Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Туризм и путешествия › Новый законопроект может разорить сотни российских туроператоров

Карма 5075
1.09.2006
Всякий пьяный шкипер уповает на провидение. Но провидение иногда направляет корабли пьяных шкиперов на скалы.

Бернард Шоу. "Дом, где разбиваются сердца"


На что уповают российские чиновники, понять зачастую бывает сложно. Иногда, принимая нужные законы, они руководствуются принципом "куда кривая выведет". Похоже, корабль российской туриндустрии кривая завела не туда. Правительство, решив спасти его пассажиров - российских и иностранных туристов, выруливает прямехонько на крупный риф.

Одобрямс

Российские черномырдины вечны. Все они хотят как лучше. Итогом же часто бывает печальное "получилось как всегда". Словно чтобы проиллюстрировать, что таких идей у чиновников всегда полно, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) предложило правительству позаботиться о российских туристах. Правительство согласилось.

После "состоявшейся дискуссии" правительство одобрило поправки к закону "Об основах туристской деятельности". Теперь все российские турфирмы должны будут стать "финансово ответственными", или в переводе на русский - обзавестись страховкой на случай, если они не выполнят какие-либо обязательства перед клиентами. Финансовыми гарантами турфирм станут банки или страховые компании. Они выплатят туристам денежную компенсацию, если во время тура с теми произойдет какая-либо неприятность. Теперь новую инициативу правительства рассмотрят в Госдуме.

Стоит отметить, что 1 января 2007 года будет отменена выдача лицензий на туроператорскую деятельность. Новые поправки должны прийти на смену лицензиям. Если они не будут приняты к Новому году, то правительство полностью потеряет контроль над рынком. В этом случае появится множество фирм-однодневок, которые с удовольствием начнут "кидать" незадачливых туристов.

Начинание правительства явно благое, но в то же время оно легко может лишить работы добрую половину туроператоров в стране.

Обложили

Предложение правительства, от которого туроператорам "будет сложно отказаться", выглядит следующим образом. Банки и страховщики резервируют на своих счетах по 10 миллионов рублей для туроператоров, занимающихся международным туризмом, и по 1 миллиону для тех, кто работает на внутреннем российском рынке. За это они будут получать от компании то 2 до 5 процентов резервируемой суммы ежегодно. При форс-мажоре все неустойки оплатят также банки и страховые компании.

Внутренние туроператоры должны будут выплачивать от 20 до 50 тысяч рублей год. Те, кто вывозит туристов "за бугор" - гораздо больше, 200 - 500 тысяч рублей ежегодно. Чиновники считают, что таким образом защитят права туристов и при этом сделают российский туристический рынок более прозрачным. После того как турфирма получит финансовые гарантии, ее внесут в единый федеральный реестр туроператоров. Это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о надежности фирмы. Правительство, по-видимому, хочет заодно поддержать и российскую банковскую систему, где в случае принятия закона будут открыты счета на миллиарды рублей.

Но тысячи фирм, которые сейчас работают в малом и среднем сегменте туристического бизнеса, попросту не выдержат новой "финансовой ответственности". Рынок станет гораздо прозрачнее за счет того, что количество игроков на нем значительно сократится.

Что будут делать в случае принятия этих поправок туроператоры? Вариантов не много - либо укрупняться, путем "слияния и поглощения", либо прикрывать свои лавочки. В результате принятия этого закона выиграют только крупные игроки на рынке, для которых сумма финансовых гарантий вполне выносима.

Топорный закон

Ростуризм при подготовке своего "прожекта" забыл ряд важных вещей, упростив ряд других. Например, ведомство не подумало, что бизнес по объемам бывает разным. Чиновники установили для всех участников рынка единую сумму страховки, а соответственно и выплат премий банкам и страховщикам. Идея о том, что можно было бы ввести какую-то шкалу оценки, учитывающую размер компаний, не пришла им в голову.

Как вообще высчитывались необходимые суммы - непонятно. Так, по неофициальной информации, сумма в 10 миллионов рублей произошла из стоимости заказа чартерного рейса. Однако, как утверждают туроператоры, на деле оплатить чартер гораздо дешевле.

Как пишет Ростуризм в своем пресс-релизе, новые меры повысят "доверие населения к государству и туристическому бизнесу". На доверие к государству в России денег не жалеют. И все бы хорошо, только деньги эти правительство решило нагрести из карманов российских туристов.

Если поправки в закон в таком виде будут одобрены Госдумой, то российский рынок туриндустрии монополизируют крупные игроки. А это уже приведет к неизбежному повышению цен для обычных туристов. Кроме того, чтобы удержаться на плаву, малый и средний бизнес наверняка повысит расценки на свои тарифы. Все это вызовет удорожание туров и значительно подорвет позиции российских средних и малых турфирм, которым придется уступить свое место под солнцем крупных операторам.

Есть еще одно неблагоприятное следствие для российской туристической отрасли. Стоимость туров для иностранных туристов, которые путешествуют по России, может вырасти до 30 процентов. Это может отпугнуть значительную часть иностранцев, которые захотят купить тур в Россию

Даешь нормальный туризм!

Идея страховать туры весьма резонна. Ведь далеко не все туры заканчиваются одинаково благополучно. Так, в августе 2006 года 160 российских туристов в течение двух суток не могли вылететь из аэропорта Римини в Италии из-за поломки самолета, на котором они должны были лететь в Россию. При этом туроператоры отказывались им помочь, ссылаясь на то, что решением их проблемы должна заняться авиакомпания "Сибирь", чьим рейсом должны были улететь пассажиры. Туристов, у которых закончились визы, даже не выпустили из аэропорта, потому что их визы уже были просрочены.

Еще один пример совсем уж неудачной поездки - взрыв на турецком курорте Анталья, где пострадали два отдыхавших там россиянина.

Неприятности в поездке могут быть разными - от проблем с гостиницей до цунами на малазийском берегу и терактов в Турции. И лучше для всех, если турпоездки будут застрахованы. Но если закон пройдет Госдуму в таком виде - последствия для туриндустрии могут быть весьма печальными.

В Российском Союзе туриндустрии "Ленте.Ру" заявили, что пока не будут комментировать одобренный правительством закон. Пресс-секретарь союза Ирина Тюрина отметила, что цифры, которые фигурируют в поправках в закон - неокончательные и могут быть изменены.

В общем, на вас уповает бизнес и российские туристы, господа парламентарии.

Антон Ключкин

www.lenta.ru
Карма 34
4.09.2006
Страхованием рисков должны заниматься страховщики. Давайте поинтересуемся, выгодно ли им страховать хотя бы такой риск, как невылет самолета вовремя. Мягко говоря - они пошлют с этой идеей куда подальше. Потому что профессионалы. Даже багаж страхуют неохотно, а тут...

Все эти игрушки с законопроектами в туризме...типа хотим как "большие". К чему это приведет? Летать с бумажками и страховками будет только high class, который потянет надбавку в 40% к себестоимости тура. Это томаскукки могут позволить себе 10%, у них летает каждый первый, причем далеко и минимум дважды в год. А из наших за рубеж выезжает меньше 10 %, причем максимум раз в год и очень недалече. Теперь станет выезжать 1%. Остальные - я не знаю - наверное, сами.
Карма 5075
5.09.2006
Думаю, это будет хорошим пинком в развитии самостоятельного туризма.
Следить за важными новостями удобно на нашем телеграм-канале «Межгалактический Дирижабль». У нас также есть уютный «Межгалактический Чат».
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики