Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Sangita1 › Видеть сердцем

Карма 93
1.12.2013
(отрывок из моей книги об Индии)

Когда-то от одной мысли о том, что завтра я окажусь в Индии, ум приходил в состояние взрыва на макаронной фабрике, а глаза начинали гореть как уличные фонари. Если бы мне сказали, что в этом году я не поеду в Индию, это означало бы, что еще один год прожит зря. Потом я стала собираться в Индию буднично и безо всяких эмоций. И все же если бы мне сказали: сдай билет, не уезжай, это было бы равносильно просьбе выкинуть из жизни еще один год. Не могу сказать, что Индия мой наркотик, но что-то вроде этого. Как будто всю мою жизнь я сижу возле закрытой двери, на которой написано «Индия», и только в те моменты, когда она открывается, я чувствую себя счастливой. Только за этой дверью жизнь как будто бы снова обретает свои не тускнеющие краски и истинный объем. Единственное утешение, оставаясь в России, повторять, что моя депрессия круче всякой эйфории... Ведь она даёт огромный импульс к творчеству. А вот эйфория в творческом плане проходит бесследно, разве что даёт толчок выстоять и не пропасть прежде, чем кончится этот свет.

Вот опять самолёт приземляется в аэропорту имени Индиры Ганди в Дели, и мы с друзьями спускаемся по трапу в темную, полную таинственных запахов ночь. Я снова узнаю этот специфический, неповторимый запах Дели, в котором смешались пряности восточной кухни, выхлопные газы и благоухающие остатки жизнедеятельности всех организмов, которыми населен и перенаселен Дели. Здесь живут люди, собаки, обезьяны, коровы, свиньи, верблюды, слоны, птицы, грызуны, змеи, и даже злые и добрые духи. В то время, когда это пестрое перенаселение спит, по улицам бродит только запах – уже в обнимку с моим джином и в поисках приключений...

В Дели, в отличие от Бомбея, не так много бездомных, которые спят на улице. Поэтому, помимо извозчиков, я и мои спутники почти никого не встречаем по дороге ко всемирно известной делийской клоаке под названием Мейн Базар, что в переводе означает «Главный Рынок». Вроде бы я здесь не впервые и знаю этот район вдоль и поперек. И все же ночью он настолько меняет внешность, что я не могу его узнать.

Мы идем по какой-то узкой улочке шириной полтора метра и постепенно упираемся в тупик. Приходится идти назад. Вот кто-то уже шевелится за соседней дверью. То ли он боится нас, то ли мы его. Может быть, ему кажется, что пришли воры и не плохо бы огреть их дубинкой. Иначе кому еще нужно ломать тут ноги в четыре часа утра?.. Узкие улочки старого мусульманского квартала, подобные его тонким капиллярам, крепко спят, не дремлет только его центральная вена, на которой мы и находим симпатичный отель с мраморными полами и аквариумными рыбками. По местным меркам он здесь самый дорогой – примерно 30-40 долларов за сутки. Около пяти утра мы ложимся спать. А Дели тем временем начинает просыпаться...

Первыми, еще до четырех утра, встают индийские йоги и глубоко верующие люди. В это благоприятное время суток миллионы вибрирующих сознаний еще спят и не загрязняют эфир своими приземленными мыслями и желаниями. В отсутствие этих низкочастотных вибраций йогам легче сконцентрироваться и достучаться до Господа Бога. В пять часов утра в двери небес начинают стучаться остальные верующие, а в 6 часов просыпаются уже все остальные: люди и животные, студенты и бизнесмены, богатые и нищие, полицейские и воры. Все это многоцветное море выливается на индийские улицы и начинает свою повседневную жизнь, а вернее привычную борьбу за существование. Лучше ничего не знать об этой борьбе, иначе у вас испортится настроение и сердце перестанет радостно биться при встрече с Индией. Достаточно сказать, что один мой знакомый, способный парень из когда-то богатой, но обедневшей семьи, два года вообще был безработным, потом работал за зарплату в 50$ в месяц, потом снова на годы стал безработным.

После моего первого приезда в Индию прошло более десяти лет. Тогда ещё все мужчины носили усы, а на дорогах почти не было автомобилей, только повозки, мотоциклы и грузовики. Сейчас мужчины сбрили усы, а улицы заполнены красивыми автомобилями, но лица людей стали гораздо более печальными, чем десять лет назад.

До сих пор мне кажется, что с приездом в Индию я немного опоздала. Нужно было бы приехать сюда раньше, может быть в шестидесятые, или хотя бы семидесятые годы. Существует такая теория, что каждое столетие условно делится на четыре периода, первый из которых осень, второй зима, третий весна и четвертый лето. (Сейчас начало века, стало быть, осень).

До середины прошлого века длилась зима с ее страшной второй мировой войной. Потом наступила бурная весна, а за ней застойное лето. После войны все забурлило, стало наполняться новыми надеждами и планами. Во всем мире, в том числе и в Индии, стало жить и дышаться совсем по-другому. Тогда Россия и Индия были особенно близки, и русские люди с удовольствием смотрели такие знаменитые индийские фильмы как «Бродяга», «Господин 420», «Мое имя Клоун», «Зита и Гита», «Слоны - мои друзья», «Сангам», «Танцор диско» и т.д. Потом романтика закончилась, весна отцвела, и наступило вялое и тягомотное лето. Постепенно в мире все стало крутиться вокруг денег и их зарабатывания. Харизматических лидеров типа Индиры Ганди и Раджива Ганди сменили безликие премьер-министры, СССР развалился, и наша дружба с Индией охладела.

Когда-то Брежнев слал Индире Ганди мешки денег, надеясь, что Индия свернет на дорогу социализма. Тысячи людей в Индии учили русский язык, теперь же это делают только ради бизнеса. Правда, теперь, когда мы не тащим больше никого в социалистическое будущее, наши отношения с Индией снова теплеют – насколько это возможно в условиях мировой осени. Ибо начало века – это осень. Время отсутствия эмоций и переосмысления всего сущего, эпоха потери иллюзий. Когда-то Ганди мечтал сделать Индию царством Рамы, а Хрущев собирался к 80-му году построить коммунизм.

Так или иначе, но раз уж я опоздала с посещением Индии в период ее бурной весны, значит, мне придется смириться с индийской осенью. Слава Богу, она совсем не холодная и не такая уж слякотная, как в России.

Продолжение следует
Карма 5075
1.12.2013
Sangita1
Нужно было бы приехать сюда раньше, может быть в шестидесятые, или хотя бы семидесятые годы.

В одном документальном фильме об Индии тех годов есть эпизод, где очередь счастливых индийцев стоит на добровольную кастрацию в рамках программы сокращения рождаемости, чтобы взамен получить радиоприемник.
Карма 668
1.12.2013
А за автомобиль, сейчас очередь была бы меньше?
Карма 5075
2.12.2013
ji-krims

За стиральную машину.
Карма 668
2.12.2013
Думаю, что желающих, нашлось бы не мало. Уж чего-чего, а многодетных отцов в Индии хватает. Нашлись бы и такие, которым ещё детей не нужно. Совсем. А среди этих отцов, нашлись бы такие, которых религиозно-моральные препятствия не останавливают. Останавливает только стоимость вазэктомия или стерилизации. И вдруг им предлагают это бесплатно. Да ещё сверх того, новенький автомобиль или стиральную машину. Да хоть бы и велосипед. Для сокращения расходов компании, её устроители могли бы организовать лотерею.
Карма 93
3.12.2013
Представьте, что в индийском консульстве читают ваши высказывания, полные высокомерия и презрения к Индии: визу бы вам точно не дали. Подхватываете всё самое грязное, потом этим трясёте, как признаком своего ума. Мне надоело всё это, больше писать не буду. Меня читают не сердцем, а тем, что по ошибке принимают за ум. Есть только один человек в этом блоге, который хорошо пишет, да и тот, если честно сказать, графоман.
Карма 668
3.12.2013
Sangita1, простите что дёргаю цитаты, но

Sangita1
Представьте, что в индийском консульстве читают ваши высказывания, полные высокомерия и презрения к Индии: визу бы вам точно не дали.

Если бы у них хватало на это времени и желания, то наверное хватило бы ума и для понимания высказываний иностранцев, которым не безразлична Индия. А если бы ума не хватило, то визу не дали бы и вам за, порою эмоциональные фразы об индийской действительности.

Sangita1
Есть только один человек в этом блоге, который хорошо пишет, да и тот, если честно сказать, графоман.

Вы так говорите, как будто в этом есть что-то плохое. Блогерство - отдушина для графоманских наклонностей. Не книжки же нам, в самом деле, издавать. Разорились бы, большинство. Отрицание в себе тяги к публичным размышлениям вслух, это тупик. Как только осознаешь, в себе это, сразу станет легче. Попробуйте.

Sangita1
ваши высказывания, полные высокомерия и презрения...Меня читают не сердцем, а тем, что по ошибке принимают за ум...Есть только один человек...да и тот, если честно сказать...

Хотя "на вопросы смотреть ширше" - это право, которым пользоваться никто не обязан, но "к людям надо относиться мягше" всегда помогает.

Sangita1
больше писать не буду

И зря. Многие расстроятся. Я, например. Часто вас читаю. С многим не согласен. А оффтопы - признак того, что ваши мысли вызывают у людей свои мысли. А разве не для этого вы пишите? P.S. Фотопортреты индийцев. сделанные вами, радуют всегда. Плюс вам.
Карма 339
3.12.2013
Чета прямо все вот пишут книги про Индию)) И все - не графоманы.. Вот зато все остальные...

Мне лично данная конкретная "книга" кажется немного пафосной. В духе советских эссе про дружбу народов. Скукотища)) Лично для меня, например.

Это называется не читать сердцем, а так, как автору надо, чтобы воспринимали его творение. Мне так кажется, имхо.
Карма 668
3.12.2013
На мой вкус тоже. Но. На вкус и цвет, товарищей нет. Зато у других индостанцев, по сравнению с топикстартером, не хватает эмоциональности и веры в непогрешимость своей точки зрения. Автор уникален таким подходом к описанию событий и явлений. И этим интересен. Почему, измышления о похождениях непогрешимых супергероев на экране популярны, а реальные проявления веры человека в себя и свою точку зрения, не имеют место быть? От ума горе. Автор права. Видеть сердцем - это дар, которого часто не достаёт.
Карма 93
3.12.2013
По просьбам трудящихся продолжаю.

(Что касается критики, то если читателю что-то не нравится, он может не читать, ведь время драгоценно. Лично я никого не критикую: если не зацепило, я просто не читаю. Критикой всё равно всю посредственность не изведёшь, только себе врагов наживёшь).

Итак,

В начале прошлого века в искусство вошла мода на примитивизм. В Индии примитивизм никогда не был модой, это скорее стиль жизни. Памятники как дети, машины как дети, люди как дети... По улицам Индии до сих пор носятся смешные легковые машины «амбасадор», первые детища индийской автомобильной промышленности. По дизайну, если смотреть спереди, они очень напоминают человеческое лицо: большие круглые фары – глаза, сбоку – какая-то железяка, похожая на нос, а вернее это сабля! Ведь какой же наездник без сабли! Этот детский сад на колесах был первой индийской машиной, пусть и без кондиционера, но зато с персидскими очами и при оружии, а также с занавесками на окнах, почти как в карете! Очень странно, что этот живой анахронизм почти в том же дизайне, но с более современной начинкой, выпускают и до сих пор...

Сейчас индийские дороги заполонили всяческие японские клоны, которых собирают в Индии, так как здесь рабочая сила дешевле. По сравнению с амбасадором они совершенны, но зато безлики. Грузовики же и тракторы в Индии напоминают увеличенные детские игрушки. Помимо номера, они имеют собственное имя и дополнительно к природной окраске разрисовываются различными цветочками, украшаются ленточками, патриотическими надписями и советами типа «труби в горн». Правда, современные грузовики всё больше теряют лицо и становятся просто машинами вместо почти одухотворённых существ.

Глазам индусы не доверяют, больше полагаясь при вождении автомобиля на слух. Словно совсем слепые, они трубят в горн бесконечно, и этот трубный звук заменяет правила дорожного движения. Машины движутся по принципу пешеходов, и вопрос, кто кого пропускает, решается не по правилам, а по доброй воле самих водителей, так как светофоры во многих местах отсутствуют.

Десять лет назад на дорогах были только «амбасадоры», мотоциклы и грузовики, сейчас количество транспорта неизмеримо выросло, а количество блесток и украшений на грузовиках уменьшилось. Желание украшать машины вышло из привычки украшать слонов, верблюдов и лошадей различными ленточками и цветочками. В штате Раджастан, например, каждый верблюд обязательно имеет цветочек на носу и бусы на шее, а когда-то при дворе Великих Моголов даже охотничьи гепарды щеголяли в безрукавках, расшитых драгоценными камнями.

Примитивизм царствует и в бизнесе. По-моему, хорошо делается в Индии только то, что делалось вручную веками, остальное не выдерживает конкуренции. Сельскохозяйственная и ремесленная Индия, женственная страна, включилась во всеобщую мужскую гонку за индустриализацией, в которой она пока аутсайдер.

Индийцы – мастера подделок. Подделывают все: лекарства, драгоценные камни, известные бренды одежды и даже питьевую воду. Стоило нам с подругой купить кольца, как оказалось, что у нее камень настоящий, а серебро не настоящее, у меня же, наоборот, с камнем все в порядке, но ни грамма серебра. Коричневая краска для волос местного производства дала радикально черный цвет. Купленные за полтора доллара настенные часы имели наклонность останавливаться каждый час и отдыхать по 5-10 минут. Иногда они отдыхали целыми сутками, погрузившись, очевидно, в нирвану. Дешевая одежда была без выточек и часто не обмётана изнутри, а на дорогой одежде один карман был пришит на полтора сантиметра ниже, чем другой. То же самое было и с карманами на брюках.

Но больше всего мне запомнилась одна индийская игрушка – заводной клоун на велосипеде. Он был наиярчайшим примером радужного индийского примитивизма и словно излучал искреннее детское счастье. Такого клоуна мог создать только добродушный и инфантильный творец по имени индийский народ. Этот клоун еще не успел перешагнуть пределы прилавка, но уже лишился одного глаза. Проблема была в нестойкой индийской краске. Но клоун, очевидно, не замечал своего дефекта и выглядел довольно счастливым. В то время как он весело катался на велосипеде, я пыталась объяснить продавцу, что мне не нужен клоун без одного глаза. Тогда продавец нашелся и выцарапал клоуну второй глаз. Слепой клоун нисколько не обиделся и продолжал крутить педали, не ведая о своем уродстве, как не ведают об этом дети. Я жалею, что не купила этого клоуна. Он казался почти что героем Раджа Капура из знаменитого фильма «Мое имя Клоун», и какая разница, были у него глаза или нет, ведь главного глазами не увидишь...
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики