Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Россия › Стать на пару дней Чикаго

Noka  ж
Карма 178
28.02.2009
На музыкальном фестивале в Чадане вокальные данные не учитываются — главное, чтобы пела душа

В небольшом тувинском городке Чадан, затерявшемся где-то в Тувинской котловине в двухстах двадцати километрах на запад от Кызыла, вот уже десять лет проходит фестиваль этнической музыки — Устуу-Хурее. Так назывался местный буддийский монастырь, разрушенный в 1930-е годы.

Состав участников всегда поражает своей пестротой. Записаться на выступление может каждый. Для богом забытого Чадана фестиваль в пользующемся славой тувинского Чикаго Устуу-Хурее — главное событие года. Вместе с традиционным шествием-карнавалом по улице валит пестрая толпа: девочки выряженные в целлофановые платья всех цветов радуги, мальчишки, отмыть которых не представляется возможным, поддавшая по такому случаю молодежь, шаманы в шапках из перьев, ламы в красных одеждах...

Но самое главное событие фестиваля — не конкурсная сцена, не парад, не скачки и не борьба хуреш, а вечерний джем-сейшн, когда вокруг костров находят друг друга инструменты и музыканты, и начинается импровизация. В ход идет все от традиционных инструментов и шаманских бубнов до алюминиевых ложек и собственных животов. Душа Устту-Хурее проявляется во время этих ночных концертов-камланий, и если сил для круглосуточного бодрствования не хватает, то лучше отсыпаться днем, а вечером идти от костра к костру.

Фото: Александр Сорин

www.vokrugsveta.ru
Noka  ж
Карма 178
28.02.2009
В Туве, в 7 км от административного центра Дзун-Хемчикского кожууна г. Чадана, рядом с руинами разрушенного в тридцатых годах XX века уникального памятника буддийской архитектуры – Верхне-Чаданского монастыря (Устуу-Хурээ) – возведена точная копия старого храма. 18 октября строители завершат первый сезон и новый храм будет законсервирован до весны 2009 года.

К началу лета большая часть отделочных и художественных работ внутри храма будет завершена, убеждена Тамара Корзун, гендиректор фонда «Пор-Бажын», выступающего главным спонсором строительства.

«Когда в мае этого года открывалась строительная площадка, было немало скептиков, сомневающихся, что к осени удастся возвести стены храма. Но нам это удалось, - говорит Корзун. - И удалось благодаря энтузиазму и подвижничеству строителей, заинтересованному участию местных жителей. Помогали все – от мала до велика. Устуу-Хурээ стал по-настоящему народной стройкой».

Общая высота двухярусного здания составила 12 м. Точная копия старого глинобитного храма построена из современных материалов. Полы в нем будут утеплены. На строительство храма привлечены внебюджетные источники, главным куратором выступает Управление Камбы-ламы республики.

Официальный старт проекту был дан 23 мая. В открытии стройплощадки приняли участие министр МЧС Сергей Шойгу, глава республики Шолбан Кара-оол, президент Культурного фонда «Пор-Бажын» Марина Игнатова.

«Задача – не просто восстановить этот храм, но и создать здесь целый монастырский комплекс, где получали бы знания в самых разных областях – от тибетской медицины до восточной философии – молодые люди, - сказал на открытии уроженец этих мест Сергей Шойгу. – И они, в свою очередь, могли бы передавать их будущим поколениям. Чтобы не прерывалась связь времен. И чтобы не приходилось собирать историю по крупицам. Каждый, кто любит Туву, должен принять в этой стройке участие. Можно найти деньги, найти стройматериалы. Но как вложить в этот храм душу? Только общим участием в его восстановлении».

Справка

Устуу-Хурээ - буквально «верхний хурээ», один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев. Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богаты и влиятельным нойоном Хайдыпом.

Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Население кожууна, обложенное дополнительными денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тяговый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д.

Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кунтан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса - для китайских.

Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза.

В 1930 г. после принятия специального постановления Устуу-хурээ был закрыт, а в 1937 г. - разрушен. До 1956 г. работала молельная юрта. Последний лама привез буддийские атрибуты в Республиканский краеведческий музей в Кызыле, где они находятся до сих пор. От главного храма остались только мощные, полутораметровой толщины глинобитные стены первого этажа, которые и сейчас возвышаются посреди обширного луга.

www.tuvaonline.ru
Устуу-Хурээ
Устуу-Хурээ
Фото 2
Фото 2
Карма 5075
1.03.2009
Noka

Может я чего-то упустил, но при чем тут Чикаго?
Noka  ж
Карма 178
1.03.2009
Moony
Может я чего-то упустил, но при чем тут Чикаго?

Moony

Это заголовок, автор статьи имел в виду фестиваль этнической (мировой) музыки, проходящий в Чикаго. Провел параллель :) В Туве, конечно, размах фестиваля гораздо скромнее. Изначально этнический праздник Устуу-Хурээ, задумывался не просто как музыкальная тусовка. Его организаторы планировали собрать деньги на восстановление буддийского монастыря.

http://egov.cityofchicago.org/city/webportal/portalEntityHomeAction.do ?entityName=World+Music+Festival&topChannelName=SubAgency&entityNameEn umValue=177
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики