Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Средняя Азия › Гид по казахскому мамбету

Карма 165
Ответить
24.04.2008
Для начала цитаты:

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов... Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых...

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы... Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.
Карма 36
Ответить
24.04.2008
я в Алматы уже год живу...... на работе все равно русский официальный.
Карма 0
Ответить
1.05.2008
aliminator

Интересно было почитать про мамбетов и манкуртов. Конечно, несколько утрированный рассказ. Но, кажется, тенденция среди казахов меняется. Все больше урбанизированной казахской молодежи (но и других этнических групп) говорит на казахском...
Ответить
2.05.2008
6ato

+1 Все больше и больше молодежи тех кому 16-20 лет из алматинской городской среды говорят между собой на чисто казахском языке - на том - который даже мои родители (не говоря уже обо мне) не понимают.
Карма 165
Ответить
2.05.2008
6ato
Интересно было почитать про мамбетов и манкуртов. Конечно, несколько утрированный рассказ. Но, кажется, тенденция среди казахов меняется.

Насчет мамбетов ситуация совсем не менятся. Неприязнь городских к аульным довольно сильна.

Вы не вполне поняли понятие мамбета.Это такой дикарь из степей, по своим повадкам и поведению вызывающий аллергические эмоции у городских казахов. ситуация осложняется тем,что эти несносные папуасы владеют казахским как родным и, следовательно, являются как-бы настоящими сынами народа.А гораздо более цивилизованные городские действительно не очень хорошо владеют казахским и не любят казахскую культуру,которая довольно отсталая и которая вся есть степь.
Карма 0
Ответить
3.05.2008
aliminator
Вы не вполне поняли понятие мамбета.Это такой дикарь из степей, по своим повадкам и поведению вызывающий аллергические эмоции у городских казахов. ситуация осложняется тем,что эти несносные папуасы владеют казахским как родным и, следовательно, являются как-бы настоящими сынами народа.А гораздо более цивилизованные городские действительно не очень хорошо владеют казахским и не любят казахскую культуру,которая довольно отсталая и которая вся есть степь.

Я знаю, что такое "мамбет", и почему этот, скажем, ник существует. И объяснение дается ему не всегда адекватно. Но мне непонятно то, как вы называете сельских людей "несносные папуасы". Здесь я усматриваю вашу личную неприязнь к людям из сельских регионов, что отношу к недостаткам вашего культорологического воспитания.А родной язык знать надо, неважно где живешь в городе, селе, в стране, за пределами..

aliminator
Насчет мамбетов ситуация совсем не менятся. Неприязнь городских к аульным довольно сильна.

Возможно. есть слои урбанизированной молодежи, неверно воспринимающей различия между городом и селом, что отношу к недостатку воспитания. Но трудно сказать, что эта неприязнь относится ко всем.
Ответить
3.05.2008
aliminator
А гораздо более цивилизованные городские действительно не очень хорошо владеют казахским и не любят казахскую культуру,которая довольно отсталая и которая вся есть степь.

Простите вам сколько лет? Смею не согласиться про то что "цивилизованные городские" не любят казахскую культуру - да вы правы не хорошо владеют казахским, т.к. для того чтобы хорошо владеть нужно учить вновь переведенные "чисто" казахские слова, такие как "балкон", "фонтан", "программа" итд. итп. Сама училась в русской школе до 5го класса пока Советский Союз не распался, но дома все равно говорю на своем родном. Про каз. культуру: среди моих знакомых очень много полурусских-полуказахов, и при всем при этом я не могла бы сказать что они делают предпочтение только одной культуре - и многие люди искусства - знаменитые казахстанские писатели - художники - композиторы обожают степь и превозносят ее в своих творениях (заметьте я написала "казахстанских" а это не только казахи)

И что такое казахская культура??? Это обычаи и обряды - та малая толька которая осталась от тенгрианства - шелпеки, бешпармаки, адыраспан(небесная трава), бесык, тумар итд. Опросите своих на ваш взгляд "цивилизованных городских" кто не пользуеться этими вещами - уверяю что вы будете удивлены, т.к. таковых почти не найдете - ну или может где-то на севере КЗ, где 80 процентов населения составляют русские.

Съездите в степь прежде чем писать о ней - сама попала в эту красотень всего 4 года назад - я так полагаю вы из Алматы?
Kotя м
Карма 701
Ответить
3.05.2008
мамбет

манкурт

Это расизм. Или одна из его разновидностей. Дерьмовое, старое и неинтересное явление, одним словом. Ничего "уникального" в нем нет.
Карма 165
Ответить
3.05.2008
Kotя
мамбетманкуртЭто расизм. Или одна из его разновидностей. Дерьмовое, старое и неинтересное явление, одним словом. Ничего "уникального" в нем нет.

На что могу ответить. Касты- это расизм. Или одна из его разновидностей. Дерьмовое, старое и неинтересное явление, одним словом. Ничего "уникального" в нем нет.

Действительно неинтересное явление,не стоящее внимания. Например,бедность и грязь Индии тоже неинтересное явление и что люди заморачиваются- непонятно?

Интересно каким образом проблема,когда пол нации не говорит на своем родном языке стала дерьмовым и неинтересным явлением?
Kotя м
Карма 701
Ответить
3.05.2008
aliminator

Не надо, пожалуйста, перекраивать мои слова. Дерьмовость заключается не в знании/незнании языка и не в раздвоении культуры, а в разделении людей по этому признаку. Другими словами в отношении к этому явлению. По моему, напор делался в основном на это. Я не был в Казахстане (пока), но по Украине могу судить, что все эти проблемы по большому счету выдуманные. Три года назад западенцы и русскоязычные с востока готовы были глотки друг друг перегрызть, а сейчас вроде угомонились. Даже в гости друг к другу ездят.

Именно это я называл "дерьмовым явлением", а не то, о чем вы подумали. Сори, если чем обидел. Я не люблю фашизм.
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики
Новое в Блоге