Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Ашрамы и йога в Индии › Женский монастырь-университет в Дхарамсале

Карма 5075
19.01.2007
Иногда даже тяготы и утраты могут быть во благо, в этом я убедилась в Дхарамсале. Этот городок, расположенный в предгорьях Гималаев на севере Индии, стал домом для тысяч тибетских беженцев, включая и Далай-ламу, который живет в монастыре Намгьял на гребне холма, украшенного молитвенными флагами. В свой приезд в Дхарамсалу я остановилась в женском буддийском монастыре и смогла стать свидетельницей процесса трансформации жизни монахинь.

Монастырь Долма Линг был освящен Далай-ламой чуть больше года назад. Сбор средств и строительство монастыря растянулось на долгие 14 лет. Чтобы сэкономить деньги, монахини сами носили камни и песок. Простые, но изящные монастырские постройки и храм выкрашены в традиционный белый цвет с красно-коричневым орнаментом. Сегодня в монастыре живут примерно 220 монахинь в возрасте от 14 до 80 лет, многие из них бежали из разрушенных монастырей в Тибете, спасаясь от гонений.

Некоторые монахини, прежде чем попасть в Дхарамсалу, прошли через тюремное заключение и пытки за участие в мирных демонстрациях протеста против коммунистического китайского режима в Тибете, за отказ осудить Далай-ламу, или просто за то, что они хранили фотографии тибетского духовного лидера в изгнании.

Одна из монахинь, Ягчуп Долма, с трудом подбирая английские слова, рассказывает, как она и ее спутники переходили границу. «Мы шли пешком полтора месяца. Мы шли ночью, иногда не было луны, и было так темно, что мы не видели дороги. У нас кончилась цампа, и мы просили подаяние в маленьких деревнях. Иногда мы шли под проливным дождем, и некоторые из людей шли уже совершенно бессознательно». Когда они приблизились к границе с Непалом, группу атаковали китайские пограничники. Монахи, шедшие с группой, попробовали отвлечь преследователей. Один из них был убит, а семеро ранены.

Несмотря на все опасности путешествия через Гималаи, многие тибетцы устремляются через Непал в Индию. Они бегут из страны, в которой пришельцы разрушили их привычный жизненный уклад, а самих тибетцев сделали чужими на собственной земле.

Прибывшие в Дхарамсалу монахини наконец-то оказываются в безопасности. И хотя многие из них навеки разлучены со своими семьями, здесь они могут продолжить учебу. Потому что монастырь Долма Линг это не только религиозная община, но и учебное заведение с очень напряженным графиком занятий. Каждый день монахини встают в 5 утра и идут на пуджу (молебен). Стены в храме покрыты прекрасными росписями, изображающими Зеленую Тару (женское воплощение Будды Сострадания). После пуджи и до 6:30 вечера у монахинь остается мало времени для медитации, поскольку в это время они должны посещать самые разнообразные занятия, включая уроки английского, тибетского, иногда литературы, арифметики и компьютерной грамотности, которые составляют 13-летнюю программу обучения. Помимо этих занятий они также исполняют разные хозяйственные обязанности, или занимаются изготовлением на продажу молитвенных четок, вышивок и украшений в форме буддистских символов.

Многие монахини впервые начали учиться именно в Дхарамсале, до прибытия в Индию 99% процентов из них не умели читать и писать. В Тибете монахи всегда изучали буддийскую философию, а в монастырских библиотеках хранились тексты, относящиеся к их линии передачи. Но лишь немногие монахини получали образование, поскольку традиционно их жизнь посвящена в основном молитве. К тому же большинство из них родились в семьях кочевников и погонщиков яков, в которых культурная традиция передается в устной, а не в письменной форме.

Монастырь Долма Линг выделяется из остальных женских монастырей еще и тем, что здесь монахини участвуют в теологических диспутах, которые являются важным компонентом углубленного изучения тибетского буддизма. В том, насколько полезны диспуты, я могла убедиться, наблюдая за монахинями, которые в обширном монастырском дворе готовились к экзамену. Они задавали друг другу и своим учителям вопросы по сложным пунктам буддийской философии, делая при этом выпады и громко хлопая в ладоши, чтобы сбить отвечающего с толку.

До недавнего времени только монахи практиковали такую форму диспута. Но теперь монахини доказали, что и они могут с успехом использовать этот вид обучения. Несмотря на некоторые технические препятствия и отсутствие полного посвящения для монахинь, девять монахинь уже получили вторую по значимости ученую степень в традиции Ньингма, а еще несколько готовятся сдавать экзамен на высшую ученую степень геше. Есть надежда, что в скором времени при поддержке Далай-ламы будут устранены все технические препятствия, мешающие женщинам достичь этих высоких целей.

Живя в изгнании, многие тибетцы поняли, что для сохранения своей культурной традиции, что само по себе является очень непростой задачей, им необходимо научиться существовать в современном мире.

«Мы хотим, чтобы женщины, монахини и миряне, научились быть самостоятельными», - говорит Ринчен Кхандо Чогьял, основатель и директор «Проекта поддержки тибетских монахинь». Госпожа Чогьял, жена младшего брата Далай-ламы, вот уже 10 лет возглавляет министерство образования Тибетского правительства в изгнании, а также является первым президентом Ассоциации тибетских женщин. Однако, добавляет Ринчен Кхандо, даже те успехи, что уже сделаны в этом направлении, не могут уменьшить боль расставания с родной страной. «Мы не должны забывать, что мы - тибетцы в изгнании. Если бы у меня был выбор, я бы предпочла вернуться в Тибет, чтобы помочь женщинам, живущим там».

Более подробную информацию о проекте поддержки тибетских монахинь можно получить на сайте www.tnp.org.

Источник: Diana Reynolds Roome. San Francisco Chronicle

Фото: Associated Press/Angus Mcdonald

Перевод: www.savetibet.ru - Сохраним Тибет!
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики