Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Население и общество › Жители Кашмира продолжают верить в возможность единства своей родины

Noka  ж
Карма 178
17.08.2007
ИСЛАМАБАД, 17 авг - РИА Новости.

Ярко-голубая шумная горная река Нилам втекает в плавный коричневый Джелам, и некоторое время две широкие водные струи, прозрачно-голубая и мутно-коричневая, быстрая и медленная, текут не смешиваясь, деля единое речное русло на две разноцветные части.

На холме над речным слиянием стоит город Музаффарабад, а еще выше над ним - живописные горы и ярко-зеленые гималайские сосны. Неудивительно, что именно Кашмир в свое время облюбовали британские колонизаторы для летнего отдыха, и не только из-за прохлады, которая помогала спасаться от жары, но еще и потому, что здесь просто очень красиво.

Однако Кашмир давно перестал быть популярным курортом. Древнее горное княжество теперь - символ противостояния Индии и Пакистана, главная проблема в их двусторонних отношениях. Вот уже 60 лет Кашмир расколот на две части между соседними государствами, расколот кое-как, без границы. Индию и Пакистан разделяет так называемая Линия контроля, на которой военные пристально следят друг за другом через полевые бинокли.

У каждой части некогда единого княжества своя столица: в Индии это Сринагар - главный город штата Джамму и Кашмир. На территории, подконтрольной Пакистану, все эти годы существует Азад Кашмир (Свободный Кашмир) - не признанное миром квазигосударство с центром в Музаффарабаде.

Столица Азад Кашмира напоминает большую стройплощадку: Музаффарабад был серьезно разрушен в октябре 2005 года, когда поблизости от города оказался эпицентр мощного землетрясения, в котором погибли более 80 тысяч человек..

Два года спустя город уже не похож на вытянувшуюся вдоль рек груду развалин, хотя восстановительные работы будут продолжаться здесь, очевидно, еще долго. Но в эти дни все забыли о стихийном бедствии, улицы украшены флагами и праздничными транспарантами: Пакистан отмечает 60 лет своей независимости. Для Музаффарабада это не только праздник освобождения от колониального господства, но еще и 60-летие так называемой кашмирской проблемы.

"Конечно, для нас август - это празднование свободы. Но также и символ несбывшихся надежд. Ведь Кашмир так и остается разделенным, и никаких реальных шагов к объединению нашей родины так и не происходит", - говорит РИА Новости известный политический обозреватель Вахид Чирагх (Waheed Chiragh).

В Британской Индии Кашмир считался одной из самых спокойных территорий, где не было межрелигиозной вражды. В княжестве мирно жили мусульмане, составлявшие более 70% населения, индусы и большая община буддистов. Лидер индийского национально-освободительного движения Махатма Ганди в свое время даже ставил кашмирцев в пример: мол, именно так, дружно и мирно, должны жить люди в Индии, которая тогда боролась за независимость. Тогда никто и подумать не мог, что это княжество станет причиной вооруженных конфликтов.

Жители Азад Кашмира считают себя заложниками нечистой политической игры. В августе 1947 года Британская Индия получила независимость, и последний британский вице-король Индии лорд Маунтбэттен принял решение разделить страну на два независимых государства - Индию с индуистским большинством и Пакистан - с мусульманским. Махараджа Кашмира индус Хари Сингх сначала пытался добиться полной независимости, но когда в Кашмире вспыхнуло восстание против его авторитарного правления, махараджа испугался и попросился в Индию. Это вызвало недовольство исламского большинства. Затем в спор вступили индийская армия с одной стороны и вооруженные отряды пакистанских пуштунов с другой.

Не прошло и нескольких недель после обретения независимости, как между Индией и Пакистаном вспыхнула первая война из-за Кашмира. Вскоре ООН приняла решение провести на спорной территории референдум - к какой из стран кашмирцы хотят присоединиться. Но от референдума Дели отказался, заявив, что вопрос о принадлежности княжества уже решен махараджей Сингхом. С тех пор две соседние страны воевали еще дважды, а Линия разделения в Кашмире, которую 60 лет назад считали временной, обросла постоянными дотами, минными полями, колючей проволокой.

Лишь в последние три года между Нью-Дели и Исламабадом начал более-менее активно развиваться диалог о нормализации двусторонних отношений.

Однако Чирагх полагает, что для самих кашмирцев этот диалог не принес никаких результатов: "проблема остается на том же месте, где и была 60 лет назад - оба государства остаются в целом на своих позициях".

О том, что до разрешения спора еще далеко, понимаешь на самой Линии контроля. К одному из ее участков можно попасть по шоссе, которое идет из Музаффарабада вдоль реки Джелам - пожалуй, лишь воды этой реки могут беспрепятственно попадать из одной части спорного княжества в другую.

По этому шоссе через пограничный пост Чакоти в апреле 2005 года начал ходить первый автобус, связавший две части Кашмира. Впрочем, автобус из Музаффарабада получил право доезжать лишь до блокпоста, здесь пассажиры должны пешком переходить через мост над оврагом, а на другой стороне должен ждать автобус до Сринагара. Но хотя бы так жители княжества получили возможность после нескольких десятилетий съездить друг к другу в гости.

Территорию близ Линии разделения контролируют военные, без специального разрешения сюда не попасть. Территория вокруг Чакоти - это настоящий укрепрайон с дотами, блиндажами, наблюдательными постами. Здесь расквартированы подразделения элитных горно-альпийских частей.

На склоне горы, расположенной напротив, можно разглядеть подобные укрепления индийской армии. Через весь Кашмир проходит эта линия, на которой офицеры двух стран постоянно наблюдают друг за другом. На линии контроля как нигде чувствуется напряженность между двумя частями некогда единой страны - война здесь не исчезла, она просто дремлет.

"Напряженность все же постепенно снижается - стороны начали договариваться. Мы приветствуем и поддерживаем диалог, который ведут Пакистан и Индия", - объясняет РИА Новости представитель Законодательной Ассамблеи Азад Кашмира, один из руководителей правящей в Азад Кашмире партии Мусульманская Конференция Риаз Мехмуд (Riaz Mehmood).

"Однако мы полагаем, что кашмирцы должны принять участие в этом диалоге как самостоятельная сторона", - добавляет он.

По мнению многих в Музаффарабаде, обсуждать судьбу разделенной территории должны не только политики из Исламабада и Нью-Дели, но и представители кашмирских партий и движений.

"Индия должна продемонстрировать гибкость в подходе к кашмирскому вопросу, как призывает пакистанский президент Первез Мушарраф. Если стороны будут готовы к компромиссам, то появится надежда, что проблема будет, наконец, решена", - полагает Мехмуд.

Он благодарен Пакистану, без поддержки которого Азад Кашмир вряд ли появился бы: "Кашмирцы с энтузиазмом празднуют 14 августа - День независимости Пакистана, у нас торжества продолжаются до 30 августа, ведь этот день и наш праздник".

Есть в Азад Кашмире и те, кто считает, что вопрос спорного княжества может решить только полная независимость. "Если Кашмир станет независимым, то отпадет причина противостояния между Исламабадом и Дели", - сказал РИА Новости один из местных жителей Аманулла.

Он уверен, что присоединение к любому из государств не решит вопроса: если Кашмир отойдет Индии, с этим не смирится мусульманское большинство, если к Пакистану - недовольно будет индусское меньшинство. Единственный выход - отделиться от обоих государств.

По мнению Амануллы, пока судьбу княжества решают не в самом Кашмире, а в Пакистане и Индии, никаких перемен к лучшему ждать не стоит.

Споры о том, как можно объединить Кашмир, не утихают на улицах Музаффарабада в эти юбилейные дни. Но, несмотря на различие в политических взглядах, всех кашмирцев объединяет одно: надежда, что их страна когда-либо вновь будет единой.

По дороге из города нам попалась сельская школа - дети писали, сидя прямо на школьном дворе, положив на колени грифельные доски. Как выяснилось, задание, которое дал им учитель - написать образец короткого письма.

"Я пишу своей родственнице, которая живет там, в том Кашмире", - говорит девочка Зохра, кутаясь в вышитую кашмирскую шаль.

Зохра никогда не видела своей родственница из индийского Сринагара. Но она знает, что там у нее есть троюродная сестра-ровесница и надеется, что та, может быть, тоже пишет ей письма на уроках.

www.rian.ru
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики