и дарит ему красивую самодельную шаль. Потом она с ним спит, и, если они решают жить вместе, то он идет к ее родителям и сватается. Отец назначает калым в связи с потерей работника. Если юноша не может заплатить, то он должен работать полтора года в доме невесты. Девушка может уйти от мужа, но тогда отец должен вернуть калым вдвойне.

Чаще всего девушку вначале увозят насильно, даже если она согласна, но родня не хочет ее отдавать. Они живут несколько дней вместе, а потом жених идет к отцу. Если отец сам находит жениха, а девушка хочет другого, то это можно, но калым будет больше, чтобы заплатить отступного.

Пили пиво.

17.10.98

Ночью шел дождь, поэтому решили не ходить в дальнюю деревню - с нашими босоножками это вряд ли возможно. Пошли в ближнюю деревню дунгриев. Фотоаппарат убрали в рюкзак - дунгрии не любят фотографироваться. Первый, кого мы увидели, был мужичок на вершине пальмы. Особый вид пальмы - дает сок, содержащий алкоголь, они его собирают. Потом встретили женщин, которые тащили тяжеленные корзины на головах. Волосы гладко уложены, концы подогнуты. Все в заколочках. В ушах и носах куча сережек.

Потом - мужчины, одеты в набедренные повязки, волосы вьющиеся, очень интересный тип лица, совсем не индийский. в волосы заткнута расческа.

Пришли в деревню. Там днем мало народу, все на работе. В основном, выращивают фрукты, иногда овощи. Очень обижаются, если слышат, что нехорошо сводить лес. В деревне чисто.

Бубу дал печенье кому-то из взрослых. Дети собрались, но не дерутся, а очень спокойно ждут своей очереди, разглядывают нас. Девочки чуть постарше уже в "сари" белого цвета, завязанном на шее. Мальчики белых набедренных повязках. На шее иногда металлические обручи. Ходят козы, маленький кабанчик - их держат, пока маленькие.

К нам подходит девочка и начинает что-то клянчить. Она из соседней деревни, там живут не дунгрия, а неприкасаемые. Им здесь живется очень хорошо, они дешево покупают продукцию дунгриев и дешево в городе покупают то, что нужно дунгриям. В результате имеют двойную прибыль. Кроме того, из-за калымной системы многие у них в долгу. Но говорят, что в трудные годы они помогают дунгриям. Дунгрии вполне обеспеченные, но денег у них нет. Раз в неделю они ходят на рынок продавать свой товар, и сразу на всю выручку покупают то, что им нужно. Не смотря на тесное соседство с городом, они живут своей совершенно обособленной жизнью.

Уходим из деревни и идем еще дальше в другую.

Пробираемся через какие-то заросли, тропинка идет среди какой-то бурной растительностию Спрашиваем про змей - Бубу их никогда не видел. Вслед нам звука барабана. Передают информацию.

Во всех возможных местах подхода к деревне - жертвенники. Раньше приносились даже человеческие жертвы. Англичане это запретили. Сейчас только животных, чтобы в деревню не проник злой дух. Бубу сказал, что поклоняются в основном, матери-земле. Вообще одушевляют всю природу, у каждой горы есть имя.

Проходим через деревню неприкасаемых. Значительно грязнее, возвращаемся. Путь назад легче. Туда полпути босиком по каким-то речкам.

Возвращаемся в бунгало и едим очень вкусный фрукт "а-то", похож на ежика. Сладко.

Едем обедать в столовую местного госпиталя. Это немецкая миссия. Госпиталь очень богатый.

Потом 4 часа едем в Тактопани, там горячий источник, он считается священным. Устроены купальни для мужчин и женщин. Говорят, помогает, если проблемы с кожей или беременностью. Из этого источника по трубе вода поступает в бассейн двух VIP-номеров отеля "Пантоневас". Туда иногда приезжают индийские государственные чиновники. Нас поселили в таком номере и наполнили бассейн. Вокруг сказочная территория, очень красиво. В воде плавают водоросли, немного неприятно, но все равно решили залезть. Хорошо, тепло, вода проточная!

Потом ужинали, и Бубу рассказал еще одну из историй своей жизни, подходящую только для сюжета индийского кино.

18.10.98

В 5 утра выехали в Брахмапур, чтобы оттуда ехать в Мадрас. Приехали вовремя! Поезд отложили до 10, поехали в Гопалпур, там встретели 4 голландцев, которые тоже едут в этот тур. Устроили совместный завтрак, потом голландцы уехали, а мы собрались и пошли купаться. Волны вроде небольшие, но потрясающей силы. За 10 минут устали, как после часа класса, аж ноги дрожат и задыхаемся!

Выяснилось, что поезд уйдет примерно в 12 часов. Решили пойти на 10 часов в кино. Это воскресенте и народу куча, все билеты проданы до следующего месяца, не попали. Потом пошли покупать девчонкам кассеты и увидели приготовление к какой-то пудже. Мальчишки в масках и костюмах, с гунгру на ногах. Остались смотреть.

Около 12 приехали на вокзал, поезд пошел только около часа. Как сказал проводник в Силигури: поезд опаздывает, когда приедет, тогда и приедет.

Трогательное прощание, чуть не со слезами на глазах. И поехали....

Автор рассказа о путешествии в Индию: Евгения Т.

Время путешествия: сентябрь-октябрь 1998 года
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое на Форуме