Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Россия › Последние слова водника: "Эта бочка не держащая!"... Небольшой очерк по белой воде

Карма 128
29.08.2016
Всем доброго времени суток!

Зимовка кончилась, началось лето (точнее, уже кончилось, но все же)...

Волшебная пора, когда весло так и просится в руки, а тушка хочет нырять в водопады и взлетать на валах. Так что welcome всем завсегдатаям веслару и скитальцару, всем, кто не чужд белой воды.

Лето нынче выдалось дождливое, так что речки с дождевым или снежнодождевым питанием выглядели более чем аппетитно.

На реку с именем Кумир (Алтай) мы выбрались в фактически пору поводка.

Завсегдатаи почти не могли припомнить столь высокого уровня воды. Я побывал там впервые, но в общем сразу оценил.

В целом речка эта часто используется как тренировочный полигон перед другими, более серьезными - 10километровый сплавной участок с хорошими возможностями для расстановки страховок и почти после каждого порога есть участок с плесом (вода без сильного течения), где можно "исправить" ошибки.

Иногда основные проблемы бывают на этапе заброски на маршрут, а не на самом маршруте. Год назад УАЗик наш кувыркнулся, отказали тормоза, спас профессионализм водителя, который выкрутил руль и то, что при падении открылась задняя дверь, так что отделались лёгким испугом и синяками.

В этом году забрасывались на речку в Саянах на тракторе - там по ходу движения я переписал завещание в голове раз минимум 5. А уж количество раз, когда почти с него спрыгнул (да и не я один) счету не особо поддаётся :).

По ряду причин видео не подлежит выкладыванию на ютубе и прочих видеоагрегаторах. Поэтому - сори за не самый удобный вариант. Можно скачать все чохом

‹тыц›

Стандартная тренировка водника. Пройти порог (который без бочек (держащие участки) и без риска побиться о камни ) без судна, с веслом в руках.

‹тыц›

Элемент спасработ - бросок морковки (веревка, привязанная к дереву с одной стороны бросается человеку, идущему самосплавом так, чтобы он смог ее схватить сразу на месте)

‹тыц›

Прохождение водопада (Алтай,Сумульта, порог Шумы, 1-я ступень).

Его рискнули прыгнуть только наши штурманы.

‹тыц›

Порог "Большой Медвежий", Кумир, Алтай.

Нас положило почти сразу, идея лезть туда на легком кате, да еще и разгруженном не оправдала себя, да и зашли кормой (не сумели развернуть на вход).

После киля (переворота судна) по ощущениям я довольно долго вылезал на поверхность, даже почти забрался на катамаран, но дальше - дыдыщ.. когда снова вынырнул, катамаран уже был далеко, так что поплыл к страхующему катамарану.

‹тыц›

Горячие сибирские парни, шедшие следом за нами, прорвались почти до конца, но опять же - не на их посудинке брать такие валы. Почти взлетели в воздух :). По идее могли уйти вправо, время было, но по их словам, цель была таки пробить главный вал порога.

‹тыц›
Карма 128
30.08.2016
То же самое прохождение Большого Медвежьего, но уже с гоупрошек.

Никогда бы не подумал, что после выныривания будет такое потерянное лицо )

‹тыц›

и

‹тыц›
Карма 329
30.08.2016
deadka
Год назад УАЗик наш кувыркнулся

Завидую! Живенько так.)

У меня друг с Камчатки вернулся. Много приколов о похоронах в машине)))
Карма 128
30.08.2016
Atiragaram
Завидую! Живенько так.)

У меня друг с Камчатки вернулся. Много приколов о похоронах в машине)))

Atiragaram, тут завидовать можно только тому, что машина упала на дверь, тем самым остановив падение. Что же до белой воды - так чего завидовать, тут участвовать надо! В Москве есть как минимум КВТ МГУ, вот на последний сплав на Снежную в Саянах как раз оттуда участницу выдернули, среди новосибирских водников не нашелся человек с нужным опытом и возможностью уйти на две недели в полную автономку :).
Карма 329
30.08.2016
Я плавать не умею.
Карма 128
1.09.2016
Нельзя не замолвить словечко о Катуни, она занимает очень важное место в "каталоге" сплавных рек Алтая. Хороша многоводностью и тем, что там мал риск побиться о камни. Ну и ходится в почти любую воду (разве что в паводок надо очень осторожно, но и в паводок можно... наперегонки с бревнами!). Если идти начиная с верхов, где она бирюзовая, то порадует глаз художнику –постепенно подкрашиваемая впадающими в нее другими реками.

В июле 2016 мы собрали небольшую группу на прохождение Верхней и Средней Катуни, прикладываю видео оттуда. Верхняя Катунь "подкачала", самый интересный порог (Аккемский прорыв) протяженностью в несколько километров оказался сильно залит водой (по малой воде его прохождение - это веселое дело! ), зато на средней Катуни, как всегда, было чего поделать.

Мухи традиционно для Катуни поднимаются по течению и горе тому, что идет без очков или накомарника на голове.

Все видео по Катуни гамузом: ‹тыц›

Ильгумень - первый значимый порог на средней Катуни. Обычно не просматривается заранее. Шли мы не штурманами (не первыми), так что несколько расслабились, бяку по левой стороне я заметил лишь в непосредственной близости от нее, хорошо, что успели увернуться :).

‹тыц›

Поганки - тоже милое место. На первый вал мы залезли на большой скорости, но всю ее потеряли, пока на нем висели, поэтому на второй (такой же высоты) зашли лишь со скоростью течения :(, но пронесло.

‹тыц›

‹тыц›

Шабаш - главный порог на Катуни. Имхо Аккемский прорыв покруче, но... уж больно он далеко (из новосибирска часов 18 заброски на машине), да и не во всякую воду собой что-то представляет :(.

Выкладываю прохождение второй ступени, первую уж совсем гладко прошли.

‹тыц›

Катунь мила тем, что часто препятствия вылезают там, где их особо и не ждёшь. После второй ступени Шабаша уже почти до конца маршрута ничего особенного и нету. Идем себе идём и тут бац, из-за угла выезжает танк ( с )! Если бы зашли под углом, то точно бы полегли, меня и так чуть не выбило из упоров (видно даже на видео), а напарнику так плеснуло в накомарник водой, что на несколько секунд он выпал из строя. Пожалуй, риск кильнуться был в этом месте максимальный (для нашего катамарана) за весь маршрут.

‹тыц›

Все хорошее когда-нибудь кончается, хороший сплавной участок катуни тоже конечен, но у нас оставалась еще пара часов времени - закинулись на ключевой порог реки Урсул (левый приток Катуни). К сожалению, самое интересное на видео не попало. Но и тут можно увидеть совершенной другой характер реки. А уж лавировка там... особенно на нашем тяжеленьком рафтмастере "Гоша", который прощает многие ошибки, но тяжёл, сцуко..

‹тыц›
Карма 128
2.09.2016
Урсул - Катунь ... Чудесные воспоминания. Только мух не помню. Мы в августе ходили. А к наскальным рисункам Вы лазили ?
Карма 128
2.09.2016
IrinaVolga
Урсул - Катунь ... Чудесные воспоминания. Только мух не помню. Мы в августе ходили. А к наскальным рисункам Вы лазили ?

Мухи начинаются где-то после устья Чуи и до устья Урсула продолжаются. В том числе в августе ).

Вы, видимо, ходили связку Урсул-Катунь, их там как-то и нет особо.

Наскальные рисунки - а как же, только фотографий их не делали :).
Карма 128
7.09.2016
Год назад в августе мы ходили связку Верхний Башкаус-Нижний Чулышман.

Прикладываю несколько видео с Башкауса - вода была низкой и без точной

лавировки там было никак от слова совсем :)

Временами веслами отталкиваешься от скал чуть ли не чаще, чем опускаешь их в воду.

‹тыц›

‹тыц›

‹тыц›
Карма 128
7.09.2016
Лучший выход этого сезона - река Снежная, приток Байкала, Бурятия.

У бывалых при упоминании Снежной взор туманится воспоминаниями, после чего они голосом человека, который находится не где-то здесь, а как-то там,

произносят: "Снежная... река нежная".

Видео:

Все чохом:

‹тыц›

Заброска на чудотракторе. Руки после этого дела болели как не болят после

ходового дня по порогам.

‹тыц›

‹тыц›

Вот таким зачастую был фон

‹тыц›

Прохождение порога "Пиноккио"

‹тыц›

Полет Белки!

‹тыц›

Прохождение порога "Жаба". Пожалуй, он самый сложный был за маршрут, из тех, что мы шли.

‹тыц›

С согласия автора выкладываю текст нашего самого опытного участника с 30летним стажем сплавов, он написал его по прибытию для Вестника Кедра (Кедр - один из турклубов Новосибирска, оттуда большинство участников на этот маршрут).

«Москва утонула!»

Шоу сумасшедшего трактора или

Река, на которую можно брать только одну женщину.

Хамар—Дабан, р. Снежная,15-28авг.2016г.

— Москва утонула!

Вот так нежно, по-бурятски встретило нас Прибайкалье на вокзале в Улан-Удэ. По счастью, мы уже имели инфу: паводок,6 человек из Москвы спрыгнули в водопад Хырмын—Дулю (Полет Белки), но...

--Все живы?!

--Да, да, все нормально. Четверо на катах вышли в Выдрино, 6 идут пешком. Навстречу вышли спасатели. Синяки, ушибы, ничего серьезного. Но там паводок, ребята! Как вы пойдете?!

Да мы об этом, Алик (типично бурятское имя - Альберт) вторые сутки думаем. С тех пор, как получили 1-е сообщение: москвичи по паводку раздолбали два ката... Как можно раздолбать 2 ката?? Что произошло?

Ага, пошли подробности: " двойка" полегла на подходах к водопаду, " четверка" пошла спасать и обе ушли в водопад. Там и танк раздолбать можно, как мы выяснили потом.

Ага! ну понятно... Идиоты! ... по паводку плесов нет, зачалить перевернутую груженую посуду невозможно. Надо было обносить все сразу - и Кит-Китский, и водопад!

(Когда дошли до места, я внутренне извинился: в 4 километрах выше водопада начинался каньон. Обносить было невозможно Ну, тогда не хрен киляться (если не умеешь ставить груженый кат обратно!) Мы крались как мыши, но зачалились перед водопадом без проблем...)

Это замечательное событие давило на нас следующие два дня. Меня беспокоил сплав по паводку на реке 5 к.с.(влетел я в подобную чачу в 2010, еле выбрались) А вот Костя (руковод) больше беспокоился о заброске. Честно говоря на второй день я уже склонялся к такому же мнению. Ибо братья буряты действовали в обычной манере: паводок, реки вздулись, вездеход не пройдет... к тому же у меня сегодня работа...

А что на сплав по паводку надо серьезно больше времени, иначе придется рисковать, чтобы вовремя выйти на работу - так нам, бурятам....

Короче, к вечеру мы вняли совету чукчи и вызвали трактор. DT 75 "Беларусь» с авторскими изменениями и прибамбасами от Валеры Очирова. И понеслось!

Вы когда-нибудь ездили на тракторе верхом? А что такое "корзина" на тракторе - знаете? А видели, как передние колеса трактора поднимаются на 50-70 сантиметров от земли?? Поездил в свое время по деревням и буеракам и знаю: DT-75 - одна из самых проходимых машин. Но я не видел, чтобы он шел по склону 40 градусов (по тех данным не более 20), а этот шел!!

Все просто: 2 человека становится на ступицы передних колес, еще один садится впереди мотора (я уже говорил, там много переделано, в частности ось задних колес длиннее на полметра) колесо бешено крутится в 10 сантиметрах от твоей ноги, трактор подпрыгивает, кренится, а ты намертво вцепляешься в обычную ручку от двери, приваренную к капоту... Добавьте к этому сумерки (в первый день мы приехали на базу в 23), дождь, болото, трактор вязнет, ездит туда - сюда, увязая чуть ли не в полколеса... В одном месте мы ехали по небольшой речке около часа. Самым впечатляющим для меня были съезды в эту речку: трактор резко ныряет вниз и одновременно поворачивает. А мы дружно вцепляемся кто куда и прикидываем, куда прыгать. Да и горы никуда не делись (а также камни, ветки в лицо и солярная гарь).

Садится я отказался сразу. Весь мой прошлый опыт встал на дыбы: на прыжок секунды, а пока встанешь с затекших ног... а что этот трактор ни разу не переворачивался - так все до разу. Встал за кабиной, вцепился в приваренную к крыше ручку. В первый день я раз 5 прикидывал, куда прыгать, ежели... во второй день я прикинул это же это же 5 раз за первые полчаса.

Да, кстати, почему только одна женщина: наша миниатюрная очаровашка Инночка (преподавательница танцев из Москвы) с трудом уместилось в кабине рядом с грузным Валерой. А в корзине, как ехали мы, у мужиков руки трещали.

Есть и второй вариант: вездеходом. Мы их видели: что-то вроде миниатюрного БТРа (6 широких колес) или танкетки (гусеницы, кстати, рвутся на камнях). Там есть кабина. Вот только где место для рюкзаков? Может, оно и проще, но не любим этот неторопливый деревенский уклад: может быть, завтра.... А Валера сразу сказал: "Заброшу. Поехали!" И пусть он смахивает на бая, а его команда - на отставных пиратов, но трактор он водит как бог. А они быстренько делают то, что надо: отваливают с дороги прилетевшие сверху камни, пилят деревья, становятся на ступицы передних колес...

Наконец трактор развернулся и встал на перевале. Неспешные лошадки спустили наш груз до реки. И мы вздохнули с облегчением: даже мой опасливый глаз не заметил никаких признаков паводка. Река в берегах, вода чистая (видно метра на 2! холоднющая!) Вон даже камушки выступают...Плывем!

...Стою на страховке в конце порога Калибр. Первый "пятерочный" порог, весьма неординарный: справа на две трети русла зигзагом - мощная "бочка"***, хрен выберешься (удар идет наискось), слева есть чистый проход, но всего метра 3, из них полтора - ниша под скалой. Мы долго мудрили, был даже вариант прохода совсем справа через край бочки, но в конце концов решили уповать на мощную струю. Левому гребцу надо ложиться вперед и вбок между рюков: скорость 20-25 километров час, никакая каска не спасет.

Идет первый кат. Пальцы вцепляются в край "морковки", в голове: "только бы не в бочку...а сумею ли я их оттуда вытащить??..." Цепляют берег, кат сносит в сторону бочки, но Данил резко табанит, и они пролетают, цапанув правым баллоном край.

Были прижимы и здоровенные валуны в русле, прикрытые водой, которые не просто распознать с наплыва при таком уклоне. (а еще сложнее - обойти вовремя) Были ледяные объятия «бочек»***. Кто боится бочек, тому на Снежной делать нечего... Была дрожь в руках, сжимающих спасконец. До рези в глазах вглядывались в начало порога: идут? нет? Только бы на первом сливе не легли!

Но мы хорошо подготовлены, и командир знает когда проявить смелость, а когда осторожность. К водопаду мы подкрадывались, как кот к птичке. Заглядываем за угол, осматриваем: заводь есть? и аккуратненько, по внутреннему радиусу... И нос в берег!

На несложных, но мощных шиверах не раз и не два выскакивали на просмотр: проход не ясен - чалимся. И все-таки прошли быстрее всех. Аж дежурный МЧС удивился.

И был водопад который в переводе на русский называется Полет белки (Да, он еще и непрямой!) И мы стояли на правой скале и гадали, как пронесло москвичей: по правой протоке? Да там и БТР раздолбает (обломки рамы мы видели). По левой? Да там слона утопит!

Последний порог 5 категории, самый длинный, весьма непростой. Все прелести Снежной: на входе агромадный камень, в который бьет, кажется, вся река. На выходе бочара почти на все русло. Лишь справа она послабее. Но туда хрен выгребешь...

Идут Вова с Инной. Грешным делом, я пытался снять Инну с этого порога. Опасался, что не выгребет; сам еле вытащил кат из последней бочки. Но Костя сказал пусть идет, вытащим. Действительно, бочка мощная, но проносная. (Вроде...никогда до конца неясно). Ага, первую ступень прошли, заходят слева... развернуло... молодцы соображают четко: не пытаясь развернуться, уходят вправо кормой. Уходят, уходят, уходят... блин, до бочки уже несколько метров!.. наконец доворот и где-то под 45 градусов они врезаются в правый, самый слабый край бочки. Молодец Вовчик! Сумел изменить тактику под экипаж. Настоящий капитан...

За порогами, дождями и собственными заморочками (тент провисает! дрова сырые! подгидрашка сыреет от пота!) мы разглядели этот край только в последние два дня. Яркое солнце. Горная тропа вдоль Селенгинки. Белая от пены Громотуха, водопады... Острые серые скалы. Зеленые лопухи бадана, кедровый и и пихтовый стланик, цепляющийся за скалы там, где только со шлямбуром, и помогающий нам не слететь с тропы. Огромная стылая синь Байкала. Четкие очертания высоких гор. Это особый край, и нам перепало два дня из 330 солнечных в году. Жалко было уезжать! Однако работа, мать ее... И вот уже электричка несет нас в Слюдянку и мы прощаемся с Байкалом, горами, Снежной и прикидываем: а Хара-Мурин - какая категория? А Утулик? До свидания, Прибайкалье!

**только к концу мы поняли, что идем по воде выше средней. По этой воде сложность реки я оценил как 4, 75

***вал с противотоком. Выглядит, как пульсирующая гора пены. Есть «проносные» (вода все-таки проходит) и «непроносные» (большая часть воды крутится на месте, как в стиралке). Но в любом случае, падая со слива, ты хорошо получаешь по морде, кат останавливается, а ты висишь на весле, воткнутом в нижнюю – выносную-часть струи.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге