Вход Peгиcтрaция
Путеводитель Форум Блог Новости Виза в Индию   Реклама

Разное о Непале › Мустанг - королевство Ло на стыке времен

bigcrow 
Карма 167
8 ноя 2008 15:53
 
Королевство Ло сегодня разделено на два части: Нижний Ло и Верхний Ло. Нижний Ло с административным центром в Домсоме находится под сильным непальским влиянием. Верхний Ло со столицей Ло-Мантанг – и есть страна короля Джигме Палбар Биста. Доступ в Верхний Ло был закрыт в начале 50-х годов. После захвата Тибета Китаем множество тибетцев бежало в Мустанг, землю, которая была связана с Тибетом прочными родственными и культурными узами. И сегодня в Ло есть поселения тибетских беженцев. Но кроме беженцев были еще и партизаны, которые с территории Мустанга совершали весьма эффектные рейды в Тибет. Не сумев противостоять политическому давлению Китая, правительство Непала отказало партизанам в поддержке, и граница Верхнего Ло была полностью закрыта. Изоляция продолжалась вплоть до 1991 года.

Всего в восемнадцати километрах от границы с Тибетом находится столица Мустанга – Ло-Мантанг. И попасть туда можно только по древнему соляному пути, пользуясь теми же транспортными средствами, что и сотни лет назад: собственными ногами, выносливыми низкорослыми гималайскими лошадьми и вьючными яками. Когда-то в течение нескольких веков путь вдоль русла реки Кали-Гандаки был единственным надежным транспортным коридором из Тибета и Китая в Непал и Индию. И богатство Мустанга, равно как и политическое влияние строилось на транс-гималайской торговле. Все основные города и поселения Мустанга, как и разрушенные крепости и заброшенные деревни, расположены цепочкой по этому пути.

Путь в Ло-Мантанг начинается в Кагбени. Город Кагбени на границе Верхнего Ло - своеобразный контрольно-пропускной пункт перед вступлением на землю «запретного королевства». Здесь заканчивается влияние индуистской культуры Непала и начинается тибетский мир. Но Мустанг – это не часть Тибета, оказавшаяся включенной в границы Непала. Королевство Ло обрело свою независимость от Тибета в середине 15 века и с тех пор, несмотря на длительный период войн, переход под управление Непала в конце 18 века, не теряло своей государственности.

В Мустанге говорят и пишут на тибетском языке. Этнически ло-па, народность составляющая большинство жителей Мустанга, относится к тибетцам. Деятельные и доброжелательные, спокойные и выносливые – ло-па ничуть не выглядят как народ уходящей эпохи. В сложных условиях для выживания они сохраняют интерес к жизни до старости, приветствуя каждый наступивший день. Земледельцы, кочевники-животноводы, торговцы, готовые двигаться и работать, ценящие ум и остроумие – такими описал ло-па в 1964 году Мишель Пессель, единственный из европейцев за долгие годы изоляции попавший в Мустанг и проведший там несколько месяцев. Такие ло-па и до сих пор, несмотря на то, что чоба, национальную одежду, идеально приспособленную для местного климата, сменили китайские куртки и штаны.

Основа культуры Мустанга – религия. Тибетский буддизм или, как его называют иначе, ламаизм линии Са-скья-па. Но у буддизма в Ло не такие глубокие корни, как может показаться. Древняя религия Бон, пришедшая в Тибет и сопредельные страны из Ирана, оставила в Ло не только разрушенные святилища и пару небольших монастырей. Следы древнего культа есть и в представлении ло-па об устройстве мира – вам назовут восемьдесят шесть демонов, угрожающих человеку, особенно по ночам. Сейчас в Ло практикуют Белый Бон – соединение древнего учения и буддистских традиций. С религией Бон связывают магические ритуалы, а с черной линией и жертвоприношения, но изначально это было мощное вероучение, идущие от почитания бога Митры, бога Света, соединяющее мужское и женское начало в мироздании. Религия Бон требовала от своих последователей активных действий в соответствии с верой, в отличие от буддизма, который показывал путь к уходу от мира с его соблазнами.

В Мустанге сохранились следы пещерных поселений, в некоторых из них когда-то жили монахи, некоторые возможно служили убежищами во время военных столкновений.

Мустанг давно уже не является процветающим торговым путем. Уцелевший уголок западной тибетской культуры, живущий по своим внутренним законам. На фоне величественных горных складок, почти лишенных растительности, следы жизнедеятельности человека смотрятся небольшими яркими пятнами: выкрашенные красным и охрой чортены, буддистские святилища, белые стены глинобитных домов, красные стены монастырей. Красный и охра - те цвета, которые хорошо видны на дальних расстояниях. Путешествие из одной деревни в другую в Мустанге и сегодня не просто, особенно при плохой погоде. Цветные чортены служат еще и ориентирами для путешественников.

Мир ло-па, который сложился за много веков – гармоничный мир, в котором нет ни агрессии, ни конкуренции, а есть естественное следование Колесу жизни. Социальное устройство Ло сформировалось в тех ограничениях, которые наложила суровая окружающая природа. Главное ограничение – в Мустанге мало земли, пригодной для земледелия и мало воды для ее орошения. Поэтому надел, принадлежащий семье, не делится, а передается из поколения в поколение. Отец передает полномочия главы семьи наследнику - старшему сыну, когда он женится, давая молодым возможность проявить себя. Младшие сыновья вольны выбирать себе судьбу – они становятся монахами, поступают на службу к аристократам либо уходят из дома. Если они остаются, то женятся на жене старшего брата. И такие браки происходят по согласию сторон. Полиандрия распространенное явление у горных народов, позволяющее ввести естественное ограничение рождаемости. При этом женщина ло-па имеет много прав, принимает участие во всех решениях семьи и пользуется большим уважением. Дети зовут папой главу семьи, а остальных мужей своей матери – «ау», что на местном диалекте тибетского языка означает «дядя-папа». Дети в семьях окружены заботой и вниманием взрослых, они могут свободно играть и бегать, но уже с малолетства помогают в делах семьи.

В королевстве Ло старики часто становятся «манипа», то есть посвящают последние годы своей жизни чтению молитв за короля или знатных персон. Им дают стол и кров, и за это они целыми днями вращают молитвенную мельницу или бормочут заклинания.

Иерархическое устройство общества ло-па сохранилось со средневековых времен: во главе – король и королевская семья. Подданные короля делятся на четыре класса: аристократы, возглавляющие районы Мустанга и имеющие должность при «королевском дворе», управляющие деревнями; монахи, составляющие внушительную часть населения, правда сейчас уменьшающуюся; крестьяне-землевладельцы и безземельные крестьяне, работающие на короля или аристократов. У каждой крестьянской семьи свой ранг в зависимости от величины налога, который они уплачивают королю натурой. Некоторые семьи обязаны в случае необходимости выставить солдат, другие — выделить лошадей для королевского багажа, третьи — разносить его послания во все концы королевства. Самые бедные обязаны поставить определенное количество дров, пасти стада или следить за сохран­ностью четырех королевских дворцов. Есть и такие семьи, что должны читать на площади вслух молитвы за здоровье монарха.

В самом низу социальной лестницы Ло – группа гара - это семьи которые из поколения в поколение занимаются кузнечным ремеслом, и шемба – мясники, занимающиеся разделкой мяса. Гара запрещено селиться в черте города, возле Ло-Мантагна есть их дома, где помимо кузниц, устроены и мельницы. Без представителей шемба невозможно обойтись – ни один ло-па из другой социальной группы не осквернит себя убийством животного.

Насколько сможет мир ло-па устоять в новых условиях относительной открытости большому внешнему миру, трудно предсказать. Изменения происходят. В Ло-Мантанге в 1964 году было около тысячи жителей или 120 семей. Сегодня в столице более тысячи четырехсот человек, часть из которых те, кто пришел из Нижнего Ло и даже Непала работать.

Жизнь в Ло строится по годовому циклу. Зимой работоспособные мужчины спускаются вниз в Непал на заработки. Весной наступает время земледелия – наделы обрабатываются и засеваются. Сбор урожая осенью не занимает много времени. А летом приходит время кочевать со стадами. Раньше ло-па со своими стадами свободно переходили границу Тибета в поисках высокогорных пастбищ. И сейчас это случается, даже китайским пограничникам не под силу перекрыть все горные тропы и перевалы.

Ритм года для ло-па задают религиозные праздники. Самые яркие происходят летом. Один из самых известных – праздник Лок Кхор, когда под предводительством ламы монахи и все население деревень и городов выходит в поля просить о дожде и богатом урожае.

Первые письменные упоминания о территории Ло находят в тибетских Хрониках Ладакха и относятся они к седьмому веку. Тогда эта территория управлялась тибетскими наместниками, имевшими резиденцию в Царанге. В середине 15 века сын наместника Аме Пал почувствовав, что власть тибетского государства ослабла, воспользовался благоприятной возможностью и объявил территорию Ло независимым королевством. Это случилось в 1440 году. История независимого существования Ло описана в книге Мола, многие века хранившейся в монастыре в Царанге.

Аме Пал – король объединитель, король-строитель. Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. Учитывая также то, что в то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга плодороднее. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.

Одна из известных крепостей дзонг-Кречер находится рядом с Ло-Мантангом на вершине узкого хребта, разделяющего северный Мустанг на две долины. Все крепости в Мустанге в плане прямоугольники. Но Кечер выглядит по-другому. Согласно легенде отец Аме Пала, наместник в Ло, поручил ему построить укрепления и навести порядок на северных землях. В то время у истоков реки Кали-Гандаки властвовал воинственный князь Демон «Черная Обезьяна». Аме Пал построил крепость Кечер, Демон «Черная Обезьяна» возмутился – острый угол Кечера смотрел прямо на ворота его крепости и направлял тем самым злых духов. Аме Пал перестроил стены Кечера, сделав их круглыми, и поменяв место своих ворот. Но Демону «Черной Обезьяне» это не помогло, через несколько лет он был разбит и его крепость разрушена.

Другая легенда рассказывает о том, как Аме Пал выбирал место для столицы. Он задумал перенести свою резиденцию из Царанга. И помолившись ночь, вышел в путь со стадом коз. Он следовал за ними, пока козы не остановились. Место оказалось неподалеку от крепости Кечер. Так Аме Пал выбрал место для Ло-Мантанга, и тех пор символом города служит козья голова. Кстати, именно название Ло-Мантанг дало современное название территории королевства – Мустанг. Так картографы, переписывая, упростили слово Мантанг. Вид столицы почти не изменился со времен ее возведения Аме Палом.

Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим, или как мы бы назвали министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо — знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло. Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла и началась череда опустошительных войн. Ло попало под вассальную зависимость от Джумла, власть династии сохранилась, но дань была высока и период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственных Джумла, а королевство Ло сохранилось. В конце восемнадцатого века Джумла было завоевано Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи. Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло – администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть – ось устройства социальной жизни ло-па.

Четыре десятилетия изоляции Мустанга с 1951 по 1991 годы подорвали торговлю, как один из видов занятий ло-па, и тяжело сказались на уровне жизни, и так не слишком высоком. Но никак не сказались на отношении ло-па к жизни, их природная доброжелательность и бережное отношение друг к другу, умение жить тем, что дается тебе сегодня, и приветствовать приход завтрашнего дня никуда не делись.

http://travelalbum.ru/viewalbum/3/[url=undefined][/url]
Фото 1
Фото 1
Фото 2
Фото 2
brunei м
Карма 7
30 июл 2009 05:41
 
Большое спасибо за столь интересную и подробную статью о королевстве Мантанг. Интересно, познавательно и изложено в превосходной форме. Respect.
Гималайская академия йоги
~ Случайные топики ~