Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Каннабис в Индии: древняя и современная медицина

новогодние туры https://zolotoy-kompas.ru/aktiv/novogodnie_tury из Перми
14.07.2010
Из сборника "Каннабиноиды в клинической медицине" (Cannabinoids as Therapeutics). Под редакцией Рафаэля Мешулама. Birkhäuser Verlag, Basel - Boston - Berlin, 2005. Пер. с англ. Е. Ваншенкина, Д.Гайдук.

Итан Руссо (Ethan Russo)

Каннабис в Индии: древняя и современная медицина

Вступление

Индия – страна, погруженная в религию и мистицизм. С ними неразрывно связана и Аюрведа – индийская система медицины, название которой сочетает в себе два санскритских слова: "знание" и "жизнь". Эта эффективная система лечения, более 3000 лет назад возникшая из сочетания религиозных верований с эмпирическими экспериментами, широко практикуется и по сей день, удивляя западных медиков.

Подобным же образом, каннабис в Индии тесно связан с религией и мистицизмом – как в индуизме, так и в исламе, и в других, менее известных, традициях [1]. Мерлин дает этому следующий комментарий [2]: "По мере развития науки и эволюции воображения всё явственней проступает глубинная потребность человечества - потребность в переживании экстаза в его первоначальном смысле: как освобождения души от телесных оков и встречи с богами и предками".

В этой главе будет предпринята попытка рассмотреть медицинские показания, по которым применялся каннабис в старину, в свете современной фармакологической науки.

В основе теории и практики Аюрведы лежит концепция уравновешивания трех функциональных элеменов или дош, из которых состоит тело человека. Это Вата или Вайю (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Надкарни [3] отверг эти определения в пользу более абстрактных [3]: "Слово Вайю в аюрведической литературе обозначает не ветер, а все процессы центральной и симпатической нервной системы. Понятие Питта объединяет пищеварение, термогенезис, кровоток и секрецию желез. Совокупность телесных жидкостей и функция термотаксиса соответствует Капхе.)

Согласно Аюрведе, здоровье зависит от поддержания этих трёх элементов в состоянии равновесия. Под воздействием внутренних или внешних факторов баланс может быть утрачен, что и приводит к болезни.

Аюрведическая терапия применяет религиозные, магические и лекарственные методы. Важная роль отводится лечению травами. Согласно Капуру [4], древнеиндийская фармакопея включала более двух тысяч препаратов, в основном растительного происхождения. Уже во времена Будды, в 250 году до новой эры было известно свыше семисот лекарственных растений.

Особое место среди них принадлежит каннабису.
14.07.2010
Каннабис: история медицинского применения в Индии

По данным классических [5–8] и современных [9–11] исследований, каннабис зародился в Центральной Азии, откуда постепенно распространился по всему континенту. Теория гималайских предгорий, выдвинутая Шармой [12], не имеет научной опоры.

Центральноазиатское происхождение было обосновано ботаниками. Их выводы подтвердились при раскопках в Маргиане (современный Туркменистан) [13, 14]. На бактрианских стоянках второго тысячелетия до новой эры были найдены семена и соцветия каннабиса, вероятно, связанные с религиозным ритуалом употребления сомы или хаомы.

Существует и лингвистический аргумент в пользу Центральной Азии – слово бханга происходит из языка ариев, жителей этого региона [15].

Священная книга зороастризма Зенд-Авеста, созданная на територии Персии в 6-м веке до новой эры, указывает на применение бханга в медицине и идентифицирует его с коноплей [16].

Говоря о медицинском применении конопли, Боке [10] отмечает, что честью быть воспетой в Ведах она обязана исключительно своим психоактивным свойствам. Вероятно, впервые они были открыты в Северном Иране, население которого использовало листья (ченг) и смолу (черс) растения как опьяняющие вещества.

Махдихассан [17] проводит параллель между китайским хома, хаомой из Авесты и санскритской сомой, возможно, родственной конопле.

Первое известное упоминание каннабиса содержится в Атхарваведе, 1500 год до новой эры [18]: "Мы говорим о пяти царствах растений. Их возглавляет сома, следом идут трава куша, бханга, ячмень и растение саха, избавляющее от тревог". Гриерсон [18] полагает, что эта последовательность соответствует порядку жертвоприношения; а древнейшими формами жертвоприношения были съедение или сожжение.

Сушрута Самхита, 3-8 век до новой эры, рекомендует коноплю при простуде, катаракте и диарее [18]. Двараканатх [19] упоминает о ее применении в народной медицине (афродизиак и анестетик) [19]. Шаньял пишет [20]: "С древнейших времён для анестеззии применяли также дым горящей индийской конопли (Canabis Indica)".

По мнению Уотта [21], уже в те далёкие времена земледельцы заметили, что каннабис – двуполое растение, а также тот факт, что бханга (мужское растение, которому они приписали женский пол) более пригодна для изготовления верёвок, а бханг (женское растение, которому они приписали мужской пол) служит мистике и медицине. В эпоху Вед индийцы начали культивировать ганджу (в Северной Америке известна как синсемилья) – неопыленные женские растения каннабиса, поскольку неопыленная конопля выделяет больше смолы. Впрочем, не все санскритологи согласны с тем, что в источниках старше 1000 года н.э. bhanga всегда обозначает именно каннабис [25, 26].

Алдрич [22] документально подтвердил использование каннабиса тантристами в 6-м веке новой эры на стыке традиций шайвского индуизма и тибетского буддизма. О нем же упоминает трактат XI века Маханирвана Тантра, посвященный техникам соития, искусству удержания мужского семени и т.д.

Анонимный труд "Анандаканда" ("Корень блаженства") перечисляет сорок три санскритских названия конопли (см. таб. 1) [23]. Многие из них указывают на омолаживающий эффект, каннабиса. Ссылаясь на этот труд, Даш [23] описывает методику выращивания, обработки и смешивания каннабиса с восемью другими лечебными травами. Эта смесь, принимаемая при уединении и половом воздержании в течение 3 лет, якобы может позволить человеку "жить 300 лет без болезней и признаков старости". По мнению Даша, "Анандаканда" была создана в 10-м в. н.э. По мнению Рао [24], описавшего 10 известных рукописей "Анандаканды", она создавалась с 9-го по 12-й век.

Вуястык [26] и Мёленбельд [25] относят трактат к 12-му веку, также отмечая осведомлённость его авторов о побочных эффектах каннабиса. Однако, по их мнению, пальма первенства в описании медицинского применения конопли принадлежит бенгальцу Вангасене. В труде "Чикитсасарасанграха" (11 в.) он рекомендует бханг для стимуляции аппетита и пищеварения, попутно отмечая, что "это лекарство, подобно опиуму, успевает подчинить себе все тело, прежде чем будет переварено и усвоено" [26]. Бханг также упомянут в составе двух лекарственных средств "для долгой и счастливой жизни".

В трактате "Дханавантариянигханту" того же периода описан наркотический эффект конопли [26]. "Йогаратнамала" ("Нить йогических жемчужин Нагарджуны") (12-13 вв., Гуджарат) предлагает использовать каннабис для устрашения врагов, симулируя с его помощью одержимость духом [26].

Труд "Раджанигхату" добавляет к списку названий каннабиса (см. таб. 1) ещё несколько новых имён и описывает её медицинские свойства следующим образом [18]:

(1) катутва (резкость),

(2) кашаятва (вяжущее свойство),

(3) ушнатва (жар),

(4) тиктатва (острота),

(5) ватакапхапахатва (устранение газов и слизи),

(6) самгрдхитва (терпкость),

(7) вакпрадатва (дар речи),

(8) бальятва (дар силы),

(9) медхакаритва (укрепление ума),

(10) срештхадипанатха (наилучшее из возбуждающих средств).

Воздействие каннабиса характеризуется в трактате [27] как "возбуждающее, согревающее, вяжущее; уничтожающее мокроту, изгоняющее газы, вызывающее запор, обостряющее память, усиливающее аппетит".

Таблица 1 Индийские названия каннабиса на санскрите и хинди

аджая – непобедимый, неуязвимый

ананда – радостный, полный веселья, блаженный

бахувадини – разговорчивый, болтливый

бханг – конопля, зрелые листья каннабиса

бхангини – разрушитель трех невзгод

бхарита – зеленый

виджая – победитель

виджпатта – с сильными листьями

вирапаттра – лист героев

вриджапата – с сильными нервами

ганджа – неопыленное женское растение конопли

ганджакини – шумный

гатра-бханга – расчленяющий тело

джая – победитель, победоносный

дивьяка – дает негу, роскошь, опьянение, красоту

днаяна вардини – умудренный

Индрасана – пища Индры

калагхни – помогает взять верх над смертью

мадини – дурман, приворотное зелье

мадхудрава – извлекающий нектар

манонмана – резец ума

маткунари – враг жуков

матулани – жена дурмана

мохини – восхитительный

пашупасавинаини – освобождает создания от земных уз

ранджика – возбудитель восторга

сави – зеленолистый

сакрасана – пища богов

самвида маньяри – болтливый цветок

сана – каннабис

сарварогагхни – средство от всех недугов

сиддха – достигший совершенства духа

сиддхамули – корень духовного совершенства

сиддхапатри – сосуд совершенства

сиддхи – удачливый

сиддхиди – даритель совершенства

сидхди – освобождение, блаженство, результат благочестивой жизни

сукнидхан – фонтан наслаждений

тандракрит – дремотный, сонный

траилокья виджая – победитель трех миров, завоеватель трех частей вуселенной

трилок камая – вожделеемый в трех мирах

унунда – смешливый, весельчак

урджая – даритель успеха

харшани – дающий радость

харшини – возбудитель полового желания, ликующий, даритель восторга, причина эйфории

хурсини – возбудитель полового желания

чапала – проворный, непостоянный, непослушный, рассеянный

чапта – легкосердечный

чарас – смола каннабиса (гашиш), собираемая вручную или просеиваемая

чидалхада – дает счастье уму

чхапала – легкосердечный, причина шаткой походки, причина неустойчивости

Шивбхути – растение Шивы

Примерно в это же время "Шарангадхара Самхита" описывает медицинское применение свежего экстракта бханга [19], сравнивая его с опиумом: "Вьявайю - это средства, которые молниеносно захватывают всё тело, чтобы затем постепенно произвести в нем необходимые изменения, относятся к классу; например, бханга, ахипхена [28]". Кроме того, каннабис упоминается как опьяняющее зелье и как основной компонент популярного снадобья джатипхалади чурна. Эта травяная смесь лечит грахани (хроническую диарею), каса (кашель), сваса (одышку), аручи (анорексию), кшайя (чахотку), пратишайя (насморк) вызванный вата-капхой [28]. Шарма [29] выявил и исследовал связи этого трактата с тантрической традицией.

В "Раджаваллабхе" (15 в.) Сутрадхара Мандана, прояснены ещё некоторые свойства каннабиса [18]. "Пища Индры (т.е. ганджа) кислая, потворствует безрассудной влюбленности и лечит проказу. Она шлифует ум, распаляет внутренний огонь и приводит к балансу телесные жидкости – это корень блаженства. Подобно нектару бессмертия, ганджа возникла при пахтании Мирового океана, она дарит победу в трех мирах. Услада владыки богов зовется виджайя, победоносная. Трава, исполняющая желания, была дана людям для их благоденствия. Тот, кто прибегает к ней регулярно, свободен от тревог".

Даймок [27] сообщает, что "Рахбулубха" предписывает коноплю от гонорреи. "Дхуртасамагама" (15 в., цит. по [30]) квалифицирует каннабис как снотворное, регулятор телесных жидкостей, возбудитель аппетита, стимулятор ума и афродизиак. В "Аюрведа шаукхьям" Тодарананды [31] сказано, что ганджа "ведет к безрассудству, опьянению и болтливости".

Интерес европейцев к психоактивным свойствам конопли был подогрет в эпоху Возрождения записками Гарсии Да Орта, который, состоя на службе у португальской короны, посетил Индию в 1563 году. Он приводит точное описание и хороший рисунок растения bangue и характеризует его действие так [32]: "Эффект его применения состоит в том, чтоб воспарить над треволнениями и забыться ото всех земных тягот в глупом смехе". Другой пассаж говорит о стимуляции энергии и аппетита: "По утверждению слуг, принимавших это неизвестное мне снадобье, оно помогало им не тяготиться работой, быть счастливыми и есть с большим аппетитом ".

Вскоре после да Орты, трактат "Бхавапракаш" [30] (1600 год) определяет каннабис как антифлегматический, вяжущий, острый и улучшающий пищеварение препарат. Кроме того, индийские и китайские хирурги, вероятно, использовали его для анестезии, иногда в сочетании с алкоголем.

В 18-м веке в Персии был издан трактат Хусейна Хана "Макхзан-аль-Адвия", оказавший огромное влияние на Унани Тибби – индийскую ветвь арабской медицины. На страницах этого труда каннабис фигурирует в составе снотворных, тонизирующих и седативных препаратов. Также о нем сказано [33]: "Порошок из листьев конопли очищает мозг, соком листьев моют волосы, выводя перхоть и паразитов. Будучи закапан в уши, он снимает боль, выжигает червей и насекомых. Сок применяется при диарее, гонорее, уменьшает выделение семени и служит мочегонным. Теми же свойствами обладает кора. Порошком обрабатывают свежие язвы и раны. Припарка из вареного корня и листьев лечит простые и рожистые воспаления, устраняет невралгические боли".

Али Горджи (в личной беседе, 2004) сообщил, что часто консультируется с этим трактатом, и добавил, что каннабис оказался полезным при желудочных расстройствах, тошноте и воспалении матки.

Кэмпбелл [1] приводит названия каннабиса из "Макхзан-аль-Адвия": "Дарящий Веселье, Небесный Поводырь, Рай Бедняка, Утешитель-В-Горе". Даймок с соавторами дополнили их ряд [34] эвфемизмами "Пьяный Лист, Трава Факира, Зеленый Тент, Сажающий-На-Трон".

И.& Р. Чопра [30] цитируют другое место из трактата: "Бханг чтят среди лучших даров Бога. Он возбуждает энтузиазм, абсорбирует желчь, рапаляет аппетит и при умеренном употреблении способствует долголетию. Бханг ускоряет фантазию, углубляет ум и обостряет суждение".
14.07.2010
Связь с западной медициной

Медицинское использование так называемой "Индийской конопли" было заново открыто на Западе в 19-м веке. В 1813 году Эйнсли [35] упоминает об использовании ganjah и bangie не только в качестве опьяняющих средств, но и как лекарства от диареи и геморроя. В 1839 году сэр Уилльям Б. О'Шоннеси написал [36] о каннабисе монографию, изданную в Великобритании в 1843 году [33]. Вкладом автора стала разработка современной модели всестороннего исследования, включавшего: обзор санскритских и арабских источников; описание медицинских препаратов, содержащих бханг (листья взрослого растения), ганджу (неопыленные цветы женского растения) и чарас (обработанную смолу каннабиса) и данные о применении конопли в современной автору Индии. Особый интерес представляет история клинических испытаний, в ходе которых каннабис успешно применялся при лечении холеры, ревматизма, белой горячки и детских конвульсий. Тогда же было впервые отмечено исцеление столбняка.

Антиспазматический эффект каннабиса подтолкнул исследователей к опытам над больными бешенством. "Снадобье, поднимающее дух и неопасно притупляющее физическую чувствительность, стало манной для несчастных [33]". Прекращение агонии дало надежду пациентам и докторам: "С болезни сорван покров ужаса. Она всё так же фатальна, но по силе предсмертных мук уступает заурядным недугам". Подводя итоги, О'Шоннеси заключает: "Медицина обрела в конопле антиконвульсивное снадобье высшей ценности".

Клинические испытания в Индии и Британии доказали эффективность каннабиса при мигрени и невропатических болях [37, 38]. Было зафиксировано поразительное исцеление пациента не только от похмельного синдрома с сопровождающей головной болью, но и от холеры [39]! Черчилль лечил каннабисом маточное кровотечение [42], Кристисон применял его при родах [41] (см. [33]).

Через десять лет каннабис сочли достойным отдельного раздела в Джонстоновой "Химии Повседневной Жизни". Редакционный врез гласил [43]: "В Индии его называют усилителем удовольствия, возбудителем желания, клеем дружбы, душой смеха и причиной нетвердой походки – каждый из этих эпитетов соответствует определенному аспекту воздействия". Примерно в то же время каннабис-терапия приобрела популярность и в Северной Америке [44].

В 1870 году Дутт пишет о препаратах бханга [45]: "Ряд бханговых сладостей, таких как Камешвара модака, Мадана модака, Бальясакрасана модака являются афродизиаками, помогают при хронических заболеваниях кишечника и слабости". Далее приводится рецепт Мадана модака, включающий наряду с каннабисом другие лекарственные травы, однако "листья, семена и цветки конопли, обжаренные в масле, по весу равны всем прочим компонентам". Снадобье назначали при "кашле, хронических недугах кишечника, импотенции".

В 1877 году Керр составляет подробный доклад о Бенгалии, включающий в себя сведения по истории, религиозному контексту, выращиванию и применению каннабиса и его производных [46]. Собранный им материал был использован при составлении рапорта "Индийской Комиссии по медицинскому применению конопли" [47]. Особое внимание в отчёте уделено технологии выращивания ганджи с обязательным требованием выбраковки мужских растений так называемым "ганджа доктором". Таким способом предотвращают опыление, что способствует выработке смолы. Несмотря на ряд предвзятых суждений, автор приходит к выводу: "Однако, по моему мнению, полный запрет на ганджу не сулит нам никаких моральных выгод".

Уотт [21] отмечает, что каннабис – "ценное средство при мигрени, в обсобенности, для предупреждения её приступов. Он устраняет также буйные проявления безумия". Он перечисляет имена множества европейских медиков, лечащих препаратами конопли нарушения самого разного свойства. Один из этих терапевтов, Даймок, рассказывает [34]: "Я давал экстракт больным хроническим ревматизмом в дозировке от половины до одного грана. Он полностью устранял боль, делал пациентов неумеренно словоохотливыми, жизнерадостными и вдобавок награждал волчьим аппетитом". Даймок цитирует древнеиндийские пословицы: "Одна затяжка ганджей – нет забот", "Кури ганджу, расти ум".

Конопля в разных своих формах неизменно оставалась в фокусе внимания, как объект изучения и критических нападок. В связи с подозрениями о ее разлагающем действии на нравственность, британские колониальные власти Индии организовали комиссию для всесторонней проверки этого вопроса [47]. Собранный комиссией материал занимает более трех тысяч страниц. Итогом ее работы стали следующие тезисы [48]:

(1) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на тело. Как и в случае с другими наркотиками, злоупотребление ослабляет организм, делает его в большей степени подверженным заболеваниям. В этом смысле каннабис не опаснее большинства веществ.

(2) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на мозг. Исключением бывают индивиды, предрасположенные к ненормальному поведению. Однако злоупотребления и передозировки могут привести к дестабилизации психики и, в конечном итоге, довести до безумия лиц, имеющих наследственную предрасположенность к психическим нарушениям.

(3) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на нравственность. Злоупотребление, однако, приводит к деградации. Известны случаи, когда употребление каннабиса влекло вспышки агрессии, но они крайне редки и немногочисленны.

Комиссия выступила против ограничений медицинского использования каннабиса. Много одобрительных слов было сказано о его глубинной связи с религией и широком применении для лечения людей и животных. "Интересно отметить, что эти снадобья чаще всего используются для тех же целей и теми же способами, которые были рекомендованы много веков назад – однако многие местные доктора уже прописывают их в полном соответствии с требованиями современной европейской медицины. Canabis Indica следует рассматривать как одно из важнейших растений индийской фармакопеи [1]".

Особое внимание в рапорте отводится паталогическим случаям и осложнениям, связанным с приемом каннабиса – несмотря на явный дефицит такого материала. Подводя итоги, Миллс пишет [49]: "Индийцы употребляют конопляные наркотики регулярно и по самым разным поводам, и вполне возможно, что их употребление противопоказано некоторым субъектам, которые под их воздействием бывают обуреваемы безумием либо кровожадностью. Именно эти немногочисленные субъекты, впавшие в безумие или кровожадность, попадают в сеть колониального правосудия, - и именно они воспринимаются как олицетворение всей Индии, употребляющей каннабис. Глядя на них, колониальные власти создали себе представление обо всех индийских потребителях конопли как об опасных, безумных и потенциально агрессивных людях".

Временами и сами колониальные чиновники проявляли непредвзятость, позволявшую выйти за рамки этноцентрического шовинизма. Капитан Р. Хаддльсон, назначенный комиссаром в округ Акола, в 1872 году пишет [50]: "Не следует возводить клевету на эти смеси [препараты каннабиса], обвиняя их в причастности к преступлению. Скажем так, они причастны к нему не больше, чем базарный самогон, налакавшись которого, банджар идёт грабить на большой дороге. Не больше, чем пиво и джин, что глушит английский хулиган, прежде чем избить жену и оскорбить полицейского". Современные эпидемиологические изыскания исключают связь между каннабисом и насилием и безумием [51], но д****ы продолжаются.

В 1897 году конопля приобретает известность как панацея от столбняка [52]. Терапия ганджей в Индии оставила позади другие виды лечения. Уоринг [52] описывает её эффективное применение при начинающихся судорогах, с титрированием по мере потребностей пациента. Более поздний источник [53] рекомендует курить ее каждые несколько часов в течение необходимого периода, который варьируется от недели до полутора месяцев. В 1880 году Лукас [54] выступил с докладом о применении каннабиса при столбяке перед представителями британской медицинской прессы.

Тем временем каннабис распространялся в колониях Великобритании вместе с индийской диаспорой. Эмигранты применяли его как медикамент и подспорье в работе. В Южной Африке растение прозвали местным словом дагга [55], на Ямайке с 19 века преобладает индийское название ганджа [56, 57], а тонизирующий эффект каннабиса нашел применение в традиционной медицине [57].
Уилльям Б. О'Шоннеси
Уилльям Б. О'Шоннеси
14.07.2010
Политические столкновения вокруг каннабиса

На заре XX века каннабис пережил заметный упадок. В 1914 году он был изгнан из фармакопеи Цейлона (нынешняя Шри Ланка), невзирая на громогласное возмущение его приверженцев, таких как Ратнам [58], который с жаром отстаивал лечебные преимущества конопли и противопоставлял ее умиротворяющие природу опасным свойствам других рекреационных средств - например, алкоголя. Кроме того, статус конопли был осложнён проблемами, возникавшими в связи с постоянным усилением контроля качества сырья, ввозимого в Англию из Индии [59]. Оба этих фактора - политический и фармакологический – внесли свой вклад в сокращение медицинского применения каннабиса на Западе.

Однако в Индии каннабис сохранял свои позиции на протяжении всего XX века. Отмечают, что "рабочие, занятые на тяжелом производстве снимали усталость, депрессию и даже чувство голода небольшими дозами препаратов конопли. Каннабис вызывает чувство благополучия, лечит от переутомления, усиливает аппетит и дает ощущение мягкой стимуляции, помогая рабочему легче переносить физическое напряжение и монотонность будничной рутины" [60].

В 1957 году каннабис всё ещё остаётся неотъемлемой частью индусской религии. Один брахман рассказывает западному писателю: "Он полезен для бхакти, ...это такой способ поклонения божеству, при котором надо очистить свой ум от всех мирских соблазнов и думать только о боге" [61].

В том же году два авторитетных индийских медика отмечают [30]: "Каннабис, несомненно, имеет замечательные медицинские свойства. ...это лекарство не вызывает запоров, не угнетает дыхание, практически не формирует зависимости". Они описывают его применение в ветеринарной медицине: лечение диареи у скота, изгнание паразитов, "лечение потёртостей на конечностях, повышение надоев у коров, успокаивающее средство для них же; быкам часто назначается в качестве тонизирующего средства, восстанавливающего их силы и снижающего агрессивность".

Это популярное снадобье домашней медицины: "Считается, что слабый настой листьев служит хорошему аппетиту и пищеварению". Паломники применяют каннабис при обострениях ревматизма и желудочно-кишечных болезнях, нередких во время пеших странствий. Препараты на основе конопли помогают при сбоях менструального цикла, гонорее, болезненном мочеиспускании, астме и спазмах. Припарками из свежих листьев лечат глазную боль, коньюнктивит, опухшие суставы и локальные воспаления. Утверждают, что положенный между зубами кусочек чараса устраняет зубную боль. Как отмечают авторы, "священный статус бханга во многом базируется на том, что его считают "проясняющим ум и стимулирующим мышление". И, наконец, люди всё ещё верят в то, что каннабис повышает половую потенцию. Препараты каннабиса "часто употребляются молодежью и людьми среднего возраста для стимуляции влечения и продления полового акта" [30].

В арабской медицине Унани каннабис применяется при бессоннице, мигренях, неврологических болях, астме, спазмах и гинекологических заболеваниях, упомянутых выше [30]. Признают важность каннабиса для исламского мистицизма, ибо он "разрешает земные узы и связывает с божественным".

В книге о медицинских растениях Индии автор утверждает [62]: "Чарас... - ценный наркотик, особенно в тех случаях, когда нельзя назначать опиум. Это великолепное средство при малярийных и хронических головных болях, мигрени, острых проявлениях психоза, коклюше, туберкулезе, астме, анемии мозга, нервной рвоте, столбняке, конвульсиях, сумасшествии, бредовом расстройстве и нервном истощении. Его применяют как анестетик при дисменорее и дизурии, как возбудитель аппетита, афродизиак, болеутоляющее при чесотке от экземы, для устранения неврологических симптомов и болей разного происхождения".

Индийский чарас высокого качества содержит 35-45% смолы [63], что, по расчетам Кларке [64], позволяет оценить содержание тетрагидроканнабинола (ТГК) – порядка 30%. Современными методами достигается еще более высокая концентрации.

В 1970-е Надкарни [3] пишет о конопле: ""Все части растения обладают качествами снотворного, желудочного средства, антиспазмальгетика, анальгетика, стимулятора, афродизиака и седативного лекарства"". Шарма (1977) отмечает, что каннабис "даже сегодня находит разумное и ограниченное применение у специалистов по индийской медицине. Существуют отчёты, свидетельствующие о ценности каннабиса в терапии гипертонии, мигрени и даже рака" [65]. Современный обзор применения каннабиса в Индии констатирует: "его опробовали на всех болезнях, каким только подвержена плоть [66]".

Каннабис остается ключевым компонентом афродизиаков Мадана Модака и Камешвара Модака [67].

В 1988 году каннабис всё ещё упоминается [70] как средство от малярии и заражения крови, а также многих других заболеваний. В трактате "Традиционные медикаменты Индии" [68] авторы подчеркивают необходимость титровать дозу в связи с возрастающей нестабильностью препаратов каннабиса. Этот же недостаток конопляного сырья отмечается и в более раннем исследовании, авторы которого экстрагировали местную ганджу и получили из неё 17% ТГК. При внутрибрюшинном введении крысам в дозировке 75 мг/кг это вещество потенцировало действие суб-анальгетической дозы морфина.

В соседнем с Индией Непале [71] пятнадцать этнических групп используют его в традиционной лечебной практике – при диарее, дизентерии, обработке ран, а также в ветеринарной медицине. Обсуждая применение препаратов каннабиса и опиума сельскими врачами Индии (которые, согласно отчёту ООН, обслуживают 80% местного населения), автор отстаивает полную легитимацию их деятельности. "Эти средства должны быть разрешены к использованию в лечебных целях, до тех пор, пока блага прогрессивной медицины не дотянулись до села. Запрет на их использование огромной массой докторов Аюрведы и Унани породит вакуум, который длительное время нечем будет заполнить" [19].
14.07.2010
Каннабис в современной Аюрведе

Согласно И.& Чопра [30], область применения каннабиса в современной Аюрведе такова:

папхахари, отделение и выведение флегмы;

грахини, связывание кишечника;

пачани, улучшение пищеварения;

ушна, производство жара;

питала, возбуждение желчи;

мада-вардхани, стимуляция речи или снятие насильственных запретов на нее;

мода-вардхани, производство чувства счастья;

ваг-вардхани, стимуляция огня пищеварения;

дипани, стимуляция аппетита;

ручья, усиление вкусовых ощущений;

нидрапрада, усыпление.

_______________________________________________

Капур [4] называет аюрведические атрибуты каннабиса [4]:

его раса (вкус) – тикта (горький);

его гуна (физические характеристики) – лагху (легкий, простой в усвоении), тиишан (острый, резкий) и руукша (маслянистый);

его виирья (энергетическая модальность или потенция) – ушана (жар, пищеварение);

а его випака (послевкусие) – кату (запор, увеличение секреции спермы).

_______________________________________________

Наиболее упоминаемые в литературе свойства каннабиса:

мадакари (одурманивающий),

нидраджанан (снотворный),

дипан (влияющий на аппетит),

грахи (абсорбируемый)

пачан (влияющий на пищеварение).

Дваракнатх [19] дополнил традиционные характеристики терминами мусульманской медицины, такими как запорообразующий, гастрологический препарат, возбудитель аппетита, эйфоретик, афродизиак, "отнимающий силу", анестетик, снотворное, антиконвульсант, опьяняющий и "порождающий бред". Тот же автор приводит названия сорока восьми аюрведических лекарств и восьми препаратов Унана Тибби, содержащих каннабис и применяемых при самом широком спектре показаний.

Недавнее исследование употребления бханга жителями священного города Варанаси (старое название – Бенарес) показало его популярность у всех социальных слоев, в особенности среди рабочих, бизнесменов и лиц с высшим образованием [72]. Люди в возрасте 30-40 лет обычно принимают бханг ради приятных ощущений и снятия тревожности. В старшем возрасте ценят его благотворное воздействие на желудок и кишечник, стимуляцию аппетита и устранение бессонницы. Девяносто из ста опрошенных сообщили об улучшении сна при отсутствии дневной вялости. Так же отмечалось позитивное воздействие на "супружеские отношения". Все опрошенные принимали бханг перорально, в среднем по полтора грамма в день, как принято при желудочно-кишечных показаниях, но 56% использовали от 4 до 10 граммов ежедневно без каких-либо признаков вредного токсического воздействия.

В 1996 была произведена ещё одна экстракция местной ганджи, с результатом 17% ТГК. Полученный каннабиноид применялся для облегчения раковых болей у 42 пациентов [73]. В 11,9% случаев анальгезия отмечалась при дозировке 64 мг, во всех остальных – при 25 мг. 64,3% пациентов отметили, что боль становится вдвое слабее, а 9,5% сообщили, что боль снизилась вчетверо.

Даш [23] определяет каннабис как главную из омолаживающих трав, усиливающую действие других медицинских средств, способствующую здоровью, предотвращающую недуги и дающую ряд "положительных побочных эффектов". Он перечисляет показания к его применению в порядке медицинской важности: тропические афты, бесплодие, импотенция, диарея, несварение, эпилепсия, помешательство, колики. Впридачу к этому списку называют также гастрит, анорексию, заложенность горла, желтуху, бронхит, туберкулез, болезни селезенки, бред, недержание мочи, фистулы, анемию, ринит, слоновую болезнь, отек легких, послеродовой сепсис, подагру и запор.
Молочный коктейль
Молочный коктейль
Бханг-шоп в Варанаси
Бханг-шоп в Варанаси
14.07.2010
Научное обоснование действия каннабиса

В этой главе приведен краткий обзор традиционных индийских показаний для приёма каннабиса. Но каково их научное обоснование? Начнем по порядку.

Таблица 2

КБД – каннабидиол; ЦНС – центральная нервная система; ЭК – эндогенные каннабиноиды; ГАМК – гамма-аминомасляная кислота; 5HT – 5-гидрокситриптамин; 5HT3 – серотониновый рецептор типа 5HT3; NMDA - N-метил-D-аспартат; ФНО-альфа – фактор некроза опухоли-альфа.

Психиатрия

Снижение тревожности: КБД снижает тревожность у людей [74].

Устранение дурных воспоминаний: ЭК контролируют гиппокамп [77].

Лечение бессонницы: Улучшение сна у пациентов с невропатическими болями и рассеянным склерозом.

Лечение зависимостей: Снижение употребления кокаина / алкоголя [84, 86].

Неврология

Лечение невропатических болей: Модулирующее воздействие каннабиноидов на ЦНС [87, 88]. Клиническое ослабление боли [79, 80].

Расслабление мышц: Спинальные межнейронные эффекты? [79, 89]

Нейропротекция: ТГК/КБД антиоксидант/NMDA. [91]

Предупреждение приступов мигрени: Воздействие на центральное серое вещество, 5HT [88, 92, 93].

Устранение судорог: Антиконвульсивное действие КБД [95] и ТГК, модулирующее воздействие ЭК на порог судорожной готовности [96, 97].

Дерматология

Лечение псориаза (?): ФНО-альфа-антагонизм [99].

Противозудное действие: Ослабление периферической ноцицепции [100].

Ревматология

Анальгезия при ревматоидном артирте: ФНО-альфа-антагонизм [99].

Эндокринология

Стимуляция аппетита: Воздействие на гипоталамус? [101]

Онкология

Устранение тошноты: 5HT3 антагонизм или что-то иное? [102, 103].

Уменьшение опухолей: Способствует аопоптозу [104, 105], снижает ангиогенез [104].

Пульмонология

Астма: Бронхолитический эффект [108, 110].

Гастроэнтерология

Спазмы кишечника: Расслабление гладкой мускулатуры [88, 112].

Секреторная диарея: ЭК модулируют секрецию [112].

Гастрит: Противовоспалительный эффект [114, 115].

Желтуха (?): Иммуномодуляция [116]

Гинекология

Дисменорея: Расслабление гладкой мускулатуры [42].

Маточные кровотечения: Модулируюшее воздействие ЭК на матку [42].

Расстройства нижних мочевыводящих путей: Повышение ёмкости мочевого пузыря, ослабление позывов [118].

Сексология

Импотенция: Анальгетические / спинальные эффекты? [119]

Преждевременная эякуляция: Модуляция с помощью ЭК [120].

Бактериология

Антибиотический эффект: Воздействие каннабиноидов/терпеноидов [111, 121].

Антималярийный эффект: Кариофиллен, альфа-терпинеол [121, 123].

Инсектицидный / антипедикулярный эффект: Октопамин/ГАМК [126-128].

Древнейшее упоминание каннабиса в Атхарваведе связано с психиатрией: источник указывает на его способность устранять тревогу и беспокойство. Это подтверждается современными исследованиями – в частности, каннабидиола (КБД), который проявил себя как анксиолитик и антипсихотик [74]. Он эффективен при деменции, в то время как ТГК благотворно влияет на болезнь Альцгеймера [75]. В недавних экспериментах над животными были выявлены антидепрессивные свойства каннабихромена (КБХ) [76]. Положительное влияние каннабиса на настроение доказано современным исследованием эндоканнабиноидной системы, которое демонстрирует ее роль в регуляции воспоминаний, – в частности, вытеснении неприятных [77].

Известная древним эффективность при бессоннице документирована современными клиническими исследованиями II-III фазы на больных рассеянным склерозом и хроническими невропатическими болями [78–81]. Наблюдение 19 века о пользе каннабиса при лечении зависимостей подтверждено современными клиническими экспериментами на алкоголиках [82] и кокаиновых наркоманах [83], продемонстрировавшими снижение уровня потребления соответствующих веществ [84–86].

В сфере неврологии объект негасимого интереса представляет способность каннабиса устранять боль, в особенности, боль неврологического происхождения. Результаты, полученные на сегодняшний день, внушают надежды: как научным обоснованием (см. [87, 88]), так и данными клинических испытаний [78–80].

В наши дни тотальной вакцинации случаи столбняка крайне редки, но спазмолитический эффект каннабиса и его расслабляющее действие на мышцы представляют ценность для лечения рассеянного склероза, спазмов и травм позвоночника [79, 89], поскольку экстракт каннабиса не уступает по эффективности ни одному из используемых в медицине препаратов [90].

Несмотря на то, что бешенство всё ещё остаётся смертельным заболеванием, нейропротекторное действие каннабиса [91] дает повод для дальнейших экспериментов с его экстрактами при этом заболевании. То же самое можно сказать и о "коровьем бешенстве" (прионной болезни).

Индийская медицинская литература указывает также на эффективность каннабиноидов в лечении мигрени и содержит огромный объём патофизиологических данных по их спазмолитическому эффекту [88, 92, 93]. Что же касается клинических исследований в этой области, то их и сейчас можно охарактеризовать словами доктора Мешулама, сказанными ещё в 1986 году [94]: "современных работ не существует".

Давнюю традицию имеет и применение каннабиса при эпилепсии. Предыдущие экспериментальные работы по этому вопросу [95] указывали на роль КБД, однако они в значительной степени были опровергнуты недавними экспериментами Уоллеса и др. [96, 97], продемонстрировавшими антикольвунсивное действие ТГК и модуляцию порога судорожной готовности с помощью анандамида.

Болезни эктодермальных тканей – чесотка и экзема – тоже упоминаются в индийской литературе среди заболеваний, при которых помогает каннабис. Последние исследования продемонстрировали эффективность антагонистов ФНО-альфа при псориазе [98]. Отсюда следует, что при этой болезни может помогать и каннабис - в особенности, экстрактов с высоким содержанием КБД, поскольку этот каннабиноид также является антагонистом ФНО-альфа [99]. Ревматические заболевания, упоминавшиеся ещё О'Шоннесси [36] и его современниками, до сих пор остаются дискуссионным вопросом, но эксперименты на грызунах уже подтвердили эффективность КБД при ревматоидном артрите [99], хотя клинические исследования второй фазы ещё не завершены. Современные исследования доказали, что каннабис, определённо, способствует повышению аппетита, что благотворно сказывается на больных ВИЧ/СПИД [101], а также на пациентах с рассеянным склерозом и невропатическими болями [79]. Роль каннабиса в онкологии сегодня простирается за пределы его доказанной способности подавлять тошноту при химиотерапии. Доказано, что он способствует апоптозу и подавляет ангиогенез во многих типах тканей [104, 105]. Кроме того, ТГК дает анти-пролактиновый эффект, полезный при опухолях молочной железы [106], и метаболически блокирует канцерогенные процессы в лёгких [107]. Роль конопли в лечении астмы также пока под вопросом, но уже известно, что ТГК является бронхолитиком [108], как и его терпеноидный компонент, альфа-пинен [109], и что эндоканнобиноиды ослабляют сокращения гладких лёгочных мышц [110]. Исходя из этого и учитывая противовоспалительное действие ТГК, КБД и терпеноидов [111], становится очевидным, что вскоре последует новая серия экспериментов с вапорайзером и другими бездымными ингаляторами.

Расстройства пищеварения в Индии лечат каннабисом и по сей день. Нейромодуляторное действие каннабиноидов при холере приводит к прекращению поноса – возможно, вследствие снятия спазмов кишечника, либо путём подавления кишечной секреции, вызывающей диарею при этом заболевании [88, 112]). Данные факторы регулируются ТГК; а если учесть ещё и ФНО-альфа-антагонизм, свойственный КБД, и зафиксированное повышение уровня эндогенных каннабиноидов у человека при воспалениях кишечника [113], то есть много причин надеяться, что экстракты каннабиса ещё подтвердят свою ценность в клинических исследованиях при болезни Крона и язвенном колите. Лечебный эффект каннабиса при заболеваниях желудка подтверждён исследованиями о применении каннабиноидов при язве желудка [114] и цитопротективном действии кариофиллена - одного из компонентов эфирного масла каннабиса. И даже сведения о том, что каннабис полезен при желтухе, нашли подтверждение в недавнем исследовании с участием больных гепатитом С [116].

Геморрой всё ещё остаётся бичом человечества, и каннабис способен дать облегчение при этой болезни. Кроме индийских источников, об этом свидетельствует деревенский фольклор штата Кентукки [117]. В основе этого эффекта лежит множество противовоспалительных и противозудных механизмов. На пользу каннабиноидов при дисменорее и маточных кровотечениях убедительно указывают данные о воздействии эндоканнабиноидов на матку [42]. При болезненных симптомах нижних мочевыводящих путей медицинские экстракты каннабиса улучшают цистометрические показатели мочевого пузыря, устраняют ночные позывы к мочеиспусканию и уменьшают количество дневных эпизодов недержания мочи у пациентов с рассеянным склерозом [118].

Настойчивые утверждения о том, что каннабис усиливает удовольствие от секса и сексуальную потенцию не поддаются простой экспериментальной проверке. Может ли каннабис лечить импотенцию? Да, есть некоторые поводы это предполагать: например, успешный случай зачатия от мужчины, ставшего импотентом в результате травмы позвоночника (при его лечении применялись ингаляции препарата, содержавшего каннабиноиды) [119]. Кроме того, недавние исследования показали, что агонисты каннабиноидных рецепторов снижают скорость эякуляции у крыс [120]. Однако последнее слово здесь может сказать только клинический эксперимент на людях [88].

Утверждения об эффективности каннабиса при инфекционных заболеваниях почти не проверялась с 1960-го года [121], когда экспериментаторы установили, что смола каннабиса замедляет рост Mycobacterium tuberculosis даже в разведении 1:150000. Исследования вируса герпеса в 1980 выявили, что ТГК замедляет его рост даже в очень малых дозах [122]. Многие компоненты каннабиса бактерицидны [111], а потому их применение при инфекционных заболеваниях выглядит вполне оправданным. То же самое можно сказать и о малярии: компоненты эфирного масла каннабиса, кариофиллен и альфа-терпинеол продемонстрировали способность подавлять вирус [123]. Согласно индийским источникам, каннабис может использоваться как средство против перхоти. Это объясняется тем, что содержащийся в нём каннабихромен активен против грибков [124], а цимол – против кандид [125]. Воздействие каннабиса на грибки Malassezia ovalis, вызывающие перхоть, легко исслледовать на собственном опыте. Каннабис полезен и для изгнания вшей: этот древний рецепт подтверждается тем, что он содержит терпеноиды, обладающие антипедикулярным эффектом [126]. Эти вещества воздействуют на октопаминергические рецепторы насекомых [127] и аллостерически модулируют их ГАМК-рецепторы [128]. Существует большой диапазон возможностей для применения каннабиса в качестве инсектицида. Что касается кишечных паразитов, то ещё Мешулам сетовал [94] на недостаточность исследований в этой области, и это до сих пор остаётся белым пятном в наших познаниях о каннабисе.
Чарас
Чарас
14.07.2010
Каннабис в индийском контексте

Как мы видим, большинство индийских представлений относительно каннабиса, полностью подтверждаются современными научными и лабараторными испытаниями.

В заключение, пассаж из Кэмпбелла [1], написанный для рапорта "Индийской Комиссии по медицинскому применению конопли", который звучит как страстная мольба в защиту этого священного, почитаемого растения: "С помощью конопли аскеты проводят дни без еды и питья. Поддерживающая сила бханга пронесла множество индийских родов невредимыми сквозь ужасы голода. Запрет и даже серьезное ограничение использования столь святой и доброй травы причинит горе и страдание повсеместно и вызовет глубокий гнев множества почитаемых народом аскетов. Он отнимет у людей то, что смягчает их лишения и лечит их болезни; отнимет защитника, чья милосердная поддержка хранит от бед; отнимет Учителя, который силой своего могущества помогает тем, кто следует Ему, рассеять демонов голода и жажды, уныния и страха, освободиться от волшебных чар Майи или материи, от безумия; и служить Вечному, чтоб Вечное, завладев телом и умом, растворило эго в океане бытия. Эти верования разделяют приверженцы ислама. Наравне с братьями Хинду, исламский факир почитает бханг как растение, которое продлевает жизнь и разрушает оковы эго. Бханг дарит единство с Божественным Духом. 'Мы пили бханг и тайна изречения Tat Tvam Asi, То Есть Ты, становилась проста. Такой великий результат – столь ничтожной ценой'".

Закономерно, что современные исследователи каннабиноидов признают неотъемлемый вклад индийской культуры в наше понимание биохимии каннабиса. Так, первый обнаруженный эндоканнабиноид, арахидоноэтиноломид, известен также под именем анандамид (ананда на санскрите – "блаженство", таб. 1) [130]. Подобным же образом, недавно открытый эндоканнабиноид, каннабиноидный антагонист О-арахидоноэтеноламин, представляющий соединение арахидоновой кислоты и этаноламина эфирной связью, получил в науке прозвище виродхамин (виродха на санскрите значит "оппозиция") [131]. Учёных впечатлил тот факт, что действие наших эндогенных каннабиноидов во многом похоже на действие ТГК и КБД - активных веществ каннабиса, знание о котором передали нам индийские фитофармакологи. Природа и нейрофизиология находятся здесь в симметрии и равновесии.

Благодарности

Автор выражает благодарность: Dominik Wujastyk, Jan Meulenbeld, Robert A. Nelson, Knut Movik, Ali Gorji и старательным сотрудникам Interlibrary Loan at Mansfield Library, University of Montana, за любезно предоставленные материалы для этой главы.
Молочный коктейль за 0.5 доллара с увкуснителями
Молочный коктейль за 0.5 доллара с увкуснителями
Коробочка заветная
Коробочка заветная
Карма 736
14.07.2010
Оооооооо!!! Какой шикарный материал!!! Даже сохраню его . Спасибо, и + вам!
Карма 1427
14.07.2010
Здорово! Спасибо и переводчику и вам за публикацию!
14.07.2010
Источники:

[1] Kaplan J (1969) Marijuana. Report of the Indian Hemp Drugs Commission, 1893–1894. Thomas Jefferson Publishing Co., Silver Spring, MD Cannabis in India: ancient lore and modern medicine

[2] Merlin MD (2003) Archaeological evidence for the tradition of psychoactive plant use in the Old World. Econ Bot 57: 295–323

[3] Nadkarni KM (1976) Indian materia medica. Popular Prakashan, Bombay

[4] Kapoor LD (1990) CRC handbook of Ayurvedic Medicinal Plants. CRC Press, Boca Raton, FL

[5] Candolle Ad (1883) Origine des plantes cultivées. G. Baillière et Cie., Paris

[6] Candolle Ad (1886) Origin of cultivated plants. Paul Trench, London

[7] de Bunge A (1860) Lettre de M. Alex. de Bunge à M. Decaisne. Botanique de France 7: 29–31

[8] Ames O (1939) Economic annuals and human cultures. Botanical Museum of Harvard University, Cambridge, MA

[9] Fleming MP, Clarke RC (1998) Physical evidence for the antiquity of Cannabis sativa L. J Int Hemp Assoc 5: 280–293

[10] Bouquet RJ (1950) Cannabis. Bull Narc 2: 14–30

[11] Merlin MD (1972) Man and marijuana; some aspects of their ancient relationship. Fairleigh Dickinson University Press, Rutherford, NJ

[12] Sharma GK (1979) Significance of eco-chemical studies of cannabis. Science and Culture 45: 303–307

[13] Sarianidi V (1994) Temples of Bronze Age Margiana: traditions of ritual architecture. Antiquity 68: 388–397

[14] Sarianidi V (1998) Margiana and protozoroastrism. Kapon Editions, Athens

[15] Witzel M (1999) Early sources for South Asian substrate languages. Mother Tongue October: 1–70

[16] Darmesteter J (1895) Zend-Avesta, Part I, The Vendidad. Oxford University, London

[17] Mahdihassan S (1982) Etymology of names – ephedra and cannabis. Studies in the History of Medicine 6: 63–66

[18] Grierson GA (1894) The hemp plant in Sanskrit and Hindi literature. Indian Antiquary September: 260–262

[19] Dwarakanath C (1965) Use of opium and cannabis in the traditional systems of medicine in India. Bull Narc 17: 15–19

[20] Sanyal PK (1964) A story of medicine and pharmacy in India: Pharmacy 2000 years ago and after. Shri Amitava Sanyal, Calcutta

[21] Watt G (1889) A dictionary of the economic products of India. Superintendent of Government Printing, Calcutta

[22] Aldrich MR (1977) Tantric cannabis use in India. J Psychedelic Drugs 9: 227–233

[23] Dash VB (1999) Fundamentals of Ayurvedic medicine. Sri Satguru Publications, Delhi

[24] Rao BR (1971) Anandakandam (root of bliss). A medieval medical treatise of South India. Bulletin of the Intistute of History of Medicine (Hyderabad) 1: 7–9

[25] Meulenbeld GJ (1989) The search for clues to the chronology of Sanskrit medical texts as illustrated by the history of bhanga. Studien zur Indologie und Iranistik 15: 59–70

[26] Wujastyk D (2002) Cannabis in traditionnal Indian herbal medicine. In: A Salema (ed.): Ayudveda at the crossroad of care and cure. Universidade Nova, Lisbon, 45–73

[27] Dymock W (1884) The vegetable materia medica of Western India. Education Society's Press, Bombay

[28] Sarngadhara, Srikanthamurthy KR (1984) Sarngadhara-samhita: a treatise of Ayurveda. Chaukhambha Orientalia, Varanasi

[29] Sharma PV (1984) Tantrik influence on Sarngadhara. Ancient Science of Life 3: 129–131

[30] Chopra IC, Chopra RW (1957) The use of cannabis drugs in India. Bull Narc 9: 4–29

[31] Dash B, Kashyap L, Todaramalla (1980) Materia medica of ayurveda: based on Ayurveda saukhyam of Todarananda. Concept, New Delhi

[32] da Orta G (1913) Colloquies on the simples and drugs of India. Henry Sotheran, London

[33] O'Shaughnessy WB (1843) On the preparations of the Indian hemp, or gunjah (Cannabis indica). Their effects on the animal system in health, and their utility in the treatment of tetanus and other convulsive diseases. Provincial Medical Journal and Retrospect of the Medical Sciences 5: 343–347, 363–369: 397–398

[34] Dymock W, Warden CJH, Hooper D (1890) Pharmacographia indica. A history of the principal drugs of vegetable origin, met with in British India. K. Paul Trench Trübner and Co., London

[35] Ainslie W (1813) Materia medica of Hindoostan, and artisan's and agriculturist's nomenclature. Government Press, Madras

[36] O'Shaughnessy WB (1838–1840) On the preparations of the Indian hemp, or gunjah (Cannabis indica); Their effects on the animal system in health, and their utility in the treatment of tetanus and other convulsive diseases. Transactions of the Medical and Physical Society of Bengal 71–102, 421–461

[37] Ley W (1843) Observations on the Cannabis indica, or Indian hemp. Provincial Medical Journal and Retrospect of the Medical Sciences 5: 487–489

[38] Clendinning J (1843) Observation on the medicinal properties of Cannabis sativa of India. Medico-Chirurgical Transactions 26: 188–210

[39] Shaw J (1843) On the use of the Cannabis indica (or Indian hemp)-1st-in tetanus-2nd-in hydrophobia-3rd-in cholera-with remarks on its effects. Madras Quarterly Medical Journal 5: 74–80

[40] Churchill F (1849) Essays on the puerperal fever and other diseases peculiar to women. Selected from the writings of British authors previous to the close of the eighteenth century. Sydenham Society, London

[41] Christison A (1851) On the natural history, action, and uses of Indian hemp. Monthly J Medical Science of Edinburgh, Scotland 13: 26–45: 117–121

[42] Russo E (2002) Cannabis treatments in obstetrics and gynecology: A historical review. J Cannabis Therapeutics 2: 5–35

[43] Johnston JFW (1855) The chemistry of common life. D. Appleton, New York

[44] McMeens RR (1860) Report of the Ohio State Medical Committee on Cannabis indica. In: Ohio State Medical Society, White Sulphur Springs, OH, 75–100

[45] Dutt UC, Sen BL, Sen A, Sen PK (1980) The materia medica of the Hindus. Chowkhamba Saraswatibhawan, Varanasi

[46] Kerr HC (1893–1894) Report of the cultivation of, and trade in, ganja in Bengal. Birtish Parliamentary Papers 66: 94–154

[47] Commission IHD (1894) Report of the Indian Hemp Drugs Commission, 1893–94. Government Central Printing Office, Simla

[48] Abel EL (1980) Marihuana, the first twelve thousand years. Plenum Press, New York

[49] Mills JH (2000) Madness, cannabis and colonialism: the 'native only' lunatic asylums of British India, 1857–1900. St. Martin's Press, New York

[50] Godley A (1893–1894) Papers relating to the consumption of ganja and other drugs in India. British Parliamentary Papers 66: 1–93

[51] Macleod J, Oakes R, Copello A, Crome I, Egger M, Hickman M, Oppenkowski T, Stokes-Lampard H, Davey Smith G (2004) Psychological and social sequelae of cannabis and other illicit drug use by young people: a systematic review of longitudinal, general population studies. Lancet 363: 1579–1588

[52] Waring EJ (1897) Remarks on the uses of some of the bazaar medicines and common medical plants of India; with a full index of diseases, indicating their treatment by these and other agents procurable throughout India. To which are added directions for treatment in cases of drowning, snake-bite, &c. J. and A. Churchill, London

[53] Khastagir AC (1878) Hemp (ganja) smoking in tetanus on a new principle. Indian Medical Gazette 210–211

[54] Lucas JC (1880) Notes on tetanus; with remarks on the efficacy of Cannabis indica when administered through the lungs. Medical Times and Gazette 202–204

[55] Du Toit BM (1977) Historical and cultural factors influencing cannabis use among Indians in South Africa. J Psychedelic Drugs 9: 235–246

[56] Rubin VD, Comitas L (1975) Ganja in Jamaica: A medical anthropological study of chronic marihuana use. Mouton, The Hague

[57] Dreher MC (1982) Working men and ganja: marihuana use in rural Jamaica. Institute for the Study of Human Issues, Philadelphia

[58] Ratnam EV (1920) Cannabis indica. J Ceylon Branch of the British Medical Association 17: 36–42

[59] Dixon WE (1923) Smoking of Indian hemp and opium. Brit Med J 2: 1179–1180

[60] Chopra RN (1940) Use of hemp drugs in India. Indian Medical Gazette 75: 356–367

[61] Carstairs GM (1954) Daru and bhang; cultural factors in the choice of intoxicant. Q J Stud Alcohol 15: 220–237

[62] Dastur JF (1962) Medicinal plants of India and Pakistan; A concise work describing plants used for drugs and remedies according to Ayurvedic, Unani and Tibbi systems and mentioned in British and American pharmacopoeias. D.B. Taraporevala Sons, Bombay Cannabis in India: ancient lore and modern medicine 19

[63] Karnick CR (1996) Ayurvedic narcotic medicinal plants. Sri Satguru Publications, Delhi

[64] Clarke RC (1998) Hashish! Red Eye Press, Los Angeles

[65] Sharma GK (1977) Ethnobotany and its significance for Cannabis studies in the Himalayas. J Psychedelic Drugs 9: 337–339

[66] Touw M (1981) The religious and medicinal uses of Cannabis in China, India and Tibet. J Psychoactive Drugs 13: 23–34

[67] Chaturvedi GN, Tiwari SK, Rai NP (1981) Medicinal use of opium and cannabis in medieval India. Indian J History of Science 16: 31–25

[68] Chopra RN (1982) Chopra's indigenous drugs of India. Academic Publishers, Calcutta

[69] Ghosh P, Bhattacharya SK (1979) Cannabis-induced potentiation of morphine analgesia in rat – role of brain monoamines. Indian J Med Res 70: 275–280

[70] Majupuria TC, Joshi DP (1988) Religious and useful plants of Nepal and India. M. Gupta, Lashkar, India

[71] Manandhar NP, Manandhar S (2002) Plants and people of Nepal. Timber Press, Portland, OR

[72] Chaturvedi GN, Rai NP, Pandey US, Sing KP, Tiwari SK (1991) Clinical survey of cannabis users in Varanasi. Ancient Science of Life 10: 194–198

[73] Gehlot S, Rastogi V, Dubby GP (1996) Role of cannabis extract (tetrahydrocannabinol) for relief of cancer pain. Sachitra Ayurveda 49: 138–140

[74] Zuardi AW, Guimaraes FS (1997) Cannabidiol as an anxiolytic and antipsychotic. In: ML Mathre (ed.): Cannabis in medical practice: a legal, historical and pharmacological overview of the therapeutic use of marijuana. McFarland, Jefferson, NC, 133–141

[75] Volicer L, Stelly M, Morris J, McLaughlin J, Volicer BJ (1997) Effects of dronabinol on anorexia and disturbed behavior in patients with Alzheimer's disease. Int J Geriat Psychiat 12: 913–919

[76] Deyo RA, Musty RE (2003) A cannabichromene (CBC) extract alters behavioral despair on the mouse tail suspension test of depression. In: 2003 Symposium on the Cannabinoids. International Cannabinoid Research Society, Cornwall, ON, Canada, 146

[77] Marsicano G, Wotjak CT, Azad SC, Bisogno T, Rammes G, Cascio MG, Hermann H, Tang J, Hofmann C, Zieglgansberger W et al. (2002) The endogenous cannabinoid system controls extinction of aversive memories. Nature 418: 530–534

[78] Russo EB (2003) Cannabis and cannabis-based medicine extracts: Additional results. J Cannabis Therapeutics 3: 153–162

[79] Wade DT, Robson P, House H, Makela P, Aram J (2003) A preliminary controlled study to determine whether whole-plant cannabis extracts can improve intractable neurogenic symptoms. Clin Rehabil 17: 18–26

[80] Notcutt W, Price M, Miller R, Newport S, Phillips C, Simmonds S, Sansom C (2004) Initial experiences with medicinal extracts of cannabis for chronic pain: results from 34 "N of 1" studies. Anaesthesia 59: 440–452

[81] Nicholson AN, Turner C, Stone BM, Robson PJ (2004) Effect of delta-9-tetrahydrocannabinol and cannabidiol on nocturnal sleep and early-morning behavior in young adults. J Clin Psychopharmacol 24: 305–313

[82] Mikuriya TH (2004) Cannabis as a substitute for alcohol: a harm-reduction approach. J Cannabis Therapeutics 4: 79–93

[83] Dreher M (2002) Crack heads and roots daughters: The therapeutic use of cannabis in Jamaica. J Cannabis Therapeutics 2: 121–133

[84] Labigalini E Jr, Rodrigues LR, Da Silveira DX (1999) Therapeutic use of cannabis by crack addicts in Brazil. J Psychoactive Drugs 31: 451–455

[85] Mello NK, Mendelson JH (1978) Marihuana, alcohol, and polydrug use: human self-administration studies. NIDA Res Monogr 93–127

[86] Mello NK, Mendelson JH, Kuehnle JC, Sellers ML (1978) Human polydrug use: marihuana and alcohol. J Pharmacol Exp Ther 207: 922–935

[87] Richardson JD, Aanonsen L, Hargreaves KM (1998) Antihyperalgesic effects of spinal cannabinoids. Eur J Pharmacol 345: 145–153

[88] Russo EB (2004) Clinical endocannabinoid deficiency (CECD): Can this concept explain therapeutic benefits of cannabis in migraine, fibromyalgia, irritable bowel syndrome and other treatment- resistant conditions? Neuroendocrinol Lett 25: 31–39

[89] Zajicek J, Fox P, Sanders H, Wright D, Vickery J, Nunn A, Thompson A (2003) Cannabinoids for treatment of spasticity and other symptoms related to multiple sclerosis (CAMS study): multicentre randomised placebo-controlled trial. Lancet 362: 1517–1526

[90] Metz L, Page S (2003) Oral cannabinoids for spasticity in multiple sclerosis: will attitude continue to limit use? Lancet 362: 1513

[91] Hampson AJ, Grimaldi M, Axelrod J, Wink D (1998) Cannabidiol and (–)Delta9-tetrahydrocannabinol are neuroprotective antioxidants. Proc Natl Acad Sci USA 95: 8268–8273

[92] Russo E (1998) Cannabis for migraine treatment: The once and future prescription? An historical and scientific review. Pain 76: 3–8

[93] Russo EB (2001) Hemp for headache: An in-depth historical and scientific review of cannabis in migraine treatment. J Cannabis Therapeutics 1: 21–92

[94] Mechoulam R (1986) The pharmacohistory of Cannabis sativa. In: R Mechoulam (ed.): Cannabinoids as therapeutic agents. CRC Press, Boca Raton, FL, 1–19

[95] Carlini EA, Cunha JM (1981) Hypnotic and antiepileptic effects of cannabidiol. J Clin Pharmacol 21: 417S–427S

[96] Wallace MJ, Blair RE, Falenski KW, Martin BR, DeLorenzo RJ (2003) The endogenous cannabinoid system regulates seizure frequency and duration in a model of temporal lobe epilepsy. J Pharmacol Exp Ther 307: 129–137

[97] Wallace MJ, Martin BR, DeLorenzo RJ (2002) Evidence for a physiological role of endocannabinoids in the modulation of seizure threshold and severity. Eur J Pharmacol 452: 295–301

[98] Leonardi CL, Powers JL, Matheson RT, Goffe BS, Zitnik R, Wang A, Gottlieb AB (2003) Etanercept as monotherapy in patients with psoriasis. N Engl J Med 349: 2014–2022

[99] Malfait AM, Gallily R, Sumariwalla PF, Malik AS, Andreakos E, Mechoulam R, Feldmann M (2000) The nonpsychoactive cannabis constituent cannabidiol is an oral anti-arthritic therapeutic in murine collagen-induced arthritis. Proc Natl Acad Sci USA 97: 9561–9566

[100] Richardson JD, Kilo S, Hargreaves KM (1998) Cannabinoids reduce hyperalgesia and inflammation via interaction with peripheral CB1 receptors. Pain 75: 111–119

[101] Abrams DI, Hilton JF, Leiser RJ, Shade SB, Elbeik TA, Aweeka FT, Benewitz NL, Bredt BM, Kosel B, Aberg JA et al. (2003) Short-term effects of cannabinoids in patients with HIV-1 infection. A randomized, placbo-controlled clinical trial. Ann Intern Med 139: 258–266

[102] Abrahamov A, Mechoulam R (1995) An efficient new cannabinoid antiemetic in pediatric oncology. Life Sci 56: 2097–2102

[103] Musty RE, Rossi R (2001) Effects of smoked cannabis and oral delta-9-tetrahydrocannabinol on nausea and emesis after cancer chemotherapy: A review of state clinical trials. J Cannabis Therapeutics 1: 29–42

[104] Guzman M (2003) Cannabinoids: potential anticancer agents. Nat Rev Cancer 3: 745–755

[105] Maccarrone M, Finazzi-Agro A (2003) The endocannabinoid system, anandamide and the regulation of mammalian cell apoptosis. Cell Death Differ 10: 946–955

[106] De Petrocellis L, Melck D, Palmisano A, Bisogno T, Laezza C, Bifulco M, Di Marzo V (1998) The endogenous cannabinoid anandamide inhibits human breast cancer cell proliferation. Proc Natl Acad Sci USA 95: 8375–8380

[107] Roth MD, Marques-Magallanes JA,Yuan M, Sun W, Tashkin DP, Hankinson O (2001) Induction and regulation of the carcinogen-metabolizing enzyme CYP1A1 by marijuana smoke and delta (9)-tetrahydrocannabinol. Am J Respir Cell Mol Biol 24: 339–344

[108] Williams SJ, Hartley JP, Graham JD (1976) Bronchodilator effect of delta1-tetrahydrocannabinol administered by aerosol of asthmatic patients. Thorax 31: 720–723

[109] Falk AA, Hagberg MT, Lof AE, Wigaeus-Hjelm EM, Wang ZP (1990) Uptake, distribution and elimination of alpha-pinene in man after exposure by inhalation. Scand J Work Environ Health 16: 372–378

[110] Pertwee RG, Ross RA (2002) Cannabinoid receptors and their ligands. Prostaglandins Leukot Essent Fatty Acids 66: 101–121

[111] McPartland JM, Russo EB (2001) Cannabis and cannabis extracts: Greater than the sum of their parts? J Cannabis Therapeutics 1: 103–132

[112] Pertwee RG (2001) Cannabinoids and the gastrointestinal tract. Gut 48: 859–867

[113] Wright K, Rooney N, Tate J, Feeney M, Robertson D, Welham M, Ward S (2003) Functional cannabinoid receptor expression in human colonic epithelium. In: 2003 Symposium on the Cannabinoids. International Cannabinoid Research Society, Cornwall, ON, Canada, 25

[114] Douthwaite AH (1947) Choice of drugs in the treatment of duodenal ulcer. Brit Med J 2: 43–47

[115] Tambe Y, Tsujiuchi H, Honda G, Ikeshiro Y, Tanaka S (1996) Gastric cytoprotection of the non-steroidal anti-inflammatory sesquiterpene, beta-caryophyllene. Planta Med 62: 469–470

[116] Schnelle M, Grotenhermen F, Reif M, Gorter RW (1999) [Results of a standardized survey on the Cannabis in India: ancient lore and modern medicine 21 medical use of cannabis products in the German-speaking area]. Forsch Komplementarmed 6 (suppl 3): 28–36

[117] Thompson LS (1972) Cannabis sativa and traditions associated with it. Kentucky Folklore Record 18: 1–4

[118] Brady CM, DasGupta R, Dalton C, Wiseman OJ, Berkley KJ, Fowler CJ (2004) An open-label pilot study of cannabis based extracts for bladder dysfunction in advanced multiple sclerosis. Multiple Sclerosis 10: 425–433

[119] Notcutt W, Price M, Miller R, Newport S, Sansom C, Simmonds S (2002) Medicinal cannabis extract in chronic pain: (7) Results from long term safety extension study (CBME-SAFEX). J Cannabis Therapeutics 2: 99–100

[120] Ferrari F, Ottani A, Giuliani D (2000) Inhibitory effects of the cannabinoid agonist HU 210 on rat sexual behaviour. Physiol Behav 69: 547–554

[121] Kabelik J, Krejcˇí Z, Santavy´ F (1960) Cannabis as a medicament. Bull Narc 12: 5–23

[122] Blevins RD, Dumic MP (1980) The effect of delta-9-tetrahydrocannabinol on herpes simplex virus replication. J Gen Virol 49: 427–431

[123] Campbell WE, Gammon DW, Smith P, Abrahams M, Purves TD (1997) Composition and antimalarial activity in vitro of the essential oil of Tetradenia riparia. Planta Med 63: 270–272

[124] ElSohly HN, Turner CE, Clark AM, Eisohly MA (1982) Synthesis and antimicrobial activities of certain cannabichromene and cannabigerol related compounds. J Pharm Sci 71: 1319–1323

[125] Carson CF, Riley TV (1995) Antimicrobial activity of the major components of the essential oil of Melaleuca alternifolia. J Appl Bacteriol 78: 264–269

[126] Downs AM, Stafford KA, Coles GC (2000) Monoterpenoids and tetralin as pediculocides. Acta Derm. Venereology 80: 69–70

[127] Enan E (2001) Insecticidal activity of essential oils: octopaminergic sites of action. Comp Biochem Physiol C Toxicol Pharmacol 130: 325–337

[128] Priestley CM, Williamson EM, Wafford KA, Sattelle DB (2003) Thymol, a constituent of thyme essential oil, is a positive allosteric modulator of human GABA-A receptors and a homo-oligomeric GABA receptor form Drosophila melanogaster. Brit J Pharmacol 140: 1363–1372

[129] McPartland JM, Clarke RC, Watson DP (2000) Hemp diseases and pests: Management and biological control. CABI, Wallingford, UK

[130] Devane WA, Hanusˇ L, Breuer A, Pertwee RG, Stevenson LA, Griffin G, Gibson D, Mandelbaum A, Etinger A, Mechoulam R (1992) Isolation and structure of a brain constituent that binds to the cannabinoid receptor. Science 258: 1946–1949

[131] Porter AC, Sauer JM, Knierman MD, Becker GW, Berna MJ, Bao J, Nomikos GG, Carter P, Bymaster FP, Leese AB, Felder CC (2002) Characterization of a novel endocannabinoid, virodhamine, with antagonist activity at the CB1 receptor. J Pharmacol Exp Ther 301: 1020–1024
Помощь сайту
⚠ Топик закрыт
Случайные топики