Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Мертвый Журнал › На мопеде вокруг Иссык-Куля

sisoff м
Карма 83
Ответить
20.08.2010
А почему бы и нет, подумал я, надо же обкатывать мопед. Тем более, что дальше с.Комсомол по северному побережью я никогда не забирался. А на южном берегу вообще был только один раз. Взял с собой набор ключей (пригодился), литр бензина (пригодился), плавки-шорты-полотенце (очень пригодились), надел куртку, шлем - и вперед!

Выехал в час дня. С таким намерением, что бы к вечеру быть на Иссык-Куле. Через 1,2 часа проехал Токмак, остановился в поселке попить воды на колонке и размяться. Еду не быстро – 50-60км/ч. Дорога началась широкая – ехать удобно. А вот перед Боомским ущельем сужается. Останавливаюсь подтянуть цепь и дать немного остыть мопедке перед подъемом. Один раз уже подтягивал, когда проехал 60км после покупки. Сейчас на одометре чуть за 300км. Отдыхаю и сам. После проезда 40-50 км начинает затекать зад, после 70-100км – просто деревенеет. Остановки необходимы. Кстати об остановках. На мопеде – одно удовольствие. Останавливается за 10 сек. Выходит на крейсерскую скорость секунд за 7. Поэтому нет проблем куда-то заехать или что-то сфотографировать. Да и остановиться по дороге можно практически в любом месте.

По дороге встречаются наплывы асфальта, ямы, вообще дорога не фонтан. Радует, что колеса большие, не скутерные, по такой дороге в самый раз. На передней корзинке замок сделан отвратно, на кочках открывается. Останавливаюсь, нахожу брошенный пакет, завязываю ее – теперь не откроется. Только заехал в ущелье – стало ощутимо холоднее – застегиваю куртку. В долине была жара.

Через 150км въезд в г.Балыкчи. На въезде памятник Семенову-Таньшанскому. Сколько проезжал на машине – всегда хотелось выйти посмотреть. Но как обычно – когда едем на ИК – хочется быстрее на озеро. Обратно – быстрее домой. Подъезжаю – гуляю у памятника. Перед этим пункт оплаты за экологию. Бравые ребята у шлагбаума не знают, сколько брать с меня денег. Ну-ка покажи-ка номера. Нету номеров... Ну, нету номера – значит нету денег – езжай бесплатно. В самом Балыкчи заправляюсь. Входит чуть больше 3л. Дома заправлял полный бак. 3л на 150км – очень не плохо. Рядом заправляется парень. Не верит, что на 3л. можно столько проехать. Наверное, у тебя бак не 3 литара, а четыре! В мои планы не входит его в чем-то убеждать, легко соглашаюсь на 4 литра. Километров через 15-20 должен быть поворот на «Маяк» - хочу остановиться там, слышал про них хорошие отзывы, надо посмотреть, может быть приехать туда семьей. Нахожу поворот, но туда ведет 2-3 км. грунтовки. А ну его, этот Маяк, не охота по грунтовке, поеду до Тамчи. Интересно, в поселке, практически в каждом доме сдаются комнаты. Есть частные мини пансионаты. Цены от 100-150сом до 600 за комнату с человека. Вообще, поселок за последние пару лет, когда я там был в последний раз, вырос раза в полтора по берегу. Заезжаем, 10 минут на осмотр железного коня, проверка затяжки гаек и всего прочего. Ничего не отвалилось. В сравнении со старым советским мопедостроением, китайское – на голову выше. Хотя, наверняка это просто копия какой-то известной модели. Ну, двигатель – 100% копия Honda Cub. По дороге устойчиво идет 70-80км/ч, дальше не разгонял - страшно. Заводится на горячую всегда с полпинка. На холодную – на подсосе и раза с третьего-пятого. Хоть ножкой, хоть электростартером. Механика с автоматическим сцеплением – тоже приятная вещь. Для города, наверное, вариатор приятнее, на трассе хорошо на механике. А в городе велосипед даже лучше. Кстати, пока ехал насчитал 4-х велотуристов. Двое в паре и двое одиночек. Переодеваюсь – и на озеро. Какой кайф – плаваю минут 10, пока не замерзаю. Потом еще разок. Погода хмурится – над озером дальше к югу мелькают молнии. Гуляю по поселку, кормлюсь в кафешке, делать больше нечего. Надо было книжку что-ли прихватить. Плюс одиночных поездок – полная независимость – едешь с той скоростью, которой хочешь, останавливаешься – где хочешь и на сколько сможешь. Минус – что делать вечерами в не самом шумном поселке в неудачный сезон. Да еще и дождик начал накрапывать. Поэтому отбой в 10 часов.

Просыпаюсь в 6 часов с копейками. Еще слишком рано, пытаюсь заснуть. Не хочется. Встаю и иду на озеро. Вчерашняя холодная вода по сравнению с сегодняшней температурой земли и воздуха – как парное молоко. Долго купаюсь. На удивление много людей на берегу. Правда, купающихся - я и еще три человека. Ну тогда в дорогу. В планах доехать до Чолпон-Аты, там в музей, поесть, отдохнуть и дальше ехать, что бы переночевать в Караколе. Дорога в 7 утра почти пуста, доезжаю за час. В самом городе – все еще закрыто. На улицах дворники и таксисты. Поеду дальше – нравится. Около часа до того места, которое я люблю – здесь горы подходят к самому озеру и дорога делает плавный изгиб между ними. Останавливаюсь, любуюсь пейзажем. Еще полчаса – вот спуск к реке, до которого я как-то доезжал на велосипеде. Дольше я еще по этой дороге не ездил. Пейзаж изменился – стал более зеленым. Вчерашние три капли в Бостери, здесь прошли хорошим дождем, на обочинах лужи. Дорога уходит все дальше от озера, появляются большие поля. Люди с косами и вилами. Проехали конные грабли – надо же, они еще используются. Обгоняю очередную вереницу из трех комбайнов. Интересна реакция местного населения. Вот в зеркале заднего вида показалась машина – быстро приближается. Беру чуть правее, уступаю дорогу. Он не торопится. Некоторое время едет чуть сзади, разглядывает. Я и сам себе нравлюсь. На блестящем мопеде в новой красной куртке с обилием наклеек и заклепок, в таком же ярком и тонированном шлеме. Потом он газует и поехал дальше. Встречные мальчишки поднимают руку в знак приветствия – киваю в ответ. На остановках подбегают, разглядывают. По-русски почти не говорят. Моего знания киргизского хватает спросить как его зовут, как дела, сколько ему лет и т.п. Одного прокатил метров 100 – для него это целое событие. А дорога все удаляется от озера и вот оно совсем пропадает. На последок фотографирую «ту» оконечность озера. Ехать стало как-то скучнее, что ли. Как будто ты ехал вместе с другом, разговаривали, а ему нужно сойти на половине дороги. Вроде бы ничего и не поменялось, но его не хватает.
Боом - в переводе с киргизского - тропинка над рекой. Поэтому и ущелье Боомское или просто Боом.
Боом - в переводе с киргизского - тропинка над рекой. Поэтому и ущелье Боомское или просто Боом.
Железные - тоже дороги.
Железные - тоже дороги.
Народное творчество? Размерчик впечатляет - в полгоры.
Народное творчество? Размерчик впечатляет - в полгоры.
П.П, Семенов-Тян-Шанский
П.П, Семенов-Тян-Шанский
Ну а этот конь - мой. Железный, но тоже очень красивый
Ну а этот конь - мой. Железный, но тоже очень красивый
Глинобитное строение
Глинобитное строение
Монументальное поселковое творение. Издалека я думал, что какая-то башня возвышается над поселком.
Монументальное поселковое творение. Издалека я думал, что какая-то башня возвышается над поселком.
Между горами и озером поместилась только дорога.
Между горами и озером поместилась только дорога.
Там же. Озеро в этом месте какого-то ярко-синего цвета. Вообще место из разряда любимых.
Там же. Озеро в этом месте какого-то ярко-синего цвета. Вообще место из разряда любимых.
Moony м
Карма 4747
Ответить
20.08.2010
Классно! А как обстановка сейчас в Киргизии?
Карма 1422
Ответить
20.08.2010
А на соленое озеро не завернули? Там классно: берег

Иссык - Куля и берег соленого озера разделены песчаной красивой косой
sisoff м
Карма 83
Ответить
20.08.2010
Обстановка - в целом хорошая. Как бы с виду все так же, ничего не изменилось. ИК все эти события вообще не коснулись. Но нужно помнить о том, что на руках у людей достаточно много оружия. Есть те, кто успел хватить "вольницы", хочется пограбить магазины, попить вволю водки, поорать толпой по улицам. Власть пока слишком слаба. У меня там много знакомых и друзей и зачастую они в виде народной дружины значат и решают больше, чем регулярная милиция. В общем, как и в любом обществе есть созидатели, которые рады каждому новому гостю, постояльцу или посетителю кафе. Тем более, что сезон в этом году провальный. А есть шара-бара, к которым бесполезно подъезжать даже просто спросить дорогу. И если общение с первыми перевешивает (как правило), то впечатления от ИК останутся хорошими. Но и вторые могут все испортить. За последний месяц был там два раза. Оба раза остался доволен.

Соленое озеро будет чуть дальше, но забегая вперед скажу, что не заворчивал. "Обычный" И-К мне как-то ближе что ли. Тем более, что в окресностях этого соленого озера он достаточно пустынный. И красивый этой диковатой красотой. Вообще завернуть можно и нужно было много куда. Очень красиво так же в Джеты-Огузе. Вообще в окресностях Каракола. Хорошая и живописная дорога на Кумтор. Но я живу и так практически у гор, мне хотелось немного другого.
Карма 209
Ответить
20.08.2010
Как интересно!

А Каракол раньше назывался Пржевальском?
Карма 1422
Ответить
20.08.2010
sagarmatcha

да, Каракол был Прежевальском, а Балыкчи- Рыбачьим
sisoff м
Карма 83
Ответить
20.08.2010
Прошло всего каких-то 15-20 лет, а старые названия местным населением уже не воспринимаются. Даже пожилыми людьми. Я тоже иногда сбивался и на вопрос куда еду говорил в Прежевальск, а не Каракол. Видя удивленные глаза, поправлялся, все становилось на свои места. К слову о переименованиях. Нанешняя столица Бишкек, будучи Фрунзе, похоже была не единственным населенным пунктом в Киргизии с таким названием. Вот еще один поселок Фрунзе по дороге.

В киргизском языке нет слов с буквой Ф. По детсву хорошо помню, что старикам выговорить Фрунзе - была целая проблема. Чаще он был Прунзе или Брунзе.
sisoff м
Карма 83
Ответить
21.08.2010
Указатель уровня топлива говорит, что надо поискать заправку. Километровые столбы здесь живут какой-то своей жизнью, то на протяжении десяти километров нет ни одного. То идут один за другим. Мне нужно посмотреть, сколько осталось до Каракола, дотяну ли. О, есть еще один – с цифрой 46 на обратной стороне. С учетом литра в заначке, топлива точно хватит. Когда стрелка почти совсем на нуле, показался Тюп. И сразу две заправки при въезде. Там где подешевле – очередь из 3-4 машин. На второй – свободно. Заезжаю. При моем мизерном баке, разница в цене совсем не ощущается. Опять входит 3л.

После Тюпа машин стало прилично больше, кажется Каракол не такой маленький город, как Балыкчи или Чолпон-Ата. Время 11 часов, проехал сегодня 180км. Заезжаю в центр и оказываюсь в гуще городской жизни – тут даже есть светофоры и они работают. Вовсю снуют давно забытые в городе Москвичи и старые Жигули. Мотоциклы Урал с колясками. Бричка с запряженным ишачком. Шумно, пыльно, колдобистая дорога. Из переулка вылетает желтый Жигуль, я оттормаживаюсь. Б-р-р, хочу на волю. Спрашиваю женщину, как проехать к озеру. К озеру? Это вам далеко – в Михайловку или на пристань надо. Такого оборота я не ожидал. Почему-то я думал, что Каракол расположен на берегу. Еще Прежевальский писал: «Когда я умру, похороните меня на берегу Иссык-Куля». Его могила и памятник где-то здесь. В планах было найти его музей. Но местные жители на вопрос о музее только пожимают плечами. Базар – покажет любой, а вот с музеем сложности. Какой-то таксист на светофоре – «Нужен музей? Деревянный музей?». Да, пойдет и деревянный, если что там уже подскажут. Вот здесь за углом направо. Проехал, вернулся, еще раз проехал. Не нашел. Библиотеку, правда, нашел. И площадь. Ладно, вначале пообедаю. Или позавтракаю? В общем поем.

Будучи в Караколе, надо обязательно попробовать каракольского ашлямфу. Насколько я знаю, это дунганское блюдо. В Казахстане его не готовят. Ну, мне, по крайней мере, не попадалось. В Киргизии готовят просто ашлямфу и ашлямфу по-каракольски. В чем именно отличие - я точно не знаю. Когда-то давно повар говорил, что секрет караколького ашлямфу, в специальном уксусе, который готовят дунгане той местности. Сам уксус можно купить и на Каракольском базаре. Блюдо подается холодным. Чем-то напоминает корейское кукси. Кисло-острый соус, лапша, овощи, кусочки прозрачного крахмала. Бывает с мясом и без. В общем, думаю я на эту тему и вижу вывеску с аналогичной надписью. Останавливаюсь. Обычная придорожная кафешка. Даже, возможно, забегаловка. По опыту – именно в таких забегаловках есть риск нарваться на вкусное блюдо. Ну, можно еще и на пищевое отравление. Желудок у меня переваривает гвозди, при элементарных правилах гигиены все нормально. Индия – тому доказательством. В подобной кафешке где-то за Карагандой я когда-то поел самого вкусного в жизни мяса по-казахски. А за Учаралом – чай с молоком хотелось сидеть и пить часами. Когда гнал машину из Германии, в России, где-то в районе Рязани есть деревенька, состоящая почти из одних придорожных столовых. Там я ел самый вкусный борщ. Ну да я отвлекся. Ашлямфу есть? Да, есть. А что еще есть? Больше ничего. Ну, если хотите, пирожков могу пожарить. Специализация – только ашлямфу. Ну ладно, давайте. Сколько стоит? 15сом. Офигеть! Эти слишком дешево даже для Киргизии. Даже бутылка воды стоит дороже. Давайте. Понравилось. Заказываю еще порцию.

Полдень. Решаю ехать дальше. В городе мне не нравится. Думаю найти местечко потише на берегу и остановиться на отдых уже там. Выехать из города не сложно, еще бы дороги получше. Проезжаю километров двадцать и вдалеке начинает мелькать озеро. Сразу становится веселее.

Еще через полчаса чувствую, что устал, надо сделать хорошую длинную остановку на берегу. Тем более, что и берег уже достаточно приблизился к дороге. Обогнал еще одного велотуриста. Велосипед груженый, но темп у него не плохой. Вправо уходит грунтовка, по которой несколько человек идут явно на пляж. Сворачиваю, паркуюсь прямо у озера. На километры вокруг – почти пустое побережье. Рядом компания, чуть поодаль еще одна и больше никого. Залезаю в воду- кайф!
Карма 1422
Ответить
21.08.2010
sisoff
Полупустынное южное побережье

Клаас!! По сравнению с заселённым северным берегом!
sisoff м
Карма 83
Ответить
24.08.2010
Наплававшись и нанырявшись, иду осматривать окрестности. Берег метров на 200 от озера зарос крупной и спелой облепихой. То ли еще не сезон, то ли просто здесь ее никто не собирает. Припекает. Снова лезу в воду. Вообще температура воздуха не высокая – еду в застегнутой куртке, местами даже прохладно. А вот сидя на солнце – жарко даже голышом. Купаюсь еще. Почему южный берег не так заселен – камни при входе в воду. При чем такие округлые, вылизанные морем и скользкие. Расчищаю тропинку для входа. На берегу вырастает небольшая пирамидка обозначающая фарватер для следующих ныряльщиков. Осматриваю дырчик. Оба-на! На выхлопной трубе появилась трещина. Почему? Оказалось, что братья-китайцы сэкономили одну контргайку на шпильке заднего маятника. Поэтому на кочках, когда вместе с колесом маятник ходит вверх-вниз, шпилька постепенно выкручивается в ту сторону, где нет контргайки. Крепление выхлопной сместилось под маятник и на сильных колдобинах маятник по касательной, но все равно бьет ей по голове. Ключи пригодились второй раз. Но сюда бы еще гаечку на 12. Или хотя бы шайбу. На берегу нет даже проволки – эх, дикость-то какая! Дикость-дикостью, но вездесущего пластика полно даже здесь.

Вот интересно, года два назад стали бороться с засильем пластика в одной отдельно взятой семье. Я не думал, что это - на самом деле борьба. Вот продавщица взвешивает сыр, укладывает его в один пакет. А потом дает еще один – с ручками. Вам же удобно будет нести. Мне не надо – я с рюкзаком. Берите-берите – мне не жалко. Да не в этом дело, потом эти пакеты мне не нужны - будут валяться на мусорке, а оттуда ветром по всей степи и вдоль дорог. Вроде понимает. Через полмесяца оказываюсь у нее же. Та же самая картина. Когда отказываюсь от пакетов, даже обижается. А я думал, она все поняла и теперь не только мне, но и остальным перестанет каждый кусочек заворачивать в отдельный мешочек «и еще один с ручками – так удобнее». Зачем, что бы съездить на природу, покупать комплект одноразовой посуды? Собираемся с друзьями - давайте возьмем обычную, которой пользуемся ежедневно. Ее же придется мыть. И вдруг в дороге что-то разобьется? Ну ладно, это же не бабушкин сервиз, переживете. Опять непонимание. Может пора вести широкомасштабную разъяснительную борьбу с привлечением прессы и других масс-медиа? Пару-тройку лет назад был в России. Там было по другому. Нужен пакетик для продуктов – давай еще 5 руб. Думал, вот аферисты, жалко дать в нагрузку рублевого пакета. У нас не только в супермаркетах, любой лавочник не спрашивая тебя, заворачивает покупку в пакет. А сейчас думаю – так и надо. Пишу и с улыбкой вспоминаю, как вроде бы не очень давно мы стирали пластиковые пакеты. Потом они сохли на веревочках. И такая картина была почти во всех квартирах. Унесло опять меня с Иссык-Куля.

В общем, собрал я все как было и поехал дальше. Понимаю, что маятник на больших колдобинах будет лупасить по выхлопной, но все равно ее уже варить. Даже если отломится (надеюсь что доеду так), переложу ее в рюкзак. Но теперь на кочках я не привстаю на подножках, оберегая собственный зад, наоборот, прижимаю заднее колесо к дороге. Дороги местами хорошие, а местами просто швах. В этом отношении северное побережье более предсказуемое. Но здесь красивые бухты не застроены санаториями и пансионатами, ими можно любоваться прямо с дороги. Виды-видами, но я сегодня с семи утра в дороге, проехал почти 300км, деревенеет зад и затекают плечи. Где же военный госпиталь и Тамга? С этими мыслями подъезжаю с знакомым местам. О, это же Каджи-Сай! Вот это я дал маху. Я теперь на противоположном берегу - напротив того места, откуда выехал утром. Значит Тамгу проскочил час-полтора назад. Буду устраиваться на отдых. Как говорил Костя, наступает самая приятная часть мотопутешествия – «жратки и спатки».
Дорога делает почти замкнутую петлю вокруг бухты.
Дорога делает почти замкнутую петлю вокруг бухты.
Южное побережье
Южное побережье
А вот это культовое сооружение меня поставило в тупик. Табличек и описаний я не обнаружил. А кричать людям за решеткой я постеснялся.
А вот это культовое сооружение меня поставило в тупик. Табличек и описаний я не обнаружил. А кричать людям за решеткой я постеснялся.
Там же. Стройными рядами - каркасные юрты из железобетона.
Там же. Стройными рядами - каркасные юрты из железобетона.
А на обратной стороне - огромное пано. Не Бородинская битва, но все равно, впечатляет.
А на обратной стороне - огромное пано. Не Бородинская битва, но все равно, впечатляет.
Вот-покрупнее. Судя по тому, что справа горящий Белый дом со снайперами на крыше, завязанная в узел змеюка символизирует революционную ситуацию.
Вот-покрупнее. Судя по тому, что справа горящий Белый дом со снайперами на крыше, завязанная в узел змеюка символизирует революционную ситуацию.
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Новостях