Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Искусство и культура › Ищется книга Морозовой про Раги... никто не видал?

Карма 20
27.06.2007
Мне вообще сложно понять , что такое "структура раг"

Сейчас занимаюсь на ситаре рагами, никогда не думал о их структуре и тем более, математике . Рага просто состоит из частей, части состоят, в свою очередь, опять из частей...Названия перечислять не буду. Я думаю, что книги Морозовой Вам хватит вполне, там конкретный прогруз по рагам. Книгу Шанкара я очень рекомендую, она просто интересна, да и кому , как не Гуру Шанкару знать, что такое Рага . Морозова просто перевела чьи-то труды, не более...
Карма 397
28.06.2007
Denka:
Мне вообще сложно понять , что такое "структура раг"

Сейчас занимаюсь на ситаре рагами, никогда не думал о их структуре и тем более, математике .

Мне тоже сложно это понять, тем более что от музыки далека. Мне мой хороший друг тамилец вкратце рассказывал об этих вещах, заинтриговал, захотелось больше узнать.

С его слов: В рагах есть определенный порядок, соответствие частям тела, сторонам света и тп. Если, например, у божества определенный характер, то ему соответствует не какая попало мелодия, что на ум придет, а четко описанная в манускриптах рага. Если эту рагу переложить на графический язык, то получаем архитектуру храма, который должен быть построен для этого божества. Такие многоступенчатые башни храмов в южной Индии не от балды строили, а в соответствии с рагой, вернее, и рага, и архитектура подчинены единому определенному порядку, который можно выразить математическим языком. Или графическим. Например, в виде янтр. Таким образом достигается такой эффект, что в правильно построенном храме даже простой обыватель может уловить настроение божества.

Мы с "моим" тамильцем ездили в гости к слепому музыканту. Решили сделать эксперимент. Музыкант исполнял на физгармонии рагу и пел, а я слушала и рисовала, что на ум придет. Потом рассказывали музыканту, что получилось. Оказалось, что практически все совпало, рисунки оказались "в тему". Там, где в раге было 9 частей (или как это правильно?), я почему-то нарисовала ручей с девятью изгибами. Там, где рага соответствовала, буквально, "царственной кошке" (тигр или лев), я интуитивно нарисовала медитирующую львицу, лежащую на ветке дерева, свесив лапу ...

Поэтому эта тема мне интересна. И хотелось бы рисовать раги не только по наитию, но и знать наверняка, о чем эта рага.
Карма 2
28.06.2007
вот это дааааа! в жизни бы не подумала, что в рагах все настолько упорядоченно
Карма 20
3.07.2007
Никакой упорядочности в рагах нет Рага это краски Вашей души. Краски души или душа сама могут быть упорядоченны? ;-)

А , вообще, не заморачивайтесь определениями и "математикой" , купите ситар или бансури и играйте по наитию и все придёт, поверьте
Карма 0
21.02.2008
Согласен с Denka с оговорками упорядочность есть но она это не главное. Раса то что рождается в душе голове в человеке и вокруг него, те эмоции, те чувства, вот основа Раги .
Карма 162
21.02.2008
Fistashka
Я не музыкант и в музыке профан. Меня интересует строение, структура раг. Их "архитектура", математические принципы, или как оно там называется. А также праобразы раг, - на основе чего их создают, что вдохновляет и тп. В принципе, ноты мне ни о чем не говорят, поэтому я не уверена, нужна ли мне книга с нотами. Есть ли у Рави Шанкара что-то о структуре раг?

вот кое-что о "математике" :-)

Индийская гамма

(Отрывки из книги В. Е. Еремеева "Чертеж антропокосмоса")

...Исследование математических основ музыки проводилось во всех древневосточных цивилизациях... Были выявлены основные структурные единицы музыки — ступени звукоряда, определены их математические отношения, мелодический и гармонический смысл...

...Культовая музыка древней Индии называлась «марга сангита», что означает «музыка Пути». Это была музыка, «настраивающая» человека в унисон с космосом, гармонизирующая его внутреннее «звучание». Такая музыка была частью религиозного ритуала и использовалась для медитаций, в которых постигались основные законы мироздания... По представлениям натурфилософских учений того времени считалось, что музыкально-математические отношения выражают общие закономерности, лежащие в основе мироздания. На выявление этих закономерностей в основном и ориентировались древневосточные музыкальные теоретики...

...Для древнего человека характерен взгляд на музыку как на нечто изначальное. В Индии, например, существовало учение о высшем звуке «Нада-Брахман», являющемся зародышем всего мироздания. В своем первичном, «неударенном» (анахата) состоянии он непроявлен, затем развертывается в видимый мир, представляющий из себя вибрации той или иной высоты. Звуковой диапазон — это только часть этих вибраций, но и он отражает в себе все основные мировые закономерности...

...Бхарата дает следующие названия 7 ступеней восходящей древ- неиндийской гаммы: шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (принятые сокращения: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Индийская музыкальная система обладает одной важной чертой, отличающей ее от всех музыкальных систем мира. Помимо выделения в звукоряде 7 ступеней (свара) существует еще разделение октавы на 22 шрути (букв, «то, что услышано»). Шрути представляют собой организующиеся вокруг свар микротоновые зоны, определяющие фиксированные различия в высоте звука. Между сварами может находиться 2, 3 или 4 шрути, причем для каждого случая величина шрути различна. Поэтому звукоряд, составленный из них, является нетемперированным и неравномерным.

Как свары, так и шрути наделялись психоэмоциональными характеристиками. Известно, что воздействие на человека звука как энергетического явления, характеризуемого частотой, силой и тембровой напряженностью, вызывает не только соответствующие смены напряжений в психофизической области, но и изменения «психической» энергии. Но насколько правомерно говорить о конкретной связи музыкальных ступеней с теми или иными психическими проявлениями? Современная наука пока этого не знает.

Бхарата в «Натьяшастре» выделяет 8 эмоциональных состояний, соответствующих сварам: Ма и Па — веселье и любовь; Са и Ри — героизм, гнев, изумление; Га, Ни — печаль; Дха — отвращение, страх. Таким образом, структура звукоряда определялась древнеиндийскими психофизиоакустическими представлениями, согласно которым для каждого из 22 шрути в организме есть свой канал (нади). Но может, все-таки число 22 определяет какие-то структуры в организме?

По-видимому, его можно соотнести с хромосомным набором. У человека общее число хромосом равно 46. Из них: две половые хромосомы — мужская (Y) и женская (X) — и 44 парных. Таким образом, хромосомный набор имеет следующую структуру: Y + X + 22 пары. Эти 22 пары присутствуют в любой клетке организма. Каждая клетка выполняет свою особую функцию, что и отличает ее от других, но имеется нечто общее, что объединяет все клетки в единый организм — это хромосомный набор. Именно хромосомы как бы «связывают» клетки воедино, что, видимо, можно уподобить каналам-нади. Каждая хромосома имеет специфическую форму и размеры, которые существенным образом определяют ее назначение. Если составить последовательность из 2 половых и 22 парных хромосом в зависимости от квадратного корня их относительной длины, то получившиеся пропорции окажутся весьма схожими с пропорциями звукоряда из 22 шрути, причем половые хромосомы встанут на место «толчковых» ступеней...

Если сравнить систему чакр со структурой «спирального» звукоряда, то можно обнаружить много интересного. Haпример гексанема звукоряда и порядок чакр начинаются с одного пункта (ср. рис. 5.5.4, рис. 5.6.2).

13-я гармоника задает развертку остальных гармоник, а что же её коррелят — чакра муладхара! В ней, по представлениям древних индийцев, находится Кундалини(букв. «свернутая кольцом») — некая нераскрытая творческая сила,которую йоги стремятся пробудить. Кундалини мыслилась в виде змеи, свернутой кольцом в три с половиной оборота. При пробуждении она распрямляется, на первом этапе проходя вверх по сушумне через все остальные чакры вплоть до аджны, что на схеме соответствует развертке гармоник от 13-й до 3-й. Затем следует перемещение «змеиной силы» в сахасрару, механизм которого (включающий несколько фаз) описывается по более сложным схемам.

Есть еще одна музыкально-математическая закономерность системы чакр. Рассмотрим развертку гармоник от 3-й до 13-й как некий звукоряд, заполненный четвертьтоновыми интервалами. Такой звукоряд составит чуть больше 2 октав, или приблизительно 50 четвертьтонов. Если условно считать четвертьтона некими метрическими единицами, то получится своеобразная «линейка», с помошью которой можно «измерить» всю систему чакр. Для этого на схеме человеческого тела следует отложить в логарифмическом масштабе 50 единиц этой «линейки» между муладхарой и аджной (см. рис. 5.6.1). При этом обнаружится, что промежуточные нечетные гармоники (f#, d, b, e) укажут расположение остальных чакр, причем в точности по корреляциям схемы на рис 5.6.2.

Музыка и фонетика в древней Индии рассматривались как явления одного порядка. Первые разработки математической теории музыки встречаются в сочинениях по фонетике и грамматике. Взаимное влияние фонетики и музыки прослеживается в теории и технических герминах. Так, например, «свара» — это и «звук» и «гласная», известно, что учение о чакрах определенным образом соотносилось с древнеиндийскими психолингвоакустическими учениями. Это видно хотя бы из факта корреляции лепестков чакр с буквами санскритского алфавита. Всего букв 50, и такое же количество лепестков имеют в сумме 6 чакр: 2 + 16 + 12 + 10 + 6 + 4 = 50. Если эти числовые значения отложить на линейке из 50 четвертьтонов, то они приблизительно укажут расстояния между чакрами (см. рис. 5.6.1; расстояние между аджной и вишудхой следует рассматривать как сумму их лепестков: 2 + 16 = 18)...
Карма 162
21.02.2008
да, в этом отрывке из книги упоминаются рисунки, но их, к сожалению нет...

я их даже не видела...
Alia  ж
Карма 344
22.02.2008
sahaj11
да, в этом отрывке из книги упоминаются рисунки, но их, к сожалению нет...

я их даже не видела...

sahaj11 зайдите в нашу библиотеку, если хотите посмотреть, выложила полную книгу В. Е. Еремеева "Чертеж антропокосмоса", с рисунками, таблицами и схемами.(1,2мб) Счас еще продолжение закину.

../biblioteka/25_1971_0.html
Карма 162
24.02.2008
спасибо, Alia :-)
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики