Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Россия и экс-СССР › Священнослужители проводят лекции для преподавателей "Основ религиозных культур"

Vadgr м
Карма 27
Ответить
13.03.2010
Уже в апреле 222 калмыцких преподавателя наряду с преподавателями других 18-ти регионов России встретятся со своими учениками в новой ипостаси - они предпримут попытку воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Как известно, Министерство образования и науки РФ подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах РФ комплексного учебного курса, во исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева.

На основе нового закона в течение марта учителя Калмыкии, принимающие участие в образовательном эксперименте, в рамках курсов повышения квалификации будут получать знания от священнослужителей основных конфессий, представленных в республике. Как отметила Ректор Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО) Лилия Мунчинова, «педагоги возьмут на себя ответственность способствовать нравственному развитию человека на основе культурной силы религий».

9 марта в Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» доктор буддийской философии Геше Джампа прочел лекцию о Четырех благородных истинах для первого потока будущих преподавателей «Основ буддийской культуры». Как сообщил помощник Шаджин-ламы Калмыкии Хонгр Эльбиков, разъяснения по методике преподавания данного урока даются в соответствии с классической философской традицией известнейшего буддийского монастыря Дрепунг Гоманг, выпускником которого является Геше.

По словам наставника, Четыре благородные истины можно назвать блоком учений, включающим в себя ряд тем, которые просили раскрыть учителя, такие как Великое Освобождение, а также понятия Нирваны, Благородного восьмеричного пути и другие.

«Четыре благородные истины, включающие в себя 1) понятие о страдании, 2) понятие о корне страданий, 3) понятие о пресечении страданий, 4) понятие о пути, ведущем к прекращению страданий, можно разделить на две части, - сказал Учитель, давая объяснения по системе Его Святейшества Далай-ламы. - По принципу «плод - причина, плод - причина» в первую входят первые две истины, во вторую - две последующие. Вначале мы констатируем или признаем сам факт наличия страданий, затем ищем - в первом случае их причину, во втором - средства избавления».

Буддизм говорит о том, что весь мир наполнен страданиями - принимая это как истину, мы приходим к пониманию, что причина страданий кроется в трех ядах - гневе, привязанности и неведении. Третья, констатирующая, истина гласит: способ избавления существует, а четвертая предлагает путь, с помощью которого живые существа достигают неизменного счастья.

По словам Геше, понятие счастья в буддизме отлично от традиционного, так как основано на отсутствии даже малейшего чувства неудовлетворения. Оно как раз и связано с понятием Пробуждения или Освобождения от ядов (омрачений, негативных эмоций).

Под запись буддийский Учитель дал школьным педагогам знания о существовании трех видов страданий и двух видов счастья. «Просветление - это абсолютное счастье, относительное же в свою очередь является оборотной стороной трех видов страданий, зависящих от трех типов кармы - на уровне тела, речи и ума, и другой типологии кармы - положительной, отрицательной и нейтральной, - отметил Геше. - Мы можем полностью вычистить сознание от эмоций - клеш, так как они не есть наша природа, они не часть нашего ума, ведь если бы, например, гнев был качеством нашего ума, но мы бы всегда пребывали в гневном состоянии. Буддисты говорят, что изменение ума - самый действенный путь к счастью».

Наставления по Четырем благородным истинам Будда Шакьямуни даровал своим последователям в городе Варанаси при Первом повороте Колеса Учения после того, как достиг полного Просветления.

По сообщению Лилии Мунчиновой, темы «Будда и его учение», «Буддийская картина мира», «Буддийский священный канон», «Введение в буддийскую духовную традицию, культуру и религию», «Добро и зло. Нравственность и безнравственность», «Любовь к человеку и ценность человеческой жизни» войдут в предметный курс для учащихся 4-ых классов. Пятиклассникам предстоит освоить более серьезные темы, такие как «Буддизм в России», «Основы буддийского учения и этики», «Праздники буддийской культуры», «Священные буддийские сооружения» и другие.

Работники образовательных учреждений признают, что вооружить достаточными знаниями преподавателей дисциплин, имеющих религиозный уклон, могут только священнослужители.

«Не случайно Правительство РФ выбрало Калмыкию для апробации экспериментального образовательного проекта, - говорит начальник управления по надзору и контролю в сфере образования по РК Ирина Кавкишева. - Это, прежде всего, признание мирных и гармоничных отношений между проживающими в республике более 90 национальностями разных вероисповеданий; помимо этого это признание приоритета образовательной сферы в нашем регионе, где накоплен немалый опыт в реализации курсов культурологической направленности».

Многие исполнители проекта высказали слова благодарности представителям буддийского, православного, мусульманского, иудейского духовенства за помощь в процессе подготовки нового предметного курса. Было отмечено, что без их глубоких познаний и философских взглядов на темы духовного воспитания, их чувства ответственности за удачное осуществление проекта обойтись просто невозможно. Именно священнослужители могут научить светских педагогов говорить о сложных явлениях на языке, понятном каждому ребенку.

«Данное нововведение - это веление и требование времени, - сказала в своем выступлении Лилия Мунчинова. - Когда мы были школьниками, нам внушалось, что религия - это пережиток прошлого, орудие господствующего класса для поддержания своего главенства. В нашу эпоху эта установка потерпела крах».

«Этот эксперимент будет особым для нашей страны, потому что именно религия способна дать растущему человеку системное видение жизни, чего не доставало советской образовательной системе», - отметил секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии отец Алексей, продолжая мысль Лилии Демьяновны.

Настоятель хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг, зачитывая приветствие от имени Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, заметил, что наставления Геше Джампы - это продолжение обучающей программы, начатой личным переводчиком Далай-ламы, директором Библиотеки тибетских трудов и архивов Геше Лхакдором. «Буддийская община республики всегда готова привлекать опытных буддийских учителей, в силах которых оказывать необходимое содействие светским учреждениям для повышения уровня образования», - заявил он.

Для стажирующихся в новом предметном курсе педагогов была проведена экскурсия по всем уровням хурула - самого крупного в Европе буддийского храма.

http://khurul.ru/?p=3277
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Наши группы
Случайные топики