Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › Дневник путешественника. Продолжение. Радха Кунда.

EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
28.03.

С 8 утра сижу на крыше. Пишу. Вчера купил молока 0,5 литра, содрали 30 рупий, это стоимость литра молока. Обдирают меня как хотят. С другой стороны , наверное, справедливо: старухам не подаю. Пусть за меня торговцы подают. Пытаюсь вспомнить одного писателя-австрийца. Мне нравится стиль его изложения. У мамы были подписные издания. При советской власти книги были большим дефицитом, хотя Советская Россия считалась самой читающей страной. Классиков всех времен и народов печатали ограниченным тиражом, зато политическую литературу - в огромных количествах. Этого писателя я читал, будучи школьником старших классов. Он очень красиво излагает свои мысли и, главное, оригинально. Мне нравились его новеллы из серии "Звездные часы человечества". Он брал какой-либо факт из истории, препарировал его, интерпретировал его со своей точки зрения. Иногда он полностью переворачивал своей интерпретацией идею события с ног на голову.

В то время, помнится, это был 10 класс, я тренировал свою память и читал вслух произведения этого автора. Я усвоил стиль изложения автора и пересказывая друзьям его роман "Жозеф Фуше", видел их неподдельное восхищение. Давно это было. Автор после аншлюса Австрии уехал с женой в Латинскую Америку. Кажется, в Аргентину. Вроде, он был коммунистом, а может сочувствующим. В 1942 году, когда немцы прорвались к Сталинграду, он вместе с женой покончил жизнь самоубийством. Волевой и решительный человек. И жена его вызывает восхищение - верная подруга, последовала вслед за мужем. Таких уже, наверное, нет. Он не верил, что после такого прорыва немцев Красная Армия выстоит и победит.

Из русских писателей мне нравится Паустовский - тоже красиво излагает мысли. Мне нравится красивое жонглирование словами. Это талант. У меня его нет. Я просто строчу в тетрадку. А имя этого австрийца-писателя - Стефан Цвейг.

Умиротворяющая обстановка Радха Кунды действует расслабляюще. А мне хочется, чтобы в голову влетела шальная мысль и я рванул бы навстречу новым приключениям. Но такая мысль почему-то не приходит и не прилетает. На душе у меня пасмурно. С крыши посматривал во двор: не начал ли ягью Махарадж?

В 9.30 спустился. Махарадж проводит ягью утром, но нет строго определенного времени, как это придерживаются обычно в наших храмах. Посмотрел на дверь храма Махараджа. Дверь закрыта. Перед дверью стоят чьи-то шлепанцы. Рядом старший сын Махараджа. Решил, что шлепанцы его. Через некоторое время вижу: дверь открыта, на крыльце две пары шлепанцев. Прошел мимо, в помещении темно, горит очаг, на месте Махараджа сидит его жена, рядом - старший сын. Думал - идут приготовления. Но огонь горит. Значит, ягья идет. Вошел, поклонился. Уже бросают листья в очаг, но тилаки на лбу у жены и сына нет. Сел к очагу. Жена Махараджа протянула мне четырехугольное блюдце с сухим навозом для ягьи. Пришел Алока.

Закончилась ягья. Как я должен кланяться жене Махараджа? Выручил Алока. Он подошел к матери, она оторвала банан и дала ему с напутствиями. Он подошел ко мне и передал банан и цветок. Взял кувшин с водой, вышел из помещения. Поднял лоту над головой. Алока выше меня почти на голову, а когда поднял лоту, я еле дотягивался до нее кончиками пальцев. Он вылил воду и объяснил мне значение ритуала по-английски. Я мало что понял. Я очистил банан, отнес бодливой корове, которая все дни напролет стоит привязанная цепью к стене гошалы. Я уже дня три кормлю ее банановой кожурой. Она не выказывает ко мне никакой враждебности. Съел банан. Увидел Алоку, стоящего на крыльце. Спросил его, есть ли в Говардхане Интернет? Он сказал, что его компьютер всегда к моим услугам. Я спросил: можно сейчас воспользоваться? Он попросил подождать, посидеть в кресле. Матаджи с маленьким ребенком, бывшая здесь, объяснила, что Махарадж консультирует ее подругу.

Через несколько минут Алока принес ноутбук, поставил на столик и предложил мне поработать. На экране уже была отражена страница mail.ru . Оставалось ввести пароль. Ввел. Открылся почтовый ящик. 2 письма от Людмилы. Пытаюсь прочитать. Ноутбук долго жует, потом рассказывает, что что-то случилось. Снова пытаюсь загрузить. Снова долгое жевание. Решил попробовать отправить сообщение, так как чувствую, что прочитать не смогу. Но он все-таки открыл письмо. Людмила пишет, что Дамодар изменить дату вылета не смог, так как требовался билет и мое личное присутствие. Людмила требует назвать даты вылета. Мне это действует на нервы. Если сообщу дату вылета, обязательно что-то произойдет, что сорвет мой вылет. Обойдетесь. Сам улетел, сам прилечу. Если прилечу.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
Приехал Канджалочана с сестрой и матерью. Они приезжали вчера, вошли в храмовую комнату во время ягьи. Махарадж пригласил его пройти к очагу. Я оглянулся. Увидев меня, Канджалочана радостно поприветствовал меня, я ответил ему на приветствие. А я сначала никак не мог вспомнить, где мы с ним встречались. И наконец в памяти всплыло: Пури, пляж, он с матерью и сестрой и потом несколько раз в столовой ИСККОНа. А не подбить ли его на Гималаи?

Он приехал к Махараджу за астрологическими прогнозами. Вчера он сделал гороскопы на детей. Сегодня на какую-то матаджи. Приехал из Вриндавана. Оплатил дорогу туда и обратно - 500 рупий. Рикша будет ждать его. 250 рупий в один конец - совсем неплохо.

Собрались пойти к Радха Кунде. Я с ними. Впереди парень в зеленом, европеец. За ним движется толпа старух. Наверное, сделал пожертвование одной из них. Остальные ринулись за своей долей. Старухи возвращаются на свое место. Проходим мимо них, затем мимо спуска к Радха Кунде. Выходим в переулок. Начинают прицениваться к кантхималам. Им нужен кантхимал из деревянных лепестков, на которых написана Харе Кришна мантра. Есть Харе Рама, есть Радхе Радхе. Стоят такие 300 рупий. Искомой мантры нет. Я отошел в сторону. Канджалочана куда-то звонит, наверное в Москву. Уточняет. Процесс покупки длится долго.

Наконец что-то куплено. Возвращаемся. Полный обход Радха Кунды не делаем. Идем на перешеек между Радха и Шьяма кундами. Делаем поклоны и подношения Радха Кунде, затем Шьяма Кунде. Девчонка предлагает цилиндрики глины. Говорю: у меня есть. Она в ответ - это презент и бросает в отверстие моего мешочка. Выходим. Проходим мимо спуска, где добрая старуха дала мне блюдце для подношения. Среди прочих - молодая девушка, которая перевела мне, наверное внучка старухи.

Приветствуем друг друга: Харибол, Радхе Радхе. I love you - говорит она. Гм-м, симпатичная девушка. Вот так апсары соблазняют йогов, риши, садху и всех прочих, сбивая их с пути истинного. Зачем аскезы, отречение, регулирующие принципы, когда счастье вот оно: можно подержать в руках. Возьми в руки и будешь счастлив, а заодно получишь кучу проблем. Н-да. Что-то желание пропало брать в руки.

Возвращаемся домой. Женщины садятся на веранде, Канджалочана куда-то исчез. Я ухожу в свою келью прилечь. Когда проснулся, их уже не было. Стал собираться чтобы купить картошки или рис или того и другого. Знатный получится супчик - картофельный с рисом. Меня снова обсчитают. Гималаи для меня накрылись. Вспомнил, что у меня есть еще гречка. Насыпал в железную коническую миску, налил воды, посолил. Поставил на газовую горелку. Газ обязательно скоро кончится. Надо будет что-то придумать. Перейду на молочную диету - что-то там белое вкусное продают в лавке. Наверное, запеканка, как в Пури. Когда кончится газ, обязательно возьму.

Когда подходили к дому, Канджалочана дал по 10 рупий своим женщинам, сказал, чтоб отдали ближайшим старухам. Сам облагодетельствовал еще штук шесть. Жаль, не видят его остальные старухи.

Переупаковал вещи: нашел телефон и зарядку к нему. Положил так, чтобы можно было быстро извлечь из чемодана.

Поднялся на крышу - мои Гималаи: пустырь, играющие мальчишки, розовый храм вдалеке, деревья, поля, ЛЭП, пересекающая мою линию обзора справа налево и скрывающаяся за горизонтом. А вот и свиньи с поросятами.

Я притащил на крышу стул. Первый раз сиденье было испачкано дождем и пылью. Теперь, уходя, стал переворачивать стул вниз сиденьем. Сейчас обнаружил: стул лежит на боку, сиденье испачкано. Обезьяна старалась. Где она, интересно, взяла грязь? Не иначе как мстит мне.

У меня на днях произошел инцидент с обезьяной. Обезьяны прыгают с крыши дома на деревья, растущие в саду Махараджа. Собаки начинают лаять на них, окружив дерево и подпрыгивая. Обезьяны их не боятся, сидят на ветках и рассматривают собак. Иногда начинают трясти дерево.

Я, увидев обезьяну на дереве, громко хлопнул в ладоши. Обезьяна вздрогнула, но потом перебралась поближе ко мне и, глядя мне в глаза, стала скалить зубы. Зубы у нее как у заядлого курильщика, желтые, не чистит, наверное. Я снова хлопнул, обезьяна смотрит и скалит зубы. Я сказал, что пойду и возьму палку. Сделал шаг вглубь веранды. Обезьяна мигом исчезла. И вот теперь испачканный стул. На всякий случай притащил метровую алюминевую трубу. Вдруг обезьяна захочет высказать мне лично все, что она думает обо мне. Ну у меня тоже будет аргумент для нее.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
29.03.

Пока не забыл: картофель 1,5 кг - 20, помидоры 0,5 + перец 0,2 - 15, Огурцы 1,5 -35, хлеб - 20. Итого: 90. Отоварился на 4 дня. Сейчас вымою все с мылом, сделаю салат и будет мировой закусон.

Сны снились с какими-то обидами. Не прибранная, грязная комната, я высказываю неудовольствие своей матери. Потом как-будто огромная комната с заплесневелыми стенами и потолком. Я объясняю какой-то девушке, что я выровнял стены, но не могу найти ни одной гладкой поверхности, все стены с выбоинами, вмятинами, в которых растет плесень. Потолок прогнил, сквозь щели видно небо. Буду перекрывать потолок. Потом какая-то палата в больнице. Приходит медсестра, проводит физзарядку, но такую нежную и слабенькую, что я не выдерживаю и отжимаюсь на кулаках от пола 20 раз. Медсестра в восторге. Затем я где-то работаю, снова электронные машины и какие-то проекты. Потом лекции, которые я пропустил и не могу наверстать. Что-то я снова не сделал, что должен был. Сати говорит, что здесь никто ничего никому не должен. А в своих снах я постоянно что-то не успеваю сделать и безнадежно отстаю от всех.

Помнится, в детстве меня преследовали кошмарные сны - я все время куда-то падаю. Я боялся заснуть ночью, зная, что меня понесет куда-нибудь вверх по лестнице, вертикально стоящей у стены дома. Но добравшись до самого верха, я не смогу перебраться с лестницы на крышу и лестница начнет отклоняться. Верхний край начнет отходить от стены и далее я начинаю падать вместе с лестницей, держась за последнюю, самую верхнюю, перекладину. Или я лезу на какую-то гору, перебираясь с камня на камень. Гора отвесная, вертикальная и, добравшись до самой вершины, я снова не успеваю влезть на вершину и, сорвавшись, лечу в бездну. Или наоборот, я спускаюсь с горы и снова лечу вниз, поскользнувшись на камне.

И все время меня куда-то носит, почему-то в ночное время я должен идти из одного места в другое. На пути гора и я должен лезть на нее, а через некоторое время я возвращаюсь и должен спускаться с нее с хорошо известным результатом.

Уже во сне меня донимала мысль: чего и куда меня носит, почему мне не сидится дома. Сидел бы дома и не было бы никаких проблем.

Хорошо помню один сон и свои ощущения в нем: я прыгаю с пирса на корабль, но ноги соскальзывают с края палубы и я, поскользнувшись, падаю в воду навзничь в узкое пространство между кораблем и пирсом. Вода смыкается надо мной, ужас охватывает меня: сейчас я захлебнусь. Я в отчаянии раскрываю рот и втягиваю в себя воду. Во сне я понимаю, что в легкие поступает воздух, я дышу им и не могу надышаться.

Все эти кошмарные падения продолжались у меня до пятого класса. В 5 классе осенью вся школа отправилась в какой-то колхоз на картошку. Нас привезли в автобусе, выгрузили. Нужно было перебраться через речушку на другую сторону. Берег, на котором мы находились, был высоким. Ну очень высоким. По узкой тропинке ученики спускались по обрывистому берегу, помогая друг другу. Высота берега была в несколько наших ростов. Может быть, метра 4? Хотя мне казалось, что было гораздо выше.

Я посмотрел сверху на этот муравейник, на цепочку учеников, медленно движущуюся по отвесному берегу и у меня засвербело внутри: а что, если прыгнуть? Внизу речка и галечная коса. Я стоял у края обрыва и пытался определить: перепрыгну речку или нет? Взял лопату, с которой приехал и размахнувшись, бросил ее через речку. Она благополучно перелетела и шмякнулась на гальку. Теперь дело было за мной. Я отошел на несколько шагов и, разбежавшись, прыгнул. Помню ощущение полета, когда кажется, душа отделяется от тела и летит вслед за телом. Но вот тело приземляется на гальку, душа соединяется с телом и я благополучно оказываюсь на противоположном берегу. Я чувствую себя героем. Мне кажется, все взоры устремлены на меня. Никто из всей школы не прыгнул, а я прыгнул. Я преодолел себя. Хотя я и не помню, что бы я что-то преодолевал: я не принимал решения прыгать, я просто понял, что я сейчас прыгну. Я был как в гипнотическом сне, я собой не управлял, я не думал о последствиях.

Вот после этого прыжка мои ночные падения прекратились навсегда.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
Помню еще одну попытку прыжка, которая закончилась бы для меня очень плачевно. Это было после четвертого класса, то есть в тот же период времени, в конце августа. Мы, я и мои брат и сестра вернулись после каникул на Сахалин. Родители отправляли нас на лето в Приморье к дедушке с бабушкой, которые жили в Сучане. Половину времени мы проводили в Сучане, другую половину в Находке у тети Оли (маминой сестры) и дяди Андрея (ее мужа).

Итак я дома. Наша квартира №6 на втором этаже двухэтажного дома из бруса. Мои родители куда-то ушли, закрыв меня, спящего, на ключ. Ко мне пришел мой лучший друг Виктор Главацкий, с которым я не виделся целое лето. Наша радостная встреча омрачается тем, что я не могу открыть ему дверь. Мы переговариваемся через дверь. Я прошу его выйти на улицу под наши окна. Мне приходит в голову сумасшедшая мысль выпрыгнуть из окна. Я высовываюсь из форточки на половину и прошу его посмотреть, мягкая ли земля под окном. Желание встретиться с другом настолько велико, что чувство опасности и благоразумия исчезают. Я буду прыгать из форточки вниз головой со второго этажа. Он говорит, что земля мягкая и пытается отговорить меня от прыжка. Но решение принято. Я выползаю из форточки и тут он говорит, что идут мои родители. Я поднимаю голову и вижу подходящих к дому отца и мать. Я заползаю обратно в квартиру. Щелкает замок и мы с Виктором радостно болтаем обо всем на свете.

Утром вышел на базар. Купил помидоры и зеленый перец. Добрый человек выдал мне сдачу в 85 рупий, чем удивил и порадовал меня. У меня теперь есть монеты и я запомню его. В следующий раз буду покупать только у него. Далее картофель 1,5 кг и всего за 20. Тоже радует. Помниться, один торговец за 0,5 кг слупил с меня 20 рупий. Кажется, все купил. Спустился к Радха Кунде, сделал подношение водой. Прочитал 2 круга. Дома вокруг Радха Кунды какие-то унылые, невзрачные. Особенно один серый, с черными пятнами как после пожара. Как-нибудь куплю краски и покрашу его в веселый цвет. Одной банки не хватит. Нужно купит банок 10. И вообще все дома выкрасить разной краской. Чтоб радовали глаз. В передаче "Орел и решка" показываю какой-то город (Йоганесбург?), в котором был трущобный район. Жители этого района решили покрасить свои дома в разные цвета. И район сразу обрел жизнерадостный вид. Туда сразу потянулись туристы на радость всем. Хорошо бы и на Радха Кунде проделать то же самое.

Я жду, когда начнется ягья. Кстати, ягья (жертвоприношение), йог, Йегова - однокоренные слова. Сюда же можно отнести и Бабу –ягу (Баба-йог). Слово "жертвоприношение" мне кажется не совсем точное слово. При слове "жертвоприношение" возникают ассоциации с кровавыми жертвоприношениями, которые, кстати, хорошо описаны в Библии. Жена как-то читала эти описания и ужасалась, как там все подробно описано. "Ягья" - это подношение в огонь масла, листьев (трилистиков), цветов, воды и плода, у которого вырезается треугольное отверстие, в которое засыпается сухой навоз и заливается масло. Плод перевязывается ниткой три раза, оставляется хвост нитки сантиметров в 30, за который этот плод опускается в огонь. Йог - это человек, жертвующий своми чувствами и удовольствиями ради слияния с Богом, обретения сознания Бога и мистических сил. Ну а Йегова - этот Тот, Кому приносятся все эти жертвы и подношения, т.е. Хозяин и Владелец жертвоприношений.

17.47. Я на своих "Гималаях", вернулся со своего "Ришикеша".
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
После ягьи, в которой участвовали трое, Махарадж, его жена и я, я сотворил салат из трех помидоров и одного здоровенного огурца и подкрепился этим салатом перед дальней дорогой. Я иду на Кусум Саровар. Я обещал ему. Сначала решил сходить на пустырь и вырезать себе палку - данду. Благополучно добрался до границы пустыря. Стал искать подходящий материал. Нашел отломанную, но еще держащуюся на куске коры прямую ветку и стал ее выламывать. Ветка колючая, оторвать не могу. Решил оторвать вращательными движениями, поворачиваю вокруг оси туда - сюда. Поддается. Слышу чей-то голос - девчонка стоит на участке и решительно пресекает мои действия недвусмысленным "NO". Я объясняю ей, что палка мне нужна, чтобы опираться на нее при ходьбе. Наглядно изображаю, спрашиваю улыбаясь: "No?". Она думает и заявляет: "Yes". Я благодарю ее, выворачиваю из гнезда ветку и удаляюсь, не дожидаясь, когда кто-либо вышестоящий не отменит ее решение. Отхожу подальше, достаю нож и начинаю срезать острые шипы с ветки.

Нож острый, режет хорошо. Я купил его еще в Дели за 35 рупий, но оказалось, он не предназначен для резьбы твердых предметов. Лезвие выскальзывает из пластмассовой рукоятки. Хвостик у лезвия всего один сантиметр, который был вделан в ручку. Выскочив из рукоятки, лезвие порезало мне указательный палец. Вставляю лезвие на место. Впредь нужно быть осторожным - можно без пальца остаться. Лезвие очень острое, лазерной заточки типа "зуб бобра". Вспоминаю о ножах с подобной заточкой в магазине во Вриндаване. Там нож стоил 25 рупий. Зато рукоятка продолжается на всю длину ручки и скреплена с деревянными щечками заклепками. Такой нож никогда не подведет, а у меня теперь будут проблемы.

Я продолжаю срезать шипы своим ножом, упираясь в тыльную сторону лезвия большим пальцем и убрав подальше указательный палец левой руки. Срезав шипы, обрезаю нижнюю тонкую часть. Теперь хорошо бы обработать широкий конец, которым ветка была прикреплена к стволу. Резать приходится долго. Солнце жарит немилосердно, но я привык к нему. На высокой кирпичной стене Махараджа работают рабочие. Они наблюдают за мной. Для них это развлечение.

Наконец срезал лишнее. У меня прекрасная данда и я отважный путешественник-садху, готовый к любым приключениям. В 12.22 отправляюсь. Иду навстречу приключениям. Проходя по улице, вижу школьников. Они в одинаковой форме защитного цвета. Мальчики в рубахах и бриджах, девочки - в таких же рубахах и длиннющих юбках. Настоящие маленькие солдаты. Кто им придумал такую форму? Может, материал выбран из практических соображений - не продираемый, форму будет носить не одно поколение детей. Возможно, это форма для младших классов, так как у детей постарше рубашки в мелкую темно-синюю клетку, синие брюки и синие юбки. Наконец, девочки постарше уже носят шарфы.

Вижу здание за кирпичной изгородью. На ней какие-то письмена, типа правила, расписание занятий или что-то в этом роде. Перед воротами школы большое пустое замусоренное пространство, с двух сторон окруженное большими кучами навоза и два сельхозприспособления: типа культиватор с круглыми зубьями. Помню, в первом классе мы проходили ударения. На дом дали задание: расставить в словах ударение. Среди прочих, слово "борона". Я понятия не имею, что это такое и слово это вижу в первый раз в своей жизни. На всякий случай поставил ударение в средине слова. Это я к тому, насколько я знаком с сельхозтехникой.

Когда я в первый раз увидел эту технику, решил, что здесь живут крестьяне и это у них какой-то кооператив. Зашел во двор. Голая вытоптанная земля. Двое мальчишек пытаются открыть закрытую на висячий замок дверь. За дверью голоса - школьники там чем-то занимаются. Прохожу мимо открытых дверей: в полутемном помещении три женщины, наверное учительницы, что-то обсуждают, делаю им поклон и иду дальше. Снова открытая дверь. Снова полутемное помещение, стол перед дверью, на нем глобус. Прохожу дальше. Везде на стенах надписи на хинди. Останавливаюсь и иду к воротам через двор. Выхожу. Две кучи навоза. Перед школой ничего не растет не смотря на огромные кучи удобрений. У меня семена чику и фиников в комнате. Надо будет посадить перед школой.

Помню, в 90 купил пачку фиников. Ярослав косточки собрал и затолкал в стакан, поставив их торчком, и залил водой. Все семена проросли. Я отнес их на работу на кондитерскую фабрику, где и посадил в горшки. Когда меня выгнали оттуда, одна сотрудница пришла ко мне с просьбой отдать ей эти отростки финиковых пальм. Я с удовольствием отдал их ей.

Я стал вертеть палкой дырку в земле. Земля очень сухая, поддается с трудом. Провертел небольшую дырку, сунул семя чику, засыпал дырку землей. В метре от первой провертел еще дырку, бросил семена финика и чику, засыпал. Пошел дальше.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
Уже за пределами Радха Кунды обнаружил еще одну школу. Снова та же форма защитного цвета. Над школой транспарант: нарисованные школьники с ружьями. Ружья изображены карикатурно. Неужели школы с военным уклоном? То-то я вижу какие-то плакаты на стенах домов, где говорится, что в школах готовят специалистов для банков, полиции, армии, военно-морского флота и менеджеров. Не об этих ли школах идет речь? Сомневаюсь. Школы слишком бедные, чтобы давать профильное образование. Либо рекламный трюк для привлечения школьников, либо дело идет о школах в Матхуре.

Мне наперерез идет индус, что-то радостно кричит. Улыбка от уха до уха, глаза в разные стороны. Понимаю. Достаю монету. Нет. Монета не нужна. Радостно вопя, он зовет меня к лотку продавца. Снова протягиваю монету. Нет, к торговцу. Обед за мой счет. Я иду прямо по дороге. Наши пути перпендикулярно расходятся. Он что-то вопит мне в след.

Минут через 40 достигаю Кусум Саровара. Спускаюсь по ступеням, делаю подношение водой. Поднимаюсь, иду дальше. Подхожу к беседкам, спускаюсь к воде. В воде вижу огромную рыбину. Сантиметров 30 в длину и толстую. Сине-черная. Подплывает к мосткам, погруженным в воду на 10 сантиметров и завалившись на бок, переползает по мосткам на другую сторону. Брюхо у рыбины белое. Через некоторое время рыбина возвращается и так же на боку преодолевает мостки и скрывается в глубине. Поднимаюсь наверх и иду дальше. Хочу найти самую середину, ось симметрии и там окунуть в воду принесенные с собой четки. Вижу круглый газон в виде вазы с землей. Там ничего не растет. Дандой расковыриваю землю, кладу семя финика и чику. Закапываю. Спускаюсь по ступеням к воде. Снова появляется рыбина. Другая? Или та же самая, следовала за мной параллельно, в надежде на угощение?

Вынимаю четки, полощу их в воде, прячу в целлофановый пакет. Хочу пройти дальше, но на площадке гуси. Или лебеди? Гогочут, настроены враждебно. Я потревожил их отдых. Решил не связываться и вернувшись немного назад, поднялся по подземному переходу на верхнюю площадку, где непосредственно стоят беседки.

В свое время у меня было столкновение с гусями. Я учился в 10 классе в Находке. У нас был свой огромный дом по улице Веселой. Дорога в школу пролегала мимо частных владений. На улице, выше нашей, проходившей по гребню сопки, меня постоянно встречало стадо гусей. Воинственно гогоча и хлопая крыльями они встречали и провожали меня. Однажды утром, проходя мимо этого стада, я почувствовал, что что-то довольно чувствительно ткнулось мне в ногу. Взглянув на ногу, я обнаружил, что вожак стаи, крупный гусь, клювом зацепил мою штанину. Я схватил его за шею, отодрал от штанины и стал раскручивать его у себя над головой. Сделав круга три, я отпустил беднягу и он отправился в свободный полет.

Очевидно, ему самому было странно, как он летел. Он летел задом наперед, расправив крылья. У него была хорошие аэродинамические данные. Он отлично держался воздухе, планируя задом наперед. Приземлившись, он стал вертеть шей, пытаясь поставить на место вывихнутые позвонки. Потом я многократно встречался с его шайкой. Вожак обычно делал вид, что не видит меня, а когда я проходил мимо и был достаточно далеко, начинал гоготать, злобно шипеть и, топая ногами и расправив крылья, мчался за мной вслед. А потом гордо подняв голову и победно гогоча, демонстрировал своей банде свою удаль и силу: как он здорово отогнал врага, жаль, не догнал. Однажды он привел свою банду к моему дому. Шайка спала, засунув головы под крылья. Вожак был на стреме. Увидев меня, он отвернулся. Я прошел мимо. Будить свою банду он не стал. Все кончилось миром.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
По верхней площадке я прошел до самого конца и обнаружил, что и на левом фланге стоит строение с бойницами на крыше. Значит, ансамбль Кусум Саровара абсолютно симметричен. Я поднялся на крышу этого строения, полюбовался видом и спустился вниз. Пересчитал беседки: 9 штук. По четыре по обе стороны от центральной, с закрытой дверью. Пьедестал лопнул под двумя колоннами трещина проходит и по колонне. Колонны ажурные, тонкие. Странно, как они выдерживают такой тяжелый свод.

Идут реставрационные работы. Мраморные плиты с облетевшей каменной резьбой заменяют новыми. У входа видел мраморные плиты, на которых мастера нанесли узоры. Индиец, очевидно один из мастеров, измеряет плиты рулеткой, лежащих на площадках. Эти площадки выдаются в водоем и похожи на вышки, хотя и очень невысокие, для ныряния в водоем. На площадках стоят проржавевшие светильники, которые должны освещать ансамбль Кусум Саровара ночью. Включают ли их сейчас по ночам, не знаю. Но уж очень они ржавые. Думаю, и проводка вся окислилась. В углах площадки перед водоемом заметил мусор. Посетителей немного и мусора немного. Но встречается. На газоне полиэтиленовая бутылка, в воде полиэтиленовые пакеты, бумажки. Но вода в общем чистая. Дно на глубине в полметра просматривается (на самом деле - ступени). Выловил несколько пакетов своей дандой и вытащил на ступени. На ступенях обнаружил порванные игральные карты. И даже здесь играют. Кто-то проигрался и в сердцах порвал карты. Ну и не садись больше играть!

Ветер дует с востока на запад и весь мусор собирается на поверхности воды у западных ступеней. Кто-нибудь вылавливает его, как это делаю на Радха Кунде, где рабочий с огромным сачком собирает цветы, брошенные в воду в виде подношения? Сижу на ступенях, читаю мантру. 15 часов, пора уходить. Обхожу Кусум Саровар по западной стороне. На восточной стороне женщина стирает белье. Двое ее сыновей плещутся в воде. Поодаль, стирается садху. Дошел до конца площадки. Поворачивая назад, вижу небольшой алтарь Шиве, он находится, как мне показалось, точно на середине, на оси симметрии. Он небольшой и незаметен с северной стороны, со стороны беседок. Делаю поклон алтарю и вспоминаю, что не окунул в Кусум Саровар собственные четки. Спускаюсь к воде, вынимаю четки из мешочка, окунаю. Сажусь на ступени, сушу четки, читаю мантру. Причитал два круга, можно идти.

Выхожу из Кусум Саровара, иду по направлению к Радха Кунде. В стороне, слева, на стульях сидит группа садху, человек 8. Смотрят на меня. Кланяюсь им, молитвенно сложив руки. Они радостно приветствуют меня. Иду дальше.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
Где-то я видел семена, рассыпанные под деревом. Надо собрать их и засеять пространство перед школой. Прохожу мимо садху, приветствую его. Метрах в 50 вижу семена на земле. На дереве спелые стручки, из которых эти семена вываливаются. Достаю из кармана черный пакет, пристраиваю свою данду, опускаюсь на корточки и, не обращая ни на кого внимания, собираю семена. Прошло достаточно много времени. Я перемещаюсь с места на место - семян много. Кто-то окликает меня: "Что ты делаешь?". Передо мной садху. "Я хочу посеять семена вокруг школы, чтобы было красиво. Я учитель из России".

Он что-то говорит. "Я не понимаю английского. Я не говорю по-английски" - отвечаю ему. Он возражает: "Ты хорошо говоришь по-английски" - делает он мне комплимент. "Кто твой гуру-махарадж?". "Мой гуру-махарадж Прабхавишну Свами. Я член ИСККОН". "Я тоже член Исккон, мой гуру-махарадж..." - он называет имя, я не разбираю. Он показывает правую руку. На руке надпись (татуировка?): ISKCON и какието буквы. Очевидно, имя гуру-махараджа. Садху показывает, что много семян лежат на обочине дороги, можно собирать не по одному, а сразу щепотью. Благодарю за подсказку, беру щепоти четыре вместе с дорожной пылью, бросаю в черный пакет. Забираю свою данду, прощаюсь и продолжаю свой путь.

На подходе к Радха Кунде - мост через речушку. С одной стороны люди, с другой - ряд стульев, но людей на них нет. Перехожу туда. Достаю из сумки пакет с гирляндами, полученными во время ягьи от Раджендры Бхушаны Госвами. Бросаю гирлянды в воду. Поток подхватывает их и несет куда-то. Наверное, сначала в Ямуну, потом в Гангу и далее, в океан. Из под моста выплывает свежая гирлянда из желтых цветов.

Столпотворение рикш у поворота на Вриндаван. Около отделения State Bank of India стоит десяток ржавых машин: легковые, внедорожники и моторикши. Кладбище автомобилей. Куча металлолома. А еще грузовик на переезде. Никто не догадается сдать металлолом. Может быть - некуда?

Я возвращаюсь. Иду по дороге мимо Радха Кунды. Спускаюсь, приветствую кунду. Сажусь, читаю мантру. Смотрю на дом с черными потеками, как после пожара. Это его я хочу покрасить в веселый цвет Рядом дом наполовину покрашен неяркой желтой краской. Неужели начали красить? Так и есть. Мужчина с банкой переходит к серой не покрашенной колонне и начинает ее красить. Судя по размеру покрашенной площади, красить начали утром. Над дверью большой кусок пространства. Там нарисован круг и в кругу, на фоне голубого неба - Радха. Молодцы! Быстро ответили на мою медитацию!

Зеленые ворота. Вхожу. На дорожке к моей веранде расположились гости Махараджа, человек 10. Сидят на стульях по сторонам дорожки, между ними проход, но мне неудобно пройти между ними. Я обхожу их, используя переход около храмового дома и, уже подойдя к своей веранде, делаю всем поклон. Мне отвечает Махарадж. Остальные с любопытством смотрят на меня.

Хочется есть. У меня есть гречневая каша и салат. Пью свой чай - вода с черным сахаром, лимоном и солью. Я весь день не пил.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
30.03. Воскресенье.

Утром встретил Алоку. Сказал ему, что у меня кончилась вода. Где мне найти воду? Он обещает принести мне. Приносит запечатанную бутылку на 50 литров. Подарил ему открытку с Панчататтвой и заплатил 50 рупий. Теперь у меня есть вода. От жажды я не умру.

На второй день знакомства с Сати, когда она узнала, что для чая я использую воду из-под крана, она стала пугать меня, рассказывая о том, что эта вода страшно ядовита, что ее нельзя использовать для питья и для приготовления пищи. Можно только использовать воду в 50 литровых бутылях. Я ответил ей, что если я и умру здесь, то только от самовнушения, что вода ядовита. Я уже пил чай. Да, после кипячения выпадает жуткий осадок, который я выливаю на землю.

В конце концов, эту воду тысячелетиями пьет местное население и вроде ничего, живет и здравствует. Другое дело, некипяченая вода может вызывать болезни почек - соли могут осаждаться в почках.

Я вспомнил, как однажды, на курсах повышения квалификации преподавателей, я сказал коллеге из Шмаковки, известного курорта на Дальнем востоке: "Вы там, наверное, все здоровые. На курорте живете, минеральную воду пьете". В ответ она пожаловалась мне, что на самом деле местное население страдает кишечными и почечными заболеваниями. Нормальной воды нет, только минеральная. Оказывается, все хорошо в меру.

Начистил картошки. Сварил похлебки, добавил зелени. Газа осталось немного.

Долго писал, принес варево к себе, добавил гречки. Вода вроде, горячая, но гречка не разбухла. Ладно, и так съем, все равно вкусно.

Надо поднимать самосознание Индии. Косят под нищету. Богом благословенная земля, превращенная людьми в оплот нищеты. Нищета - позор для прекраснейшей Индии.

Захотел посмотреть, нет ли среди книг, которые находятся в моей комнате, каких-либо карт Местности. Подхожу к полке и первое, что бросается в глаза, книга Парамахамсы Йогонанды "Автобиография". Об этой книге говорил Дамодар (значит, он жил в этой комнате), эту книгу я искал в первые дни пребывания на Радха Кунде у Махараджа и не нашел. А сейчас она просто бросилась в глаза. Толстый том, который невозможно не заметить. Книга на немецком. Много фотографий, которых нет в русском издании. Было приятно подержать книгу в руках, хотя я и смог ее читать. Была бы на английском (была на английском - помнишь перрон в Пури?), я бы ее кое-как почитал.

Вечером в 17 часов решил пойти посадить семена около школы. Махарадж кого-то консультировал, сидя за круглым пластмассовым столом во дворе, Алока бродил с воздушной винтовкой. Поинтересовался у него, в какой школе он учился? В Матхуре. Очевидно, в какой-либо престижной.

Подошел к школе. Ворота на замке. Палкой расковыриваю землю, бросаю в ямки семена. Группа детей, четыре человека, около, наблюдают за мной. Попытался поговорить - не понимаем друг друга. Подошел подросток с девочкой, спросил - как меня зовут? Обнаружил около школы молодую поросль тех деревьев, семена которых я засеваю. Но в одном месте, дереву было около 10 лет, оно обломано под самый корень. Наверное, обезьяны старались. Непонятно, как вообще вырастают деревья в Индии? Проказливые обезьяны лазают везде, залазят на деревья, ломают молодую поросль. Но в Индии есть и огромные деревья. Как они умудрились избежать чуткого и пристального внимания обезьян - загадка.

Во дворе школы два старых дерева, как-будто усохших, но на концах обломанных ветвей - поросль в виде зеленых метелок. Дерево изо всех сил борется за жизнь.

Подошли мальчишки лет семи. Один очень настырный, спросил: что там? - и засунул палец в черный пакет, торчавший из сумки. Затем ударил по мешочку с четками, заставив его качнуться, как маятник. Другой сразу его одернул: "Нельзя!".

Пошел к Кусум Саровару. Навстречу - стадо коз, голов семь - восемь. У всех на шее ожерелья из камней-самоцветов - богатые козы.

Дошел до Кусум Саровара. Приветствие, подношение, 2 круга джапы и назад.

Встретил своего приятеля-садху, члена ИСККОН, около красного мурти Говардхана. Сказал ему, что рад его видеть. Он что-то спросил, я не понял. Он махнул рукой и сказал - "Гуд".

Прошел к Радха Кунде, прочитал 3 круга. Здание на северной стороне докрасили - это строящееся здание, пустые проемы окон. Краска оказалась светло-зеленой, салатной.

Вечером услышал шум льющейся воды. Решил, что пошел дождь, обрадовался - мои семена взойдут.
EN7 м
Карма 26
Ответить
12.07.2015
31.03.

Утром постирался, стал вывешивать на веревку. Слышу: "Харе Кришна" - голосом Сати. Повертел головой - никого. Ага, вот она, стоит передо мной, но за решеткой веранды. Видение, глюк? Она же уехала. Да нет, она уезжает завтра.

Во время знакомства с ней я спросил, что означает ее имя? Сати - сат - вечность. Может быть. Сати на самом деле - это обряд самосожжения. Обычно жена после смерти мужа следует за ним на погребальный костер. Трагическое имя как жизнь и судьба Сати.

Я вспоминаю рассказ Блаватской в ее книге "Из пещер и дебрей Индостана" о махасати в истории средневековой Индии.

У императора Бхимсы, правившего городом Читур, была красавица жена - рани Падмани (Лотосная), дочь цейлонского царя Чохана Гамир Санка. Ее называли "прекраснейшей из прекрасных". Славилась она по всей Индии не только красотой, но и умом. Слава о ее красоте и мудрости достигла ушей властного и алчного императора Алла-о-дина.Собрав огромное войско, он двинулся на завоевание Читура и рани Падмани. Осада города-крепости длилась долго, но безуспешно. Тогда Алла-о-дин решил пойти на хитрость. Через послов он попросил разрешения одному войти в город и взглянуть на красавицу Падмани. Алла-о-дин обещал, что после этого он снимет осаду и навсегда оставит в покое Читур. Бхимса согласился.

В условленное время Алла-о-дин без свиты и охраны вошел в город. Его провели в царские покои и объяснили, что он пройдет через зеркальный зал царя, в котором будет находится царица. Но Алла-о-дину позволят только взглянуть на отражение царицы в зеркале. Увидев отражение царицы Алла-о-дин тут же влюбился в нее. Выйдя из зала, он попросил Бхимсу сопроводить его за стены крепости: Алла-о-дин доверил свою жизнь благородному Бхимсе, а теперь он, Алла-о-дин, хочет продемонстрировать такое же благородство. Бхимса согласился, но выйдя за ворота крепости, тут же был схвачен воинами Алла-о-дина. После этого Алла-о-дин потребовал выдать ему рани Падмани в обмен на императора Бхимсу.

На военном совете Читура было решено попытаться перехитрить Алла-о-дина и ответили согласием. Царицу обещали выдать с подобающим ее сану приданным и ее подругами и для этой цели снарядили 700 носилок с паланкинами, которые несли по 6 человек. Алла-о-дину поставили условие: никто не имеет права заглядывать в паланкин царицы и первым к ней войдет царь Бхимса, попрощаться с женой. После этого царица с приданным поступает в полное распоряжение Алла-о-дина, который согласился на это.

Когда караван с царицей достиг лагеря Алла-о-дина и Бхимса вошел в паланкин рани, он увидел там начальника своей дворцовой стражи в полном военном облачении. Начальник стражи объяснил царю: все носилки нагружены оружием, каждый носильщик - воин, готовый по сигналу взять в руки оружие и вступить в бой. После того, как начнется сражение, царю подведут коня и он должен ускакать на нем в крепость. Воины расчистят для него проход и задержат погоню.

Царь смог добраться до крепости и возглавить оборону. Отряд, спасший его, погиб полностью - силы были слишком неравны, кроме того воины не имели никакой защиты и сражались полуголыми.

Крепость еще некоторое время сопротивлялась. В одной из вылазок погиб царь Бхимса. Когда силы защищающих крепость были на исходе, военный совет принял решение совершить джогур. В городе были возведены костры для махасати, на которые взошли 22 000 женщин города, чтобы не достаться врагу. Первой на костер взошла рани Падмани - прекраснейшая из прекрасных. В каждом доме, в каждой семье шло приготовление к последнему пиру. Вечером все воины разошлись по домам. После пира способные носить оружие убили тех, кто оружие носить не мог: оставшихся женщин, стариков и детей.

А рано утром, широко открыв ворота, все воины крепости устремились на врага. Сражение было яростным. Пощады никто не просил. Через несколько часов все было кончено - погибли последние защитники крепости. Алла-о-дин вошел в абсолютно мертвый город. В ярости он приказал стереть город с лица земли, не оставив камня на камне, но пощадил дворец, в котором он увидел рани Падмани и еще несколько зданий, связанных с ее именем. Вот эту историю и напомнило мне имя Сати.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики