Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма Контакты

Shtenka › Индийские сказки

Вам нужен копи-центр услуги в Курске предоставляет наш салон.
Карма 686
Ответить
23.01.2007
Периодически люблю рыться в букинистических магазинах. Желанные находки – книги о Востоке. Вот так однажды в тульском букинисте нашла книгу индийских сказок «Чудесный рубин». И только сейчас (уже после Индии) я открыла эту книгу. «Ребенок» внутри меня требует сказок на ночь, поэтому я стала читать их перед сном. Какие же удивительные сны мне стали сниться! Но речь о другом.

В предисловии к книге приведены слова востоковеда академика С. Ф. Ольденбурга: «Ни одна страна в мире не может поспорить с Индией в красоте и разнообразии ее сказок». Ну-ну, подумала я, а как же арабские сказки, «Тысяча и одна ночь»?..

Но индийские сказки меня сходу удивили. События в индийской сказке происходят стремительно. Количество чудес и волшебств на страницу текста больше, чем где бы то ни было (или я давно не читала «Тысячу и одну ночь?»). Не успеваешь опомниться, как герои сказки уже празднуют хэппи-энд. И, главное, end этот, финал то бишь, зачастую не тот, который мне, читателю, представляется. Акценты расставлены по другому, чем я привыкла в других сказках. Бывают сказки, которые развиваются и оканчиваются настолько непредсказуемо и неожиданно, как будто ее сочиняли несколько разных авторов, наподобие того, как, помните, дядя Федор, кот Матроскин и Шарик письмо писали родителям? Полный улет фантазии. Причем, ладно бы растянуть такую сказку на энцать часов рассказа, как это делала Шахразада, чтобы мы могли с чувством полного погружения внимать рассказчику, так нет – три страницы на все про все: сказка промчалась как табун лошадей, оставив тебя в полном недоумении и взъерошенных мыслях.

А бывают и такие сказки, где на протяжении многих страниц тянут кота за хвост – скажем, люди договариваются о свадьбе, ну прям как в индийском кино (они же так любят разговаривать!). И ни одна деталь из этого разговора потом не аукается, хотя это единственная сцена в сказке, рассказанная с такой тщательностью. И все опять оканчивается неожиданным образом.

Индийские сказки (по крайней мере те, которые попались мне) – это такой интересный и грубо отесанный материал, который, казалось, вот только вчера существовал лишь в устной народной традиции. Он как будто не отшлифовывался. Текст индийской сказки полон сучков и задоринок, торчащих во все стороны нитей возможного развития событий.

О чем же эти сказки? Конечно, о ценностях и мечтах, неискоренимо существующих в душе народа. О мудром и справедливом царе, о победе над злом (демонами и ракшасами), но главное – о любви и богатстве. Я обнаружила, что такая тема как родина, отчий дом и т.п. сильно проигрывает теме любви и счастья семейной пары. И почему-то удивилась.

Вот, например, сказка «Верный царевич». Царевич на охоте погнался за золотым оленем, который оказался демоном. В обмен на просьбу сохранить ему жизнь демон в облике оленя прокатил царевича по всем мирам и перенес в страну демонов. Этот демон Джасдрул оказался довольно позитивным персонажем, он поселил царевича в своих владениях, отдал ключи от всех своих дворцов и стал ему чуть ли не приемным отцом. В одном из садов царевич встретил свою любовь – волшебницу Шахпасанд и они с согласия демона поженились. Потом царевич заскучал по дому и попросил демона отпустить их повидать его родных. Тот отпустил. Но родители царевича, пока он путешествовал, уже умерли, и в царстве объявился новый правитель-узурпатор. Наш царевич с женой поселились тайно на чердаке одного дома. (Тут я как читатель ожидаю, что царевич начнет претворять в жизнь план «Восстановление справедливости и возвращение отцовского трона»…). Тем временем происходит так, что Шахпасанд вынуждена, обернувшись в голубку, улететь в неведомый край – к свому отцу, на некую Изумрудную гору в царстве демонов, путь к которой непреодолим даже для самых могущественных демонов. Царевич пускается на поиски. (Ладно, думаю я, план «Восстановление справедливости» будет автоматически произведен в действие после плана «Возвращение любимой»…). С божьей… эээээ, точнее, с демонической помощью царевич добирается-таки на Изумрудную гору. Но отец зарекся пускать царевну на родину ее мужа, хотя не препятствует его появлению. И вот, наконец, царевич встречается с супругой и… отец царевны объявляет его своим наследником «и верный царевич с его прекрасной женой счастливо зажили в Изумрудном дворце». Хэппи-энд! Все танцуют и поют! А я сижу в непонятках: «Эээээээ, а где же «восстановление справедливости», а? Возвращение на родину, там, где похоронены мать-отец? Туда, где нормальный, НАШ человеческий мир, а не владения демонов?». Но такие дела, брат, любоффь! Как говорится, с милым рай в шалаше, только тут с милой рай… ну не в аду, конечно, но где-то там.

Из такой же серии сказка про царя крокодилов. Крокодилы вынудили одного крестьянина путем жестких условий выдать свою красавицу-дочь замуж за их царя и дали ее отцу волшебный камень, помогающий проникнуть в их подводное царство в реке, ну, чтоб навестить мог доченьку. Оказавшись там, крестьянин отметил, что дочка хорошо устроилась, да и зять под водой выглядит не крокодилом вовсе, а писаным красавцем. Царь крокодилов хорошо принимает тестя, но наотрез отказывается отпустить жену повидать родных в отчий дом. Зато дает много волшебных камней, чтобы родители могли часто навещать дочь, и вдобавок предлагает им переехать жить в речное царство и подводный дом с подводной землей в придачу. (Каково, а?). Жена крестьянина понятное дело, противится. (И тут я думаю, ну вот щас они поднапрягутся и выдумают какой-нибудь хитрый способ вернуть дочуру). И что же? «Но, побывав в гостях, жена так полюбила прекрасную речную страну, что старики никогда больше не вернулись на землю и жили вместе в царстве крокодилов со своим зятем, царем крокодилов, и дочерью». Там-тадам!

Это что же такое делается на белом свете? Предательство родины? Слабовольное подчинение судьбе? Видится мне, что в индийском народе бытуют такие мировоззрения, что нам и не понять. Насколько ж они другие! Зато счастье, любовь, богатство – не важно где, пусть даже в стране демонов, пусть под водой!



Пойду вздремну, как проснусь, напишу про еще один излюбленный сюжет индийской сказки – «богатство на халяву», про индийских Иванов-дураков и Емелей.
Карма 146
Ответить
23.01.2007
Индийская сказка...

Коза

А вот еще какая история приключилась с хелемским меламедом. Как-то по окончании школьного года в его кошельке оказался целый капитал - десять звонких монет. Он долго сидел со своей женой и думал, на что употребить эти деньги.

Наконец жена сказала ему:

- Отправляйся, супруг мой, в местечко, которое славится своими козами, и купи козу. Недаром говорят люди: "Коза в доме - достаток в доме".

Меламед послушался жену, отправился и купил козу.

В пути, когда он вел козу домой, его застала ночь. Страшно стало меламеду на безлюдной дороге, он свернул на постоялый двор и решил там заночевать.

Когда меламед блаженствовал за стаканом чаю, а коза его жевала в сарае сено, к нему подсел хозяин постоялого двора. Слово за слово, и уже через минугу тот знал, что его поздний гость - не кто иной, как хелемский меламед. Смекнув, какую шутку можно с ним сыграть, хозяин пошел в сарай и заменил козу козлом.

Назавтра, чуть свет, меламед зашел в сарай, взял за веревку козла и пошел своей дорогой. Домой он прибыл в прекрасном настроении и, увидев жену, воскликнул:

- В добрый час! Я привел тебе козу. Иди и подои ее. Женщина взяла подойник, вышла во двор и видит - перед нею не коза, а козел. И она начала громко бранить козла, своего мужа и весь божий свет, нимало не смущаясь тем, что ее слышат дети, ученики меламеда.

Честь меламеда была задета. Он вскочил и поклялся, что тотчас вернется в местечко и на весь мир опозорит наглого обманщика, который осмелился вместо козы всучить ему козла.

- Он меня еще узнает! - кипятился меламед. Схватив веревку, привязанную к рогам козла, он повел его в местечко, к человеку, который продал ему козу.

- Учебный год в начальной духовной школе заканчивается весной, в канун пасхи.

По дороге он завернул на постоялый двор, чтобы рассказать хозяину, какие бывают на свете обманщики. Улучив минутку, хозяин шмыгнул в сарай и заменил козла козой.

Отдохнув немного, меламед повел свою скотину дальше. В местечке он быстро нашел человека, продавшего ему козу, и набросился на него с бранью:

- Где твоя совесть? Как ты смел вместо козы подсунуть мне козла?!

Тот громко рассмеялся и сказал:

- Глупый ты человек, а еще меламед. Разве ты не видишь, что это коза, а не козел?

Он позвал свою жену, и та на глазах у меламеда надоила полный кувшин молока. Меламеду стало совестно: зря он, выходит, обругал человека. Взял он козу и отправился домой. В пути стемнело, и он завернул на постоялый двор. А когда наутро меламед вернулся домой, жена обнаружила, что он снова вместо козы притащил козла - это уж постарался хозяин постоялого двора.

Женщина принялась проклинать мужа и всю его родню до десятого колена, и опять в присутствии его учеников. Разгневанный меламед поклялся, что теперь он непременно отомстит обманщику. Он схватил веревку и потащил козла в местечко. По дороге, как и прежде, он зашел на постоялый двор и в местечко привел опять не козла, а козу.

Снова посмеялся над ним продавец и обозвал меламеда круглым дураком, не отличающим козы от козла. И он опять позвал жену, чтобы она подоила козу. Но меламед решил, что на этот раз он не даст так легко обвести себя вокруг пальца:

- Знаем мы ваши штучки! - кричал он.- Видали таких умников! Я не поверю, что это коза, пока сам раввин вместе с духовным судьей не удостоверит это.

Пошли к раввину, и тот, вместе с духовным судьей обследовав со всех сторон животное, в присутствии всех собравшихся выдал хелемскому меламеду свидетельство, что это доподлинно коза. Бумага была подписана всеми присутствующими и скреплена печатью раввина.

- Теперь у меня нет к тебе никаких претензий,- сказал на прощание меламед бывшему владельцу козы.- Прости, что я невольно обидел тебя.

Он взял козу, свидетельство и пошел домой. По дороге меламед по обыкновению завернул на постоялый двор. А когда назавтра он предстал перед женой, оказалось, что и на сей раз - увы! - он привел козла, а не козу. Жена всплеснула руками и заплакала:

- О, наказание божье! Зачем мне козел? Тут уж меламед рассердился не на шутку:

- Дурная твоя башка! У меня есть свидетельство раввина и духовного судьи, подписанное ими и скрепленное печатью; в нем говорится, что это коза, а не козел.

Не прошло и десяти минут, как весь двор был полон народу. Одни кричали:

- Женщина права! Это козел, а не коза. Все признаки налицо.

Другие возражали:

- Меламед прав! У него же на руках бумага, где черным по белому написано, что это коза.

В конце концов меламед и его жена, сопровождаемые толпой, повели козла к хелемскому раввину, дабы он обследовал животное и вынес окончательное решение.

Хелемский раввин водрузил на нос очки и три часа кряду изучал животное, а также выданное меламеду свидетельство. Наконец он вынес решение:

- Прав, бесспорно, меламед. От рождения это коза, что подтверждает выданное по всей форме и найденное в полном порядке свидетельство. Но всевышний, должно быть, повелел, чтобы козы, вступив на хелемскую землю, тотчас превращались в козлов.

Карма 686
Ответить
23.01.2007
Natalika, хороша твоя сказка. Это совершенно уже другой тип сказки, "социальные", я бы сказала. С ними все более-менее понятно у всех народов. Но вот те сказки, которые называются волшебными, меня у индийцев как раз-таки удивили.

Так вот, еще один излюбленный сюжет индийской сказки – «богатство нахаляву». И не просто богатство, друзья мои, а полцарства.

Вот две сказки - «Краб-попутчик» и «Сын плотника». В обеих имеется по хлопцу, которых с детства баловали, и выросли они в результате лентяями. Разумеется, оба терпели нападки со стороны старших работящих братьев и остальной работящей родни. Но однажды терпение их лопнуло и пошли они «куда глаза глядят». Первый (вот странной!) по дороге выкопал краба из норки и взял его к себе в попутчики. Видимо, и крабу понравилось такое душевное отношение парня к своей скромной персоне, что он, крабик, укокошил одного ракшаса, наводившего ужас на все царство, и парень получил царевну в жены и полцарства в придачу от местного царя. А краб попросил всего лишь отпустить его в один из царских прудов, что никогда не пересыхает. Вот. Мало того, этот новоявленный царевич не пожмотился – взял к себе жить старшего брата с его женой, несмотря на прошлые разногласия. Он-то, конечно, сначала их подкалывал, мол, не я ли, ваш лентяй, сейчас раджой стал? А потом подумал, что никому не приятно такое слышать, и перестал. Такие позитивные внутренние перемены произошли буквально за пару предложений. И оба брата ушли с земель этого раджи, выстроили себе дворец и зажили своим собственным царством. «И стали раджами во веки веков. Детей завели, стало их много. Вот и кончаю я эту сказку. Хватит того». Повезло парню с крабом. Но, надо сказать, парень тот был довольно смелым малым, что не побоялся спать на улице, несмотря на предостережения людей про ракшаса. Благодаря этому он и встретил, что называется, свою судьбу.

С сыном плотника примерно такая же история. Ничего он делать не умел и, главное, не хотел. Когда надоели претензии родителей, ушел, куда глаза глядят. В другой деревне женился на дочери, опять же, плотника. Вскоре и те выяснили, что зять никудышный, и ругали его, и бранили. Однажды позвали его с собой в лес собирать дерево для ярма и т.п. - к пахоте готовиться. Он и там слонялся, не зная, за что взяться. И вдруг набрел на дерево, которое говорило, мол, кто меня срубит и сделает резные ножки для кровати, тот царем станет. Парень усек и деревце уволок. Вся родня ржала над ним, когда увидели, какое негодное кривое дерево затек нашел. Однако же, когда парень сделал кровать (откуда-то взялось невиданное мастерство), все ахнули. Продаю, говорит, кровать за рупию. Да ты че, говорят ему, такие огромные денжищи никто за кровать не отдаст! Не отдаст, так никому ее не дам, отвечал парень. (Все правильно, эксклюзив надо продавать дорого). И тут прослышал местный царь про чудо-кровать и послал своих людей в деревню. Те заплатили аж две рупии, которые парень без обид отдал тестю. Ножки кровати оказались волшебные и спасли жизнь царя от четырех бед – от войска, от ядовитой змеи, падающей стены и ракшаса. Когда царь выяснил, кому жизнью обязан, даровал парню часть царства. А тот взял к себе в царство жить и отца с матерью, и родителей жены. Без обид.

И вот что интересно, ведь это не злодеи какие-то были, а родственники, искренне переживающие за будущее непутевых чад. Работящие, честные, достойные почитания люди. Но не им улыбнулась удача, а этим лентяям.
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать.
Случайные топики
Новое на Форуме