Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Религии Индии › Кашмирские легенды о Христе

Карма 8
11.05.2007
Кашмирские легенды о Христе

(Л.В. Митрохин, журнал «НиР» № 5 1990г.)


В Индии существует «своя» христология. Некоторые индуисты считают «Сына Человеческого» (Иисуса) – «аватарой» Вишну, подобно Раме, Кришне или Чайтанье. Другие почитают его просто как учителя морали, чьё самопожертвование вдохновляет и сегодня. И в то же время распятие и смерть Иисуса воспринимаются индуистами – в контексте традиционных представлений о бесконечных перевоплощениях живого существа – совершенно иначе, чем христианами.

«Только тогда, когда найдётся «теологическое место» Христа внутри систем индуизма, подобно тому, как это сделали греческие отцы церкви в своей системе, имя Христа приобретает смысл для индуиста. До тех пор, пока «Христос» всего лишь имя, христианство будет всего-навсего одной из многих сект. Всё, что мы должны сделать, это выразить Христа в индийских терминах, как живое соотношение каждого с Вечным», - писал религиовед Р.Панникер в своём исследовании «Неизвестный Христос индуизма» (Лондон, 1964г.).

«Брахмавидья», или знание Брахмы, является высшей целью индуистского теолога. «Криставидья» (знание Христа), видимо, должно исполнить ту же роль, что и «Брахмавидья», считают индийские христианские теологи.

Один из них, Самаратха, утверждал, что настал этап богословского диалога между христианством и индуизмом.

Если на Западе говорят о «послехристианской эре», то в Индии, по мнению Самаратхи, христианская эра ещё не наступила. Необходимо, считает он, применить индуистскую концепцию «аватары» для интерпретации личности Иисуса Христа. Согласно этой концепции, «аватара» является в мир, чтобы восстановить нарушенную гармонию.

Неудивительно, что таким теоретическим поискам места Иисуса Христа в индуистском пантеоне, сопутствует появление новых сочинений о его пребывании в Индии. Такова книга историка Фиды Хассанаина, директора департамента археологических исследований штата Джамму и Кашмир. Название её весьма обязывает – «Пятое Евангелие». В этой работе представлены новые доказательства того, что основатель христианства провёл юность в Индии и вернулся туда после Голгофы.

Автор утверждает, что Иисус Христос умер в городе Сринагаре, где и погребено его тело. По выкладкам Хассанаина, в действительности он (Христос) родился за семь лет до условно принятой даты «Рождества Христова», то есть в 7 году до н.э., и 17 июня, а не 25 декабря, как принято считать. При этом он ссылается на самые различные индийские источники: легенды, сказания, древние рукописи. Например, в санскритской рукописи «Бхавишья Махапурана», которую Ф.Хассанаин датирует 115 годом, есть такой эпизод. Кашмирский царь Шалияхан, правивший в 39-50-е годы, путешествуя встретил вблизи небольшого селения (в18 километрах от современного Сринагара), светлокожего человека в белоснежных одеяниях. На вопрос, кто он таков, тот ответил: «Я известен как Сын Божий, рождённый от Девственницы». И рассказал, что «пострадал от рук неправедных людей» за проповедь служения Богу.

Ф.Хассанаин утверждает, что Иисус Христос похоронен в Ханьяре, одном из районов Сринагара, в гробнице «Розабал». Однако, когда несколько экспертов из ФРГ, Великобритании и Израиля приехали в Кашмирскую долину, чтобы обследовать гробницу, им было отказано в осмотре. Последнюю попытку исследовать это место предприняли западногерманские археологи в 1987г. Но мусульманские смотрители гробницы, которые утверждают, что происходят по прямой генеалогической ветви от Иисуса Христа, категорически воспрепятствовали этому. Погребение «Розабала» продолжает хранить свои тайны.

Ф. Хассанаин имеет также свою версию юности Иисуса. Опираясь на упоминание в Евангелии от Луки того, что Сын Божий до своего появления в уже зрелом возрасте в Иерусалиме «был в пустыне», кашмирский историк считает, что Иисус в тринадцатилетнем возрасте тайно покинул родителей и с иудейскими купцами совершил путешествие в Индию с целью «стать совершенным в божественном слове». Почти 16 лет он провёл в Гималаях. Эта информация, как утверждает индийский историк, почерпнута им из тибетских рукописей, которые видел в 1925 году Николай Рерих в тибетском монастыре.

В доказательство кашмирского этапа жизни Иисуса Христа Ф. Хассанаин приводит ещё одно древнее сказание. В старинной (опять таки по данным автора) индуистской сутре «Натха Намавали» имеется своеобразная версия воскресения Иисуса, именуемого здесь Иша Натха.

Вот содержание этого отрывка.

Иша Натха пришёл в Индию в возрасте 14 лет. После этого он возвратился в свою страну и начал проповедовать. Вскоре, однако, жестокие и алчные люди устроили против него заговор и предали его распятию. Распятый Иша Натха впал в состояние самадхи с помощью йоги. Увидев это, все посчитали, что он умер. И именно в этот момент одному из его гуру, великому Читану Натху, который находился в глубокой медитации в Гималаях, явилось видение пыток, совершаемых над Иша Натхом. Тогда Читан Натх сделал его тело легче воздуха, и оно пролетело над землёй Израиля. День прибытия тела Иша в Гималаи ознаменовался громом и молнией, а великий гуру Читан Натх взял тело Иша Натха и вывел его из состояния самадхи, после чего самолично отвёл Иша в священную землю Ариев. Иша Натха поселился там, создав в отрогах Гималаев свой ашрам.

Впрочем, Ф. Хассанаин приводит и другую версию воскресения Иисуса Христа.

Последователи Иисуса, сняв тело с креста, завернули его в чистую ткань и положили в новую гробницу, которая находилась в саду, близко от места распятия. Никодим и другие верные люди принесли миро и алоэ и приготовили целебную мазь, которой умастили его тело. Автор особо подчёркивает, что среди готовивших снадобье были ессеи – знатоки лекарственных растений и корений. В полночь Никодим и другие обнаружили, что Иисус жив, и перенесли его в другое место. Спустя какое-то время Иисус навсегда покинул Иерусалим.

После бегства, как утверждает Ф.Хассанаин, он прибыл в Дамаск, оттуда, по вавилонской дороге, в Серахс, затем в Мессену, Хамадан, Нишапур. Отсюда шли две дороги: одна через Герат в Кандагар (нынешний Афганистан), а другая – в Бухару и Самарканд. Так или иначе, но автор «Пятого Евангелия» утверждает, что Иисус дошёл до Кашгара (современный Синьцзян). Во всех этих скитаниях его сопровождала Мария Магдалина. Она умерла в Кашгаре, и местные предания даже сохранили сведения о её могиле. После смерти своей спутницы Иисус возвратился в Балх и следовал вдоль побережья Инда до Синда, пересёк пять рек Пенджаба и достиг Раджпутаны, откуда после долгих странствий и приключений, дошёл, наконец, до Кашмира.

Здесь история Иисуса прочитывается в преданиях об Юс-Асафе. Что это одно и то же лицо Ф.Хассанаин подтверждает цитатой из кашмирского историка Муллы Надри; «В древних рукописях я обнаружил, что он был Иисус, дух Господа, который принял имя Юс-Асафа». В гробнице Юс-Асафа, более известной в народе под названием «Тахт-и-Сулейман» (трон пророка Сулеймана), сохранилась надпись: «В этом году юс-Асаф провозгласил о своём (решении) проповедовать, то был год 54», - и пояснение, что Юс-Асаф – пророк «детей Израиля». Но Ф.Хассанаин не сообщает, на каком языке и когда могла быть сделана такая надпись. Все эти таинственные детали требуют, конечно, тщательной проверки.

Легенды о жизни Иисуса в Кашмире стали основой учения одной из мусульманских сект – ахмадиев. Её основатель, богослов из Пенджаба Мирза Гулям Ахмад, в конце XIX века доказывал, что, согласно кашмирским данным, Иисус не умер на кресте, но выжил, после чего и направился в Афганистан, Кашмир и Тибет «в поисках исчезнувших племён израилевых».

В своём учении Ахмад использовал предания индийских «фомитов» о бегстве в Индию Иисуса вместе с матерью и учениками Фомой и Иосифом Аримафейским.

Эти предания в конце XIX – начале ХХ века записал в Индии известный русский востоковед М.С. Андреев, а в 1901 году о легендах индийских фомитов, отождествлявших индо-парфянского царя Гундофара с одним из трёх евангельских волхвов, писал академик А.Е. Крымский в «Истории Сасанидов» (Труды по востоковедению Лазаревского института, вып. XXI, М., 1905г.).

Проповедям Мирзы Гуляма Ахмада присуща миротворческая позиция. Он не уставал говорить: «Ислам не разрешает использования меча для веры, за исключением оборонительных войн, или в случаях войн с целью наказания тирана или сохранения свободы».
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики