Россия и экс-СССР › Мумия расскажет о происхождении якутов

8.08.2006
«Газете.Ru» удалось выяснить подробности обнаружения уникальной находки, сделанной в Якутии археологами. Захороненная отдельно от соплеменников молодая шаманка прекрасно сохранилась, и сейчас её перевезли в Якутск для подробного анализа. Учёные хотят с её помощью выяснить, откуда взялись якуты.

«Газете.Ru» удалось выяснить подробности обнаружения уникальной находки, сделанной в Якутии археологами. Мумию обнаружили около деревни Болтонго Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия), сообщили «Газете.Ru» коллеги из информационного агентства ЯСИА со ссылкой на учёных. Находку сделала в августе 2005 года совместная российско-французская экспедиция. С российской стороны ее представляет Якутский госуниверситет, с французской – университет Сабатье в Тулузе. Цель многолетней экспедиции – попытаться прояснить этногенез якутского народа посредством анализа ДНК.

«Для исследования мумии в Якутию приехала делегация в составе 20 человек, – рассказывает один из руководителей экспедиции, профессор, преподаватель университета им. П. Сабатье в Тулузе Эрик Крубези (с российской стороны руководит работами ректор ЯГУ Анатолий Алексеев). – В нее входят генетики, археологи, антропологи, географы, художники, реставраторы, судмедэксперты, съемочная группа и два студента из Страсбурга и Парижа. Один из них написал дипломную работу по итогам этой экспедиции и недавно уехал во Францию. Другая учится на реставратора. Сейчас ей представилась уникальная возможность проверить свои знания и умения на практике».

Этой могилой археологи заинтересовались по нескольким причинам. Как и остальных покойников, женщину захоронили в гробу, который состоял из двух выдолбленных полустволов лиственницы, выложенных изнутри березовой корой. Она одета в великолепный кафтан, отделанный по краю бирюзовым, белым и черным жемчугом китайского происхождения; на голове у нее шелковый убор, что тоже не является чем-то исключительным.

Но могила женщины находилась отдельно от остальных. Возможно, из-за особенностей почвы в данном месте тело не сгнило, а высохло, и получившаяся мумия оказалась в исключительно сохранном состоянии по сравнению с останками, найденными в шестидесяти других могилах.

Остальные детали также показались странными. Во-первых, в отличие от остальных могил, отсутствовал саван. Во-вторых, ремень, понадобившийся для переноса тела в могилу, там же и остался, будто ее хоронили наспех и никто ни в коем случае не хотел до нее дотрагиваться. В-третьих, рукава были зашиты, не давая рукам высвободиться.

По первоначальному предположению археологов, они обнаружили могилу шаманки.

Правда, в прошлом году мумию пришлось снова захоронить из-за недостатка времени для анализа. В этом году Крубези с командой вернулись для изучения якутки. Из Чурапчи до Якутска, следуя всем правилам транспортировки, мумию привезли на вертолете.

Пока ученым удалось установить, что это молодая женщина, захоронение датируется примерно XVII веком. Цель Эрика и его команды – установить причины смерти, перенесенные заболевания, образ жизни, чем питалась.

Как полагает Крубези, тщательный анализ ДНК умершей может многое рассказать о происхождении якутов.

«Якуты говорят на языке, похожем на смесь старотурецкого и монгольского. У них большая устная традиция, в которой присутствуют в том числе песни о слиянии монгольских племен и народов, пришедших из Средней Азии. Изучение древней ДНК позволит судить о верности этой гипотезы. Мы сможем также сравнить результаты с характеристиками нынешних жителей, чтобы иметь динамическое представление о населении в этом регионе и тем самым расшифровать все, что происходило с XIV века, даты самых древних могил, которые мы раскопали», – рассказывал ученый.

После тщательного изучения из уважения к якутским обычаям мумию отвезут обратно и захоронят.

www.gazeta.ru