Путеводитель Форум Блог Новости   Реклaма

Тибет › Революция в тибетском буддизме

Карма 406
Ответить
6.02.2015
Как-то совершенно незаметно для всего остального мира в, пожалуй, самой динамичной и развивающейся современной религии — тибетском буддизме — происходят революционные изменения. 24 января 2015 года глава школы Кагью Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин.

Не секрет, что ни в одной мировой религии у женщин нет равных прав с мужчинами (если не считать отдельные секты и ереси). Где-то женщинам полегче, где-то совсем тяжко (как, например, в исламе), но многовековое половое неравенство в полной степени проявляется и в религиозной сфере.

В разных традициях буддизма у женщин есть разные возможности продвижения по религиозному пути. Так в буддизме Тхеравады женщины не могут быть монахинями. И когда в Таиланде туристы порой называют монахинями женщин в белых одеждах, которых они видят в монастырях, то они ошибаются. Полноценное монашество в Таиланде возможно только для мужчин. А женщины в белых одеждах — это мэйчи – мирянки, имеющие особый статус, ведущие практически монашеский образ жизни.

В тибетском буддизме у женщин и раньше было больше прав и возможностей. А в последнее время происходят прямо-таки тектонические сдвиги. Причем они начались задолго до заявления Кармапы XVII. И судить о них можно было и раньше по некоторым другим изменениям.

Например, если раньше тибетские женские монастыри были только в школе Гелугпа, то теперь они есть и в школе Сакья.

Или если раньше высшие ученые степени в тибетском духовенстве могли получить только мужчины, то в 2011 году титул геше (монашеская ученая степень — соответствует западной «доктор философии») получила Келсанг Вангмо (немка по рождению!) и сейчас его готовятся получить еще несколько монашек.

Но нынешнее заявление Кармапы, уже поддержанное Далай ламой, на мой взгляд, может иметь самые серьезные последствия и, эти последствия, опять же, на мой взгляд, будут благими. Как минимум, тибетский буддизм будет просто обречен на большую популярность в Европе и Америке (а она и сейчас не маленькая). Но вполне вероятно и то, что именно в рамках тибетского буддизма будут даны ответы (или намеки) на вопросы, стоящие перед всей человеческой цивилизацией. И если уж совсем помечтать, то одна из вероятностей — это обратное превращение религии в духовное учение, чего пока еще в истории человечества не происходило.

Предположу, что уже в ближайшие годы последует возрождение тибетских женских монастырей. Слово «возрождение», наверное, здесь не совсем уместно. Скорее, следует говорить о появлении новых женских монастырей (в том числе, не только в традициях Гелугпы и Сакья, но и в других) и о том, что уже существующим будет уделяться больше внимания.

И у живущих в совсем уж суровых условиях монашек из женских тибетских монастырей в высокогорной долине Спити (в Индийских Гималаях) появятся новые возможности. Не только в плане улучшения быта, но и в плане личного развития в духовной и образовательной сфере, которое может привести, например, к получению степени геше, о чем раньше можно было только мечтать.

Оригинал материала здесь: http://www.vostokolyub.ru/lyubimyie-mesta/gimalai/ revolyutsionnyie-izmeneniya-v-tibetskom-buddizme.h tm
Moony м
Карма 4739
Ответить
6.02.2015
Та ветвь, которую возглавляет этот китайский ставленник, и есть одна из сект внутри тибетского буддизма, но никак не весь тибетский буддизм. Даже внутри школы Кагью его признают не все — есть еще один 17-й кармапа. Как, в общем, и Далаи-лама не есть лидер всего тибетского буддизма, а только школы Гелук. Это распространенное заблуждение.
_newra ж
Карма 128
Ответить
6.02.2015
Moony
Та ветвь, которую возглавляет этот китайский ставленник, и есть одна из сект внутри тибетского буддизма

Он что-то плохое заявил?
Moony м
Карма 4739
Ответить
6.02.2015
_newra

Я о том, что завления лидера одного из ответвлений внутри одной из школ тибетского буддизма в этой статье подаются как нечто, касающееся всего тибетского буддизма.
Moony м
Карма 4739
Ответить
6.02.2015
Насчет хорошо это или плохо — я не вижу ничего хорошего в монашестве для женщин, да и для мужчин, но это уже мое сугубо личное мнение, пусть оно вас не волнует.
Карма 406
Ответить
6.02.2015
Что-то мне сообщения об ответах не приходят :)

По поводу китайского ставленника - все неоднозначно.

По поводу сект - тем более. Пять основных школ (включая бон) и кагью среди них - одна из ведущих. Кроме того, полная поддержка со стороны Далай ламы (что странно для китайского ставленника :) ).

Второй Кармапа, кстати, в большей степени популярен у европейцев, чем у тибетцев. Но там история очень уж темная.

На мой взгляд, это событие, которое пока оценить трудно. Я встречался с Кармапой и некоторые выводы делаю на основе личного восприятия этой фигуры. И кроме некоторых фактов в данной новости только мое личное мнение. А как оно будет? Поживем - увидим.
Карма 154
Ответить
6.02.2015
Я понимаю, что одни называют сектантом китайского ставленника, а ЕСДЛ называет сектантом Ламу Оле, это все политика, но! по-моему лучше два Кармапы, чем ни одного.

Согласен с Мифологом, время все расставит по своим местам.
Карма 25
Ответить
6.02.2015
я слышал в буддизме уже всяких богов напридумывали...это правда?)
Карма 406
Ответить
7.02.2015
Богов в буддизме не придумывали, взяли тех, что были. Причем 2557 лет назад.

И я не стал бы называть сектами крупнейшие традиции тибетского буддизма. Это то же самое, что сказать - православие, католичество, протестантизм - секты христианства. Сходства и различия традиций тибетского буддизма очень кратко и хорошо описывает Берзин: http://dazan.spb.ru/buddhism/schools/520/

По поводу Далай ламы. То, что он возглавляет одну (саму крупную) школу, а не всех буддистов - это известно всем, кто имеет самое малое представление о буддизме и не задает вопросов о придуманных богах. Но де-факто в настоящее время он является духовным лидером всего тибетского народа. Я был в очень многих тибетских монастырях всех основных традиций. Везде (в том числе и у бон) на самом почетном месте - фото Далай ламы. И только сбоку от него - фото иерарха данной традиции. И если вы пообщаетесь с простыми тибетцами, то увидите ту же самую картину - Далай лама - лидер для всех жителей Тибета. Или для почти всех :)
Карма 406
Ответить
7.02.2015
Кстати, по поводу двух кармап есть версия, что 16-й Кармапа перевоплотился сразу в двух людях :) и поэтому и тот, и другой носят этот титул вполне оправданно.
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать.
Случайные топики